Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания психологии

Поиск

Методика преподавания психологии

Красильников Андрей Михайлович

 

3/09/2011

Экзамен 3 вопроса:

1 – общий вопрос (методики преподавания психологии)

2 – специальный вопрос

3 – контрольно-диагностические задачи (м. б. уже составленные)

Допуск к экзамену: принести на сам экзамен

· Учебно-методическая карта

· Сравнение двух учебных пособий

· Семинары

 

1) Психология как учебная дисциплина

Наука – основная цель/ценность – истина

Предмет - основная цель/ценность – новообразование в сознании учащихся

 

Определение учебной дисциплины:

§ Учебный предмет – система педагогически адаптированного и ценностно ориентированного знания.

§ Учебный предмет – система видов совместной познавательной деятельности.

§ Учебный предмет – компонент какой-либо образовательной системы.

 

2) Определение целей при разработке учебной дисциплины

Будущие психологи Будущие специалисты по работе с людьми Остальные специалисты Школьники
1)Обучение фундаментальным знаниям 2)Обучение научно-исследовательским умениям 3)Обучение прикладным знаниям 4) Обучение умению психологического обучения 5)Формирование психологической культуры 1)Обучение основам психологических знаний 2)Знакомство с методами психологии 3)Обучение прикладным психологическим знаниям 4)Формирование общей психологической культуры 1)Формирование представлений о системе психологических знаний 2)Знакомство с методами психологии 3)Обучение психологии как средству самопознания, саморазвития, познанию др. людей 1,2,3 4) Обучение психологии как средству профессионального самоопределения

 

Триединство целей

· Цели обучения (показывают какое знание должно быть включено в структуру сознания)

· Цели воспитания (показывают, как ценностно ориентировать новые знания в сознание учащегося)

· Цели развития (показывают как будут расширяться возможности человека в связи с приобретением нового знания)

 

< Методика преподавания психологии – Гиницинский А. И.

Основа: Преподавать психологию нужно для того, чтобы заниматься профилактикой психологического здоровья>

 

3) Особенности психологического знания

Знание

       
 
   
 

           
 
   
     
 
 

 


 


Знания – образ объекта в сознании

субъекта.

 

Особенности:

o Наши знания вовсе не знания, а какие-то КОГНИЦИИ, а когниции:

К – знания

К – мнения

К – убеждения

Проблема: как преподавать психологическое знание ибо больше мнений и убеждений, а не самого знания

Решение: необходимо давать совокупность мнений, чтобы приблизиться к истине знания учащихся

! Метаподход

o В психологии субъект и объект одно лицо

Решение: необходимо сочетать процессы интериоризации и экстериоризации (тесты, длинный пример, дискуссия – примерка на себя)

 

Воспитательные и психогигиенические аспекты преподавания психологии

Смена ценностных ориентаций

1. Существуют методы воспитания (преобразование системы ценностей)

ü Собственный пример/харизма преподавателя

ü Описание смысла и значения поступков

ü Анализ поступков произведенных здесь и сейчас

2. Критерии эффективности воспитания является поступок

Этапы формирования поступка:

1) Учащийся осознает сложившуюся у него модель поведения

2) Осознание системы требований к модели поведения

3) Сравнение имеющегося и требуемого

4) Соотнесение осознанного противоречия и система ценностей

5) Выработка и осуществление новой программы поведения

 

Психогигиенический аспект


Обучение

Воспитание

Развитие

Обучение

Воспитание

Коррекция


 

Цели коррекции – уменьшение дефектных форм активности.

В содержание каждой темы вводится подтема нарушения.

 

Классические ошибки коррекции:

1) Персонализация («Ваня – гипертим»)

2) Генерализация («всё зависит от этой черты»)

3) Катастрофизация («а Вы знаете, к чему это приведет – к шизофрении») определенно эмоциональная ошибка

 

Формы организации учебного процесса

схема

Лекции по психологии.

Лекция – воспроизведенный в устной форме материал соответствующий образовательной программе (монологическая форма).

