Компьютер в обучении грамматике иностранного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютер в обучении грамматике иностранного языка



Одна из основных задач на начальном этапе обучения иност­ранному языку — формирование грамматической компетенции. Много учебных часов отводится на усвоение грамматической си­стемы изучаемого языка, а также тренировочным упражнениям на овладение грамматическими категориями. Эффективность та­кой работы можно в значительной степени повысить путем ис-


 

пользования современных компьютерных мультимедийных про­грамм. К их достоинствам относятся:

- наглядность представления изучаемого материала. При ком­
пьютерном обучении восприятие нового учебного материала про­
исходит благодаря активизации не только зрения (текст, цвет,
изображение), но и слуха (голос диктора, музыкальное или шу­
мовое сопровождение);

- быстрая обратная связь (реакция компьютера на правильный
или неправильный ответ обучаемого);

- наличие в программах простых грамматических справочни­
ков, позволяющих получать дополнительную информацию по ходу
прочтения учебного материала и подготовки ответа на задание
компьютера.

Применение компьютера при изучении грамматики иностран­ного языка позволяет [13, 78]:

- формировать рецептивные грамматические навыки чтения и
аудирования;

- формировать продуктивные грамматические навыки, глав­
ным образом письменной речи;

- контролировать уровень сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ, встраиваемых в обучаю­щие программы;

- оказывать обучаемому справочно-информационную поддерж­
ку, извлекая необходимую информацию из автоматизированных
справочников по грамматике, подключая системы обнаружения
грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом
уровнях.

Существует большое число программ обучения грамматике ан­глийского языка, а также систем и компьютерных учебников по английскому языку, имеющих в своем составе разделы «Грамма­тика». Рассмотрим некоторые из них.

Простейший вид такого рода программ — обучающая программа *Tenses in English Grammar». В нее включены демонстрационный мате­риал по грамматике, упражнения на закрепление употребления всех. времен английских глаголов, упражнения по теме «Согласование вре­мен», упражнения на закрепление употребления трех форм непра­вильных английских глаголов. Все задания построены на основе сю­жета сказки «Винни-Пух и все, все, все» и носят коммуникатив­ный характер. Например, при закреплении форм глаголов в Past Simple предлагаются следующие задания: «Ask and answer the questions», «Choose the proper tense form», «Choose the time signal», «Type in the verb» и т. д. В случае затруднений обучаемый может обра­титься за помощью к компьютеру, нажав кнопку «Help». Если зада­ние выполнено неверно, обучаемый может выполнить его еще раз.

На начальном этапе обучения английскому языку поможет обу­чающая программа «11 уроков английского языка». В нее заложен


учебный материал по грамматике, касающийся времен глаголом и модальных глаголов. В первой части программы расположены справочный материал, к которому обучаемый может при необхо димости обратиться, и лексика, которая будет использована в уп ражнениях для закрепления грамматических правил.

Каждый урок этой программы посвящен определенной теме и включает большое число упражнений, которые можно использо вать как для тренировки и закрепления изучаемого материала так и для контроля знаний по усвоению пройденной темы. Слож ность предлагаемых заданий постепенно возрастает. Уроки завер шаются контрольными упражнениями различного уровня слож ности.

Для более подготовленных весьма полезна обучающая программ;: по грамматике английского языка «Big Ben». Она содержит теоре тический материал (порядок слов в английском предложении, на стоящее и прошедшее время, отрицание в английском предложе нии, вопросительные предложения) и текстовые упражнения нескольких типов, использующие лексику современного разго ворного английского языка, включенную в связные тексты по нескольким десяткам тем. К каждому упражнению дается комму никативное задание и законченный сюжет на определенную тему («Спор футбольных фанатов», «Продажа дома», «Разговор в ве­чернем клубе» и т.п.).

При выполнении заданий компьютер ведет подсчет числа оши­бок, что позволяет и преподавателю, и обучаемому контролиро­вать степень усвоения того или иного материала.

Программа «Big Ben» может быть использована:

а) на первых курсах вузов и в старших классах школы;

б) в качестве компьютерного справочника по основам грамма­
тики английского языка;

в) для самостоятельной работы с компьютером с целью полу­
чения и закрепления знаний, умений и навыков по грамматике.

