Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор дидактического материала к урокам русского языка.

Поиск

Духовный мир ученика, его нравственные позиции, внутренняя дисциплина, его умение отстаивать свою точку зрения - это круг забот учителя и конечный результат его деятельности. Уроки русского языка и литературы в этом отношении должны быть уроками гражданственности, уроками патриотизма. Однако напоминаний о величии и богатстве русского языка явно недостаточно для того, чтобы школьник умом и сердцем почувствовал это богатство и величие и проникся чувством уважения к языку, который является неотъемлемой составной частью духовной культуры народа, свидетелем его героического прошлого, могучим средством выражения мыслей. Организация учебной и речевой деятельности на материале текста сделают избранный учителем дидактический материал воспитывающим фактором. Необходима подчиненность процесса отбора материала для упражнений, его содержания определенным принципам, позволяющим отбор и накопление дидактического материала привести в систему. Такими принципами могут быть следующие:

1. Принцип тематической организации словарного или текстового материала, его актуализации.

2. Принцип логической связи с целями изучения языковых явлений,

3. Принцип учета специфики изучаемого материала.

4. Принцип реализации межпредметных связей при отборе материала и работе с ним.

5.Принцип методической обоснованности выбора дидактического материала, используемого в качестве наглядного пособия.

Тематически организованный материал дает возможность полнее реализовать мировоззренческий потенциал учебного предмета «русский язык», сконцентрировать внимание обучающихся на идейной направленности всего урока. Принцип актуализации текстового материала открывает перед учителем широкие возможности творческого поиска, т.к. избранные темы могут.быть очень разнообразны: воспитание лучших человеческих качеств: чувства товарищества, коллективизма, доброты, дружбы; воспитание умения видеть и чувствовать разную природу и передавать свои чувства в слове. А

Контрольный диктант и методика его проведения. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Контрольные диктанты даются после изучения большой орфографической темы. Цель - контроль за формированием навыков правописания. Тексты насыщены словами на изученные правила. К контрольному диктанту предлагаются 1-2 грамматических заданий, связанных с текстом. Задания выполняются в тексте или выписывают слова из текста. Тексты должны содержать те орфограммы, которые изучены к моменту проведения диктанта. Если встречается слово на неизвестное правило, даются слова для справок

Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов, соответствующего действующим нормам.

Методика обучения фонетике русского языка.

1. Цели и содержание работы по фонетике

Цель состоит в том, чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка и заложить основы для сознательного овладения нормами правописания и произношения.

Раздел «Фонетика» изучается в 5 классе. Полученные знания повторяются в последних классах, а в 10-11 классах - и на факультативных занятиях. Чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка, в раздел «Фонетика» включают ряд понятий: звуки речи, гласные, звонкие/глухие, слог, ударение и ряд других. Все понятия отражают существенные признаки звуковой системы русского языка. Усвоение их поможет учащимся овладеть сознательно орфографическими и орфоэпическими нормами.

2. Принципы изучения фонетики:

  1. необходимо стремиться, чтобы учащиеся определяли звуки речи при восприятии слова на слух, а затем уже знакомились с их обозначением на письме. В школе фонетический разбор изучается во взаимосвязи с графикой.
  2. Должно осуществляться систематическое целенаправленное сопоставление звуков и букв. В результате реализации этих двух принципов у учащихся развивается речевой слух.
  3. Важно, чтобы изучение фонетики было связно с обучением нормам произношения звуков в словах, сочетаний звуков в различных частях слова, с нормами ударения в словах. В результате реализации этого принципа практической направленности в изучении фонетики у учащихся формируются орфоэпические умения и навыки.
  4. Успешно формировать у учащихся базовые для усвоения орфографии фонетические понятия: гласные - ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие согласные, оглушенные и озвонченные согласные. В результате также будет осуществляться практическая направленность в изучении фонетики, то есть учащиеся будут подготовлены к изучению орфографии.

Трудности в изучении фонетики

  1. основная трудность в том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном слове (на слух), запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока не выработается навык.
  2. Затруднение в выявлении двойной роли букв «е,ё,ю,я»
  3. В делении слова на слоги
  4. Графические обозначения некоторых букв при фонетической транскрипции (щ -ш'- , cc - c- , я - йа)
  5. В диалектических произношениях

Методы обучения фонетике

Сведения по фонетике постоянно привлекаются для изучения других разделов русского языка, особенно словообразования (при изучении чередований). При изучении остальных разделов систематически проводится фонетический разбор. К теоретико-практическим методам обучения фонетике относят фонетические и фонетико-графические упражнения. Фонетические упражнения формируют: различение звуков в словах, определение смыслоразличительной роли звуков (лук-люк), деление слов на слоги, постановку ударения в словах. Фонетико-графические упражнения способствуют тому, что учащиеся учатся различать звуки и буквы: укажите звуки, напишите звуки, укажите буквы. Все упражнения дополняет фонетический разбор,который сопровождается графическим разбором. Именно фонетический разбор является основным методом изучения фонетики и графики в школе.

Порядок фонетического разбора:

  1. произнести слово, передать звучание в транскрипции
  2. обозначить ударный слог, разделить слово на слоги, указать,сколько в слове слогов
  3. охарактеризовать гласные звуки (ударные - безударные)
  4. охарактеризовать согласные звуки (по твердости-мягкости, звонкости-глухости)
  5. указать количество букв и звуков
  6. отметить и объяснить несовпадение количества букв и звуков

Не каждое слово может быть дано для фонетического разбора. Примеры слов, допустимых для разбора: вкусный, семья, надпись, рассвет, купаться и им подобные.

При изучении фонетики выполняются такие упражнения:

1) подчеркните в тексте слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков; больше, чем звуков; меньше, чем звуков (с «е,ё,ю,я»).

2) Запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.

3) Вписать буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались мягко, а второго ряда - твердо:

Р...в, м...л (ё,я)

Р...в, м...л (о, а)

4) задания с элементами занимательности, игры, занимательные рассказы

Литература в помощь: Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к урокам русского языка». М., 1989

Средства обучения фонетике

На уроках может использоваться звукотехника «Звуковое пособие по русскому языку». Знакомим учащихся с орфоэпическим словарем русского языка под ред. Аванесова или другим; информация об ударении содержится и в толковом словаре. Можно использовать таблицы и раздаточный материал.

Организационные формы обучения фонетике

Проводятся уроки: изучения нового материала; закрепления знаний, умений, навыков; повторительно-обобщающие; комбинированные; контрольные.

Методика обучения лексике русского языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.)