Умения, формируемые в процессе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умения, формируемые в процессе обучения



 

Речевые. Участвовать в коллективном обсуждении про­блем, соблюдая принятые правила поведения во время бесе­ды, спора; пользоваться словами я думаю, мне кажется, по-моему и т.п. при выражении собственного мнения, подбирать и излагать аргументы. Выслушивать других участников бесе­ды, вежливо выражать свое отношение к мнению собеседни­ков. Оценивать речевое поведение, товарищей и свое. Стро­ить несложные тексты-рассуждения.

Соблюдать правила произношения, образования и изме­нения слов, зафиксированные в словарях учебника. Самосто­ятельно пользоваться этими словарями для решения возни­кающих вопросов.

Обдумывать построение предложений при создании пись­менных текстов, распространять их, строя словосочетания; выбирать слова, их формы, порядок для более ясного выра­жения мысли. Замечать связь предложений друг с другом и выбранные автором средства (в отчетливых случаях), старать­ся связывать мысли в собственной речи, использовать для этого знакомые способы (союзы, порядок слов).

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста, ис­пользовать его (при необходимости) для достижения после­довательности в изложении мыслей.

После коллективной или самостоятельной (с помощью памятки) подготовки письменно воспроизводить текст в со­ответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица и др., сохраняя при этом авторские языковые особенности.

Создавать (после совместного обсуждения или самостоя­тельно, с опорой на памятку) тексты освоенных жанров (рас­сказ, сказку, дневниковую запись, объявление, объяснение чего-либо и т.д.), раскрывать в них тему и определенную мысль. Использовать языковые средства с учетом жанра, а также тре­бований правильности, точности, богатства, выразительности речи. Осознанно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств. Пунктуационно правильно оформлять границы мыслей, в известных случаях ставить запятые внутри предложений: при перечислении, перед союзами а, но при однородных членах и в сложных предложениях, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому (указанных в памятке на справочных страницах учебника).

Языковые (грамматические). Различать в слове значение основы и окончания (лексическое и грамматическое — тер­мины факультативны). Выделять части слов, объяснять их роль, в ясных случаях значение, которое они вносят в слово {приходят, приходит, выходит, выходишь; весна, весенний, ве­сенняя и т.п.)

♦ Разграничивать слова по частям речи, пользуясь комп­лексом грамматических признаков: вопрос, значение, осо­бенности изменения. Проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

♦ Определять склонение имен существительных. Выпол­нять действия, необходимые для решения орфографических задач в падежных окончаниях слов данной части речи (под­бирать слова с ударными окончаниями того же склонения, определять падеж, а для этого находить в предложении сло­во, от которого должен быть поставлен вопрос).

Правильно изменять слова по падежам и включать их в словосочетания, грамотно использовать и писать предлоги. Задавать от слова к слову падежные и смысловые вопросы (последние в ясных случаях).

Строить словосочетания, подчиняя имена прилагатель­ные именам существительным в роде, числе и падеже. Пользо­ваться словарем грамматических трудностей «Какого рода и числа слово? Как правильно изменить слово?» для решения воз­никающих вопросов. Замечать и исправлять ошибки в обра­зовании форм слов и построении словосочетаний — в объеме слов, имеющихся в словарях учебника.

Отличать имена числительные (прежде всего количе­ственные) от других частей речи, верно употреблять их в уст­ной речи.

♦ Правильно образовывать падежные формы личных ме­стоимений, в том числе с предлогами; уместно пользоваться местоимениями в речи.

Определять спряжение глаголов по ударным окончани­ям, при безударных — по неопределенной форме; владеть спо­собом действия, необходимым для правильного нахождения этой формы. Замечать в тексте наиболее распространенные наречия (опираясь на перечень в учебнике), объяснять их роль, ста­вить к ним вопросы, использовать в речи.

Устанавливать связи слов в предложении, выделять глав­ные члены и словосочетания, ставить вопросы от главного слова к зависимому.

Находить в предложении однородные члены, уместно и правильно пользоваться ими в своей речи. Объяснять значе­ния наиболее распространенных союзов, правильно ставить запятые при перечислении, перед союзами а, но.

♦ Давать синтаксическую характеристику простого дву­составного предложения (в доступных для анализа случаях).