Своеобразный компьютерный справочник по английской грам­матике — программа «English Tutor». В ней представлены теорети­ческий и практический материалы по разделам: «Coursebooks», «Grammar», «Topics», «Games» и «Tests». Так, раздел «Coursebooks» содержит девять уровней усвоения учебного материала, в которых обучаемый может познакомиться с определенным грамматиче­ским правилом и использовать его при выполнении конкретного задания. Например, уровень «Word Order» раздела «Coursebooks» содержит следующие задания:

1. Расставить слова в предложении в правильном порядке.

2. Выбрать нужную реплику в диалоге.

3. Допечатать недостающую реплику и т.п.

В разделе «Grammar» даются правила и упражнения на упо­требление следующих текстовых единиц: can, have doing, does,


let's, there's, I, me, my, did, many, much, at, by. Все упражнения приводятся в форме диалога, в одной из реплик которого надо заполнить пропуски, выбрав слово из нескольких предлагаемых вариантов. После неправильного выполнения упражнения програм­ма дает четкие инструкции, как исправить допущенную ошибку.

К числу компьютерных обучающих систем, содержащих боль­шие разделы по грамматике английского языка, можно отнести рассмотренную ранее обучающую систему «Профессор Хиггинс. Ан­глийский без акцента». Кроме раздела «Фонетика» обучающий ком­плекс содержит большой раздел «English Grammar in Use». Он состоит из 130 независимых уроков, каждый из которых посвя­щен изучению определенной темы английской грамматики. Уро­ки построены по классической схеме: теоретическая часть, в ко­торой на примерах объясняется тема, и практическая часть, пред­назначенная для проверки усвоения этой темы. Грамматический материал объясняется на примерах современного английского разговорного языка, что способствует эффективному расширению лексического запаса обучаемого. Грамматические задания пред­ставлены в виде упражнений различной степени сложности — от более простых к сложным, что позволяет эффективно работать с данной системой обучаемым различного уровня подготовки. При выполнении упражнений на начальной стадии изучения курса грамматики обучаемый должен выбрать один из двух вариантов ответа, а на заключительном, более сложном этапе наряду со зна­нием языкового материала он должен использовать свои общефо­новые знания и показать широту кругозора, отвечая на специаль­ные вопросы.

Программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» по­зволяет добиться успехов в освоении тех разделов грамматики английского языка, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка. Так, у обучаемых возникают трудно­сти трансформации повествовательных предложений в вопроси­тельные и отрицательные. В состав программы входит большое число иллюстраций, что позволяет развивать абстрактное мышление, используя конкретные визуальные элементы, и способствует сни­жению сложности усвоения грамматического материала.

Теоретический и практический материал раздела «English Grammar in Use» компьютерной системы «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» позволяет решить следующие методи­ческие задачи (например, при закреплении форм глаголов):

1) сформировать навык формулирования ответа на вопрос в
той же видовременной форме, в которой поставлен вопрос;

2) закрепить навык узнавания формы глагола изучаемого вре­
мени;

3) сформировать навык внимательного чтения вопроса на ос­
нове установки, заданной компьютером;

 

 


4) сформировать моторный навык написания изучаемого грам­
матического явления на примерах упражнений, в которых обуча­
емый должен сам набрать правильный ответ;

5) закрепить зрительный образ отрабатываемого грамматиче­
ского явления.

Обучающая система «Bridge to English» содержит 20 уроков, направленных на обучение грамматике. В каждом из них отрабаты­ваются свои грамматические явления: утвердительные, отрица­тельные и вопросительные предложения, степени сравнения при лагательных, причастие, страдательный залог, местоимения some, any, структуры there is/there are, предлоги и т.д. Все виды заданий одного урока направлены на изучение определенного граммати­ческого явления.

Отработка грамматических правил на примере 144 микродиа­логов проводится в обучающей системе «English Gold». После про­слушивания диалога обучаемый воспроизводит его с опорой на заданную картинку, а затем самостоятельно.

Два раздела грамматики английского языка («Морфология» и «Синтаксис») есть в обучающей системе «English Platinum».

На основе отдельного грамматического явления можно самим разработать обучающий сценарий и написать обучающую програм му. Процедура их создания описана ранее (см. 2.2) на примере изучения способов образования множественного числа англий­ских имен существительных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.012 с.)