Особенности формирования лексических навыков на среднем этапе обучения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования лексических навыков на среднем этапе обучения



Лексика – это главная составляющая нашей речи и ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова для того, чтобы мы могли общаться друг с другом, а не для того, чтобы просто знать их. Следовательно, обучение лексической стороне речи является не только самоцелью, но оно необходимо и для обучения всем видам речевой деятельности.

Лексика в системе языковых средств является важным элементом, который несет в себе смысловые содержательные связи. Почти все авторы, затрагивающие вопросы обучения лексике, отмечают определенные трудности в усвоении лексического материала [5,7,27,28,29,34]. В отличие от грамматики и фонетики, система в лексике выражена в гораздо меньшей степени, поэтому лексический материал представляет собой некое собрание единичных фактов, то есть совокупность единиц, не имеющих системы. В связи с этим в обучении лексике существуют большие трудности. Лексика, являясь основным строительным материалом языка, требует поэтапной и тщательной работы над формированием лексических навыков, которые могут стать прочными и устойчивыми, если работа над ними будет вестись во взаимосвязи и в системе.

Усвоение лексики в условиях обучения иностранному языку имеет системообразующее значение. Являясь одним из основных элементов речевого общения, она тесно связана с грамматикой и фонетикой. Тем не менее, при обучении различным аспектам языка особое значение должно отдаваться лексическому обучению, так как в разговорной речи можно общаться только словарным запасом, не владея грамматикой.

Лексика занимает одно из важнейших мест в изучении иностранного языка. Она отражает реальную и воображаемую действительность, придает конкретный смысл высказыванию. При помощи слов выражается и передается предмет мысли, именно этим и обуславливается роль лексики в процессе обучения иностранным языкам. Без усвоения учащимися лексического материала невозможно создать прочную языковую базу.

Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, необходимо привести определение слова «лексика».

По выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния [35, с.290].

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение лексике: «Лексика – это словарный состав языка или произведений какого-либо писателя» [19, с.358].

В современной филологии лексика определяется, как «словарный состав языка, вся совокупность слов языка или диалекта» [9,с.171].

Но чаще всего встречается такое определение лексики: «Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда), которые связаны между собой. Таким образом, лексические единицы существуют в нашей голове не хаотично и изолированно, а в тесной связи друг с другом в виде определенных словарных групп» [14, с.338].

Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными и раздельными. Лексическими единицами могут быть:

1) Слова;

2) Устойчивые словосочетания;

3) Клишированные обороты (выражения).

Бытует мнение, что чем больше слов знает ученик, тем больше его речемыслительные возможности [13,с.210]. Однако в обучении лексики следует уделять внимание на формирование умения употребления изученной лексики, а не на увеличение количества активной лексики. Так в основной образовательной программе указано, что в результате обучения иностранному языку по разделу «Лексическая сторона речи» выпускник должен научиться [25, с.40]:

1) Узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики – клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;

2) Употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики – клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

3) Соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;

4) Распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии).

Важным моментом является целенаправленное формирование и развитие лексических навыков во всех видах речевой деятельности, это необходимо для правильного восприятия и оперирования лексикой в различных ситуациях общения на иностранном языке.

Лексический навык в методике обучения иностранным языкам рассматривается с различных точек зрения. Р.К. Миньяр-Белоручев рассматривает лексический навык, как компонент речевого навыка, так и как самостоятельный элементарный навык [15,с.105].

В свою очередь, другие методисты не считают лексический навык элементарным. В.А. Бухбиндер различает в лексическом навыке способность сочетать лексические единицы друг с другом и способность включать элементы речевых образцов в речь [5, с.128]. По мнению С.Ф. Шатилова лексический навык включает в себя такие компоненты как словоупотребление и словообразование. Е.И. Пассов выделяет в лексическом навыке операцию вызова и операции сочетания слова [21, с.30].

Р.К. Миньяр-Белоручев, полагая, что операции словообразования и сочетания лексических единиц относятся к грамматике, а не к лексике, определяет лексический навык как «способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание и готовую фразу, соответствующие коммуникативной задаче» [14, с.50].

Э.Г.Азимов и А.Н. Щукин представили более детализированную компонентную основу лексических навыков. Они выделяют определение адекватности выбора и сочетания единиц в зависимости от ситуации наряду с операциями вызова слова и сочетаниями лексических единиц [1, с.133].

Лексические навыки представляют лексическую сторону речи, они являются элементами речевых умений, и образуют основу для обеспечения использования языка, как средства общения [32,с.120]. Лексический навык оперирует лексическими единицами и комплексами лексических единиц.

Из этого следует, что целью обучения лексической стороне речи является формирование продуктивного (говорение и письмо) и рецептивного (чтение и аудирование) лексических навыков. Действия и операции, лежащие в основе каждого из них, и составляют содержание обучения лексике, его психологический компонент.

Перейдем к рассмотрению продуктивного и рецептивного лексических навыков.

Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче (или ситуации общения) и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия (как необходимого качества любого навыка) обеспечивают ситуативное употребление слова в речи. При восприятии слова на слух или в графике должно произойти:

1) его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной формы с его знакомым образом;

2) вызов значения или всех возможных значений слова из долговременной памяти и выбор того значения, которое является единственно верным в данном контексте;

3) соотнесение контекстной формы слова с его значением, которое соответствует контексту и определяет назначение данной лексической единицы.

Следовательно, рецептивный лексический навык – это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением [3, с.73].

Лексический навык подразумевает владение:

1) формальными признаками слова, которые необходимы для его оформления в речи;

2) семантикой слова, т.е. его значением;

3) функциональными признаками слова, т.е. его назначением.

Определяющим в цепочке назначение – значение – форма является первой, что обусловлено местом и ролью лексики в речевой деятельности.

Успешность в овладении словом, зависит от наличия у учащихся умений во – первых, наблюдать, сравнивать, анализировать языковые явления; во – вторых, догадываться по контексту или словообразовательным элементам о значении незнакомой лексической единицы; в – третьих, работать с различными словарями; в – четвертых, вести учебный словарь, выбирая удобную форму записи; в – пятых, пользоваться опорами и мнемотехническими приемами для запоминания слов [29, с.34].

Вышеописанные навыки и умения формируют общеучебный компонент содержания обучения лексической стороне речи. Лингвистический компонент содержания обучения лексической стороне речи представлен лексическим минимумом, т.е. словами, словосочетаниями, фразеологизмами. Сочетаемость, частотность, тематичность, стилистическая нейтральность и словообразовательная способность являются критериями отбора лексического минимума.

В зависимости от характера речевой деятельности различают активный и пассивный речевой минимум. Владение активным словарем является необходимым для развития умений говорения и письма. Пассивный словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании. Количество лексических единиц, составляющих активный и рецептивный лексический минимум, указывается в Программе по иностранным языкам для каждого этапа обучения [18].

В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы, соблюдение которых - необходимое условие эффективности процесса обучения. К их числу относятся:

1) дидактические принципы: наглядности, активности, прочности, системности, сознательности, научности, учета возрастных особенностей;

2) собственно методические принципы: коммуникативной направленности обучения, ситуативности, коллективного взаимодействия, жизненной ориентации обучения, соответствия заданий речемыслительной деятельности, филологизации обучения;

3) частные методические принципы: поэтапности формирования навыка; адекватности упражнений формируемым действиям; взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи; учета взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов речевой деятельности [27,с.90].

Формирование лексических навыков не происходит одномоментно, закрепление и автоматическое владение лексическими единицами требует тщательной и вдумчивой работы педагога.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 4721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.004 с.)