ГЛАВА I. Ментальный лексикон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА I. Ментальный лексикон



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3-4

Глава I. Ментальный лексикон

1.1.Раскрытие понятия ментальный лексикон…………………..5-6

1.2.Организация ментального лексикона………………………..7-8

1.3.Слово как центральная единица внутреннего лексикона…..9

Глава II. Становление ментального лексикона

2.1. Формирование семантических связей слова……………….10-11

2.2. Языковая и концептуальная картины мира………………...12-13

2.3. Внутренний лексикон ребенка как компонент языковой

способности…………………………………………………………..14-15

Глава III. Формирование ментального лексикона у французских детей

(École Maternelle)

3.1. Отбор лексики для изучения в детском саду………………16-18

3.2. Развитие словарного запаса детей в Petite Section…………19

3.3. Развитие словарного запаса детей в Moyenne Section……..20

3.4. Развитие словарного запаса детей в Grande Section………..21

3.5. Расширение лексического запаса на примере тематической группы «Vêtements»…………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………….23

Библиография………………………………………………………...24-25

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Ментальный лексикон» является весьма актуальной на сегодняшний день. Изучением формирования внутреннего лексикона занимаются многие видные исследователи-лингвисты, такие, как Залевская А.А. «Слово в лексиконе человека», J. Aitchison «Words in the Mind», Werzbicka A. «Lingua mentalis. The Semantics of Natural Language» и многие другие.

Актуальность темы исследования: в своих базовых формах мышление человека реализуется без участия языковых компонентов, в знаковом материале универсально-предметного кода. Однако более сложные механизмы вербально-логического мышления предполагают взаимодействие глубинных когнитивных уровней с поверхностным слоем языкового сознания, в процессе которого мысль превращается в связанный и целостный текст.

Степень научной разработанности проблемы: лексическая семантика в разных её аспектах привлекает внимание многих современных лингвистов. Значительное количество работ в этом плане посвящено анализу семантики отдельных лексических единиц и их групп в том или ином языке. Предметом исследования, например, является интенсивность как компонент семантики слова [Шейгал Е.И.], семантика темпоральности [Потаенко Н.А.], структура ментального лексикона при нарушениях языковой системы [Свистунова Т.И.]и др.

Объектом исследования послужил внутренний лексикон современных французских дошкольников.

Предметом исследования является словарный запас французских дошкольников 3 – 5 лет.

Цель исследования состояла в определении закономерностей становления словарного запаса у французских дошкольников.

Задачи исследования:

- определить современные подходы и проблематику изучения ментального лексикона;

- ознакомиться с современными экспериментальными данными исследований детской речи;

- сравнить словарный запас франкоязычных детей 3-х, 4-х и 5 лет;

- выявить закономерности становления словарного запаса у французских дошкольников на примере одной из тематических групп.

В процессе работы использоваласьметодика системного и контекстуального анализа, сравнительный метод и методы обобщения.

Теоретико-методологические основы исследования:

- статистические методы;

- экспериментальные методы;

- методы обобщения;

- метод сравнения;

- метод системного анализа.

Эмпирические основы исследования: описание формирования ментального лексикона, наблюдения за процессами формирования внутреннего лексикона индивида.

Теоретическая и практическая значимость исследования: определить в теоретическом аспекте что представляет собой «ментальный лексикон» на самом деле, из чего он состоит, на что стоит уделить внимание при исследовании данной темы;

На практике: пронаблюдать формирование «ментального лексикона» (его обогащение в дальнейшем) на примере французских детей, посещающих детские сады.

 

ГЛАВА I. Ментальный лексикон

Раскрытие понятия ментальный лексикон

Ментальный лексикон (от греч. Λεξικόν, от лат. mentalis) – система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах, а также выполняющая сложные функции, связанные не только с указанными языковыми единицами, но и стоящими за ними структурами представления экстралингвистического (энциклопедического) знания.

Целое направление так называемых лексических грамматик (Дж. Бреснан, Р. Хадсон, Ст. Староста и др.) исходит из положения о первостепенной важности для порождения и восприятия речи такой единицы, как слово, признаваемой центральной единицей хранения и использования информации, доступа к ней и ее извлечения из памяти говорящих. Для обозначения понятия «ментальный лексикон» используются нередко и такие названия, как «внутренний лексикон», «словесная память», «информационный тезаурус» человека (http://history.rsuh.ru/historycd/history/html/glossar/2_13_le/full_list.htm).

