Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные программы для обучения чтению

Поиск

Процесс чтения можно рассматривать двояко. Во-первых, это обучение чтению, а во-вторых, один из видов речевой деятельно­сти. Отсюда возникает необходимость в понимании цели чтения, его мотивов и других психологических особенностей. В основе каж­дой деятельности лежит умение, без которого данная деятельность невозможна. Следовательно, чтение можно рассматривать как спо­собность извлекать из текстов нужную информацию, опираясь на соответствующие навыки и умения [94].

Умение читать может рассматриваться на двух уровнях: опера­ционном и мотивационно-мыслительном.

Основой операционного уровня являются навыки. В умении чи­тать выделяют две группы навыков.

1. Навыки соотнесения зрительного образа речевой единицы
(слова, фразы и т.д.) с ее слухоречедвигательным образом. Сово­
купность этих навыков и составляет технику чтения. Обычно та­
кие навыки называют перцептивными.

2. Навыки соотнесения слухоречедвигательных образов речевых
единиц с их значением или смыслом. Некоторые исследователи
выделяют в этой группе две подгруппы: навыки соотнесения зву­
ковых образов слов и словосочетаний с их значением — лексиче­
ские навыки
чтения и навыки соотнесения грамматических форм
с их значениями — грамматические навыки чтения.

Для того чтобы отмеченные лексические, грамматические и перцептивные навыки чтения были полноценными и могли обес­печить функционирование умения читать, они должны обладать совокупностью следующих качеств: автоматизированностью, ус­тойчивостью и гибкостью.

Умение читать есть нечто большее в качественном отношении и не может быть сведено к операционному уровню. Опираясь на отработанную технику чтения, на основании значений речевых единиц читающий воссоздает содержание всего текста и понима­ет его смысл. Такую готовность к извлечению смысла из нового текста позволяет только умение. Это уже второй уровень — моти-вационно-мыслительный. Таким образом, чтение представляет со­бой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является его понимание. Это рецептивный вид речевой деятельности, при котором понимание осуществля­ется с различной степенью полноты, точности и глубины [111, 103].

При обучении чтению компьютер может быть использован [28; 61]:

- для формирования навыков установления звукобуквенных со­
ответствий;

- обучения технике чтения вслух;


 

- совершенствования навыков техники чтения за счет приме­
нения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа
предъявления учебного материала и изменения места его распо­
ложения на экране компьютера;

- закрепления рецептивных лексических и грамматических на­
выков чтения;

- овладения умениями извлечения из текста смысловой ин­
формации различных видов (основной, второстепенной, уточня­
ющей);

- обучения различным видам анализа текстов;

- формирования умения самостоятельного преодоления язы­
ковых трудностей;

- контроля правильности и глубины понимания прочитанного
текста;

- оказания справочно-информационной поддержки путем ис­
пользования различных автоматических словарей и электронных
энциклопедий.

Рассмотрим подробнее, как строятся сценарии компьютерных программ, обучающих умению извлекать из текстов различную информацию (понимать содержание текста).

Пусть задача обучения пониманию текста формулируется сле­дующим образом: «Создать сценарий "Обучение пониманию на­учно-технического текста HISTORY of COMPUTERS"». При по­строении сценария обучения пониманию научно-технического текста в данной работе принимается эмпирический подход. Так как педагогический опыт, профессиональные и общие знания у каждого преподавателя различны, то нет и единых правил построения обучающих сценариев. Поэтому порядок предъяв­ления заданий в сценарии, их формулировки и ответы на зада­ния для одной и той же темы могут значительно отличаться друг от друга.

Принцип формулировки заданий, возможных реакций компь­ютера на ответы обучаемых, способы компьютерной оценки зна­ний в процессе обучения пониманию текста «History of Computers» рассмотрены довольно подробно в табл. 9.

ТЕКСТ HISTORY of COMPUTERS

Let us take a look at the history of the computers that we know today. The very calculating device used was the ten fingers of a man's hands. This, in fact, is why today we still count in tens and multiples of tens.Then the abacus was invented, a bead frame in which the beads are moved from left to right. People went on using some form of abacus well into the 16th century, and it is still being used in some parts of the world because it can be understood without knowing how to read. During the 17th and 18th centuries many people tried to find easy ways of calculating. J.Napier, a Scotsman, devised amechanical way of multiplying and


 




Продолжение табл. 9


Окончание табл. 9


 


№ кадра


Кто действует



Содержание кадра


 


№ кадра


Кто действует


 


Содержание кадра


 


 


278

 

  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ОБ

 

  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ОБ
ОБ

 

  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
  ПК
ПК
  ПК
ПК

(заполняет 8-ю строку таблицы, вставляя вместо точек конкретное число)

1950 (------ > к кадру 281)

303 304

Другое число (---------- > к кадру 279)

ВЫ ОШИБЛИСЬ!

(переходит к кадру 283)

ВЕРНО!

(прибавляет 1 в счетчик числа верных ответов)

(вставляет правильный ответ — число 1950)

(заполняет 9-ю строку таблицы, вставляя вместо точек конкретное число)

1960 (------ > к кадру 288)

Другое число (---------- > к кадру 286)

НЕВЕРНО!

(переходит к кадру 290)

ПРАВИЛЬНО!

(прибавляет 1 в счетчик числа верных ответов)

(вставляет правильный ответ — число 1960)

(заполняет 10-ю строку таблицы, вставляя вместо то­чек конкретное число)

1965 (------ > к кадру 292)

 

Другое число (---------- > к кадру 205)

ОТВЕТ ВЕРЕН!

