Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи, общеметодичсекие принципы обучения лексике и фразеологии в курсе русского языка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На уроках русского языка учащиеся должны получить представление: ü о количественном и качественном составе русской лексики; ü о путях и источниках обогащения речевой лексики в прошлом и настоящем; ü о степени устойчивости существования в языке отдельных слов и некоторых из разрядов в целом; ü об основных семантических пластах лексики и их функционировании в живой речи (лексической сочетаемости, лексической стилистике). Таковы цели изучения лексики. Научить учащихся пользоваться практически в целях коммуникации лексическими единицами – задача школы. Прежде всего, обратим внимание на особенности работы по лексике и фразеологии, охарактеризуем общие принципы, методы и приемы работы. В методике лексики и фразеологии, как и в других разделах теории обучения и методики преподавания русского языка, используются общедидактические принципы (научности, наглядности, систематичности, сознательности, доступности, индивидуального подхода к каждому ученику, преемственности и последовательности, связи теории с практикой, связи обучения с жизнью) и частнометодические принципы, «вытекающие из особенностей изучаемых лексических и фразеологических явлений». Основными принципами методики лексики и фразеологии на уроках русского языка являются следующие: 1)экстралингвистический (сопоставление слова и реалии); 2) лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значений слова); 3) парадигматический (сопоставление единиц лексической парадигмы); 4) функционально-стилистический (сопоставление фразеологизмов со сферами их употребления); 5) исторический (сопоставление истории слова и истории реалии). Лексический разбор. Это методический прием обобщающего типа, дающий возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряд слов различных тематических пластов, словообразовательных типов и стилей. Лексический разбор связывает уроки русского языка и литературы. Знакомясь с текстом, учащиеся выясняют значения непонятных слов; их стилистическое использование. Лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, необходимо обращать внимание на орфограммы. Работа по фразеологии должна также вестись систематически. При организации упражнений следует иметь в виду возможность различного подхода к отбору материала для них (по разным признакам). Например, можно вести работу с фразеологизмами, включающими в составодно и то же слово (держать язык за зубами, держать в ежовых рукавицах, держать порох сухим, держать ухо востро); слова одной и той же части речи (например, существительные: опустить руки, как снег наголову, задрать нос, наступить на ногу, пускать пыль в глаза) находить и анализировать фразеологизмы-синонимы (сеять семена раздора, мутить воду, вбивать клинья — общее их значение: «порождать недоверие, вражду в отношениях между людьми»); вводить фразеологизмы в речь (не перенасыщая ее набором полюбившихся учащимся выражений); строить с ними отдельные предложения, подбирать их на определенные темы: труд, учение (для ученья нет старости; учиться всегда пригодится; ученье — свет, неученье — тьма; у врача лечись, а у умного учись, кабы все знал, так и не учился бы) и т. п. На уроках грамматики фразеологизмы могут быть использованы в качестве материала для грамматического разбора (при изучении безличных предложений: верному другу цены нет; сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: не учи рыбу плавать, а собаку лаять; бессоюзных: ученый водит, неученый следом ходит, больше снега на полях — больше хлеба в закромах и т. п.). Огромное число фразеологизмов представляют собой пословицы, поговорки, загадки, много их в виде присказок, прибауток встречается в сказках, в живой речи, особенно людей старшего поколения — хранителей богатств русского фольклора. Значительно пополнился фразеологический фонд за счет метких выражений, вошедших в разговорный язык из художественных произведений Грибоедова, Гоголя, басен Крылова, стихотворений Некрасова и т. п. (служить бы рад — прислуживаться тошно; и говорит, как пишет; а ларчик просто открывался; беда, коль пироги начнет печи сапожник). В связи с этим учитель имеет возможность широко использовать программные литературные тексты. Большую роль в развитии у учащихся чутья языка, понимания стиля играют сочинения (устные и письменные), темами для которых являются пословицы или афоризмы из знакомых им произведений. Возможные задания учащимся (разных классов) по фразеологии: 1) подобрать фразеологизм со словом, относящимся к той части речи, которая изучается в данный момент в классе (например, с существительным язык, прилагательнымкрасный, числительным семеро, местоимением я, глаголом идти, наречием хорошо); 2) подобрать фразеологизмы со сравнениями (как грибы после дождя, как рыба в воде); 3) подобрать пословицы по тематическому признаку: о весне, о труде, о дружбе и т.п.; 4) определить, из каких произведений взяты предложенные учителем фразеологизмы, объяснить их значение. Занятия по фразеологии будят мысль учащихся, заинтересовывают их, повышают уровень развития речи.
