Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы и указания

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И УКАЗАНИЯ

 

Б.1.Б.12«Философия»

Направление 44.03.01Педагогическое образование

профиль: образование в области русского языка и литературное образование

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры «20» сентября 2016 г.

Протокол № 1

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Задача преподавателя в педагогическом вузе: систематизированное изучение философских проблем с учетом философско-исторического контекста и современного состояния философии. Курс «Философия» состоит из двух частей: истории философии и теории философии. В первой части преподаватель должен раскрыть функции, структуру философского знания; ознакомить студентов с основными философскими школами, направлениями, концепциями. История философии предлагает преподавателю и студентам образцы мышления различных эпох и народов в личностно-индивидуализированной форме.

Во второй части рассматривается круг проблем онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Применяя современные педагогические технологии, преподаватель формирует у студентов установки на самостоятельное овладение философскими знаниями.

Лекционные и семинарские занятия по философии - это разнообразные формы деятельности студентов по освоению различных проблем философского познания. На занятиях преподаватель может использовать широкий спектр методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский и другие. Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспута, коллоквиума, творческой дискуссии, конференции, с использованием индивидуальных заданий. Важно применять философские теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций. Это позволит активизировать мыслительную деятельность студентов на семинарских занятиях, связать теоретические положения с практической жизнью личности и социума, выделить тенденции, значимые для современности.

 

Методические указания для студентов

Философия учит самостоятельно размышлять, показывая, что существуют разные логики, что в одно и то же понятие разные научные, философские, культурные традиции могут вкладывать разный смысл. А поэтому заучивать готовые определения и запоминать чужую логику достаточно бессмысленною Их надо понимать, и, отталкиваясь от них, идти к своим определениям. Философское размышление имеет два измерения: во-первых, логическое, рассудочное и рациональное, требующее доказательности и четкого соотнесения слова со смыслом, слова с действием, во-вторых, духовно-нравственное, собственно человеческое измерение.

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинаров. Цель самостоятельной работы – формирование философского и научного мировоззрения, развитие культуры творческого мышления. Студентам необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, учебной литературы, указанной в планах. Кроме устных ответов на вопросы используется форма работы со студенческими докладами и рефератами по указанным примерным темам.

Выполняя самостоятельную работу по дисциплине, студент сталкивается со следующими формами, заданиями, упражнениями.

Реферат

Студенту предлагается выполнить реферат по одной из предложенных тем. Для правильного выполнения реферата студенту необходимо составить план работы по данной теме. Затем осуществить работу над введением в тему, затем подробно ответить на вопросы составленного им плана реферата. Ответы должны быть подробными, содержательными. Студенту необходимо обязательно приводить примеры по каждому рассматриваемому вопросу. В качестве примеров могут быть приведены таблицы, графики, схемы. В конце реферата необходимо сделать заключение в целом по теме выполненной работы. Заключение желательно сделать своими словами, то есть высказать собственное мнение по данной теме реферата. Далее студенту необходимо указать список литературы, по которой выполнялась работа. Реферат выполняется на отдельных листах писчей бумаги формата А-4, объем, предъявляемым к подобному виду работам.

Следует помнить, что реферат - это не конспект монографии или статьи. Чтение литературы должно быть критиче­ским. Необходимо выразить собственное отношение к идеям автора. Качество письменной работы (реферата) оценивается по следующим критериям:

· единство содержания (четкая формулировка главной идеи, однонаправленность используемого для ее раскрытия материала);

· четкость композиции (связь между всеми разделами, частями);

· использование конкретных фактов (для подкрепления основной мысли);

· грамматическая правильность.

Выполняя работу, руководствуйтесь следующими правилами:

1) работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к заданиям такого рода;

2) для комментариев преподавателя оставляйте поля слева;

3) страницы должны быть пронумерованы, заголовки вопросов и подпунктов четко выделены в соответствии с планом;

4) в тексте обязательно делайте сноски на используемую литературу в соответ­ствии с требованиями ГОСТа;

5) список используемой литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке; это составная часть работы, в определенной мере отражающая сте­пень изученности проблемы студентом.

