Профессиональнографическая характеристика преподавателя психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональнографическая характеристика преподавателя психологии



1. Ценности

2. Профессионально значимые способности

3. Профессионально значимые качества личности

4. Профессиональная эрудиция

5. Профессиональное мастерство

 

Ценности

Основная ценность любого преподавания – желание передавать общественный опыт.

Проблемы:

-? передавать – люди чувствуют, что не хотят ничего передавать (нежелание выращивать конкурентов)

- «мне неинтересно передавать, я сам хочу заниматься практикой»

-? общественный опыт – не только свой опыт – кто я такой, чтобы рассказывать общественный опыт

Дополнительная ценность – Типы преподавателей по ценности:

1) Коммуникатор – общение!

2) Организатор – власть! (предпочитают тренинги)

3) Предметник – (великая психология) наука! (вынужден преподавать)

4) Просветитель – развитие учащихся, связанное с их личностным преобразовванием!

 

Профессионально значимые способности:

- интеллект

- креативность

- суггестивные способности (лидерские)

 

Профессионально значимые качества личности:

- чувствительность/впечатлительность

- эмпатия (сопереживание)

- отсутствие профвыгорания и профдеформации

 

Профессиональная эрудиция

знания о предмете из педагогической психологии

 

Профессиональное мастерство (5 уровней, по которым идет преподаватель):

1) Репродуктивный (преподаватель как репетитор)

2) Адаптирующий (плюс пояснения)

3) Локально-продуктивный (реализация целей всего курса; «я понимаю, для чего я говорю каждое слово»)

4) Системно-продуктивный (изменяет ценности и формирует личность: из студента формирует специалиста; индивидуальный подход и т. д.)

 

Факторы учебной успешности. Механизмы учебно-познавательной деятельности

 

Схема

Факторы повышающие оптимальность:

1) Необходимо оптимальное разнообразие насыщенности среды материалом (оптимально систематизирован)

2) Оптимальное соотношение эффекторной и рецепторной активности

3) Оптимальный уровень учебной познавательной активации (возбужден достаточно, но не чрезмерно)

4) Оптимальный уровень учебной мотивации

5) Оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных целей

6) Необходима оптимальная частота и глубина контроля

_________________________________________________________________________________________________________

7) Необходимо оптимальное соотношение интроспекции и экстраспекции

8) Оптимальное соотношение интериоризации и экстериоризации (объяснять себе)

9) Оптимальное соотношение экстрапунитивной и интропунитивной активности (воздействие)

 

Методы обучения. Классификация методов обучения.

Методы обучения – способ управления познавательной активностью учащихся (формирование субъекта познавательной деятельности).

 

Классификация Бабанского:

I. По характеру передачи и воспроизведения информации

a) словесный (абстрактно-когнитивное описание объекта)

b) наглядный (некая модель объекта) – формирование образа

o словесная (картинка того, что такое шизофрения)

o изобразительная

o предметная

любой пример = словесная наглядность

c) практический (оперируем самим объектом)

II. По характеру познавательных действий

a) репродуктивный

b) эвристический (полупоисковые действия)

c) проблемно-поисковой (нужно выдвинуть гипотезу, работа с данными, интерпретация, выводы)

III. По степени самостоятельности учащегося

a) самостоятельная работа

b) под руководством преподавателя

 

 

17/09/2011 г.

Формы организации учебного процесса

схема

Лекции по психологии.

Лекция – воспроизведенный в устной форме материал соответствующий образовательной программе (монологическая форма).

 

Функции лекции:

1) систематизирующая (структура, каркас материала)

2) информирующая (основное ядро важной и дополнительной информации)

3) разъясняющая (преподаватель должен пояснить сложные моменты, которые непонятны на лекции)

4) увлекающая (желательно, чтобы студент захотел развиваться в данной области вне пределов лекции)

 

Критерии успешности лекции:

1) Внимание (A)

Речь преподавателя: громкость, тембр, паузы

Эмоции

2) Информация (I)

Структура (студент мотивирован)

Оптимальная сложность: построение предложения, оптимальное количество новых терминов (Карандышев: 3 новых понятия должно быть за лекцию; Гиницинский: 7 ± 2)

3) Познавательный интерес (D)

Учесть познавательные интересы (приводятся примеры интересующие студентов, выявляется сфера интересов студентов)

Формировать познавательный интерес (классическое воспитательное воздействие)

4) Активность (A)

Активизировать мышление

Проблемность изложения (+ риторические вопросы «тонущие в аудитории»)

Зрительный контакт

 

Виды лекций:

1) Лекция-информация (классическая картина)

2) Вводная лекция (первая лекция или первая часть; мин 20; информирующая и разъясняющая функции слабы, сильны соответственно две другие)

3) Обзорная лекция (увлекающая как второстепенная)

4) Лекция-визуализация (комментирование какого-то изображения)

Паузы

Отсутствие противоречия информации(диссонанса)

5) Бинарная лекция (лекция двух преподавателей)

6) Лекция-конференция (научная информация; человек учится отстаивать информацию, обладающую научной новизной)

7) Лекция-консультация

 

Семинары по психологии

Семинар – диалогическая форма совместной учебно-познавательной деятельности

 

Виды семинаров:

