Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счета бухгалтерского учета, их строение. Метод двойной записи и корреспонденция счетов. Синтетический и аналитический учет на счетах.

Поиск

Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размеще­нию, по источникам его образования, а также хоз-ных операций по качественно однородным признакам, выражен­ным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Для каждого вида имущества, обязательства и операции от­крываются отдельные счета со своим наименованием и цифро­вым номером, которые соответствуют каждой статье баланса, н-р, 01 «ОС», 04 «НМА», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Р/счет», 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 99 «Прибыль и убытки», 80 «УК» и др.

Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета — дебет (от лат. «должен»), правая сторона - кредит (от лат. «верит»). В зависимости от содержания бух. счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Счетаявляются активными по: эк-му содержанию, т.е. эти счета предназначены для учета имущ-ва по наличию, составу и размещению; балансу, т.е. счета (статьи) расположены в активной части баланса; сальдо, т.е. счета имеют дебетовый остаток. Счета считаются пассивными по: эк-му содержанию, т.е. счета отражают учет имущества по источникам его образования; балансу, т.е. счета расположены в пассивной части баланса; сальдо, т.е. счета имеют кредитовый остаток.

Кроме того используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо либо то и другое одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций. Н-р, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как при­были, так и убытки, но в конце месяца выводится окончатель­ный финансовый результат — прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое).

На счетах в бухучете используется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате ко­торой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухучета дважды: в дебет одного счета и в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одина­ковую сумму.

Метод двойной записи обусловливает существование та­ких понятий, как: Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, н-р, м/у 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками» и т.д. Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции.

П-р. Начислена з/п работникам в сумме 9000 тыс. руб., которая включается в с/с продукции наряду с другими затратами через счет 20 «Основное производство». Задолженность по начисленной з/п отражается по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В связи с этой операцией на 9000 тыс. руб. увеличиваются затраты производства по заработной плате, и на эту же сумму возрастает задолженность организации своим работникам по з/п. Д-т сч. 20 - 9000 тыс. руб. К-т сч. 70 - 9000 тыс. руб. Схематически:

70 «Расчеты по оплате труда» 20 «Основное производствен

Д К Д К

1) 9000 1) 9000

В бухгалтерском учете используется синтетический и ана­литический учет. Синтетический учет - учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хоз-ных операций по определенным экономическим призна­кам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Эти счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Р/счета», 43 «ГП», 41 «Товары», 80 «Уставный капитал» и др.

Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обяза­тельствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синте­тического счета. Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженные в натуральных, денежных и трудовых измерителях. Н-р, по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» нужно знать не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику. Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали. Начальное сальдо, обороты и конечное сальдо по всем аналитическим счетам, откры­ваемым по данному синтетическому счету, равняется началь­ному сальдо… синтетического счета.

71.Планирование на предприятии. Понятие. Система планов предприятия. Стратегическое планирование. Назначение. Основные понятия и инструменты стратегического планирования.

Первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятии.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием яв­ляется центральной.

Планирование на предприятии служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

План - это совокупность экономических прогнозов, целей и задач, программ и проектов, позволяющих достичь установления цели в прогнозируемой экономической ситуации.

Система планов предприятия: 1) Долгосрочный стратегический план, 2) текущий технико-экономический план (на год, месяц, квартал), 3) оперативно-производственный план (на месяц, сутки), 4) бизнес план инвестиционных проектов, 5) финансовые планы - отражают конечные финансовые результаты деятельности предприятия и включают в себя: определение потребности в основном и оборотном капитале,планкапитальных вложений (инвестиционный план), долгосрочное планирование ликвидности баланса. 6) маркетинговый план, 7) планы исследований и разработок.

Стратегическое планирование, какправило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направле­ния развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегиче­ского планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спро­са, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпус­кать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести биз­нес и т.п.

Основная цель стратегического планирования состоит в соз­дании потенциала для выживания предприятия в условиях дина­мично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождаю­щей неопределенность перспективы. В результате стратегичес­кого планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Стратегическое Планирование является инструментом, с помо­щью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее дости­жению. Его важнейшая задача — обеспечить нововведения, необ­ходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стра­тегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: рас­пределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изме­нения.

Стратегическое планирование имеет свою технологию. Про­цесс стратегического планирования включает следующие этапы:

• определение миссии предприятия (фирмы);

• формулирование целей и задач функционирования предпри­ятия;

• анализ и оценку внешней среды;

• анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

• разработку и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Инструменты стратегического планирования: бюджетирование и управление по целям. Бюджетирование- это метод распределения ресурсов и фондов охарактеризованных в количественной форме обеспечивающих достижение цели. Управление по целям- это метод согласования, планирования и контроля в области управления деятельностью человеческими ресурсами. Заключается в преодолении некоторых отрицательных последствий контроля на поведение человека, способствующее повышению производительности, обеспечению мотивации поведения персонала и прежде всего руководителей среднего звена и исполнителей.