Реферат представляет собой либо письменную работу, либо устную (в форме публичного доклада).

При написании рефератов наиболее часто встречаются следующие недостатки:

· отсутствие плана работы;

· теоретические вопросы рассматриваются в отрыве от практики;

· отсутствуют ссылки на источники (список в конце работы);

· выводы формулируются нечетко (либо отсутствуют совсем).

При работе с таблицами четко ориентируетесь на методические рекомендации, опирайтесь на составленные таблицы для выявления общих тенденций и различий по изучаемой проблематике.

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой развернутое изложение результатов изучения по предложенным темам данной учебной дисциплины.

Подготовка к контрольной работе требует от студента знания теоретического материала по курсу, последовательности и аргументации изложения, определения личной позиции.

Выполнение работы включает ряд этапов:

· знакомство с предложенной темой;

· подбор и изучение литературы и нормативных актов по предложенному плану.

· разработка рабочего плана и основных вопросов;

· сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

· формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

Кластер

Кластер -это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. При этом необходимо сохранять логику. Кластер может быть использован для стимулирования мыслительной деятельности, для структурирования учебного материала, при подведении итогов того, что студент изучил самостоятельно, для организации индивидуальной и групповой работы как в аудитории, так и при самостоятельной подготовке.

Синквейн

Это нерифмованное стихотворение из 5-ти строк, написанное по определённым правилам.

1. строка - имя существительное тема синквейна;

2. строка - два прилагательных, раскрывающих эту тему;

3. строка - три глагола, описывающих действия по теме;

4. строка - фраза, афоризм, в котором выражается отношение к теме;

5. строка - одно слово, вывод по теме.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Проект

Проект ориентирован на достижение целей самих студентов, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый студентам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этапы работы над проектом

1. Подготовка. На данном этапе происходит определение темы, целей, задач. При необходимости - выбор рабочей группы. Студенты получают информацию, устанавливают цели, планируют траекторию работы.

2. Планирование. На данном этапе необходимо проанализировать проблему, определить источники; выбрать и утвердить форму презентации; критерии оценки; распределить роли (обязанности), выработать план действий, сформулировать задачи.

3. Исследование (сбор информации). Осуществляется поиск и уточнение информации; поиск альтернатив; выбор оптимального варианта решения проблемы; сбор данных и фактов, первично исследуется полученная информация, решаются промежуточные задачи.

4. Выполнение. Самая ответственная часть проектной деятельности. Происходит обработка данных полученных из разных источников, подтверждение или опровержение отдельных фактов, а также - реализация намеченного (выполнение макета проекта); подготовка выступления.

5. Защита. Объяснение результатов. Публичное выступление в форме презентации. Презентуя свой проект, студенты должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.

6. Рефлексия. Анализ выполненной работы. Планирование дополнение и поправок. Самооценка.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в деятельности.

Проект - это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В качестве текущего контроля знаний предлагается проведение контрольной работы, коллоквиума, тестового контроля. В качестве рубежного контроля знаний предлагается проведение конференции по теме: «Человек и общество».

 

Примерная тематика рефератов по курсу «Философия»

Античная философия

1. Источники греческой философии.

2. Милетская школа.

3. Школа пифагорейцев.

4. Философия элеатов.

5. Гераклит.

6. Софистическая этика и риторика.

7. Эмпедокл.

8. Школа атомистов.

9. Анаксагор.

10. Ирония и майевтика Сократа.

11. Платон: «Апология Сократа».

12. Сократические школы (киническая, киренаикская, мегарская, элидо-эретрийская).

13. Учение об идеях Платона.

14. Физика Платона.

15. Учение о государстве Платона.

16. «Законы Платона».

17. Платон о религии и искусстве.

18. Метафизика Аристотеля.

19. «Этика» Аристотеля.

20. «Политика» Аристотеля.

21. Аристотель: «О поэзии».

22. «Поэтика» Аристотеля.

