Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В широком смысле под категорией понимается «одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Кубрякова, 1997, с. 45; см. также: Кубрякова, 2004]. Учение о категориях восходит к воззрениям Аристотеля, который выделял такие категории, как сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, претерпевание. Категория определяется учеными как «предельно широкое понятие, в котором отображены общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира» [Кондаков, 1975, с. 240]. Исследователи выделяют разные типы категорий. Известны общефилософские, общенаучные категории, актуальные для любой области знания: категории объективного и субъективного; общего и отдельного; формы и содержания; материального и идеального. Отмечают и такие категории, как материя, движение, качество, количество, время, пространство. Наряду с этим можно говорить об общелингвистических категориях локальности, темпоральности, персональное™ и др. К системе языковых категорий относят и части речи, спряжение, склонение [Солга-ник, 1997, с. 6]. Среди функциональных семантико-стилистических категорий называют категории диалогичности, акцентности, оценки, гипотетичности [Кожина, 1989]. При этом учитываются стилистичес- 159 Глава 3. Текстовые категории кая функция и стилистическое значение, объединяющие совокупность разноуровневых языковых средств на основе выполнения ими единого назначения. Текстовые категории чаще всего определяют как «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» [Ильенко, 2003, с. 364]. Достаточно распространенным является подход к текстовой категории как к двуплановой сущности, имеющей знаковый характер: Т.В. Матвеева определяет текстовую категорию как «один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами» [Матвеева, 2003, с. 533]. «Каждая текстовая категория воплощает в себе отдельную смысловую линию текста, выраженную группой языковых средств, особым образом организованной в относительную внутритекстовую целостность» [Матвеева, 2003, с. 534]. Представляется справедливой точка зрения исследователя относительно параметров описания текстовых категорий. По мнению автора, их четыре: «а) набор языковых составляющих; б) текстовая значимость различных типов языковых составляющих (определяется на основании частотности типов, а также их представленности в сильных позициях текста); в) комбинато-Pioca языковых составляющих в составе линейного ряда средств выражения текстовых категорий; г) размещение сигналов текстовых категорий на пространстве текста» [Матвеева, 2003, с. 535]. Относительно статуса текстовых категорий отметим, что их рассматривают как текстовые качества, как полевое устройство, как единицу анализа. Так, Т.В. Матвеева считает, что текстовая категория является «единицей анализа, несущей в себе основные свойства целого, а именно целенаправленность и композитивность». В качестве критериев выделения текстовых категорий исследователь выдвигает «общность семантической функции выражающих ее языковых элементов» [Матвеева, Ж»3. с. 534]. В научной литературе обсуждается и идея полевого устройства тек-ггов.ых категорий. По мнению Т.В. Матвеевой, эта идея «результативна, но не в полной мере, поскольку оставляет вне поля зрения собствен- ш текстовые качества категории, прежде всего ее внутреннюю тексто-ррю структуру, композитивность» [там же]. На наш взгляд, идея полевого рщюнства текстовых категорий является плодотворной с учетом осовев речевой системности текста, организованной авторским замыслом. 3 разработку проблемы текстовых категорий значительный вклад ■вести И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, А.И. Новиков, С.Г. Ильенко, ШШ. Тураева, А.И. Мороховский, И.Я. Чернухина, Т.В. Матвеева, ЕЖ Сидоров и др. Раздел II. Основы теории текста Так, детальный анализ сущности текстовых категорий с установкой на «выяснение формально-семантических свойств текста» и классификация категорий «среднего уровня абстракции» с выявлением их функционально-стилевого варьирования содержится в монографии Т.В. Матвеевой (1990). Текстовые категории рассмотрены как типологические признаки текста [Матвеева, 1990, с. 10]. Объектом анализа в работе стали: тематическая целостность, локальность, темпоральность, оценоч-ность, тональность, логическое развертывание, композиция. Систематизация тестовых категорий описана Т.В. Матвеевой [2003, с. 534, 535]. Исследователями выделены понятийные текстовые категории: содержательные и структурные (З.Я. Тураева); категории, отражающие системно-деятельностный подход к тексту (Е.В. Сидоров); функциональные семантико-стилистические категории (М.Н. Кожина, М.П. Ко-тюрова, Т.Б. Трошева, Е.А. Баженова и др.); текстовые категории, основанные на принципе отражательности (к ним относятся текстовые категории темы, субъекта (авторизации), оценочности, тональности (текстовой модальности), текстового пространства и времени, адресата). Ученые справедливо отмечают неравнозначность текстовых категорий по их содержанию и характеру структурирования». Сравним для примера точки зрения И.Р. Гальперина, А.И. Новикова, И.Я. Чернухиной. И. Р. Гальперин (1981) выделяет 10 категорий текста: информативность, когезию (сцепление), континуум (логическую последовательность, основанную на темпоральной и /или пространственной взаимосвязи отдельных сообщений), членимость, автосемантию отрезков текста (относительную самостоятельность), ретроспекцию (отнесенность к предшествующей содержательно-фактуальной информации), проспек-цию (отнесенность к последующей содержательно-фактуальной информации), модальность, интеграцию, завершенность (исчерпывающее выражение замысла, с точки зрения автора). Все эти категории взаимосвязаны и имеют внутритекстовый характер, многими исследователями они интерпретируются как признаки текста, его качества (в этом статусе они были рассмотрены нами выше). А.