Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «Методика преподавания грамматики»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его значение, основное содержание и структура. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом — ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе. Методы изучения грамматики; основные приемы: грамматический разбор, прием алгоритмизации. Грамматические понятия, правила и определения. Последовательность умственных операций при формировании понятий и усвоении правил и определений. Роль грамматики в формировании различных умений и навыков учащихся — речемыслительных, учебно-языковых, орфографических, пунктуационных, в обогащении речи учащихся. Осуществление внутрипредметных связей между изучением грамматики и других разделов школьного курса русского языка: орфографии, пунктуации, культуры речи, стилистики. Основные грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Способы предупреждения и преодоления типичных грамматических ошибок. Список рекомендуемой литературы 1. Дроздова, О. Е. Для чего нужна грамматика [Текст] / О. Е. Дроздова // Рус. словесность. — 2000. — № 4. 2. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, 3. Николаева, Е. И. Психологические основы обучения грамотности [Текст] / 4. Парубченко, Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику [Текст] / Л. Б. Парубченко // Рус. словесность. — 2002. — № 2. 5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 163—179. Вопросы и задания 1. Какое место занимает грамматика в курсе русского языка? 2. В чем состоит цель изучения грамматики? 3. Какие направления в методике преподавания грамматики вам известны? 4. Прочитайте слова М. В. Ломоносова о значении грамматики в овладении нормами русского языка: «И хотя она „грамматика” от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению… В грамматике все науки… нужду имеют». Приведите примеры языковых норм, которые сообщаются грамматикой. 5. Подготовьте тезисы и сообщение по одной из статей (по выбору): а) Дроздова О. Е. Для чего нужна грамматика // Русская словесность. — 2000. — № 4; б) Парубченко Л. Б. Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику // Русская словесность. — 2002. — № 2. 6. Какова роль и назначение алгоритмов в обучении грамматике? Приведите пример алгоритма. 7. Постройте алгоритм на одну из грамматических тем (учебник по выбору). 8. Прочитайте высказывание Е. С. Истриной о значении изучения грамматики. Покажите роль знаний по грамматике при изучении лексики, орфографии, пунктуации. «Грамматика, во-первых, дает известную сумму знаний о языке, его строе, переводя этим стихийное владение речью в сознательное; во-вторых, способствует развитию мышления на материале строя речи и, в-третьих, она помогает овладению навыками грамматически правильной речи, включая сюда навыки орфографии и пунктуации». 9. Обобщите материал о роли и месте грамматики в школьном курсе русского языка (учебник по выбору). Тема «Методика преподавания морфологии» Морфология как раздел школьной грамматики. Его значение, задачи, содержание, структура. Частнометодические принципы изучения морфологии: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтакси-ческий. Знакомство с системой частей речи в русском языке. Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории), закономерности усвоения их учащимися. Методика формирования понятия «части речи» в процессе изучения морфологии. Изучение грамматических классификаций, словоизменения частей речи, словообразования частей речи. Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи. Обобщающее повторение при изучении частей речи. Специальные умения и навыки учащихся, формируемые при изучении морфологии. Основные этапы, методы и приемы их формирования. Основные морфологические нормы речевой культуры. Способы предупреждения и преодоления типичных морфологических ошибок. Список рекомендуемой литературы 1. Гиндин, С. И. Энциклопедия русской морфологии для учителя [Текст] / 2. Малащенко, В. П. Алгоритмы на уроках русского языка [Текст] / В. П. Малащенко. — Ростов н/Д, 1978. 3. Меженко, Ю. С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1992. 4. Меженко, Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку [Текст] / Ю. С. Меженко. — М., 1982. 5. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, 6. Мехедов, В. Н. Обобщающий урок по теме «Причастие» [Текст] / В. М. Мехедов // Рус. яз. в шк. — 2006. — 16—18 февр. (№ 4). — С. 32. 7. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе [Текст] / 8. Отришко, В. А. О речевой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / В. А. Отришко // Проблемы русского и методики его преподавания: межвуз. сб. науч.-метод. ст. — Балашов: Фомичев, 2006. — С. 43—45. 9. Палей, И. Р. Очерки по методике русского языка [Текст] / И. Р. Палей. — М.: Просвещение, 1965. — С. 43—60. 10. Панов, М. В. Как можно преподавать морфологию в школе? [Текст] / М. В. Панов // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31). 