Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Общая характеристика глагола и его категорий.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 7. Общая характеристика глагола и его категорий. Общее грамматическое значение глагола. Грамматические категории глагола. Взаимосвязь глагольных категорий. Инфинитив: значение и его синтаксические функции. Глагольные основы: основа инфинитива, основа прошедшего времени, основа настоящего-будущего времени. Классы глаголов: продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Изобилующие, изолированные, недостаточные глаголы. Категория лица глагола: употребление личных форм глагола, безличные глаголы. Глаголы с дефектной парадигмой. Категория вида. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Категория рода глагола. Тема 8. Основные грамматические категории глагола (продолжение) Категория времени: настоящее, прошедшее, будущее. Значения форм настоящего времени. Значения форм прошедшего времени. Будущее простое и будущее сложное, употребление форм будущего времени. Понятие транспозиции. Категория наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное наклонение. Использование форм разных наклонений в стилистических целях. Категория залога: общая характеристика залога, образование форм страдательного залога у глаголов совершенного и несовершенного видов. Употребление конструкций действительного и страдательного залога. Причастие: формы причастий, образование причастий, использование причастий в речи. Деепричастие: образование деепричастий, использование деепричастий в речи. Тема 9. Наречие. Категория состояния Определение наречия. Образование наречий. Разряды наречий по значению: обстоятельственные и определительные. Местоименные наречия. Степени сравнения наречий: синтетическая и аналитическая сравнительная степень и синтетическая и аналитическая превосходная степень. Использование наречий в речи. Субстантивация наречий. Вопрос о категории состояния как о части речи. Общая характеристика слов категории состояния. Употребление категории состояния в современной речи. Тема 10. Служебные части речи Предлоги: разряды предлогов по образованию и строению, по значению и по сочетанию с падежными формами. Союзы: разряды союзов по синтаксической функции и значению, разряды союзов по строению. Частицы: разряды частиц по значению, по образованию, функции частиц в речи. Модальные слова. Междометия: значение и состав междометий, использование междометий в речи. Звукоподражательные слова.
Вопросы для самопроверки и обсуждений по темам 1. Перечислите типы грамматических категорий. 2. Охарактеризуйте морфологический строй современного русского языка. 3. Перечислите аналитические грамматические способы. Чем различаются аналитические и синтетические языки? 4. Перечислите синтетические грамматические способы. Типы лингвистических универсалий. 5. Назовите основные грамматические категории: имени существительного, имени прилагательного, числительного, местоимения, глагола. 6. Определите специфику частеречного значения имени существительного, имени прилагательного, числительного, глагола. 7. Приведите примеры несовпадения семантической и морфологической характеристики одушевленности в русском языке. 8. Как определить род несклоняемых существительных. 9. В чем состоит грамматический механизм тропа олицетворения? Приведите примеры. 10. В чем состоит принципиальное отличие существительных S.t. от P.t.? 11. В чем состоит принципиальное отличие грамматических категорий существительных и прилагательных? 12. Приведите примеры лексикализации форм мн.ч. 13. Определите словообразовательный потенциал качественных прилагательных. 14. Приведите примеры абсолютного и относительного употребления форм превосходной степени прилагательного. 15. Дайте стилистическую характеристику кратких форм. 16. В чем проявляется морфологическая неоднородность русских числительных? 17. В чем состоит грамматическое своеобразие личных местоимений (перечислите те признаки, которые отличают данные местоимения от существительных, с одной стороны, и других разрядов местоимений – с другой). 18. Приведите примеры субстантивации количественных и порядковых числительных. 19. Приведите примеры адъективации причастий. 20. Приведите примеры развития качественных значений у относительных прилагательных. 21. Охарактеризуйте временную систему русского глагола. 22. Приведите примеры одновидовых и двувидовых глаголов. 23. Как образуется пассивный залог от глаголов совершенного и несовершенного видов. 24. Перечислите пять продуктивных глагольных классов. 25. Перечислите основные признаки, отличающие знаменательные части речи от служебных. Задания для самостоятельной работы по темам