И. Новиков (1983) предложил дифференцировать текстовые категории с ориентацией на структуру текста и его статику и динамику. Он выделил развернутость текста, последовательность, связность, законченность, глубинную перспективу, статику и динамику текста (они соответствуют, во-первых, подходу к нему как к результату деятельности и, во-вторых, рассмотрению его в процессе порождения и восприятия). Неоднородность данных категорий в типологии исследователя очевидна. Представляется, что статику и динамику скорее следует рассматривать не как текстовые категории, а как аспекты изучения текста. Глава 3. Текстовые категории Иной подход к выделению текстовых категорий намечен И.Я. Чер-[ухиной (1987). Текстовые категории дифференцируются ею с учетом гниверсальных смыслов текста. Они трактуются И.Я. Чернухиной как;такая ступень абстрагирования его содержания, при которой вычленя-этся идеальные сущности, соотносимые с содержанием всех конкрет-1ых художественных текстов» [Чернухина, 1987, с. 6]. К ним автор от-iec смыслы: «время», «пространство», «человек», «событие». В подходе ^следователя к текстовым категориям усматривается логика и обосно-занность: «В совокупности с речевыми средствами их воплощения эти;мыслы образуют соответствующие текстовые категории — категории зремени, пространства, героя, события» [Чернухина, 1987, с. 7]. Таким образом, нет единой точки зрения среди исследователей относительно понимания текстовых категорий и их систематизации. Обычно в качестве текстовых категорий рассматриваются текстовые качества, важнейшие признаки текста, имеющие типизированный и обобщающий характер. По вопросу о ведущих текстовых категориях также мнения ученых не всегда совпадают. С.Г. Ильенко, например, считает, что «ведущими текстовыми свойствами являются целостность, членимость и модальность. Именно они и могут быть названы основными категориями текста, подчиняющими себе более частные его признаки» [Ильенко, 1988; 2003, с. 366]. Данная точка зрения достаточно логична в случае, если глубоко не дифференцировать текстовые качества и категории. Попытка рассмотреть текстовые категории как фактор, способствующий организации, цельности, единству текста, предпринята А.Ф. Папиной (2002). В ее книге «Текст: его единицы и глобальные категории» (М., 2002) вслед за Т.А. ван Дейком, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Е.С. Яковлевой, Е.С. Кубряковой и др. выделены в качестве глобальных текстовых категорий: Участники коммуникативного акта; События, Процессы, Факты; Время: реальное художественное (объективное, цикличное, субъективное, психологическое), ирреальное: астральное, инфернальное, фантастическое, Зазеркалья, мира сказок; Пространство и Место объектов — художественное пространство: реальное и ирреальное (обусловленное лицом говорящего: 1-е лицо — субъективное, 3-е лицо рассказчика — объективное время; обусловленное точкой отсчета: линейное, перспективное, панорамное); ирреальное пространство, обусловленное типом изображаемого мира: Земля, космос; нарушением геометрических измерений: волшебный, фантастический, мир сказок, Зазеркалья, грезы поэта; 6 Филологический анализ текста Раздел II. Основы теории текста Категория оценки (аксиологическая: качественная и количественная; рациональная, утилитарная, нормативная, теологическая; логическая: эпистемическая, деонтическая). В данной концепции, достаточно обоснованной и детализированной, много общего с теорией И.Я. Чернухиной, правда, в дополнение к ее типологии текстовых категорий здесь добавлена категория оценки. Поскольку к числу участников коммуникативного акта автор относит субъектов речи, включая «образ автора», то выделение в качестве особой категории оценки представляется не совсем корректным. Это связано с пониманием образа автора как концентрированного воплощения сути произведения, отражающего «распределение света и тени», по В.В. Виноградову. Таким образом, многообразие точек зрения на текстовые категории определяется не только сложностью и многоаспектностью самого понятия, но и возможностью выделения различных типов категорий с учетом их иерархии в структуре текста как многопланового феномена. Вероятно, условно можно говорить, во-первых, о категориях, имеющих в большей мере внутритекстовую ориентацию (ср. такие категории, как проспекция, ретроспекция и др.), и категориях, имеющих не только внутритекстовую, но и внешнюю по отношению к тексту направленность (ср. категории автора, адресата и др.). Во-вторых, в зависимости от аспекта рассмотрения с учетом значимости для формирования разных качеств текста правомерно выделять структурные, содержательные, функционально-семантические, функциональные семантико-стилистические и др. категории текста, как это делают исследователи. Учитывая, что текст прежде всего является формой коммуникации, а коммуникативность относится к его важнейшему интегральному качеству, определяющему все остальные, полагаем, что в ряду текстовых категорий при изучении данного феномена следует особо выделить глобальную категорию диалогичности, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с субкатегориями образ автора и адресата; глобальные категории событие, время и пространство, определяющие основные параметры лингвистически материализованного текстового мира и отражающие его коммуникативную ориентацию. Что же касается сферы оценок, эмоций, они рассматриваются нами как многоплановые проявления образа автора. Прежде чем приступить к рассмотрению данных категорий, сделаем некоторые выводы. Подведем итоги: • Выделение различных категорий в гуманитарном знании связано с теорией познания, имеет давнюю историю и восходит к античности. Глава 3. Текстовые категории Среди категорий выделяют общефилософские (сущность, форма, содержание и др.), общенаучные (материя, движение и т.