11. Сидоров, В. Н. Морфология русского литературного языка [Текст] / В. Н. Сидоров // Рус. яз. — 2004. — 23—30 июня (№ 24). 12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 179—201. Вопросы и задания 1. Какое значение имеет изучение частей речи в общей системе обучения русскому языку? 2. В чем суть ведущего тактического принципа изучения грамматики в школе — принципа изучения морфологии на синтаксической основе? 3. Определите комплекс основных умений и навыков учащихся, формируемых при изучении морфологии (см. программы по русскому языку). 4. Найдите в школьных учебниках определения (дефиниции) разных частей речи, проанализируйте их; назовите основные признаки, по которым слова объединяются в определенные грамматические классы — части речи (т. е. принципы выделения частей речи). Вспомните, как решается это вопрос в научной грамматике, сделайте соответствующий вывод. 5. Проанализируйте содержание и объем материала по изучению одной из частей речи в школьной программе и соответствующем ей учебнике (по выбору). 6. Каковы основные методы и приемы, виды упражнений, используемые при формировании понятий о частях речи? 7. Разработайте задания для самостоятельной работы учащихся в связи с обобщающим повторением одной из частей речи. 8. Познакомьтесь со статьей С. И. Гиндина и подготовьте по ней сообщение: Энциклопедия русской морфологии для учителя // Русский язык. — 2004. — № 24. 9. Составьте тезисы статьи: Сидоров В. Н. Морфология русского литературного языка // Рус. яз. — 2004. — № 24. Тема «Изучение синтаксиса словосочетания» Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Его значение, задачи изучения. Основное содержание и структура раздела «Синтаксис». Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка. Принципы изучения школьного курса синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, его грамматическая и смысловая характеристика. Основные задачи изучения словосочетания. Объем сведений, сообщаемых учащимся о словосочетании. Методы, приемы и средства изучения словосочетания. Система специальных упражнений. Синтаксический разбор словосочетания. Формирование умения правильного употребления формы зависимого слова при согласовании и управлении. Формирование умения использования в речи синонимических по значению словосочетаний. Список рекомендуемой литературы 1. Бабайцева, В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания [Текст] / В. В. Бабайцева // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 74. 2. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977. 3. Дьячкова, Н. А. Предложения с нечленимыми словосочетаниями в функции подлежащего [Текст] / Н. А. Дьячкова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 2. — С. 81. 4. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, 5. Озерская, В. П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией [Текст] / В. П. Озерская. — М., 1982. 6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1980. — С. 201—202. 7. Тихова, В. В. Упражнения при изучении семантики и функционирования словосочетаний в школе [Текст] / В. В. Тихова // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 4. — С. 32. 8. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетания в восьмилетней школе [Текст] / Вопросы и задания 1. Какое значение имеет изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка? Каковы задачи изучения синтаксиса? 2. Что такое пропедевтическое изучение синтаксиса в школьном курсе русского языка? 3. Раскройте содержание обучения синтаксису словосочетания: какие сведения о словосочетании сообщаются учащимся, какие специальные умения и навыки формируются у них. 4. Назовите основные методы и приемы изучения словосочетания. Путем анализа школьных учебников выявите комплекс специальных упражнений (их виды) по изучению словосочетания. 5. Из каких структурных особенностей складывается грамматическая и смысловая характеристика словосочетания? Подготовьте образец объяснения этого материала на уроке, используя школьный учебник (на выбор). 6. Известно, что не все сочетания слов, которые можно вычленить из предложения, являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении этого слова. Изучите соответствующий материал в так называемых стабильных учебниках; расскажите, как вы объясните это учащимся. Подберите с этой целью специальное упражнение и наметьте методику его выполнения. 7. В школе большое значение придается проведению разнообразных упражнений, особенно самостоятельному составлению учащимися словосочетаний различного типа и использованию их в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы эти упражнения располагались в определенной системе. Разработайте систему упражнений по обогащению речи учащихся глагольными словосочетаниями, т. к. усвоение и применение их больше всего затрудняет школьников. 8. Разработайте конспект урока по теме «Словосочетание в русском языке», используя любой действующий учебник (по выбору).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.01 с.) |