Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дистанционное обучение иностранным языкам↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, т.е. в ситуации, когда обучаемый отделен от преподавателя в пространстве или во времени. Для большинства преподавателей иностранных языков это понятие идентично заочному обучению. Существует много определений данного понятия [34; 57; ПО]. Объединив их, можно предложить следующее: дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому базового учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков. Дистанционное обучение — главная составляющая дистанционного образования. Последнее предполагает также наличие определенных средств приема и передачи данных, единых протоколов их взаимодействия,
соответствующего программного обеспечения, группу административного управления [72, 15]. Существуют различные подходы к классификации видов или моделей дистанционного обучения [4; 34; 107; 138]. Наиболее оптимальной представляется классификация, зависящая от способов доставки обучаемым учебного материала и принципов общения с преподавателем. Интерактивное телевизионное обучение. Преподаватель ведет занятие в одном из классов, где установлена видеокамера, и весь урок по телевизионным кабелям передается в другое здание, другой город, другую область или другое государство. По телевизионным каналам (или пересылкой видео- и аудиокассет) обучаемым передаются также учебный материал и задания. Проверка знаний и выдача соответствующих дипломов и аттестатов осуществляются при личных контактах преподавателя со студентами. Такой способ дистанционного обучения широко используется в США [34]. Наиболее известное образовательное учреждение такого типа — Национальный технологический университет (NTU — National Technological University). Это центр дистанционного образования штата Колорадо (г. Форт-Коллин), объединяющий 40 дистанционных школ, расположенных на его территории. Для такого обучения в США активно используется и Система публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Учебные курсы по бизнесу, управлению, различным областям науки передаются по четырем образовательным каналам и доступны людям всей страны. Дистанционное обучение с использованием носителей учебной информации на компакт-дисках (CD и DVD). Для получения консультаций у преподавателей широко используется глобальная сеть Интернет. Проверка знаний и навыков и в этом случае осуществляется при личных контактах обучаемых с преподавателями. Дистанционное обучение с широким использованием телекоммуникационных сетей. Как передача знаний обучаемым, так и проверка их знаний и навыков осуществляются в интерактивном режиме через Интернет. В центре такого процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Существует два варианта взаимодействия обучаемого и обучающего центра: на основе World Wide Web (WWW) и в режиме видеоконференций. Общую структуру системы дистанционного обучения можно представить следующим образом (см. схему). Процесс дистанционного обучения может быть разделен на четыре этапа. На первом этапе в группе административного управления («Блок регистрации и идентификации обучаемого») абитуриент оформляет определенные документы, оплачивает обучение и получает следующую информацию:
1) координаты преподавателей (фамилию, адрес электронной 2) пароль для доступа к сетевой электронной библиотеке (если На втором этапе — этапе вступительных экзаменов — используется специальная интерактивная подсистема тестирования абитуриентов по различным дисциплинам, включенным в число вступительных («Блок организации вступительных экзаменов»). Абитуриенты, прошедшие тестирование, включаются в число обучаемых. Третий этап — непосредственное обучение. Первый его шаг связан с выбором учебных дисциплин, входящих в учебный план той или иной специальности. По каждой дисциплине обучаемый получает набор учебно-методических материалов, выполненных в виде гипертекста. В процессе изучения каждого раздела обучаемый выполняет тест, который по электронной почте передается прикрепленному преподавателю. При необходимости обучаемый может получить консультации через электронную почту или сеть Интернет в режиме онлайн. Получив положительную оценку по результатам промежуточных тестов по всем разделам учебной дисциплины, обучаемый допускается к экзамену по этой дисциплине. Экзамен проводится на четвертом этапе («Блок конечного контроля знаний») как в письменном виде через электронную почту, так и в устной форме в региональных учебных центрах, где происходит встреча обучаемого и преподавателя. Выполнив подобные процедуры по каждой дисциплине, обучаемый получает сертификат о приобретении той или иной специальности. Как видно на схеме, на всех четырех этапах обучения предусмотрена обратная связь обучаемого с преподавателями или администраторами системы обучения.