 

Функции лекции:

1) систематизирующая (структура, каркас материала)

2) информирующая (основное ядро важной и дополнительной информации)

3) разъясняющая (преподаватель должен пояснить сложные моменты, которые непонятны на лекции)

4) увлекающая (желательно, чтобы студент захотел развиваться в данной области вне пределов лекции)

 

Критерии успешности лекции:

1) Внимание (A)

Речь преподавателя: громкость, тембр, паузы

Эмоции

2) Информация (I)

Структура (студент мотивирован)

Оптимальная сложность: построение предложения, оптимальное количество новых терминов (Карандышев: 3 новых понятия должно быть за лекцию; Гиницинский: 7 ± 2)

3) Познавательный интерес (D)

Учесть познавательные интересы (приводятся примеры интересующие студентов, выявляется сфера интересов студентов)

Формировать познавательный интерес (классическое воспитательное воздействие)

4) Активность (A)

Активизировать мышление

Проблемность изложения (+ риторические вопросы «тонущие в аудитории»)

Зрительный контакт

 

Виды лекций:

1) Лекция-информация (классическая картина)

2) Вводная лекция (первая лекция или первая часть; мин 20; информирующая и разъясняющая функции слабы, сильны соответственно две другие)

3) Обзорная лекция (увлекающая как второстепенная)

4) Лекция-визуализация (комментирование какого-то изображения)

Паузы

Отсутствие противоречия информации(диссонанса)

5) Бинарная лекция (лекция двух преподавателей)

6) Лекция-конференция (научная информация; человек учится отстаивать информацию, обладающую научной новизной)

7) Лекция-консультация

 

Семинары по психологии

Семинар – диалогическая форма совместной учебно-познавательной деятельности

 

Виды семинаров:

· Репродуктивный

Этапы:

1. Домашнее задание студентам (должно даваться всем и спрашиваться со всех – дифференцированное домашнее задание)

2. Выступление (распределение ролей)

3. Обсуждение (любой студент должен задать вопрос, методика цветных карточек)

4. Выводы (лучше чтобы делали студенты)

Функции репродуктивного типа семинаров:

- расширение и углубление знаний

- развитие умений публичного выступления

 

· Смешанный (минус – студенту может достаться не та позицию, которую он хотел бы защищать)

Этапы:

1. Дифференцированное домашнее задание

2. Проблемный вопрос

3. Дискуссия

4. Выводы

 

· Проблемный (выдать собственную позицию, становление студента как профессионала)

Этапы:

1. Преподаватель готовит проблемное задание

2. Преподаватель задает проблемный вопрос

3. Дискуссия (возникает много новых аспектов, которые преподаватель не ожидал услышать – это большой плюс)

4. Выводы

Функции проблемного типа семинаров:

- повышение личностной значимости семинара

- развитие умений дискутировать на психологические темы

 

Классические ошибки проведения семинаров:

1) Превращение вступительного слова в лекцию

2) Излишнее корректирование выступающего

3) Частое напоминание о проверке и оценке (экзамены, зачеты)

 

Урок по психологии

Урок – интегральная форма, включающая различные виды учебно-познавательной деятельности.

Особенности:

- 40 минут (теория примерно на 20 минут)

- растянутость программы на год

- нет общегосударственной программы (но есть учебники: Климов, Реан, Рогов, Дубровина)

 

Подходы:

I. Предметный (предмет)

Этапы:

1) Вводная часть урока

2) Актуализация ранее пройденного

3) Новый материал (15-20 мин)

4) Отработка материала (обсуждение, тест и т. д.)

5) Выводы

Ошибка – выбор крупного блока материала.

 

II. Развивающий (развив. занятия) необходима высокая гибкость; часто при факультативных занятиях

Этапы:

1) Вводная часть

2) Теоретическое введение (небольшое)

3) Упражнения (20-25 мин)

4) Выводы/рефлексия

Ошибка - затянутость упражнения.

 

Проверка и оценка знаний

Функции проверки:

§ Аттестационная (классическая) – выявить и показать уровень владения материалом

§ Стимулирующая – студент знает, что его будут проверять

§ Ориентирующая – студент часто думает, что он гениален, что он ничего не понял; сопоставление объективного и субъективного уровня знаний

 

Формы проверки:

ü Итоговая проверка

o Зачет

o Экзамен

 

ü Промежуточная проверка

o Коллоквиум

o Контрольная работы

 

Виды проверки знаний:

Ø Открытые вопросы

Ø Закрытые вопросы

Ø Тесты (нормированы, стандартизованы)

Ø Практическая работа

Ø Реферат (система антиплагиата / защита собственного реферата)