д.), общелингвистические (локальность, оценка, акцентность и т.д.), текстовые (проспекция, ретроспекция и др.). Под текстовой категорией понимают «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» (С.Г. Ильенко). В изучение текстовых категорий и создание их типологии внесли вклад такие ученые, как И.Р. Гальперин, А.И. Новиков, М.Н. Кожина, С.Г. Ильенко, И. Я. Чернухина, Т.В. Матвеева и др. Текстовые категории рассматриваются: а) с точки зрения теории знака; б) как текстовые качества; в) как устройства, имеющие поле-вый характер; г) как единицы анализа. Среди текстовых категорий учеными выделяются содержательные; структурные; отражающие системно-деятельностный подход; функционально-стилистические; категории, основанные на принципе от-ражательности. К глобальным текстовым категориям относят такие категории, как участники общения, события, время, пространство, оценка (А.Ф. Папина). Учитывая коммуникативный характер текста, в качестве глобальной текстовой категории (наряду с категориями событие, время, пространство) можно рассматривать диалогичность, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ > Какие категории выделял Аристотель? > Какие общефилософские, общенаучные, общелингвистические кате > Что такое текстовая категория? ''*■ Как определяется текстовая категория с точки зрения теории знака и теории поля? > Какие текстовые категории выделяет И.Р. Гальперин? А.И. Новиков? «г -ем объясняется многообразие подходов к определению текстовой категории? > '<ж классифицируются текстовые категории? :.!► Какие глобальные текстовые категории выделяет А.Ф. Папина? Ш- Какие ученые внесли вклад в разработку текстовых категорий? Раздел II. Основы теории текста 3.3. ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ ДИАЛОГИЧНОСТИ Основатель концепции диалогизации М.М. Бахтин справедливо отмечал: «Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» [Бахтин, 1997, с. 229]. Текст как законченное речевое сообщение, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность, всегда ориентирован «на другого», даже если этим «другим» является сам автор. В связи с этим диалогичность текста рассматривается как важнейшая текстовая категория [Кожина, 1986; Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII—XX вв. Т. I—II / Под ред. проф. М.Н. Кожиной. Пермь, 1994-1998]. В рамках коммуникативной стилистики текста речь идет о категориях субъектности и адресованности (см., например: [Болотнова, 2000 (б)]; [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001]). Коммуникативная сущность текста выражается в том, что структура, семантика и прагматика текста (т.е. его форма, содержание и функции) подчинены выражению авторской интенции и ее экспликации. Регулятивная функция текста, таким образом, является одной из основных, наряду с другими: социальной, системной, эмотивной, фатической, метаязыковой. Все они имеют статус эпифункций по сравнению с коммуникативной функцией (ср.: [Сидоров, 1987; Пазухин, 1979]). Диалог с текстом является ключевой проблемой в теории текста, учитывающей сопряженность первичной и вторичной коммуникативной деятельности автора и адресата: текст «в снятом виде» (М.Н. Кожина) отражает первичную коммуникативную деятельность и является объектом вторичной коммуникативной деятельности. Категория диалогичности описана М.Н. Кожиной в книге «О диа-логичности письменной научной речи». Диалогичность рассмотрена автором как «фундаментальное свойство речи вообще», как «всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» [Кожина, 1986, с. 37]. Анализируя письменную научную речь, автор выявляет характер выражения категории диалогичности: языковые средства, относящиеся к разным уровням языковой системы. На основе их способности выполнять одну функцию в тексте делается вывод о полевой структуре данной категории и ее статусе: она определена как «особая функциональная семантико-стилистическая категория (весьма широкого объема)» [Кожина, 1986, с..88]. Конкретизируя структуру поля функциональной семантико-стилистической категории dua-логичнвсти, ученые отмечают совмещение и пересечение четырех мик-рополей в рамках поля: 1) репрезентации плана речи «третьих» лиц; 2) взаимодействия смысловых позиций; 3) автодиалогичности; 4) побуждения [Дускаева, 2003, с. 134]. Глава 3. Текстовые категории ;мотрены типы и виды образа автора, различные лики художествен-) «я» в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение обра-втора с личностью писателя и разными типами повествователей: жтивным (максимально приближенным к автору и ведущим пове-)вание от 3-го лица); личным, субъективным (в повествовании от i лица без конкретизации и речевой характерологии); «персонифи-ованным» рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой ере, с использованием характерологических речевых средств). Термин «автор», как известно, может обозначать: 1) реальную лич-гь писателя; 2) повествователя, субъекта-персонажа; 3) художествен-> личность создателя («автор» как