Раздел 7. Методика обучения иностранному языку в средней школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Методика обучения иностранному языку в средней школе



 

Теоретические основы методики обучения

иностранным языкам в средней школе

 

1. Философско-методологические основы методики обучения иностранным языкам.

 

Объект и предмет науки. Человек как объект исследования. Связь методики с другими науками. Философские основания методики обучения иностранным языкам. Общенаучные основания методики обучения иностранным языкам. Организация исследования в методике обучения иностранным языкам. Методы исследования. Категориальный аппарат методики обучения иностранным языкам.

 

2. Психологические основы методики обучения иностранным языкам.

 

Человек как индивид. Человек как субъект активности. Индивидные и субъектные качества человека. Субъект-объектные отношения. Человек как субъект познания. Человек как субъект учения. Человек как субъект игры. Человек как субъект общения. Человек как личность. Человек как индивидуальность. Социальная ситуация развития. Способности. Характер. Мышление. Память. Воображение. Восприятие. Внимание. Подражание.

 

3. Дидактико-педагогические основы методики обучения иностранным языкам.

 

«Личностно-отчужденное», «личностно-центрированное образование».

Личностно-ориентированный подход к модернизации образования. Целостный подход к ученику. Теоретическая модель содержания образования. Преподавание и учение как стороны процесса обучения. Структура процесса обучения. Цели и содержание обучения. Формы и методы обучения. Педагогические технологии. Дидактические условия. Педагогическое общение.

 

4. Лингвистические основы методики обучения иностранным языкам.

 

Языковая способность. Единицы языка. Единицы речи. Психолингвистика. Лингводидактика.

 

5. Принципы обучения иностранным языкам.

 

Принципы как основные положения. Педагогические принципы. Дидактические принципы. Специфика иностранного языка как учебного предмета. Методические принципы овладения иностранным языком. Методические принципы академика И.Л. Бим. Принцип коммуникативной направленности обучения иностранным языкам. Принцип активности.

 

Общеметодические основы обучения иностранным языкам

в средней школе

 

1. Цели и содержание обучения иностранным языкам.

 

Цель обучения иностранным языкам. Комплексный характер цели обучения иностранным языкам. Иноязычная коммуникативная компетенция. Содержание обучения иностранным языкам. Структурирование содержания обучения иностранным языкам. Способы отбора содержания обучения иностранным языкам. Диалогическое единство (ДЕ). Коммуникативное ядро иностранного языка. Речевой образец. Текст. Организация содержания обучения иностранным языкам на интегративной основе. Предметно-тематический аспект содержания обучения иностранным языкам.

 

2. Формы, методы и средства обучения иностранным языкам.

 

Методы обучения. Формы учебной работы. Средства реализации дидактических отношений. Упражнение. Средства обучения. Сущностные характеристики УМК по иностранному языку. Отечественные и зарубежные УМК по иностранному языку для средней школы. Критерии оценки УМК по иностранному языку.

 

3. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной и средней школе.

 

Урок иностранного языка в начальной и средней школе. Методическая структура урока иностранного языка в начальной и средней школе. Дидактическая структура урока иностранного языка в начальной и средней школе. Логико-психологическая структура урока. Коммуникативная структура урока иностранного языка. Планирование процесса обучения иностранному языку. Особенности организации процесса обучения иностранным языкам на начальном этапе обучения.

 

4. Контроль в обучении иностранным языкам.

 

Сущность контроля. Функции контроля. Виды контроля. Формы организации контроля. Объекты контроля. Контроль уровня сформированности коммуникативных умений. Контроль уровня сформированности речевых умений. Контроль уровня сформированности языковых навыков. Единый государственный экзамен по иностранному языку в России.

 

5. Внеклассная работа по иностранному языку.

 

Значение внеклассной работы. Цели внеклассной работы. Содержание внеклассной работы. Формы внеклассной работы групповая (кружки, клубы), массовая (эпизодическая, периодическая; вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции, дни иностранного языка). Принципы организации внеклассной работы. Функции. Методика проведения внеклассной работы.

 

6. Оценка и самооценка деятельности школьников при изучении иностранного языка.

 

Языковой Портфель как инструмент оценки и самооценки. Концепция Европейского Языкового Портфеля (ЕЯП), разработанная в рамках проекта Совета Европы «Языки на современном этапе». Концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», изложенная в документе Совета Европы «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference» (CEFR). Уровни владения иностранным языком. Языковая компетенция. Цели Языкового Портфеля. Структура и содержание Языкового Портфеля. Методика работы с Языковым Портфелем в процессе обучения иностранным языкам.

 

7. Профессиональная деятельность учителя иностранных языков.

 

Профессионально значимые качества и умения учителя/преподавателя иностранных языков. Педагогическая этика. Аспекты моделирования учебного процесса по иностранному языку. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку. Личностно-ориентированный подход в обучении.

Функции учителя.

 

Обучение видам иноязычной речевой деятельности в средней школе

 

1. Обучение иноязычному устно-речевому общению.

 

Овладение иноязычными диалогическими единствами. Свободное общение как общекультурный символ. Освоение иноязычных коммуникативных этюдов. Участие в инсценировках. Драматизация иноязычных текстов. Участие в ролевых играх на иностранном языке.

 

2. Обучение аудированию.

