Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Методика преподавания психологии как наука↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Требования к содержанию и уровню усвоения
В соответствии с Государственным стандартом к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ» в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины «Методика преподавания психологии» (код дисциплины ОПД.Ф.19) студент должен овладеть содержанием следующих дидактических единиц: · Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; · таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; · способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; · культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. В результате изучения дисциплины «Методика преподавания психологии», в соответствии с Государственным стандартом по специальности 030301.65 «Психология» специалист должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: * овладеть навыками методической деятельности педагога-психолога * выработать умения и навыки * конструирования целей и задач различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения; * конструирования знаково-предметных форм представления учебного материала; * организации и управления деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями; * рефлексии собственной методической деятельности; * использования в своей профессиональной деятельности современных технологий обучения; 2. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Методика преподавания психологии» занимает особое место в профессиональной психологической подготовке студентов Пермского государственного педагогического университета, поскольку они получают квалификацию психолога, преподавателя психологии. Цель курса - формирование у будущих психологов методических знаний и умений, позволяющих решать разнообразные учебно-воспитательные задачи на содержательной основе предмета «Психология». Основные задачи курса «Методика преподавания психологии» заключаются в следующем: * формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата методики обучения психологии; * выработка умений конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения; * формирование конструктивных умений по организации и управлению деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями; * обучение рефлексии методической деятельности; * формирование представлений о современных технологиях обучения; * формирование знаний о системе методической деятельности педагога-психолога и об особенностях методического творчества. Основой изучения дисциплины являются полученные студентами знания и умения по психологии, педагогике, техническим средствам обучения. В свою очередь, усвоение учебного курса обеспечивает успешное прохождение педагогической практики и адаптацию в профессиональной деятельности. Программой по методике преподавания психологии предусмотрено проведение лекционных, семинарских и практических занятий. Основное содержание программы рассчитано на объем часов, предусмотренный учебным планом подготовки по специальности «Психология». Лекционный материал содержит 15 тем. С целью более углубленного изучения и обсуждения материала по каждой теме предусмотрены семинарские занятия, способствующие повышению познавательной активности студентов в процессе овладения методами преподавания психологии. Предмет требует изучения разнообразных источников, активного участия студентов в собеседовании по актуальным проблемам методики преподавания психологии. Глубокое и прочное освоение материала курса предусматривает значительный объем самостоятельной работы, в рамках которых студенты выполняют различного рода задания, в частности, разрабатывают проблемную лекцию по одной из тем курса психологии по своему выбору Итоговая форма контроля – экзамен, допуск к которому определяется по итогам работы студентов на семинарских и практических занятиях.
Общая карта курса:
Учебно-тематические планы курса "МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» Учебно-тематический план курса на дневном Отделении
Форма контроля – экзамен (6-й семестр)
Учебно-тематический план курса на заочном отделении
Форма контроля – экзамен (8 семестр)
Учебно-тематический план курса на заочном отделении по сокращенной программе
Форма контроля – экзамен (8 семестр)
ПРОГРАММА КУРСА Методы обучения психологии Методы и приемы обучения. Принципы обоснования методов обучения. По источнику знаний: слово учителя, беседа, самостоятельная работа. Классификация методов обучения. Общедидактические методы обучения: объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический или частично поисковый; исследовательский. Специфические методы преподавания психологии: методы исследования личности (психодиагностические методики); экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, в рисунках, в творческих работах; методы социально-психологического тренинга; дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование; имитационные игры. Выбор методов обучения в зависимости от структуры и содержания учебной информации, когнитивных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения учебного процесса. Правила формирования новых знаний и умений в зависимости от выбора методов обучения. Выявление, измерение и оценка уровня сформированности психологических знаний и умений.
Планы семинарских занятий
Список рекомендуемой литературы.
1. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. – Ярославль, 1999. 2. Боярчук, В. К. Методика преподавания психологии в ВУЗе/ В.К. Боярчук. – М., 1998. 3. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения [Текст] / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 272 с. Бадмаев Б. Ц. 4. Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. - М.: Учеб. литература, 1997. 5. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя [Текст]: в 2 кн. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2000. 6. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя [Текст]: в 2 кн. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2004. 8. Вачков, И.В. Психология для малышей/ И.В. Вачков. – М., 1998. 9. Вачков, И.В. Приключения во внутреннем мире. Психология для старшеклассников/ И.В. Вачков. – М., 1996. 10. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М., 1992. 11. Вопросы психологии школьника/ под ред. Л.И.Божович. – М., 1951. 12. Гинецинский, В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Пособие для преподавателей/ В.И. Гинецинский. – М., 1994. 13. Гудзовская, А.А. Я есть или психология …/ А.А. Гудзовская. – Самара, 1998. 14. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении/ В.В. Давыдов. – М., 1972. 15. Дрейфус, Х. Чего не могут вычислительные машины?/ Х. Дрейфус. – М.: Прогресс, 1978. 16. Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить/ Э.В. Ильенко. // Народное образование. – 1964. – № 1. 17. Ильясов, И.И. Структура процесса учения/И.И. Ильясов. – М., 1986. 18. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по дисциплине/И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. – М., 1994. 19. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся/ Е.Н. Кабанова-Меллер. – М., 1968. 20. Климов, Е.А. Психология: учебник для средней школы/ Е.А. Климов. – М., 1997. 21. Коломинский, Я.Л. Человек: психология/ Я.Л. Коломинский. – М., 1976 22. Ляудис, В.А. Методика преподавания психологии/ В.А. Ляудис. – М., МГУ, 1984. 23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. 24. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности/ А.М. Матюшкин. //Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 5-18. 25. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1975. 26. Немов, Р.С. Психология: пособие для учащихся 10-11-х классов/ Р.С. Немов. – М., 1991. 27. Нечаев, А. Как преподавать психологию?/ А. Нечаев. – СПб.; 1911. 28. Никольская, И. Уроки психологии в начальной школе/ И. Никольская, Г.Бардиер. – СПб.; Рига. 1998. 29. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя/ П.И. Пидкасистый, Л.М. Портнов. – М., 1999. 30. Психология личности: Тексты. – М.: МГУ, 1982. 31. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 32. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии/ З.М. Панибратцева. – М., 1971. 33. Психология: учебное пособие для 5 класса/ под ред. И.В.Дубровиной. – М.; Воронеж, 2000. 34. Психология: учебное пособие для 6 класса/ под ред. И.В.Дубровиной. – М.; Воронеж, 2001. 35. Психология: учебное пособие для учащихся 1, 2, 3 классов/ под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. 36. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. – М., 1980. 37. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе/ М.В. Попова. – М., 2000. 38. Попова, Т.А. Основы психологических знаний/ Т.В. Попова. – Пермь, 1992. 39. Программы средней общеобразовательной школы: «Психология. 8 – 9 классы». – М., 1990. 40. Рамуль, К.А. Демонстрационные опыты по психологии/ К.А. Рамуль. – Тарту, 1998. 41. Реан, А.. Психология. 7 – 11 кл./А. Реан, Гатанов, Баранов. – СПб., 2000. 42. Рогов. Эмоция и воля. (6 – 7 кл.)/ Рогов. – М., 2000. 43. Страхов, И.В. Лекция как метод преподавания психологии/ И.В. Страхов – Саратов, 1968. 44. Теплов, Б.М. Психология: учебник для средней школы/ Б.М. Теплов. – М., 1972. 45. Турусова, О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т./ О.В. Турусоваю. – Самара. 1994. 46. Хозиев, В.Б. Психология: учебное пособие для 10 – 11-х классов/ В.Б. Хозиев. – М; Воронеж, 2000. 47. Шеварев, П.А. Иллюстрации и опыты в курсе психологии: пособие для преподавателей психологии в средней школе/ П.А. Шеварев. – М; Л., 1949. 48. Яровицкий, В. Моя первая книга по психологии: кн. для подростков/ В. Яровицкий. – М., 2000. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Требования к содержанию и уровню усвоения
В соответствии с Государственным стандартом к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ» в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины «Методика преподавания психологии» (код дисциплины ОПД.Ф.19) студент должен овладеть содержанием следующих дидактических единиц: · Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; · таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; · способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; · культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. В результате изучения дисциплины «Методика преподавания психологии», в соответствии с Государственным стандартом по специальности 030301.65 «Психология» специалист должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: * овладеть навыками методической деятельности педагога-психолога * выработать умения и навыки * конструирования целей и задач различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения; * конструирования знаково-предметных форм представления учебного материала; * организации и управления деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями; * рефлексии собственной методической деятельности; * использования в своей профессиональной деятельности современных технологий обучения; 2. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Методика преподавания психологии» занимает особое место в профессиональной психологической подготовке студентов Пермского государственного педагогического университета, поскольку они получают квалификацию психолога, преподавателя психологии. Цель курса - формирование у будущих психологов методических знаний и умений, позволяющих решать разнообразные учебно-воспитательные задачи на содержательной основе предмета «Психология». Основные задачи курса «Методика преподавания психологии» заключаются в следующем: * формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата методики обучения психологии; * выработка умений конструировать цели и задачи различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием комплекса средств обучения; * формирование конструктивных умений по организации и управлению деятельностью обучаемых в процессе овладения ими психологическими знаниями и умениями; * обучение рефлексии методической деятельности; * формирование представлений о современных технологиях обучения; * формирование знаний о системе методической деятельности педагога-психолога и об особенностях методического творчества. Основой изучения дисциплины являются полученные студентами знания и умения по психологии, педагогике, техническим средствам обучения. В свою очередь, усвоение учебного курса обеспечивает успешное прохождение педагогической практики и адаптацию в профессиональной деятельности. Программой по методике преподавания психологии предусмотрено проведение лекционных, семинарских и практических занятий. Основное содержание программы рассчитано на объем часов, предусмотренный учебным планом подготовки по специальности «Психология». Лекционный материал содержит 15 тем. С целью более углубленного изучения и обсуждения материала по каждой теме предусмотрены семинарские занятия, способствующие повышению познавательной активности студентов в процессе овладения методами преподавания психологии. Предмет требует изучения разнообразных источников, активного участия студентов в собеседовании по актуальным проблемам методики преподавания психологии. Глубокое и прочное освоение материала курса предусматривает значительный объем самостоятельной работы, в рамках которых студенты выполняют различного рода задания, в частности, разрабатывают проблемную лекцию по одной из тем курса психологии по своему выбору Итоговая форма контроля – экзамен, допуск к которому определяется по итогам работы студентов на семинарских и практических занятиях.
Общая карта курса:
Учебно-тематические планы курса "МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» Учебно-тематический план курса на дневном Отделении
Форма контроля – экзамен (6-й семестр)
Учебно-тематический план курса на заочном отделении
Форма контроля – экзамен (8 семестр)
Учебно-тематический план курса на заочном отделении по сокращенной программе
Форма контроля – экзамен (8 семестр)
ПРОГРАММА КУРСА Раздел 1. Методика преподавания психологии как наука
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.012 с.) |