присущий данному произведению хающий субъект, который обозначается... самим произведением, так только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, «автор» художественная личность писателя» [Брандес, 1971, с. 54]. В сфере эстетической коммуникации образ автора соотносится с чьной личностью творца литературного произведения, который вы-:ает в словесно-художественной форме свое мировоззрение, эстети-кое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем образ эра и писатель — не тождественные понятия: образ автора имеет эс-лческую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и [ковую картину мира создателя литературного произведения, польку полностью его картина мира не может реализоваться в одном [ нескольких текстах. Что же касается повествователя (объективного, личного или рас-зчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм эажения образа автора, наряду с другими, включая различные ком-иционные виды «монтажа» и речевые: внутреннюю прямую или не-ственно-прямую речь; лирические отступления. Новые аспекты в изучении образа автора открываются в связи с бенностями современной лингвистической парадигмы: ее диалогич-■тью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом екстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, сто-ей за текстом, по выражению Ю.Н. Караулова). В связи с этим образ ора в современной стилистике художественной литературы необхо- ло изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте в свете не толь-категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы араметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Мол-ювой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диа-'ической концепцией современного мировосприятия, в основе кото-i лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию 1 другого» и его ответную активность. Идея диалогизации стала ве-цей в современном гуманитарном знании, включая стилистику (см. Раздел II. Основы теории текста работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]). Проблема образа автора в художественном произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художественной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявления образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя. 3.3.2. Образ адресата. Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художественный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь. В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собирательном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъективного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности. Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изучать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхода к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собеседнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ... 169 Глава 3. Текстовые категории Это — в минуты творчества. Однако ни для кого, а для поэта тем более, не тайна, что каждое стихотворение находит себе живого реального читателя среди современников, порой потомков...» [Гумилев, 1990, с. 203]. Сравним строки А.А. Ахматовой: «А каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад...». К средствам выражения образа адресата относятся как прямые обращения и посвящения, лирические отступления, ориентированные на читателя, так и местоимения ты, вы, твой, ваш и др., использование имен, фамилий и т.д. Ср. строки М.И. Цветаевой с разными формами выражения категории адресата: С.Э. Я с вызовом ношу его кольцо! — Да, в Вечности — жена, не на бумаге! — Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге... Слова и смыслы Ты обо мне не думай никогда! (На-вязчива!) Ты обо мне подумай: провода: Даль — длящие... В первом случае стихи прямо адресованы мужу Сергею Эфрону, хотя не лишены художественного обобщения, во втором случае образ лирического героя недостаточно конкретизирован (ср. местоимения ты). Образ адресата иногда выступает лишенным индивидуальных особенностей, обобщенным. Так, в стихотворении А. Белого «Жди меня» содержится обращение к лирической героине, образ которой лишен индивидуальных черт, имеет большую обобщающую силу, соотносясь с определенной и достаточно типичной ситуацией разлуки с любимой: Жди меня Далекая, родная, — Жди меня... Далекая, родная: Буду - я!.. Твои глаза мне станут — Две звезды. Тебе в тумане глянут — Две звезды.... Возможна и автокоммуникация, представляющая собой форму обращения субъекта к самому себе. В художественном тексте этот прием особенно часто используется, выполняя эстетическую функцию в соответствии с творческим замыслом автора, способного к различным пере- Раздел II. Основы теории текста работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]). Проблема образа автора в художественном произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художественной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявления образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя. 3.3.2. Образ адресата. Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художественный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь. В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собирательном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъективного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности. Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изучать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхода к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собеседнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.017 с.) |