 

72.Планирование на предприятии. Понятие. Виды планов. Методы планирования. Бизнес-план инвестиционного проекта. Назначение. Содержание бизнес-планов и его разделов.

Планирование на предприятии служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Различают следующие виды планов.

1. По широте охвата: С тратегический план составляется для всей организации в целом, устанавливает ее общие цели и отражает ее переход от существующих продуктов и рынков к новым. Обычно составляются не менее чем на 3 года. Т актический план охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, отражает мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, росту качества продукции и т.п. О перативный план детально описывает способы достижения общих целей организации. Они включают в себя конкретный набор тех задач, которые организация должна решить. Могут разрабатываться на квартал, месяц, год или неделю.

2. По временным рамкам: Д олгосрочный план на 5 лет и более и призван определять долговременную стратегию. Среднесрочный составляется на 1-5 лет. К раткосрочный (текущий) 1 год и меньше.

3. По характеру: Общие планы указывают общую ориентацию деятельности предприятия, определяя общие цели и направления ее функционирования. Н-р, в качестве общей цели может быть увеличение доли рынка, которую занимает организация или повышение прибыли на вложенный капитал. Конкретные содержат четко определенные задачи. Н-р, разработка плана снижения удельного веса с/с в выручке 85%.

5. По кол-ву использования: Одноразовые – планы однократного использования, которые составляются для работы в уникальных условиях, происходящее во внешней среде. Н-р, план внедрения новых услуг с использованием Интернет. Постоянные выполняются многократно и обеспечивают деятельность, постоянно осуществляемую организацией. Н-р, план по снабжению.

Под методом планирования понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи.

1) балансовый метод. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы); финансовые (баланс денежных средств, бух баланс, кассовый план и др.);

2) нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, трудоемкость, нормы численности, длительность производственного ци­кла и т.д.).

3) программно-целевой метод в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет: направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование - от идеи до внедрения в производство; увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;

4) метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. Факторы: технические (внедрение новой техники, материалов, реконструкция и перевооружение и др.); изменение объема производства, номенклатуры и ассор­тимента выпускаемой продукции; инфляция и др.

Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Осо­бенно это касается инноваций, которые требуют для своей реали­зации крупных инвестиций.

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех ас­пектах проекта и состоять из следующих основных разделов: 1. «Резюме» (отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана); 2. «Характеристика предприятия и стратегия его развития» (описание отрасли и характеристика предприятия); 3. «Описание продукции (услуги)» (обл. применения, основные хар-ки, контроль качества и др.); 4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга» (обоснование объема продаж продукции); 5. «Производственный план» (программа производства и реализации продукции, производственные мощности, материально-техническое обеспечение, стоимость производства и сбыта продукции); 6.«Организационный план» (обоснование организационной структуры и выбор рациональной системы управления); 7. «План реализации проекта» (календарный график реализации мероприятий, от принятия инв-го решения до промышленного производства и погашения задолженностей перед заемщиками); 8. «Инвестиционный план» (расчет потребности в инвестициях); 9. «Прогнозирование ФХД» (расчет ЧП от реализации продукции, расчет потока денежных средств); 10. «Показатели эффективности проекта» (оценка эффективности и наиболее вероятных рисков); 11. «Юридический план» (описание ОПФ будущего предприятия); 12. «Информация о разработчике бизнес-плана» (описание и хар-ка привлеченных к разработке бизнес-плана организаций); 13. Приложения (спецификации, описание сертификата, патента, данные об инвесторах проекта и др.).

Планирование численности и фонда заработной платы работников предприятия.

Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу. При расчете потребности в персонале необходимо обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, оптимальное соотношение различных категорий персонала, максимально возможное высвобождение работников для использования их для освоения новых видов деятельности.

Расчет потребности в персонале необходимо производить в раз­резе категорий работающих. Все работники фирмы подразделяются на две группы: ППП - персонал ос­новной деятельности - рабочие (основные, вспомогательные и обслуживающие); служащие (руководители, специалисты и непосредственно служащие); персонал непромышленных организаций, состоящих на ба­лансе фирмы - работники ЖКХ, медико-санитарных учреждений, учебных заведений. Общая плановая численность работающих определяется как сумма численности ППП и персонала, занятого в непромышленных хозяйствах и организа­циях фирмы.