В процессе дистанционного обучения иностранным языкам используются следующие средства обучения: 1) компьютерные средства обучения; 2) прикладные программы; 3) инструментальные средства. Компьютерные средства дистанционного обучения иностранным языкам — это компьютерные учебные программы, учебные курсы, учебники и средства контроля знаний, находящиеся в Интернете. Например, в Сети функционирует компьютерный учебник «EF Languagelive» фирмы «Lotus-Learning Space», моделирующий процесс обучения в школе. С помощью теста при обращении к данной программе определяется уровень начальных знаний учащегося и в зависимости от этого выбирается уровень обучения. Отдельный уровень обучения включает три курса продолжительностью по семь недель. Результаты обучения проверяются в дискуссиях и письменных упражнениях и заканчиваются специальным тестом. Еще одно преимущество этого учебника заключается в том, что в любое время обучаемый может обратиться через Интернет за консультацией к выделенному ему преподавателю. Для каждого составляется индивидуальный план работы по обучению языку. Сервер бесплатного дистанционного обучения английскому языку можно найти по адресу: www.anriintern.com. На сайте http://www.edufind.com/english/grammar/toc.cfm представлен обучающий дистанционный учебный курс по грамматике английского языка. Дистанционный учебный курс по совершенствованию умения письма можно найти на сайте http://www.writelOl.com/. На сайте http:// cscwww.cats.ohion.edu/independent/online/eng308j/frame.htm представлен дистанционный учебный курс английского языка «On-Line Advanced Composition». Сайты http://www.toefl.org, http://www.ielts.org и www.exams.ru можно использовать для дистанционной сдачи экзаменов TOEFL, TSL, TWE, IELTS, а также международных экзаменов по английскому языку. Прикладные программы, используемые в дистанционном обучении, — это учебные словари, одноязычные и многоязычные переводные словари, терминологические словари, тезаурусы и энциклопедии, грамматические справочники, программы проверки орфографии и т.д., также размещенные в сети Интернет. Как было сказано, самый полный английский электронный словарь «ABBYY Lingvo» можно найти на сайте http://www.abby.ru. Здесь приводятся примеры употребления слов и их грамматические парадигмы. В словаре заложена возможность пословного перевода предложений. Большое число английских словарей (52) содержится в сетевом словаре «VER-Dict» 2.0 (http://www.computerra/ru/gid/235015/). Он включает несколько миллионов слов, произношение любого слова или фразы можно прослушать. На сайте http://www.mediahouse.ru можно най- ти сетевой словарь «Альфалекс». В его состав входят 170 тыс. слов словаря В.К.Мюллера, 160 тыс. слов словаря А.И.Смирницкого и еще 22 специализированных словаря. Слова снабжаются грамматической информацией. Есть возможность перевода слов. Инструментальные средства — компьютерные программы, с помощью которых создаются компьютерные учебники, системы, курсы и тестирующие системы, функционирующие в процессе дистанционного обучения. Среди таких программ можно выделить программу «e-Education System». Она обеспечивает и дистанционное управление процессом обучения и содержит специализированные средства подготовки учебных материалов: мультимедийных лекций, тестов, словарей и т.д. К этому же типу программ можно отнести «ОРОКС» — оболочку для создания обучающих и контролирующих систем. Она находится на сайте http://www.mocnit.mocnit. miee.ru. Обучающие системы по иностранному языку, созданные с помощью этой оболочки, дают возможность осуществлять обучение и удаленный контроль через глобальную сеть Интернет на основе интерактивной связи преподпвателя с обучаемым. Необходимо отметить следующие преимущества дистанционного образования [ПО]. 1. Предоставление возможности получения образования неза 2. Снятие социальной напряженности в крупных городах и по 3. Возможность экспорта и импорта образовательных услуг. обучении компьютерных обучающих средств и сети Интернет, заключаются в следующем. 1. Возможность индивидуализации и дифференциации процес 2. Сохранение обычной продолжительности обучения. 3. Возможность широко использовать мультимедийные средства 4. Повышение интереса к обучению за счет использования иг 5. Возможность моделирования и имитирования различных про Несмотря на то что в последние годы идея дистанционного образования нашла широкую поддержку во всем мире, ее реализация встречает ряд существенных трудностей. Наиболее принципиальное отличие заключается в том, что традиционное обучение есть передача знаний от обучающего к обучаемому, а при дистанционном обучении происходит передача не знаний, а информации. Если говорить о дистанционном обучении иностранному языку, то целью такого обучения становится не столько знание о
самом предмете, т.е. языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). А то, насколько быстро и эффективно информация, передаваемая по телекоммуникационным каналам, превратится в знания, зависит от возможности обучаемого ее самостоятельно интерпретировать. Последнее, в свою очередь, связано с предыдущими знаниями обучаемого, его образованием, жизненным опытом и т.д. К тому же, как отмечают психологи, информация, предъявляемая на экранах компьютеров, обладает иными свойствами, нежели представленная в книгах, фильмах, на слайдах и т. п. Специалисты по дистанционному обучению предлагают проводить исследование информационного поля каждого обучаемого путем специального построения окружающей его информационной среды. Еще одна трудность связана с необходимостью организации принципиально иной структуры учебного материала, предъявляемого при дистанционном обучении. На первый план здесь выходит «самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание)» [107, 10]. И наконец, еще одна проблема дистанционного обучения с максимальным использованием телекоммуникационных сетей связана с необходимостью владения навыками работы с компьютером.