23. «Категории» Аристотеля.

24. Школа перипатетиков.

25. Стоическая философия.

26. Сенека Л.А.: «О благодеяниях».

27. Эпикуреизм.

28. Скептицизм.

29. Эклектицизм.

30. Неоплатонизм.

Средневековая философия

1. Богословие и философия.

2. «Исповедь» А. Августина.

3. Доказательство бытия бога Фомы Аквинского.

4. Реализм и номинализм – два направления средневековой мысли.

5. Учение о душе и теле в средневековой мысли.

6. Диалектика П. Абеляра.

7. Философия У. Оккама. «Бритва Оккама».

8. Мистика. Учение Мейстера Экхарта.

9. Проблема веры и разума в средневековой мысли.

10. Христианская концепция исторического развития.

11. Арабо-исламская философия эпохи средневековья.

Философия эпохи Возрождения

1. Борьба гуманистического мировоззрения со средневековой учёностью и схоластикой.

2. Ренессансный неоплатонизм.

3. Критицизм Мишеля де Монтеня.

4. Проблема бога и мира в философии Н. Кузанского.

5. Учение о Вселенной в натурфилософии Дж. Бруно.

6. Гуманизм Э. Роттердамского.

7. Гелиоцентризм (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей).

8. Мистика эпохи Возрождения (Я. Бёме).

9. Социальная утопия (Т. Мор, Т. Кампанелла).

10. Философия Н. Макиавелли.

Русская философия

1. Проблема «начала» русской философии.

2. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

3. Славянофилы и западники.

4. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

5. Философия всеединства В. Соловьёва.

6. Учение о Софии в русской религиозной мысли.

7. Проблема смысла жизни в русской философии XIX века.

8. Этика Л.Н. Толстого.

9. Философия творчества Н. Бердяева.

10. Идеи русского космизма.

11. Евразийство.

12. «Русская идея»: философский аспект.

Учение о бытии

1. Постановка проблемы бытия в философской мысли.

2. Современные представления об уровнях организации материи.

3. Специфика социальной формы движения материи.

4. Проблема социального времени и пространства.

5. Проблема субстанции и материи в современной философии.

6. Религиозная, философская, научная картины мира.

Сознание

1. Проблема сознания в философии.

2. Язык и сознание.

3. Общественное сознание и его формы.

4. Сознание и самосознание.

5. Соотношение биологического и социального в происхождении сознания.

6. Творческая активность сознания.

Познание

1. Исторические формы взаимодействия теории, науки и практики.

2. Истина, заблуждения, вера.

3. Логика научного поиска.

4. Специфика социального познания.

5. Математическое моделирование как метод научного познания.

6. Формы научного познания.

7. Проблема проблемная ситуация в науке и обучении.

8. Познание и творчество.

9. Философские основания науки.

Личность и общество

1. Отчуждение и свобода личности.

2. Личность и её социальные роли.

3. Самосознание и самоопределение личности.

4. Ценностная иерархия личности.

5. Аксиология и современность.

6. Свобода как ценность.

Культура и цивилизация

1. Философские концепции культуры.

2. Единство и многообразие культур.

3. Наука и искусство как формы культуры.

4. Духовное состояние современного общества.

5. Духовность и интеллигентность.

6. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

7. Прогресс и закономерности развития современной культуры.

8. Традиции и новаторство в культуре.

9. Культура и цивилизация.

 

Примерная тематика контрольных работ

Контрольная работа 1

1. Каково соотношение философии и мировоззрения?

2. В чем состоит назначение философии?

Контрольная работа 2

1. В чем состоит сущность предмета философии?

2. Назовите мировоззренческие и методологические функции философии.

Контрольная работа 3

1. Покажите, в чем заключается противоположность философских систем Демокрита и Платона?

2. Определите основные черты античной философии.

Контрольная работа 4

1. Опишите три этапа диалектики Сократа.

2. Почему учение Аристотеля является вершиной философии?

Контрольная работа 5

1. Охарактеризуйте основные исторические формы материалистической философии.