При планировании численности работников фирмы следует различать: Явочную численность определяют при планировании числен­ности рабочих. Она представляет собой число рабочих, которые ежедневно должны быть на рабочих местах для обеспечения нор­мального хода производства. Списочная численность включает общее число всех работни­ков фирмы (постоянных, сезонных, временных), в том числе работников, фактически работающих, находящихся в командиров­ках, в отпусках, не вышедших на работу в связи с выполнением государственных обязанностей и по болезни, а также с разрешения администрации, совершивших прогулы и т.п. При планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности. При определении среднеспи­сочной численности в расчет принимается сумма списочной чис­ленности персонала за все календарные дни, делённая на общее число календарных дней в месяце. За квартал определяется путем суммирования среднеме­сячной численности работников за все месяцы в квартале и деления полученной суммы на три. Алогично за полугодие и год.

Основой для расчета плановой численности ППП является за­планированный объем производства, рост производительности труда, трудоемкость изготовления одного изделия и товарного выпуска, а также полезный фонд рабочего времени. В зависимости от состава исходных данных выделяют следующие методы планирования численности:

метод корректировки базовой численности: Чп = Чб*Коп/100±Эч, где Чп – плановая численность ППП, чел.; Чб – базисная численность ППП, чел.; Коп – рост объема производства в плановом периоде в % к базисному уровню; Эч – планируемая экономия (увеличение) численности работников, чел.

на основе трудоемкости производственной программы: Чп = Тпп/(Фпп*Квнп), где Тпп – расчетная трудоемкость программы планируемого года, чел.-ч.; Фпп – полезный фонд рабочего времени одного рабочего в плановом году, ч.; Квнп – среднегодовой коэф-т выполнения норм выработки в плановом году.

на основе производительности труда: Чп = ОПп/Вп, где ОПп – плановый объем выпуска продукции, р.; Вп – плановая выработка той же продукции на одного работника ППП, р.

Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников фирмы. Размер средств, направляемых на оплату труда, определяет уровень заработной платы работников, который, в свою очередь, формирует интерес к работе и ее результатам. Цель планирования средств на оплату труда — определение оптимального размера ФЗП исходя из плани­руемой результативности хозяйственной деятельности фирмы.

Фонд оплаты труда рабочих включает прямую или тарифную заработную плату и все доплаты к ней. Прямая заработная плата состоит из суммы сдельных расценок, выплачиваемых рабочим-сдельщикам, и з/п рабочих-повременщиков, начисляемой по тарифным ставкам. При планировании определяют: фонд часовой заработной платы; фонд дневной заработной платы; фонд годовой (квар­тальной, месячной) заработной платы. Для рабочих-сдельщиков фонд заработной платы опреде­ляется по формуле:

ФОТсд = ΣРiVi, где Pi — штучная сдельная расценка за единицу; Vi — объем продукции i-гo вида.

Плановый фонд оплаты труда рабочих-повременщи­ков: ФОТпов = ΣТчNiФпл. i, где Тч — часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i-го разряда; Ni — численность рабочих-повременщиков i-ro разряда; Фпл.i — плановый фонд рабочего времени рабочего i-гo разряда.

ФЗП руководителей, специалистов и служащих опред-ся по должностным окладам путем ум­ножения месячного оклада каждой группы работников на чис­ло месяцев в году и на число работников в группе.

На некоторых предприятиях стали применяться бестариф­ные системы оплаты труда, т.е. устанавливаются коэффициен­ты, показывающие соотношение оплаты i-ro работника и МРОТ. Определив на каждого работника конкрет­ное значение его коэффициента оплаты труда по сравнению с минимальным по предприятию, можно рассчитать размер за­работной платы по следующей формуле: Зi = Ki*Ф/ΣKi, где Зi- заработная плата i-го работника, руб.; Кi - коэффициент i-го работника; ΣKi - сумма коэффициентов по всем работникам; Ф - объем средств, выделенных на оплату труда.

Планирование финансовых результатов деятельности предприятий (прибыль и рентабельность).