Вопросы и задания 1. Какие основные дидактические задачи при обучении иностранным 2. Каким образом можно найти партнеров для переписки по элект 3. Какие условия должны быть выполнены, чтобы самостоятельная 4. Для каких видов самостоятельной работы целесообразно использо 5. Что понимается под дистанционным обучением? 6. Какие виды дистанционного обучения иностранным языкам можно 7. Каковы преимущества дистанционного обучения иностранным язы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном учебном пособии сделана попытка показать, как современные компьютерные технологии могут помочь в обучении иностранным языкам. Цель таких технологий на современном этапе их развития — не столько дать знания, сколько научить эти знания добывать, отбирать нужные и умело ими распоряжаться. В пособии подробно рассмотрены функции компьютера в процессе обучения фонетике, лексике, грамматике и чтению, приводится много конкретных компьютерных программ на компакт-дисках. Большое внимание уделено процедуре построения сценария простейшей компьютерной обучающей программы с надеждой, что такой сценарий сможет создать сам преподаватель иностранного языка, а написать соответствующую обучающую программу — любой преподаватель информатики или информационных технологий. Рассмотрены проблемы контроля знаний с помощью компьютерных технологий. Приводятся примеры конкретных компьютерных текстов, описываются способы их применения. В деталях анализируются возможности использования глобальной сети Интернет для обучения английскому языку. Дается большое число адресов сетевых ресурсов, которые могут использовать как студенты, так и преподаватели для совершенствования своих знаний по английскому языку, поиска словарей и энциклопедий, сдачи различных экзаменов по английскому языку. Авторы надеются, что представленные в пособии материалы еще раз подтвердят неоднократно высказывавшиеся педагогами и методистами положения, что эффект от внедрения компьютеров в учебный процесс определяется следующими факторами [39, 101]: 1) надежным материальным и методическим обеспечением учебного процесса, связанного с обучением иностранному языку; (2) использованием различных путей, форм и методов взаимосвязи учебной и внеучебной (самостоятельной) деятельности обучаемых в процессе применения информационных технологий; 3) совершенствованием знаний и умений преподавателей ино 4) активным вовлечением в процесс методического обеспече 5) определенной корректировкой учебных планов школ и ву Авторы пособия надеются, что решение сформулированных проблем и более активное использование информационных технологий в обучении иностранным языкам будут способствовать повышению эффективности учебного процесса. 129
ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. — Мн., 2. Автоматизированные учебные курсы и пути повышения их эффектив 3. Агузарова СВ. Проблемы контроля знаний учащихся при обучении 4. Андреев А. А., Солдатчин В.И. Дистанционное обучение: сущность, 5. Антипова А.И. Система английской речевой интонации. — М., 1979. 6. Байков В. Интернет от E-mail к WWW. - СПб., 1998. 7. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебни 8. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. — М., 1970. 9. Биболетова М. 3. Мультимедийные средства как компонент УМК
10. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. — 11. Бовтенко М.А. Создаем компьютерные учебные программы само 12. Бонк Н.А., Котий Г. А., Лукьянова Н.А. Учебник английского язы 13. Бояркина Е. Виртуальные прогулки по французским ресурсам // 14. Буланова KIT., Волейко Г.В. Использование телекоммуникацион 15. Бурдаев В. П., Бурдаева Л. В. Модуль преподавателя в современных 16. Бурнее В. Б., Карасик А.А., Чубаркова Е.В. Дистанционное образо 17. Виноград Т. Работа с естественным языком // Современный ком 18. Винховченко С. Выбираем модель // Мир Internet. — 2000. — № 4.