20. Методика изучения состава слова и словообразования. Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами. В современном школьном курсе словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные знания даются в начальной школе, в 5-7 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства, в 8-9 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. Этот раздел имеет тесные связи с фонетикой, морфологией и др. познавательные цели: - ознакомление учащихся со структурой русского слова, основными способами русского словообразования, - показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка: фонетическим, лексическим и грамматическим, - подготовить почву для более глубокого познания грамматического строя языка. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической функции языка, обогащению словарного запаса. Практические цели: - сформировать учебно-языковые умения, - вычленять морфемы в слове, - определять способ словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, - умение различать словообразовательные и формообразующие суффиксы. Содержание раздела: - словообразовательные понятия: В 5 классе изучаются понятия, связанные со структурой слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, нулевое окончание. В 6 классе изучается словообразовательные понятия, связанные с образованием слов. На протяжение всего времени обучения изучаются – морфемный состав слова, - словообразовательный анализ слова. При изучении данного раздела необходимо учитывать ряд трудностей, которые возникают у учащихся. Особая трудность связана с абстрактностью морфем, обладающая лексико-грамматическим значением. Функции морфем заключаются в том, что они указывают на значение не только в конкретном слове, но и в других словах. Трудность связана с определением мотивирующего слова (в русском языке возможна двойная мотивация). Если мотивирующее слове не имеет принципиального характера, то не следует настаивать на одном способе. Главное, чтобы ученик мог обосновать свои выбор и правильно разбить слов на морфемы в зависимости от этого взгляда. Трудность: в жизни производных слов возникает применение структуры чаще всего в результате процесса опрощения. Для школьной практики важно синхронное словообразование. Не предлагать для морфемного разбора слова со связанными корнями. Не допускать смешения исторического и современного словообразования. Исторические справки должны быть краткими, четкими и немногочисленными, органически быть связанными с целями урока. Принципы методики изучения словообразования: 1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга, 2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования, 3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели. При изучении словообразования важное значение имеют: - метод беседы, - наблюдения. Важное значение имеет урок, цель которого введение самого понятия: морфема. Морфема – значимая часть слова. Важное значение имеет урок, цель которого выявить нулевое окончание и окончание нет. Выбор практических методов обучения диктуют цели обучения раздела: закрепление знаний о словообразовательных понятиях, развитие умение членить слово по составу и производить словообразовательный разбор. Основными практическими методами являются: морфемный и словообразовательный разбор. Морфемный разбор желательно проводить на каждом уроке, при этом важно проводить его не формально, а требовать с учеников доказательства того, почему выделяется те или иные морфемы. Выбор слов для морфемного анализа определяется, прежде всего, характером ошибок учащихся. В диктанте встречаются слова: непоседливый, заносчивый. Поэтому предлагаются слова задумчивый и др. приемы: 1. графический диктант, 2. моделирование слов по схемам. Найдите ошибку в схемах. Целесообразно предполагать задания, связанные со стилистикой. Основные понятия: словообразовательная модель, морфема как значимая часть слова, морфемный анализ, схема, обозначающая процесс образования слов, поморфемное письмо. Основные умения и навыки: проводить морфемно-словообразовательный разбор слова с учетом его лексического значения и словообразования; давать словообразовательное толкование слова с опорой на ближнеродственное слово; сравнивать значение, строение, написание и грам-е признаки слов, имеющих внешние сходства (н: соседний – соседский); различать факты словообразования и формообразования; проводить многоаспектный анализ слова на основе словообразовательных моделей (морфологический анализ, синтаксический, морфемный, словообразовательный). Упражнения: словообр. и морфемный анализы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.008 с.) |