2. Назовите основные черты эллинистической философии.

Контрольная работа 6

1. Как решалась проблема разума и веры в средневековой философии?

2. Какую роль играла философия в период господства теологии?

Контрольная работа 7

1. Почему в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением?

2. В чем проявляется пантеизм Николая Кузанского?

Контрольная работа 8

1. Назовите основные разновидности идеалистической философии.

2. В чем состоит сущность эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии?

Контрольная работа 9

1. Что представляет собой кантовская «вещь в себе»?

2. Определите основные черты немецкой классической философии.

Контрольная работа 10

1. Назовите основные исторические типы позитивизма, определите их специфику.

2. Почему философия техники как особая дисциплина сложилась только в XX в.?

Контрольная работа 11

1. Покажите фундаментальное значение категории бытия в философии.

2. Назовите формы движения материи, изучаемые современной наукой, и раскройте их сущность.

Контрольная работа 12

1. Что такое диалектика? В чем ее противоположность метафизике?

2. Назовите основные категории диалектики.

Контрольная работа 13

1. Как соотносятся материальное и идеальное в деятельности человека?

2. Как понимают сознание сторонники идеалистических, метафизических и вульгарно-материалистических концепций?

Контрольная работа 14

1. Как разрешается противоречие между пониманием истины как знания, не зависящего ни от человека, ни от человечества, и тем, что истину добывает человек?

2. Назовите эмпирические методы научного познания.

Контрольная работа 15

1. Какие сложности процесса познания отражались и отражаются в соперничестве школ и направлений в философии? Выигрывает ли от этого соперничества философия?

2. Какие причины революций в науке?

Контрольная работа 16

1. Назовите основные ступени процесса познания и дайте их качественную характеристику.

2. В чем необходимость перехода от чувственного к рациональному в познании?

Контрольная работа 17

1. В чем состоит сущность антропосоциогенеза?

2. Какие концепции смысла жизни человека вам известны?

Контрольная работа 18

1. Покажите, почему в ходе становления философии проблема духовной стороны бытия человека становится центральной?

2. Покажите значение категорий «общественное бытие» и «общественное сознание».

Контрольная работа 19

1. Чем определяются цели практической деятельности человека?

2. Законы природы и общества: единство и различие.

Контрольная работа 20

1. Определите сущность общественного прогресса. Назовите критерии прогресса.

2. Философия ненасилия: основные черты.

Контрольная работа 21

1. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития общества?

2. Дайте характеристику цивилизации как важнейшего этапа общественного прогресса.

Контрольная работа 22

1. Назовите социальные роли личности в обществе.

2. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценности?

 

Вопросы для итогового контроля

Часть I. История философии

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура, исторические типы мировоззрения.

2. Истоки философского мышления. Философия как теоретическое мировоззрение.

3. Предмет философии и его историческое изменение. Природа философских проблем.

4. Структура и функции философии. Философия и наука. Философия в системе культуры.

5. Космологизм ранней греческой философии (ионийская, италийская философия).

6. Атомистическая трактовка бытия: Левкипп и Демокрит.

7. Учение Сократа.

8. Философия Платона.

9. Философия Аристотеля – вершина античной мысли классического периода.

10. Философские проблемы периода эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм, эклектика).

11. Патристика. Дуализм бога и мира в философии А. Августина.

12. Схоластика. Философия Ф. Аквинского.

13. Спор о природе общих понятий в средневековой философии: номинализм и реализм.

14. Философия эпохи Возрождения: гуманизм в Италии.

15. Натурфилософия Возрождения. Философия Н. Кузанского. Гелиоцентризм (Н. Коперник, Дж. Бруно, Р. Галилей).

16. Философские идеи Ф. Бэкона. Учение о методе познания.

17. Философские идеи Р. Декарта. Проблема субстанции в новоевропейской философии.

18. Проблема метода познания в европейской философии Нового времени (эмпиризм, рационализм, сенсуализм).

19. Трансцендентальный идеализм И. Канта.