19. Вопросы методического обеспечения автоматизированных обуча 20. Воронина О. В. Активные формы совершенствования навыков анг 21. Высоцкий О. Р. Компьютер в образовании // Информатика и обра 22. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии. — М., 2006.
23. Гальскова Н.Д., Тез Н.И. Теория обучения иностранному языку: 24. Гешц-Герд P. QBASIC. Основы языка программирования. — Киев, 25. Гладковскш В. И., Гладышук А. А., Маркевич К. М. Рейтинговая ин 26. Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информати 27. Грейдина Н.А., Миракян З.Х. Как «Профессор Хиггинс» помога 28. Григорьева Т. В. Использование обучающего лингвистического ав
29. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. 30. Джамса К., Коун К. Программирование для Internet в среде 31. Дидактическая эффективность обучения с применением автома 32. Дистанционное обучение: учеб. пособие. — М., 2001. 33. Дистанционное обучение: учеб. пособие. — М., 1998. 34. Дмитренко В. Дистанционное обучение: Кому это надо? // Компь 35. Дмитриева Л. А., Федорова О. В. На пути к дистанционному обуче 36. Доронина М. М. Использование новых технологий в обучении ино
37. Дубовцова Т. А. Использование компьютера для обучения иност 38. Евграфов П. М. Новое в идеологии построения контрольно-обучаю 39. Егорова Ю. Н. Мультимедиатехнология как средства повышения 40. Засим О.А., Осадчая Т.П. Использование компьютерных техно 41. Зельднер Г. Quick BASIC 4.5 для носорога. — М., 1994. 42. Знатное С. Ю. Проектная деятельность школьников в рамках ин 43. Знатное С. Ю. Сетевой проект заграншкол МИД России // Инфор 44. Зубов А. В. Компьютерные программы обучения произношению // 45. Зубов А. В. Мультимедиатехнология обучения иностранным язы 46. Зубов А. В. Основные требования к компьютерным программам обу 47. Зубов А. В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвис 48. Зубов А. В., Зубова И. И. Основы лингвистической информатики. Ч. 2. 49. Зубов А.В., Зубова И.И. Основы лингвистической информатики. Ч.З. 50. Зубов А. В., Лосик Г. В., Панова И. И. Компьютерная система обуче 51. Зубов Александр, Хайчук Роман. Дистанционное обучение иностран 52. Зубова И.И. Коммуникация с компьютером в обучении понима 53. Зубова И. И. Обучение построению прозаического текста (сказки) 54. Зубова И.И., Ермолицкая Л.Г. Компьютерное обучение коммуни 55. Зубова И. И., Ермолицкая Л. Г. Лингвометодические особенности
56. Иностранные языки. Примерные и авторские программы для сис 57. Интернет в гуманитарном образовании. — М., 2001. 58. Кабешева Е.В. О формировании системы тестового контроля по 59. Каймин В.А., Гаркуша В.З. «Сетевая тестинг-школа» — репетитор 60. Камер Л. А. К проблеме систематизации интонемного фонда язы 61. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью ком 62. Карамышева Т. В. Компьютерная лингводидактика. — СПб., 2000. 63. Карамышева Т. В. Пути развития систем компьютерного обучения 64. Карневская Е. Б., Курочкина З.Д., Мисуно Е.А. Английский язык: на
65. Китайгородская Т.А. Методические основы интенсивного обуче 66. Князева Н. И. Из опыта использования дискуссии как одного из 67. Колкова М. К. Модернизация процесса обучения иностранным язы 68. Колкова М.К. Проблемы модернизации обучения иностранному 69. Контроль результатов обучения по иностранному языку. Материа 70. Корнеев Л. А., Пиотровский Р. Г., Бычков В. П. Компьютер в препода 71. Коховец А. Я., Нестерчук Е. Р. Методика составления тестов на осно 72. Кравченя Э. М. Формирование информационной культуры у сту 73. Крюкова О. П. Интегрированная лингводидактическая технология (на 74. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. 75. Лазарева Т. А. Возможности повышения качества учебного процес 76. Леонтьев А. А. Основные линии развития методики преподавания 77. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогичес 78. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. 79. Листопад НИ. Образовательные компьютерные сети // «Круглый 80. Ляховщкш М. В. О некоторых базисных категориях методики обу 81. МаршцукЛ.В., Шульга O.K. Психологическое содержание методов 82. Маркович КМ. Рейтинговая система оценки знаний // Адукацыя i 83. Методические указания по разработке и использованию обучающих