Различать простые предложения с однородными главны­ми членами и сложные (ясной структуры, без деления на виды), аргументировать решение. Ставить знаки препинания перед союзами и, а, но, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому (с опорой на памятку).

Орфографические.

Решать орфографические задачи в безударных падеж­ных окончаниях имен существительных и имен прилагатель­ных, в личных окончаниях глаголов.

Правильно писать наречия, числительные, глаголы в нео­пределенной форме, опираясь на словарь учебника.

♦ Списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) со всеми изученными орфограммами. При затруднении в вы­боре букв (в любой части слова) пользоваться приемом пись­ма «с окошками». Выполнять действия самоконтроля, нахо­дить и исправлять свои ошибки.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, восток, волейбол, воскресенье, вперед, впереди, вправо, встре­тить, вторник, до свидания, ездить, запад, заметить, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, корич­невый, коридор, кончить, красить, лазить, молоток, медленно, налево, направо, неделя, приветливо, помнить, понедельник, пор­тить, прекрасный, прямо, пятница, пшеница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, слева, снизу, снова, спо­койно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, человек, четверг, фамилия, хозяин, хоккей, экскурсия, электричество, этаж.

К концу обучения в начальной школе данная программа должна обеспечить:

знания:

различие звуков и букв; характеристика звуков; правиль­ное название букв; алфавит;

название значимых частей слов, способы их выделения;

название частей речи, способы их разграничения и грам­матические признаки;

признаки предложения, виды предложений по цели, инто­нации, наличию второстепенных членов (без их разграничения);

способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;

умения:

речевые:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собесед­ников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;

обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно бы­стро находить в них нужные сведения;

замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;

правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, имеющиеся в словарях учебника;

понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

письменно (после коллективного анализа, а также само­стоятельно по памятке) пересказывать тексты повествователь­ного характера с элементами описания предмета, с предло­жениями оценки, тексты-рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

создавать высказывания освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержа­ния, так и выбора языковых средств;

соблюдать требования каллиграфии при письме, аккурат­но и, по возможности, красиво оформлять свои записи;

языковые (фонетико-графические и грамматические):

выполнять звуко-буквенный анализ слов, обозначая зву­ковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость-мягкость согласных и звук [й'];

отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при вы­полнении морфемного анализа слов;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, кон­струировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однород­ными членами); устанавливать связи слов в предложении, за­давать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;

разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запя­тые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед слова­ми что, чтобы, потому что, поэтому;

проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации, наличию второсте­пенных членов (без деления на виды), указывать главные;

орфографические:

♦ обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

♦ верно определять правило, по которому следует дей­ствовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

♦ применять орфографические правила на месте следу­ющих орфограмм:

большая буква в начале предложения и в именах соб­ственных;

раздельное написание слов, в том числе предлогов с дру­гими словами; перенос слов;

ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

буквы безударных гласных звуков в разных частях сло­ва, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изу­ченном объеме);

буквы парных по глухости-звонкости согласных на кон­це слов и перед другими согласными; обозначение мягкости согласного в положении перед согласным;

буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными; удвоенные согласные;

сочетания цы-ци в корнях слов и в окончаниях (общее знакомство);

соединительные гласные в сложных словах; суффиксы -ек, -ик;

суффиксы -е, -и, -я, -а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени;

ь после шипящих в начальной форме имен сущест­вительных;

ь в неопределенной форме глагола;

ь форме 2-го лица ед.ч. глагола;

частица не с глаголами;

♦ использовать прием письма с «окошками» для «ухо­да» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой затрудняет, или способ решения неиз­вестен);

♦ обращаться к орфографическому словарю для выясне­ния букв на месте непроверяемых орфограмм;

♦ выполнять необходимые действия при орфографичес­кой проверке написанного, аккуратно исправлять замечен­ные ошибки; правильно писать слова, включенные в орфог­рафический словарь учебника;

списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.