В 50-60 гг. на развитие представлений о ментальном лексиконе огромное влияние оказали, с одной стороны, популярные в те годы лингвистические концепции, а, с другой, идея Ч. Осгуда и Дж. Диза найти и исследовать внутреннюю структуру лексикона и становление ментального лексикона у детей.

Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших механизмов переработки информации, связанный с уровнем репрезентации и отвечающий за перекодирование поступающей информации: от воспринимаемых единиц – перцептов (перцептивных и языков знаков) к значениям. Уточняется, что лексикон – скорее процесс, чем память хранения.

Разъяснением смысла человеческих высказываний занимается семантика. Ее целью является выявление структуры мысли, скрытой за внешней формой языка. «Язык переделывает мысли. И притом так, что по внешней форме этой одежды нельзя заключить о форме скрытой за ней мысли, ибо внешняя форма одежды образуется совсем не для того, чтобы обнаруживать форму тела», пишет А. Вежбицкая.

Большой вклад внес Э. Тулвинг. Он первый провел грань между эпизодичной и семантической памятью. Эпизодическое знание включает в себя воспоминания о том, что происходило с людьми, об их личном опыте. Семантическая память позволяет удерживать общие знания, например, что Disney World находится во Флориде и т.д. К этому выводу исследователь пришел благодаря психологическим экспериментам и опытам, открытиям в области когнитивной психологии, а, также, исследованиям нейродинамических процессов, протекающих в коре головного мозга (Tulving E. «Episodic memory: From Mind to Brain»).

Приведенное определение ментального лексикона может трактоваться по-разному в зависимости от того, как решается ряд вопросов, непосредственно связанных с проблемой ментального лексикона, к числу которых относят: 1) что понимается под «знанием о словах»; 2) какие именно функции выполняется слово как единица лексикона; 3) как соотносятся знания о словах и энциклопедические знания; 4) как организован ментальный лексикон; 5) каким образом осуществляется доступ к единицам лексикона. Подобные вопросы находятся в центре внимания многих исследователей.

ГЛАВА II. Становление Ментального лексикона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении необходимо отметить, что существующие методы и приемы формирования внутреннего лексикона индивида появились сравнительно недавно. Связано это с развитием нашей цивилизации, актуализацией новых проблем и, конечно же, ростом внимания с педагогической точки зрения к детям.

Вопрос о формировании ментального лексикона и его влияния на мировоззрение личности был поставлен еще в начале XX века, но актуален до сих пор. С накопленным опытом, переданным нашими предшественниками, ученые-лингвисты пытаются прийти к единогласному решению благодаря научным экспериментам в области психологии, статистическим данным, лингвистическим опытам и т.д.

И, возможно, скоро перед нами откроются глубинные тайны о внутреннем лексиконе индивида.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Апресян, Ю.Д. Избр. труды. Т.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка/ Ю.Д. Апресян.- М.: Школа «Языки рус. культуры», Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995.-VIII.- 472c.

2. Выготский, Л.С. Собрание трудов. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/Л.С. Выготский.- М.: Изд. «Лабиринт», 2001.- 368с.

3. Гвоздев А. Н. Избр. труды. Т.1, ч.1. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/ А.Н. Гвоздев.- М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1949.- 268с.

4. Гвоздев А. Н. Избр. труды. Т.1, ч.2.Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/ А.Н. Гвоздев.- М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1949.- 192с.

5. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения/ Ф. Джонсон-Лэрд.- М.:Изд. «Прогресс», 1988.-XXIII.-257с.

6. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование/ А.А. Залевская.- В.: Изд. Воронеж. гос. ун-та, 1990.- 206с.

7. Кубрякова Е. С. Язык и знание/ Е.С. Кубрякова. М.: Школа «Языки славянской культуры», Изд. РАНИЯ, 2004.-210с.

8. Aitchison, J. Words in the Mind: An Introduction to the Mental Lexicon / J.Aitchison.- 3rd ed.- Malde; Oxford; Melbourne: Blackwell Publishing, 2003.-306р.