84. Методические указания по разработке и использованию обучаю 85. Минъяр-Белоручев Р. К. О принципах обучения иностранным язы 86. М1хнев1чА.Я., Зубау А. В. Беларусская мова: камп'ютэрныя сцэна- 87. Моделирование в автоматизированных обучающих системах // Сред 88. Морозов И.Ю. Курс информатики на филологическом факультете 89. Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств // Ин 90. Нелюбин Л.Л., Куряков В. И., Бахмутова Е.В., Пронин Е.Н. Обуча 91. Ниязова А.Е. «Кейсовый метод» в обучении иноязычному говоре 92. Норенков Ю. И. Исследование и разработка принципов построения 93. Носенко О.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам. — М., 1988.
94. Обучение чтению: учеб. пособие. — Воронеж, 2002. 95. Общая методика обучения иностранным языкам в средней шко 96. Павлова С. В. Обучение иноязычному произношению на коммуни 97. Пасжин Е. Н, Митин А. И. Автоматизированная система обучения 98. Пассов Е. И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. — 99. Пассов Е.И., Завесова Е.Г. Формирование произносительных на
100. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. по 101. Пиотровская К. Р. Инженерная лингводидактика // НТИ. Серия 2. 102. Пиотровская К. Р. Квантитативная лингвистика и компьютерное 103. Пиотровский Р. Г. Компьютеризация преподавания языков: учеб. 104. Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат в исследовании и не 105. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильных классах об 106. Полат Е. С. Интернет в преподавании иностранных языков // Ин 107. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации 108. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных техно 109. Поляков В. Н, ШонинД.В. Использование лингвистических техно 110. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвисти 111. Практический курс методики преподавания иностранных язы 112. Практический курс методики преподавания иностранных язы 113. Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам: метод, реко 114. Применение ЭВМ для обучения в зарубежных странах // Выс 115. Рабинович Ф.М. Самостоятельная работа учащихся // Иностран 116. Разработка дистанционного курса английского языка для подго 117. Разработка педагогических программных средств вычислитель 118. РакитовА.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991 119. Рекомендации по работе кабинета информатики и информаци 120. Рыбалко О. П. Современные подходы к организации самостоятель 121. Савельев А. Я., Новиков В. А., Лобанов Ю.И. Подготовка информа 122. Семешко Л. И. Функциональный аспект произносительной нор 123. Сорокина А. И. Использование компьютерных технологий как сред
124. Сорокина А. И. Проблемы разработки тестов для автоматизации 125. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. — 126. Средства информационных технологий в зарубежной школе / под
127. Товгенъ И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перс 128. Токаревич Н.М., Мазурова В. Л. Совершенствование самостоятель 129. Учебно-методическое обеспечение автоматизированных обучаю 130. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с рус
131. Федоров A. Internet в цифрах и фактах // Компьютер-пресс. — 132. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязыч
133. Хуторской А. В., Хуторская Л. #., Андрианова Г. А. Приемы комму 134. Шафрин Ю. Информатика. Информационные технологии. — М 135. Шерементова О. Е. Тестирование лексических навыков устной речи 136. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. 137. A Practical English Grammar. — М., 1978. 138. What's the Difference a Review of Contemporary Research on the 139. ZubovA. V., Losik G. V., Panova I.I. Computer System with Feedback
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................................ 3
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.013 с.) |