(прибавляет 1 в счетчик числа верных ответов)

(переходит к кадру 296)

ВЫ ОШИБЛИСЬ!

(вставляет правильный ответ — число 1965)

ИТАК, ВСЯ ТАБЛИЦА ЗАПОЛНЕНА

ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

(анализирует число верно заполненных строк таблицы (К)

если К = 8, то--------- > к кадру 300

если 5 < К < 8, то---------- > к кадру 302

если 3 < К < 5, то---------- > к кадру 304

если К < 3, то--------- > к кадру 306

В ТАБЛИЦЕ 8 ПРОПУСКОВ. ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИЛИ ВСЕ! ОТЛИЧНО! ВЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОНЯЛИ ТЕКСТ И У ВАС ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПАМЯТЬ! ДО СВИДАНИЯ!

(переходит к кадру 307)

 
ПК ПК ПК

В ТАБЛИЦЕ 8 ПРОПУСКОВ. ВЫ ЗАПОЛНИЛИ 5 (6, 7) ПРО­ПУСКОВ. КОМПЬЮТЕР ДОВОЛЕН ВАШЕЙ РАБОТОЙ. А ВЫ? ЕСЛИ ВАМ НРАВЯТСЯ ЗАНЯТИЯ В ДИСПЛЕЙНОМ КЛАССЕ, БУДЕМ РАДЫ НОВОЙ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ. ДО СВИДАНИЯ!

(переходит к кадру 307)

305 306
ПК ПК

В ТАБЛИЦЕ 8 ПРОПУСКОВ. ВЫ ЗАПОЛНИЛИ 3 (4) ПРОПУСКА КОМПЬЮТЕР НЕ СОВСЕМ УДОВЛЕТВОРЕН ВАШЕЙ РАБО­ТОЙ. ЕСЛИ ВЫ НЕ УСТАЛИ, ТО ВЫПОЛНИТЕ ОБУЧАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ЕЩЕ РАЗ

(переходит к кадру 307)

В ТАБЛИЦЕ 8 ПРОПУСКОВ. ВЫ ЗАПОЛНИЛИ 2(1) ПРОПУСКА. КОМПЬЮТЕР НЕУДОВЛЕТВОРЕН ВАШЕЙ РАБОТОЙ. ЕСЛИ ВЫ НЕ УСТАЛИ, ТО ВЫПОЛНИТЕ ОБУЧАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ЕЩЕ РАЗ

 
ПК

(прекращает работу)

 

 

На основе этого сценария в Минском государственном линг­вистическом университете на языке QBASIC написана программа для обучения пониманию представленного текста.

Существует достаточное количество простых компьютерных про­грамм обучения чтению английского текста. Так, программа «Pinpoint» представляет собой игру по восстановлению темы тек­ста через минимально заданный контекст. В ней используется 60 текстов на различные темы.

На экране компьютер предъявляет каждому обучаемому из об­щего набора шесть тем и одно слово из текста. Используя такой минимум информации, обучаемый должен определить, какая тема из шести больше всего подходит этому слову. Он может запраши­вать дополнительные слова до тех пор, пока не отгадает тему, на которую написан заданный текст.

В компьютерной программе «Speedread» отрабатываются навы­ки поискового, просмотрового и реферативного чтения. Для фор­мирования таких навыков компьютер демонстрирует обучаемому текст в виде фрагментов по 8 строк каждый в течение определен­ного времени (от 9 секунд до 1 минуты) или без ограничения времени. После каждого фрагмента текста или по окончании ра­боты со всем текстом обучаемому предлагается тест (вопросы на множественный выбор).

Для обучения чтению может быть использована и программа «Dropin». Ее задания сводятся к набору небольшого текста путем угадывания букв из некоторой заданной для каждого текста сетки. По мере угадывания на экране возникает связный текст.


 



 



Разделы, связанные с обучением чтению, можно найти и во многих известных компьютерных обучающих системах. Например, в обучающей системе «Welcome to English'99» наряду с разделами «Vocabulary» и «Grammar» есть раздел «Reading», где обучаемому предлагается 40 текстов, предназначенных для тренировки быст­рого чтения с общим охватом содержания. После каждого текста компьютер задает вопросы с множественным выбором ответа. По­мимо этого, в программе есть упражнения с отдельным выбороч­ным ответом, упражнения на заполнение пропусков в предложе­ниях, подбор соответствий, отработку порядка слов в предложе­ниях и т.д.

 

Вопросы и задания

1. Что такое компьютерная программа?

2. Что служит основой для создания компьютерной программы обуче­
ния языку?

3. Какие средства используются для написания компьютерных про­
грамм?

4. Какие элементы входят в состав любого алгоритмического языка
(на примере языка QBASIC)?

5. Как происходит переход от обучающего сценария к обучающей про­
грамме?

6. Каким образом можно проверить эффективность работы компью­
терной программы обучения иностранному языку?

7. Назовите типы основных компьютерных средств обучения иност­
ранным языкам.

 

8. Каковы основные требования, предъявляемые к компьютерным
программам для обучения фонетике?

9. Какие возможности предоставляет компьютер при обучении грам­
матике?

 

10. Какие навыки и умения формирует компьютер при обучении лек­
сике иностранного языка?

11. Достижению каких целей способствуют компьютерные програм
мы обучения чтению?

 


 


 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.200 (0.007 с.)