· Репродуктивный

Этапы:

1. Домашнее задание студентам (должно даваться всем и спрашиваться со всех – дифференцированное домашнее задание)

2. Выступление (распределение ролей)

3. Обсуждение (любой студент должен задать вопрос, методика цветных карточек)

4. Выводы (лучше чтобы делали студенты)

Функции репродуктивного типа семинаров:

- расширение и углубление знаний

- развитие умений публичного выступления

 

· Смешанный (минус – студенту может достаться не та позицию, которую он хотел бы защищать)

Этапы:

1. Дифференцированное домашнее задание

2. Проблемный вопрос

3. Дискуссия

4. Выводы

 

· Проблемный (выдать собственную позицию, становление студента как профессионала)

Этапы:

1. Преподаватель готовит проблемное задание

2. Преподаватель задает проблемный вопрос

3. Дискуссия (возникает много новых аспектов, которые преподаватель не ожидал услышать – это большой плюс)

4. Выводы

Функции проблемного типа семинаров:

- повышение личностной значимости семинара

- развитие умений дискутировать на психологические темы

 

Классические ошибки проведения семинаров:

1) Превращение вступительного слова в лекцию

2) Излишнее корректирование выступающего

3) Частое напоминание о проверке и оценке (экзамены, зачеты)

 

Практические и лабораторные занятия по психологии

Цель лабораторной работы – подтверждение знаний на практике.

Функции лаб. работы:

ü закрепление знаний

ü усвоение умений исследовательской деятельности

Виды:

1) тесты с интерпретацией

2) тренинги

3) решение психологических задач

Ошибки проведения практикумов:

1. недостаток теоретических данных («тестик» - провели и ладно)

2. задание не в зоне ближайшего развития

3. некорректная формулировка задачи

 

Цель практической работы – формирование умений и навыков, которые предполагается использовать.

Функции практ. работы:

ü закрепление знаний

ü усвоение умений практической работы

ü самопознание и саморазвитие

 

Урок по психологии

Урок – интегральная форма, включающая различные виды учебно-познавательной деятельности.

Особенности:

- 40 минут (теория примерно на 20 минут)

- растянутость программы на год

- нет общегосударственной программы (но есть учебники: Климов, Реан, Рогов, Дубровина)

 

Подходы:

I. Предметный (предмет)

Этапы:

1) Вводная часть урока

2) Актуализация ранее пройденного

3) Новый материал (15-20 мин)

4) Отработка материала (обсуждение, тест и т. д.)

5) Выводы

Ошибка – выбор крупного блока материала.

 

II. Развивающий (развив. занятия) необходима высокая гибкость; часто при факультативных занятиях

Этапы:

1) Вводная часть

2) Теоретическое введение (небольшое)

3) Упражнения (20-25 мин)

4) Выводы/рефлексия

Ошибка - затянутость упражнения.

 

Проверка и оценка знаний

Функции проверки:

§ Аттестационная (классическая) – выявить и показать уровень владения материалом

§ Стимулирующая – студент знает, что его будут проверять

§ Ориентирующая – студент часто думает, что он гениален, что он ничего не понял; сопоставление объективного и субъективного уровня знаний

 

Формы проверки:

ü Итоговая проверка

o Зачет

o Экзамен

 

ü Промежуточная проверка

o Коллоквиум

o Контрольная работы

 

Виды проверки знаний:

Ø Открытые вопросы

Ø Закрытые вопросы

Ø Тесты (нормированы, стандартизованы)

Ø Практическая работа

Ø Реферат (система антиплагиата / защита собственного реферата)

Ø Квалификационная работа (диплом / курсовая работа)

Ø Задания с пропущенными словами

 

Типы оценивания:

1) Нормативный (если рассказан такой-то объем – такая-то оценка; предъявление своих компетенций студентами)

2) По распределению результатов (дифференциация студентов)

 

Виды ошибок студентов:

1. «Громадная» ошибка (она присутствует практически у всего курса)

2. «Допустимая» ошибка (в смежном, зависимом материале)

3. «Умная» ошибка (студент добавляет излишне много своей логики)

4. «Случайная» ошибка (ошибка невнимательности, преподаватель не ожидает такой глупой ошибки)

5. «Необходимая» ошибка (преподаватель её ждёт)

 

 

24/09/11

Образовательные стандарты и учебная программа

Учебная программа – проект проведения курса занятий

Из чего состоит:

1) Название раскрывающее предметную область

2) Определить круг знаний, умений и навыков (+ компетенции)

3) Необходимо определить соотношение теоретического и эмпирического материала

4) Определение технологий, с помощью которых читается курс

5) Банк контрольно-диагностических заданий

 

Образовательная норма – педагогическая норма, которая фиксирует:

- Информативность (базовые понятия; минимум информации, который должен быть усвоен)

- трудоемкость курса (количество часов на данный курс)

- результативность курса (с помощью контрольных вопросов)

 

Рубинштейн:

Предмет психологии: личность, сознание, деятельность.

Процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, представление, эмоции, воля.

Свойства: темперамент, характер, способности, направленность, я-концепция.

 

Позиция Батмаева (закончить преподавание проблемными вопросами, помогающими уяснить структуру и предмет психологии)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.047 с.)