20. Философская система Ф. Гегеля.

21. Русская философия XIX в. (славянофилы, западники).

22. Философия Вл. Соловьева. Основные идеи религиозной философии XIX-XX вв.

23. Проблема человека в современной западной философии (экзистенциализм, персонализм, философская антропология).

Часть II. Теория философии

1. Бытие как категория философии. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Понятие материи. Основные формы существования материи.

3. Сознание как философская проблема.

4. Сознание и самосознание: структура и формы проявления. Сознание и язык.

5. Индивидуальное и общественное сознание: формы, уровни, структура.

6. Понятие познания. Субъект и объект познания.

7. Научное познание: сущность и специфические признаки. Научное и вненаучное знание.

8. Структура научного познания, его методы и формы.

9. Философское учение об истине и ее критериях.

10. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

11. Проблема развития в философии. Альтернативы диалектики.

12. Основные принципы, категории, законы диалектики. Диалектика и синергетика.

13. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

14. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

15. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Познание, творчество, практика.

16. Вопрос о смысле жизни человека: философские варианты ответов.

17. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

18. Общественное производство как системообразующий элемент общества. Его структура и исторические типы.

19. Личность как объект и субъект общественной жизни. Социализация личности.

20. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в обществе.

21. Культура как предмет философского анализа и мера развития человека.

22. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

23. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.

Список ключевых слов

Абсолютный дух. Агностицизм. Аксиология. Аналитическая философия. Антиномия. Антропосоциогенез. Апейрон. Апория. Априори. Апперцепция. Атом. Атрибут. Бессмертие. Бессознательное. Бытие.Вера. Верификация. Вероятность. Возможность. Воля. Время. Вульгарный материализм. Гармония. Геоцентризм. Гипотетический императив. Герменевтика. Глобальные проблемы. Гносеология. Гностицизм.Движение. Диалектический метод. Дедукция. Деизм Действительность. Диалектика. Догматика. Дуализм. Душа.Единичное и общее. Единство. Жизнь.Заблуждение.Знание. Значение. Идеальное. Индивидуальность. Индивидуальное сознание. Индустриальное общество. Идеология.Идеализм. Интуиция. Информация. Информационное общество. Иррационализм.Единичное. Картина мира. Категорический императив. Качество. Концептуализм. Конфликт. Креационизм. Логика. Логос. Майевтика. Материя. Материализм. Метафизика. Методология. Механический детерминизм. Мера. Метафизика. Мироощущение. Миропонимание. Мировоззрение. Миф. Модус. Монизм. Мышление. Наука. Научная индукция. Нация. Необходимость. Неотомизм. Неопозитивизм. Номинализм. Образ. Объективный дух. Общее. Общество. Общественный прогресс. Общественное сознание. Общественный прогресс. Общественное Онтология. Отражение. Отрицание. Патристика. Первоначало. Персонализм. Познание. Политическая система общества. Практический разум. Позитивизм. Покой. Постпозитивизм. Прагматизм. Практика. Преемственность. Причина. Проблема. Провиденциализм. Прогресс. Производственные отношения. Пространство. Противоположность. Противоречие. Психика. Психоанализ. Развитие. Раздражимость. Разум. Рассудок. Рационализм. Реактивность. Реализм. Регресс. Религия. Релятивизм. Риторика. Самосознание. Сенсуализм. Свобода. Синергетика. Система. Скачок. Следствие. Случайность. Смысл жизни. Сознание. Софистика. Социализация. Социальная структура. Страты. Структурализм. Схоластика. Субстрат. Субъективный дух. Субъективный идеализм. Субстанция. Структура. Сущее и сущность Сциентизм. Телеология. Теодицея. Технократизм. Трансцендентный. Труд. Умозаключение. Универсалии. Условие. Фатализм. Феноменология. Философия. Фидеизм. Философская антропология. Форма. Целое. Целесообразность. Ценности. Цивилизация. Часть. Человек. Чувствительность.Эвдемонизм. Эволюция. Эзотерика. Эйдос. Экзегетика. Экзистенциализм. Экзистенция. Эклектика. Элемент. Эмерджентная эволюция. Эмпиризм. Эмпириокритицизм. Энтелехия. Энтропия. Эпистемология. Эсхатология. Этология.Я-Концепция. Явление. Язык.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И УКАЗАНИЯ

 

Б.1.Б.12«Философия»

Направление 44.03.01Педагогическое образование

профиль: образование в области русского языка и литературное образование

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры «20» сентября 2016 г.