9. Boisseau, Ph. Introduction à la pédagogie du langage: maternelle, soutien et rééducation cycle 2. Tome 1 / Ph.Boisseau.- Rouen: CRDP de Haute-Normandie, 1996.- 325p.

10. Grégoire, A. L’Apprentissage du langage (la troisième année et les années suivantes). Vol.2 / A. Grégoire. – Gembloux: Impr. J.Duculot, 1947.- 491p.

11. Werzbicka, A. Lingua mentalis. The Semantics of Natural Language / A.Werzbicka.- Sydney etc.: Academic Press, 1980.- 367p.

12. Tulving, E. Episodic memory: From Mind to Brain / E. Tulving // Annual Review of Psychology», 2002.-125p.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3-4

Глава I. Ментальный лексикон

1.1.Раскрытие понятия ментальный лексикон…………………..5-6

1.2.Организация ментального лексикона………………………..7-8

1.3.Слово как центральная единица внутреннего лексикона…..9

Глава II. Становление ментального лексикона

2.1. Формирование семантических связей слова……………….10-11

2.2. Языковая и концептуальная картины мира………………...12-13

2.3. Внутренний лексикон ребенка как компонент языковой

способности…………………………………………………………..14-15

Глава III. Формирование ментального лексикона у французских детей

(École Maternelle)

3.1. Отбор лексики для изучения в детском саду………………16-18

3.2. Развитие словарного запаса детей в Petite Section…………19

3.3. Развитие словарного запаса детей в Moyenne Section……..20

3.4. Развитие словарного запаса детей в Grande Section………..21

3.5. Расширение лексического запаса на примере тематической группы «Vêtements»…………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………….23

Библиография………………………………………………………...24-25

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Ментальный лексикон» является весьма актуальной на сегодняшний день. Изучением формирования внутреннего лексикона занимаются многие видные исследователи-лингвисты, такие, как Залевская А.А. «Слово в лексиконе человека», J. Aitchison «Words in the Mind», Werzbicka A. «Lingua mentalis. The Semantics of Natural Language» и многие другие.

Актуальность темы исследования: в своих базовых формах мышление человека реализуется без участия языковых компонентов, в знаковом материале универсально-предметного кода. Однако более сложные механизмы вербально-логического мышления предполагают взаимодействие глубинных когнитивных уровней с поверхностным слоем языкового сознания, в процессе которого мысль превращается в связанный и целостный текст.

Степень научной разработанности проблемы: лексическая семантика в разных её аспектах привлекает внимание многих современных лингвистов. Значительное количество работ в этом плане посвящено анализу семантики отдельных лексических единиц и их групп в том или ином языке. Предметом исследования, например, является интенсивность как компонент семантики слова [Шейгал Е.И.], семантика темпоральности [Потаенко Н.А.], структура ментального лексикона при нарушениях языковой системы [Свистунова Т.И.]и др.

Объектом исследования послужил внутренний лексикон современных французских дошкольников.

Предметом исследования является словарный запас французских дошкольников 3 – 5 лет.

Цель исследования состояла в определении закономерностей становления словарного запаса у французских дошкольников.

Задачи исследования:

- определить современные подходы и проблематику изучения ментального лексикона;

- ознакомиться с современными экспериментальными данными исследований детской речи;

- сравнить словарный запас франкоязычных детей 3-х, 4-х и 5 лет;

- выявить закономерности становления словарного запаса у французских дошкольников на примере одной из тематических групп.

В процессе работы использоваласьметодика системного и контекстуального анализа, сравнительный метод и методы обобщения.

Теоретико-методологические основы исследования:

- статистические методы;

- экспериментальные методы;

- методы обобщения;

- метод сравнения;

- метод системного анализа.

Эмпирические основы исследования: описание формирования ментального лексикона, наблюдения за процессами формирования внутреннего лексикона индивида.

Теоретическая и практическая значимость исследования: определить в теоретическом аспекте что представляет собой «ментальный лексикон» на самом деле, из чего он состоит, на что стоит уделить внимание при исследовании данной темы;

На практике: пронаблюдать формирование «ментального лексикона» (его обогащение в дальнейшем) на примере французских детей, посещающих детские сады.

 

ГЛАВА I. Ментальный лексикон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.035 с.)