Финансовым результатом деят-ти любой организации яв-ся чистая прибыль, а для убыточно функц-рующих организаций – убытки. ЧП как фин. результат отражается в отчете о прибылях и убытках.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рас­считывать по отд. видам хоз. деятельности раз­дельно. Такой подход обусловлен тем, что нек-рые виды дея­тельности не облагаются налогами на прибыль и (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли. Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно опре­делить по следующей формуле: Пб = (Врi – Офi – Нai – НДСi –Сi), где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн р.; Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, млн р.; Нai - акциз, млн р.; НДСi - НДС, млн р.; Сi полная с/с i- йреализуемой продукции, млн р.; n — количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести мето­дом прямого счета по каждому виду продукции с последу­ющим суммированием результата в целом по предприятию. При разработке плана по прибыли используется такой показатель, как чистая прибыль. Различают 2 метода планирования прибыли:

1) На основе прогноза рентабельности. В качестве показателя рентабельности используются такие показатели эф-ти деятельности, как рентабельность деятельности организации (Рнд), рентабельность собственного капитала (Рнск), рентабельность активов (Рна) или рентабельность СК и ЗК (Рнск, Рнзк);

2) На основе разработки графика безубыточности.

В соответствии с 1-м методом планирования прибыли рассчитываются след. показатели:

(Пч-чистая прибыль, стр. 190 Ф-2, В-выручка, стр. 010 Ф-2). Чем выше значение данного показателя, тем эф-нее функционирует организация. Если рентабельность деят-ти организации за отчетный период отражается более низкой величиной, чем за аналогичный период прошлого года, то организация стала функционировать менее эффективно.

Рнск – наиболее применяемый показатель в условиях рыночной экономики, полученное значение сравнивается со ставкой рефинансирования (15 июня 2004 г. - 13%). , (СК – итог 3-го раздела баланса «Капитал и резервы»). В том случае, когда значение рентабельности СК очень велико (более 70%) и представляет собой нереальную величину, определяется рентабельность собственного и заемного капитала.

Помимо перечисленных показателей эффективности определяется

Также существует метод расчета прибыли на основе показателя затрат на рубль произведен­ной продукции. Вначале про­изводится расчет прибыли от планируемого объема про­изводства продукции по следующей формуле: , где ОП - планируемый объем произв-ва прод-ции, тыс. р.; Зоп - затраты на рубль планируе­мого объема продукции. Н-р, ОП принята в сумме 500 тыс. р., Зоп = 90, тогда

Второй метод: планирование прибыли на основе построения графика безубыточности предполагает определение прибыли от продаж. При этом издержки распределяются на условно-постоянные (независящие от объема выпуска продукции) и условно-переменные (зависящие от объема выпуска продукции). График безубыточности имеет вид (Рис). E – точка безубыточности, прибыль равна нулю. Qф >Qкр – прибыль; Qф <Qкр – убытки. Критический объем выпуска продукции можно рассчитать по формуле: Q* = FC/(P-AVC) (в натуральных единицах измерения). Помимо перечисленных показателей может быть рассчитан запас финансовой прочности.

При планировании прибыли от продаж на основе использования графика безубыточности большое значение имеет планирование издержек производства и продаж.

75.Исследование рынка услуг связи. Определение объема услуг в бизнес-плане предприятия связи.

Под рынком услуг связи в общем случае понимается совокуп­ность экономических отношений по поводу производства и потреб­ления услуг связи, а также механизм взаимодействия между производи­телями услуг и их потребителями, основанный на отношении спро­са и предложения, Многономенклатурный характер производства в телекоммуни­кационном секторе обусловливает правомерность использования понятия «рынок услуг» применительно к отдельным подотраслям и конкретным услугам, которые в совокупности и образуют общий рынок услуг связи.

Кроме отраслевого и товарного признаков рынки услуг связи делятся по географическим границам: международные, федераль­ные, региональные, местные; по составу производителей услуг связи государственные, акционерные, совместные, частные и др.; по составу потребителей: физические лица (население и субъекты предпринимательской деятельности) и юридические лица (государ­ственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организа­ции).

Комплексное исследование рынка услуг связи - сложная эко­номическая проблема, решаемая в рамках маркетинговой деятель­ности предприятий. В основе ее решения лежит проведение спе­циальных исследований, конкретные направления которых зависят от особенностей услуг, характера производства, сегмента пользо­вателей и других факторов. Программа проведения исследования рынка услуг связи, как правило, включает следующие направления:

- анализ общих характеристик рынка, определение его потенци­альной емкости по отдельным видам традиционных и новых услуг;

- изучение потребителей, их поведения на рынке и отношения к конкретным видам услуг;

- анализ рыночной сегментации по различным признакам и сферам применения услуг;

- оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину;

- анализ условий конкуренции и деятельности альтернативных операторов

Каждое из этих направлений является предметом самостоя­тельного изучения и в то же время тесно связано с другими.

 

Комплексное исследование рынка требует значительных за­трат времени и денежных средств, так как оно сопряжено со сбо­ром и обработкой большого объема информации о состоянии внут­ренней и внешней среды, в которой предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.013 с.)