 

Трудности аудирования. Механизмы аудирования. Подготовительные упражнения при обучении аудированию: упражнения для обучения речевому слуху, упражнения для обучения вероятностному прогнозированию, упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти. Речевые упражнения: упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны», упражнения для обучения восприятию диалогической речи при участии в диалоге, упражнения для обучения восприятию монологической речи. Контроль понимания. Упражнения до прослушивания текста (обсудить заголовок / объяснить особенности употребления новых слов / рассмотреть иллюстрации к тексту). Упражнения в процессе прослушивания аудиотекста (вставить пропущенные слова / артикли в предлагаемые предложения, прослушать текст и найти иностранный эквивалент русских слов в параллельном столбце и др.). Упражнения после прослушивания текста.

 

3. Обучение иноязычному говорению.

 

Характеристика говорения. Цель обучения говорению. Подготовительные упражнения при обучении говорению: имитация, видоизменение структур на основе логических операций (трансформация, синонимическая и антонимическая замена), конструирование структур (по образцу, без образца), комбинирование и группировка структур. Обучение диалогической форме речи. Пути обучения диалогической речи. Упражнения для развития подготовленной диалогической речи: ответы на вопросы (краткие и развернутые), диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста, дополнение или видоизменение диалога, драматизация монологического текста. Упражнения для развития неподготовленной диалогической речи: проведение комбинированных диалогов с репликами других учащихся, проведение вопросно-ответных игр и викторин, проведение дискуссии и диспута. Обучение монологической форме речи. Функциональные типы монологических высказываний. Пути и способы обучения монологической речи. Упражнения для обучения подготовленной монологической речи: воспроизведение модифицированных связных высказываний, составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему), описание картины или серии картин, изложение диалогов в монологической форме. Упражнения для обучения неподготовленной монологической речи: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, несвязанной с изучаемой темой и др.

 

4. Обучение чтению.

 

Чтение как вид речевой деятельности. Трудности чтения. Виды чтения. Овладение техникой чтения на иностранном языке в средней школе. Упражнения для формирования техники чтения вслух. Обучение чтению как виду иноязычной речевой деятельности. Обучение изучающему чтению. Обучение поисково-просмотровому чтению. Обучение ознакомительному чтению. Стратегии чтения. Этапы работы с текстом.

 

5. Обучение иноязычной письменной речи.

 

Лексические навыки. Процесс формирования лексических навыков. Способы семантизации. Работа над техникой письма. Формирование умений письменной речи. Упражнения для формирования навыков письма: списывание с дополнительным заданием, выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста (ключевых слов, ответов на вопросы, основных идей и т.д.), упражнения на трансформации, нахождение в предложениях и текстах ошибок (нарушение лексических, грамматических, стилистических норм употребления), упражнения на логическое развитие замысла, упражнения на сжатие текста, упражнения на расширение текста, составление плана-конспекта / графической схемы-опоры ответа.

 

6. Обучение произносительной стороне речи.

 

Обучение произношению. Содержание обучения произношению. Принципы обучения произношению. Технология обучения произношению. Упражнения, направленные на формирование и развитие фонетических навыков: упражнения на активное слушание и распознание звуков (долготы, краткости), упражнения на воспроизведение звуков.

 

7. Обучение лексической стороне речи.

 

Лексические навыки. Принципы формирования лексических навыков. Способы семантизации. Формирование продуктивных лексических навыков. Формирование рецептивных лексических навыков. Контроль сформированности лексических навыков. Упражнения, направленные на формирование и развитие лексических навыков: упражнения на уровне слова (выразить то же самое с помощью одного слова (Say in one word), подобрать синонимы/антонимы к данному слову, выбрать слова с наиболее общим значением, расположить слова по определенному принципу или признаку, определить слово, которое не подходит к данной группе (Choose the odd man out), образовать как можно больше однокоренных слов), упражнения на уровне словосочетания (составить/подобрать словосочетания к предложенным словам, подобрать к существительному как можно больше прилагательных и глаголов), упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства (ответить на вопросы, составить вопросы к выделенным словам, подобрать/придумать заголовок к картинке, сравнить героев, составить рассказ с данными словами, описать картинку).

 

8. Обучение грамматической стороне речи.

 

Роль и место грамматики в изучении иностранного языка. Основные закономерности усвоения грамматики иностранного языка. Продуктивные и рецептивные грамматические навыки. Цели и содержание обучения грамматике иностранного языка. Основные виды упражнений для формирования грамматических навыков: языковые, условно-речевые, речевые. Формирование продуктивных грамматических навыков. Ознакомление с учебным грамматическим материалом. Тренировка учащихся в использовании учебного грамматического материала. Формирование рецептивных грамматических навыков. Коммуникативная грамматика иностранного языка. Контроль сформированности иноязычных грамматических навыков.

 

Развитие школьной методики обучения иностранным языкам

 

1. Основные направления и этапы развития методики обучения иностранным языкам.

 

Переводные методы обучения иностранным языкам. Прямые методы обучения иностранным языкам. Натуральный метод. Смешанные методы обучения иностранным языкам.

 

2. Состояние и тенденции развития современной методики обучения иностранным языкам.

 

Коммуникативный метод. Коммуникативная лингвистика. Принципы коммуникативного подхода. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.

 

 

На экзамене предлагаются более конкретные направления работы студента в рамках микро-урока:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.02 с.)