Экономическая характеристика и классификация услуг связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая характеристика и классификация услуг связи



 

Услуга связи — это конечный полезный результат производственной деятельности операторов (организаций) связи по передаче информации (например, состоявшиеся междугородные телефонные разговоры; переданные и дошедшие до адресата телеграммы или почтовые отправления).
На основании числа услуг рассчитывается такой важный показатель, как доходы от основной деятельности, которые в свою очередь являются основой для расчета прибыли, рентабельности, производительности труда и т.д.
Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью.
Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и прибыль.
Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности абонентов (населения и делового сектора) в передаче различного рода информации.

Создаваемая в отрасли стоимость, равная денежному выра­жению всех произведенных за определенный промежуток времени услуг, включается в валовой внутренний продукт, а также в ту часть этого продукта, стоимость которого создается необходимым и при­бавочным трудом и образует национальный доход.

Экономическим признаком, характеризующим принадлежность связи к сфере материального производства, является также то, что в создании услуг связи аналогично промышленности и другим от­раслям данной сферы участвуют три фактора материального про­изводства, а именно средства труда, предметы труда и труд ра­ботников связи.

К средствам труда, с помощью которых осуществляется про­цесс передачи информации, относятся производственные здания, станционные и линейные сооружения, коммутационное оборудова­ние и каналообразующая аппаратура, измерительные приборы и т.д. В качестве предмета труда в производственном процессе связи выступает сообщение, информация, которая при ее передаче под­вергается пространственному перемещению. Воздействие на предмет труда с помощью средств труда осуществляется работни­ками связи, труд которых в конечном итоге и создает потребитель­ную стоимость.

Процесс потребления услуг связи аналогичен потреблению продукции (товаров) других отраслей материального производства. Если услуга связи потребляется в производственной сфере, то ее стоимость переносится на стоимость вновь создаваемого продукта. Если же услуги связи служат личному потреблению, то вместе с потреблением исчезает и их стоимость.

Важно также отметить, что в современных условиях деятель­ность хозяйствующих субъектов связи, как и других предприятий производственной сферы, строится на законах рыночной экономи­ки. На связь в полной мере распространяются все нормативно-законодательные акты, регламентирующие хозяйственную дея­тельность отраслей материального производства, в частности За­кон о предприятии и предпринимательской деятельности, Закон об акционерных обществах, Закон о налоге на прибыль, Закон о за­щите прав потребителей и др.

Вместе с тем экономической природе связи присущи специфические черты, вы­текающие из ее отраслевых особенностей.

Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который в отличие от продукции промышленности не имеет вещественной формы, а представляет собой конечный по­лезный эффект (результат производственной деятельности) про­цесса передачи информации и сообщений от отправителя до полу­чателя: письменных, телефонных, программ телевидения и радио­вещания и т.п.

Вторая особенность связи тесно связана с первой и характе­ризуется неотделимостью во времени процесса потребления ус­луг связи от процесса их производства. Особенно ярко эта осо­бенность проявляется в телефонной связи, где сам процесс пере­дачи телефонного сообщения - процесс производства - про­исходит с участием абонентов, т.е. совпадает с процессом потреб­ления.

Третья особенность отрасли связи состоит в том, что в отли­чие от промышленности, где предмет труда подвергается вещественному изменению (механическому, химическому и т.д.), поступа­ет в сферу обращения, становится товаром и только затем потреб­ляется, в производственном процессе связи информация как предмет труда должна подвергаться только пространственно­му перемещению т.е. изменению ее местоположения. Всякое дру­гое изменение означает ее искажение, потерю потребительских свойств и потребительной ценности и наносит ущерб пользо­вателю.

Четвертая особенность связи заключается в том, что про­цесс передачи информации всегда является двусторонним, т.е. происходит между отправителем и получателем информации. По­скольку потребность в передаче информации может возникнуть между абонентами, находящимися в любых населенных пунктах страны, это требует создания надежной и разветвленной сети связи.

Понятие и классификация основных фондов предприятия связи. Виды оценки и показатели наличия и движения основных фондов.

Фонды предприятия - это запас тех или иных благ и факторов производства, которые находятся в его собственности определенный промежуток времени. В процессе производства часть фондов служит для непосредственного создания товаров и услуг, а другая является средством производства или же основой функционирования предприятия. В связи с этим различают два вида фондов.

Основные фонды - важная часть всех производственных фондов предприятия, которые вещественно воплощены в средствах труда. Основные фонды сохраняют свою натуральную форму в течение длительного времени независимо от продолжительности и частоты производственного процесса, они переносят собственную стоимость на готовую продукцию по частям и, соответственно, возмещаются только после проведения нескольких производственных циклов.

Их стоимость возвращается в форме амортизационных отчислений за счет накопления амортизационного фонда. В зависимости от роли участия в производстве основные фонды предприятия делятся на 2 большие группы.

1. Основные производственные фонды (ОПФ) непосредственно участвуют в производстве или создают для его протекания благоприятные условия. К ОПФ относят следующее:

  1. здания;
  2. сооружения;
  3. передаточные устройства;
  4. машины и оборудование;
  5. транспортные средства;
  6. инструменты и приспособления вспомогательных цехов;
  7. производственный и хозяйственный инвентарь;
  8. земельные участки;
  9. прочие ОПФ.

В зависимости от степени участия в производственном процессе ОПФ бывают активные (машины и оборудование, изготавливающие продукцию) и пассивные (здания и сооружения).

Структура ОПФ - это соотношение всех групп ОПФ в общей их стоимости, выраженное в процентах. Знание структуры ОПФ имеет большое практическое значение, так как позволяет определить важные характеристики производства и эффективности функционирования предприятия.

Показатели движения основных фондов представлены коэффициентом обновления, коэффициентом выбытия и коэффициентом интенсивности обновления.

Коэффициент обновления

Коэффициент обновления основных фондов это cтоимость основных промышленно-производственных фондов, вновь поступивших на предприятие за данный период деленная на cтоимость основных фондов, имеющихся на предприятии в наличии на конец этого отчетного периода.

Представляет собой отношение стоимости введенных за год новых фондов к их полной стоимости на конец года.

Кобн = Стоимость новых основных средств / Стоимость основных средств на конец года

Коэффициент поступления

К поступления = стоимость поступивших основных средств / стоимость основных средств на конец года

Будьте внимательны при исчислении коэффициентов обновления и поступления. Коэффициент обновления учитывает стоимость введенных основных фондов, а коэффициент поступления стоимость поступивших основных фондов.

В некоторых учебниках учитывается лишь коэффициент обновления. В данных учебниках коэффициент обновления = стоимость основных фондов поступивших в течение года за счет различных источников / Стоимость основных фондов на конец года.

Коэффициент выбытия

Коэффициент выбытия основных фондов это стоимость основных промышленно-производственных фондов, выбывших с предприятия в данном отчетном периоде деленная на стоимость основных промышленно-производственных фондов, имеющихся на предприятии в наличии на начало этого отчетного периода.

Рассчитывается как отношение стоимости фондов, выбывших за год, к стоимости фондов на начало года.

Коэффициент прироста

Коэффициент прироста основных фондов это сумма прироста основных промышленно-производственных фондов деленная на стоимость основных промышленно-производственных фондов на начало периода.

Числитель этой формулы определяется как разность между стоимостью основных фондов, поступивших и выбывших в течение отчетного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.008 с.)