Ø Квалификационная работа (диплом / курсовая работа)

Ø Задания с пропущенными словами

 

Типы оценивания:

1) Нормативный (если рассказан такой-то объем – такая-то оценка; предъявление своих компетенций студентами)

2) По распределению результатов (дифференциация студентов)

 

Виды ошибок студентов:

1. «Громадная» ошибка (она присутствует практически у всего курса)

2. «Допустимая» ошибка (в смежном, зависимом материале)

3. «Умная» ошибка (студент добавляет излишне много своей логики)

4. «Случайная» ошибка (ошибка невнимательности, преподаватель не ожидает такой глупой ошибки)

5. «Необходимая» ошибка (преподаватель её ждёт)

 

 

24/09/11

Образовательные стандарты и учебная программа

Учебная программа – проект проведения курса занятий

Из чего состоит:

1) Название раскрывающее предметную область

2) Определить круг знаний, умений и навыков (+ компетенции)

3) Необходимо определить соотношение теоретического и эмпирического материала

4) Определение технологий, с помощью которых читается курс

5) Банк контрольно-диагностических заданий

 

Образовательная норма – педагогическая норма, которая фиксирует:

- Информативность (базовые понятия; минимум информации, который должен быть усвоен)

- трудоемкость курса (количество часов на данный курс)

- результативность курса (с помощью контрольных вопросов)

 

Рубинштейн:

Предмет психологии: личность, сознание, деятельность.

Процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, представление, эмоции, воля.

Свойства: темперамент, характер, способности, направленность, я-концепция.

 

Позиция Батмаева (закончить преподавание проблемными вопросами, помогающими уяснить структуру и предмет психологии)

 

Методика преподавания психологии

Красильников Андрей Михайлович

 

3/09/2011

Экзамен 3 вопроса:

1 – общий вопрос (методики преподавания психологии)

2 – специальный вопрос

3 – контрольно-диагностические задачи (м. б. уже составленные)

Допуск к экзамену: принести на сам экзамен

· Учебно-методическая карта

· Сравнение двух учебных пособий

· Семинары

 

1) Психология как учебная дисциплина

Наука – основная цель/ценность – истина

Предмет - основная цель/ценность – новообразование в сознании учащихся

 

Определение учебной дисциплины:

§ Учебный предмет – система педагогически адаптированного и ценностно ориентированного знания.

§ Учебный предмет – система видов совместной познавательной деятельности.

§ Учебный предмет – компонент какой-либо образовательной системы.

 

2) Определение целей при разработке учебной дисциплины

Будущие психологи Будущие специалисты по работе с людьми Остальные специалисты Школьники
1)Обучение фундаментальным знаниям 2)Обучение научно-исследовательским умениям 3)Обучение прикладным знаниям 4) Обучение умению психологического обучения 5)Формирование психологической культуры 1)Обучение основам психологических знаний 2)Знакомство с методами психологии 3)Обучение прикладным психологическим знаниям 4)Формирование общей психологической культуры 1)Формирование представлений о системе психологических знаний 2)Знакомство с методами психологии 3)Обучение психологии как средству самопознания, саморазвития, познанию др. людей 1,2,3 4) Обучение психологии как средству профессионального самоопределения

 

Триединство целей

· Цели обучения (показывают какое знание должно быть включено в структуру сознания)

· Цели воспитания (показывают, как ценностно ориентировать новые знания в сознание учащегося)

· Цели развития (показывают как будут расширяться возможности человека в связи с приобретением нового знания)

 

< Методика преподавания психологии – Гиницинский А. И.

Основа: Преподавать психологию нужно для того, чтобы заниматься профилактикой психологического здоровья>

 

3) Особенности психологического знания

Знание

       
 
   
 

           
 
   
     
 
 

 


 


Знания – образ объекта в сознании

субъекта.

 

Особенности:

o Наши знания вовсе не знания, а какие-то КОГНИЦИИ, а когниции:

К – знания

К – мнения

К – убеждения

Проблема: как преподавать психологическое знание ибо больше мнений и убеждений, а не самого знания

Решение: необходимо давать совокупность мнений, чтобы приблизиться к истине знания учащихся

! Метаподход

o В психологии субъект и объект одно лицо

Решение: необходимо сочетать процессы интериоризации и экстериоризации (тесты, длинный пример, дискуссия – примерка на себя)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.009 с.)