Протокол № 1

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Задача преподавателя в педагогическом вузе: систематизированное изучение философских проблем с учетом философско-исторического контекста и современного состояния философии. Курс «Философия» состоит из двух частей: истории философии и теории философии. В первой части преподаватель должен раскрыть функции, структуру философского знания; ознакомить студентов с основными философскими школами, направлениями, концепциями. История философии предлагает преподавателю и студентам образцы мышления различных эпох и народов в личностно-индивидуализированной форме.

Во второй части рассматривается круг проблем онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Применяя современные педагогические технологии, преподаватель формирует у студентов установки на самостоятельное овладение философскими знаниями.

Лекционные и семинарские занятия по философии - это разнообразные формы деятельности студентов по освоению различных проблем философского познания. На занятиях преподаватель может использовать широкий спектр методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский и другие. Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспута, коллоквиума, творческой дискуссии, конференции, с использованием индивидуальных заданий. Важно применять философские теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций. Это позволит активизировать мыслительную деятельность студентов на семинарских занятиях, связать теоретические положения с практической жизнью личности и социума, выделить тенденции, значимые для современности.

 

Методические указания для студентов

Философия учит самостоятельно размышлять, показывая, что существуют разные логики, что в одно и то же понятие разные научные, философские, культурные традиции могут вкладывать разный смысл. А поэтому заучивать готовые определения и запоминать чужую логику достаточно бессмысленною Их надо понимать, и, отталкиваясь от них, идти к своим определениям. Философское размышление имеет два измерения: во-первых, логическое, рассудочное и рациональное, требующее доказательности и четкого соотнесения слова со смыслом, слова с действием, во-вторых, духовно-нравственное, собственно человеческое измерение.

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинаров. Цель самостоятельной работы – формирование философского и научного мировоззрения, развитие культуры творческого мышления. Студентам необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, учебной литературы, указанной в планах. Кроме устных ответов на вопросы используется форма работы со студенческими докладами и рефератами по указанным примерным темам.

Выполняя самостоятельную работу по дисциплине, студент сталкивается со следующими формами, заданиями, упражнениями.

Реферат

Студенту предлагается выполнить реферат по одной из предложенных тем. Для правильного выполнения реферата студенту необходимо составить план работы по данной теме. Затем осуществить работу над введением в тему, затем подробно ответить на вопросы составленного им плана реферата. Ответы должны быть подробными, содержательными. Студенту необходимо обязательно приводить примеры по каждому рассматриваемому вопросу. В качестве примеров могут быть приведены таблицы, графики, схемы. В конце реферата необходимо сделать заключение в целом по теме выполненной работы. Заключение желательно сделать своими словами, то есть высказать собственное мнение по данной теме реферата. Далее студенту необходимо указать список литературы, по которой выполнялась работа. Реферат выполняется на отдельных листах писчей бумаги формата А-4, объем, предъявляемым к подобному виду работам.

Следует помнить, что реферат - это не конспект монографии или статьи. Чтение литературы должно быть критиче­ским. Необходимо выразить собственное отношение к идеям автора. Качество письменной работы (реферата) оценивается по следующим критериям:

· единство содержания (четкая формулировка главной идеи, однонаправленность используемого для ее раскрытия материала);

· четкость композиции (связь между всеми разделами, частями);

· использование конкретных фактов (для подкрепления основной мысли);

· грамматическая правильность.

