ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Методика лексики и фразеологии»



Значение, основная цель и задачи изучения раздела «Лексика». Место раздела в школьном курсе русского языка.

Лингвистические основы изучения лексики и фразеологии. Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии.

Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический, лексико-грамматический, семантический, диахронический.

Межпредметные связи русского языка и их использование при изучении лексики и фразеологии. Связь лексики со словообразованием.

Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды упражнений, используемых в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Роль и методика лексического разбора.

Лексические ошибки и недочеты. Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа по обогащению словарного запаса учащихся, работа над тематическими группами слов. Методика использования лингвистических словарей при изучении лексики и фразеологии.

Список рекомендуемой литературы

1. Актуальная лексика: устаревшие слова и неологизмы [Текст] // Рус. яз. в шк. и дома. — 2004. — № 4. — С. 1.

2. Балакай, А. Г. Уроки словаря: заметки современного читателя о словаре В. И. Даля [Текст] / А. Г. Балакай // Рус. словесность. — 2004. — № 5.

3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1988.

4. Бороздунова, Л. В. Синонимы в художественной речи [Текст] / Л. В. Бороздунова // Рус. яз. — 2004. — 23—30 авг. (№ 32).

5. Грудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка [Текст] /
А. В. Грудникова. — М., 1979.

6. Гужва, Ф. К. Лексика и фразеология русского языка [Текст] / Ф. К. Гужва,
А. Н. Иванова. — Киев, 1982.

7. Зайцева, Н. А. Использование фразеологизмов в речи [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. яз. — 2003. — 1—7 янв. (№ 1). — С. 16.

8. Зайцева, Н. А. «Русской речи государь по прозванию Словарь» [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. словесность. — 2002. — № 5.

9. Калинина, О. Ф. Виды словарей [Текст] / О. Ф. Калинина // Рус. яз. — 2004. — 23—30 апр. (№ 16). — С. 9.

10. Козырев, В. Н. Слово в системе словарей русского языка [Текст] / В. Н. Козырев, В. Д. Черняк. — Л., 1992.

11. Куманяева, А. Е. Изучение текстообразующей функции лексических средств в X—XI классах [Текст] / А. Е. Куманяева // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3. — С. 9.

12. Лексический разбор в школе [Текст] // Рус. словесность. — 2000. — № 2.

13. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.

14. Мокиенко, В. М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. — СПб., 2005.

15. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] : рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.

16. Панов, М. В. О том, как можно преподавать лексику в школе [Текст] /
М. В. Панов // Рус. яз. — 2003. — 1—7 сент. (№ 33).

17. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе [Текст] /
З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — М., 1997.

18. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] /
Л. К. Скороход. — М., 1990.

19. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980.

20. Челнокова, Т. С. Лексическое и грамматическое значение [Текст] / Т. С. Челнокова // Рус. яз. — 2004. — 1—7 авг. (№ 29). — С. 5.

Вопросы и задания

1. В чем заключается особенность и значение изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка?

2. Каковы лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии?

3. В чем причина затруднений учащихся в усвоении основных лексических понятий?

4. Выполните сравнительный анализ учебного материала раздела «Лексика» в двух учебниках — стабильном (авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.) и учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой.

5. В учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта лексика и словообразование как два раздела курса русского языка объединены в одном разделе — «Лексика. Словообразование. Правописание». Ознакомьтесь с содержанием этого раздела и обоснуйте такую подачу материла.

6. Ознакомьтесь со статьей М. В. Панова «О том, как можно преподавать лексику в школе» (Рус. яз. — 2003. — № 33), составьте тезисы.

7. Лексико-фразеологические упражнения нацелены на обогащение словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Какие упражнения служат решению этих задач? Дайте сравнительный анализ упражнений в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой и учебниках под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

8. Ознакомьтесь со схемой и образцом лексического разбора в учебнике «Русский язык: Практика» для 5 класса (сост. А. Ю. Купалова; науч. ред. В. В. Бабайцева). Найдите и выполните упражнение на лексический разбор слова. Каково значение этого вида языкового разбора?

9. Сделайте анализ учебного материала по фразеологии в разных учебных комплексах (распределив их между собой по рекомендации преподавателя): какие сведения по фразеологии даются ученикам, какие виды упражнений предлагает учебник, какие умения и навыки формируются у учащихся.

10. Какие словари целесообразно использовать при изучении лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка? Ознакомьтесь с указанной литературой по этому вопросу и подготовьте сообщение о видах специальных словарей, их назначении и методике использования.

Тема «Методика преподавания морфемики
и словообразования»

Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура.

Программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении раздела.

Содержание раздела «Морфемика». Морфема и ее разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в лингвистическом или грамматическом плане) части слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией.

Содержание раздела «Словообразование». Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования. Формообразование и словообразование.

Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования.

Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Значение этих видов разбора, их задачи, методика проведения, связь между ними. Этимологический анализ слова.

Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.

Трудности изучения данного раздела.

Список рекомендуемой литературы

1. Докукина, М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики [Текст] / М. Н. Докукина // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6. — С. 26.

2. Крамаренко, Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену [Текст] / Г. М. Крамаренко, Н. В. Малюшкин // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5. — С. 24.

3. Кулаева, Г. М. Словообразовательные средства выражения комического [Текст] / Г. М. Кулаева // Рус. яз. — 2004. — 1—7 апр. (№ 13). — С. 7.

4. Литневская, Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка [Текст] / Е. И. Литневская // Рус. словесность. — 2000. — № 1.

5. Львова, С. И. Значение и строение слова [Текст] / С. И. Львова. — М., 1993.

6. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000. — С. 128—144.

7. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст] / И. Г. Милославский. — М., 1993.

8. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] : рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.

9. Панов, Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. Т. Панов, А. В. Текучев. — М., 1991.

10. Пересветова, Е. В. Морфемика в 5 классе [Текст] / Е. В. Пересветова // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31).

11. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка [Текст] /
З. А. Потиха. — М., 1998.

12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980. — С. 155—163.

13. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] / А. Н. Тихонов. — М., 1991.

Вопросы и задания

1. Какое значение имеет изучение раздела «Морфемика и словообразование» в школе?

2. Какие требования предъявляет программа по русскому язык к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении данного раздела?

3. Раскройте содержание, основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», обратившись к школьным учебникам.

4. Назовите основные методы, приемы и средства изучения морфемики и словообразования.

5. Сделайте анализ 2—3 параграфов, посвященных изучению вопросов морфемики или словообразования (учебник по выбору), и выявите комплекс специальных упражнений (их виды).

6. Как вы считаете, в чем трудности изучения данного раздела?

7. Приведите примеры, подтверждающие наличие внутрипредметных связей между изучением словообразования, частей речи, орфографии.

8. Подготовьте сообщение по содержанию одной из статей (по выбору):

а) Докунина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 26;

б) Крамаренко Г. М., Малюшкин Н. В. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 24;

в) Литневская Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка // Русская словесность. — 2000. — № 1.

9. Сопоставьте школьную схему разбора слова по составу с порядком разбора в вузе. Укажите их различия.

10. В работе Е. М. Галкиной-Федорук, К. В. Горшковой, Н. М. Шанского «Современный русский язык» (Изд-во МГУ, 1962. — С. 276—277) утверждается, что в ряде случаев «суффикс может быть и после окончания»; «он наблюдается в глаголе и в отдельных разрядах причастий и местоимений (ср., например, умываюсь, съешь-ка, формирующийся, кому-то, какого-нибудь и т. п.)». Как этот вопрос решается в школьном учебнике русского языка? Выскажите свою точку зрения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.017 с.)