1. Подобрать примеры к грамматическим способам, представленным в русском языке. 2. Проанализировать фразу Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка с точки зрения специфики выражения морфологических и словообразовательных значений в русском языке. 3. Подобрать примеры субстантивации, адъективации, адвербиализации, прономинализации из текстов газетно-публицистического стиля. 4. Подобрать примеры окказионального образования форм степеней сравнения и кратких форм от относительных прилагательных. 5. Подобрать примеры несоответствия лексического значения краткой и полной форм прилагательного. 6. Приведите примеры контекстов, где слова тысяча, миллион являются 1) числительными, 2) существительными. 7. Приведите примеры изобилующих глаголов, дефектных, разноспрягаемых. 8. Приведите примеры контекстов, в которых слово один являлось бы числительным, существительным, местоимением, прилагательным, частицей. 9. Подберите видовую пару к глаголам: душить, смеяться, решить, рассмотреть, брать, казнить, консервировать, защищать, разгружать, мыть, брошюровать, поймать, побелить. 10. Сделайте морфологический разбор всех слов в предложении: Новгород располагался на высоком берегу Волхова, который разделил город на две части. Тестовые задания по темам 1. Подчеркните синтетические грамматические способы: внутренняя флексия (чередование), повторы, способ интонации, супплетивизм, ударение, способ служебных слов, способ порядка слов, аффиксация, сложение. 2. Классификация частей строится по следующим критериям: семантический грамматический синтаксический системный морфологический структурный функциональный 3. Что такое субстантивация? Приведите примеры (не менее 3-х примеров) 4. Несловоизменительными категориями являются: одушевленность-неодушевленность имени существительного число имени существительного род имени существительного склонение имени существительного число имени прилагательного
5. Процесс употребления существительных singularia tantum во множественном числе, при котором происходят те или иные семантические осложнения грамматикализация неологизация лексикализация грамматическое обособление
6. Подчеркните вещественные существительные: дым, мафия, молодежь, наука, красота, печенье, крупа, холод, страх, творог, опилки, кислота, радость, кресло, железо, лес, дрожжи, творог, книга, здание, ворота, джинсы, белье, мебель, аспирин, паркет.
7. Определите одушевленность/неодушевленность у существительных в словосочетаниях: хороший друг, красивая кукла, козырной валет, убитый солдат, жареный гусь, двоюродная сестра. Определите род существительных.
9. Подчеркните существительные общего рода: врач, неряха, умница, неженка, почтальон, кассир, сирота, пьяница, рубашка, брюки, коллега, очки, кенгуру, животное, Верунчик. 10. Приведите примеры существительных singularia tantum (3-5 слов) Тренинговые задания Процесс употребления существительных singularia tantum во множественном числе, при котором происходят те или иные семантические осложнения грамматикализация неологизация лексикализация грамматическое обособление Напишите глагольные формы
8. Образуйте простую и сложную формы сравнения прилагательных: тихий, долгий, вороной, ловкий, живой, маленький, ядовитый. 9. Просклоняйте числительные: 1783, 267, 2708 10. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных: золотое сердце – золотые серьги, железная воля – железная ограда, осенний день – платье в осенних тонах. Тема 7. Общая характеристика глагола и его категорий. Общее грамматическое значение глагола. Грамматические категории глагола. Взаимосвязь глагольных категорий. Инфинитив: значение и его синтаксические функции. Глагольные основы: основа инфинитива, основа прошедшего времени, основа настоящего-будущего времени. Классы глаголов: продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Изобилующие, изолированные, недостаточные глаголы. Категория лица глагола: употребление личных форм глагола, безличные глаголы. Глаголы с дефектной парадигмой. Категория вида. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Категория рода глагола.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.38 (0.01 с.) |