Выполняя работу, руководствуйтесь следующими правилами:

1) работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к заданиям такого рода;

2) для комментариев преподавателя оставляйте поля слева;

3) страницы должны быть пронумерованы, заголовки вопросов и подпунктов четко выделены в соответствии с планом;

4) в тексте обязательно делайте сноски на используемую литературу в соответ­ствии с требованиями ГОСТа;

5) список используемой литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке; это составная часть работы, в определенной мере отражающая сте­пень изученности проблемы студентом.

Реферат представляет собой либо письменную работу, либо устную (в форме публичного доклада).

При написании рефератов наиболее часто встречаются следующие недостатки:

· отсутствие плана работы;

· теоретические вопросы рассматриваются в отрыве от практики;

· отсутствуют ссылки на источники (список в конце работы);

· выводы формулируются нечетко (либо отсутствуют совсем).

При работе с таблицами четко ориентируетесь на методические рекомендации, опирайтесь на составленные таблицы для выявления общих тенденций и различий по изучаемой проблематике.

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой развернутое изложение результатов изучения по предложенным темам данной учебной дисциплины.

Подготовка к контрольной работе требует от студента знания теоретического материала по курсу, последовательности и аргументации изложения, определения личной позиции.

Выполнение работы включает ряд этапов:

· знакомство с предложенной темой;

· подбор и изучение литературы и нормативных актов по предложенному плану.

· разработка рабочего плана и основных вопросов;

· сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

· формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

Кластер

Кластер -это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. При этом необходимо сохранять логику. Кластер может быть использован для стимулирования мыслительной деятельности, для структурирования учебного материала, при подведении итогов того, что студент изучил самостоятельно, для организации индивидуальной и групповой работы как в аудитории, так и при самостоятельной подготовке.

Синквейн

Это нерифмованное стихотворение из 5-ти строк, написанное по определённым правилам.

1. строка - имя существительное тема синквейна;

2. строка - два прилагательных, раскрывающих эту тему;

3. строка - три глагола, описывающих действия по теме;

4. строка - фраза, афоризм, в котором выражается отношение к теме;

5. строка - одно слово, вывод по теме.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Проект

Проект ориентирован на достижение целей самих студентов, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый студентам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этапы работы над проектом

1. Подготовка. На данном этапе происходит определение темы, целей, задач. При необходимости - выбор рабочей группы. Студенты получают информацию, устанавливают цели, планируют траекторию работы.

2. Планирование. На данном этапе необходимо проанализировать проблему, определить источники; выбрать и утвердить форму презентации; критерии оценки; распределить роли (обязанности), выработать план действий, сформулировать задачи.

3. Исследование (сбор информации). Осуществляется поиск и уточнение информации; поиск альтернатив; выбор оптимального варианта решения проблемы; сбор данных и фактов, первично исследуется полученная информация, решаются промежуточные задачи.

4. Выполнение. Самая ответственная часть проектной деятельности. Происходит обработка данных полученных из разных источников, подтверждение или опровержение отдельных фактов, а также - реализация намеченного (выполнение макета проекта); подготовка выступления.

5. Защита. Объяснение результатов. Публичное выступление в форме презентации. Презентуя свой проект, студенты должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.

6. Рефлексия. Анализ выполненной работы. Планирование дополнение и поправок. Самооценка.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в деятельности.

Проект - это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В качестве текущего контроля знаний предлагается проведение контрольной работы, коллоквиума, тестового контроля. В качестве рубежного контроля знаний предлагается проведение конференции по теме: «Человек и общество».

 

Примерная тематика рефератов по курсу «Философия»

Античная философия

1. Источники греческой философии.

2. Милетская школа.

3. Школа пифагорейцев.

4. Философия элеатов.

5. Гераклит.

6. Софистическая этика и риторика.

7. Эмпедокл.

8. Школа атомистов.

9. Анаксагор.

10. Ирония и майевтика Сократа.

11. Платон: «Апология Сократа».

12. Сократические школы (киническая, киренаикская, мегарская, элидо-эретрийская).

13. Учение об идеях Платона.

14. Физика Платона.

15. Учение о государстве Платона.

16. «З



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.013 с.)