Допущено МО РФ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(автор — кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, фор­мирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению на­чальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребе­нок будет читать высокохудожественные произведения, спо­собные затронуть его душу, и овладеет специальными чита­тельскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает ре­ализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознатель­ности, правильности, беглости, выразительности. (Техничес­кая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекват­ному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоци­ональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпрета­ции художественного текста: выразительного чтения по кни­ге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творчес­кого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования тек­ста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавлива-нию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные уме­ния работы с текстом, позволяющие логически перерабаты­вать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накоп­ления и систематизации литературных впечатлений, разно­образных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы лите­ратурного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (об­ложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Реализовать перечисленные выше задачи* учителю помо­жет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических ре­комендаций.

Учебный материал книг для чтения подобран таким обра­зом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эсте­тическом многообразии. Здесь собраны литературные произ­ведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации соб­ственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской ли­тературы: произведения русского и зарубежного фольклора,

Я

* В программе не выделен аспект развития речи, так как чтение яв­ляется одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой конкретной учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.

литературные сказки, басни, лирические и эпические стихот­ворения, рассказы и повести, произведения драматургичес­кой формы, познавательные статьи и очерки.

В учебнике для 2 класса литературные произведения сис­тематизированы, что позволяет сформировать все стороны на­выка чтения и первоначальные умения работы с художествен­ным текстом. В первой части книги («Учимся читать») помещены произведения, которые способствуют развитию со­знательности, правильности, беглости и выразительности чте­ния (разделы «Читаем — думаем», «Читаем правильно», «Чи­таем быстро», «Читаем выразительно»).

Во второй части книги («Учимся работать с текстом») за­ложены элементарные основы литературного анализа худо­жественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, сло­ва, слова...», «План и пересказ»).

В третьей части книги («В мире книг»*) кроме текстов в качестве учебного материала дается определенный набор вне­текстовых средств: обложка, титульный лист, предисловие, со­держание (оглавление), иллюстрации. С помощью методичес­кого аппарата учебника у детей формируются навыки работы с книгой. К концу 2 класса дети должны научиться ориенти­роваться в одной книге и в небольшой (до 5—6) группе книг.

Итак, в книге для 2 класса тексты систематизированы в соответствии с конкретной методической направленнос­тью каждого блока уроков на формирование того или ино­го компонента, составляющего сложное и, по сути, нерас­членимое умение читать. В силу этого обучение чтению приобретает ярко выраженный обучающий характер, при этом не теряя своей привлекательности для учащихся. Кон­кретная постановка учебной задачи, сформулированная в названиях частей и разделов, помогает и учителю, и уча­щимся работать целенаправленно. Вопросы и задания к текстам дают возможность полноценно организовать эту работу, а доступные и интересные произведения позволя­ют сохранить и приумножить желание школьников читать детскую литературу.

В учебнике для 3 класса внимание к работе над читатель­скими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нрав­ственной проблематике, что позволяет усилить мировоззрен­ческую направленность уроков чтения. В книге дается бога­тый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень ко­торых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в 3 классе: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Тайное всегда ста­новится явным», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Ежели вы вежливы...», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на доб­рые дела», «Снег летает и сверкает», «За доброе дело стой сме­ло», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Весна идет, весне дорогу!..», «Любовь — волшебная страна», «Чу­десное — рядом».

Идейно-тематический принцип группировки произведе­ний позволяет рассматривать различные точки зрения на ду­ховно-нравственные проблемы, выраженные в разножанро­вых текстах. При таком подходе к компоновке произведений беседы перерастают в дискуссии, а сочинения на основе про­читанного — в попытки рассуждения о других и о себе.

В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и за­даниям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов твор­ческие и практические виды освоения

Я

*Методика обучения по работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской дея­тельности профессора Н.Н. Светловской.

прочитанного. Упоря­доченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием пос­ледующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преем­ственность между начальным и средним звеньями школьно­го литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: нара­ботка технической базы чтения во 2 классе → накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанро­вых) в 3 классе → литературное развитие на основе упорядо­чения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.

 

ПРОГРАММА

 

Программа литературного чтения для четырехлетней на­чальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, уме­ния работы с текстом и книгой), «Литературоведческая про­педевтика», «Развитие творческих способностей».

Систематическое поурочное обучение литературному чте­нию начинается после изучения «Азбуки» («Букваря»).

1 класс (28 часов)

 

Круг чтения.

 

Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчи­нен в первую очередь принципам художественности, темати­ческой актуальности и литературного разнообразия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.71.254 (0.038 с.)