Организационная структура предприятия. Понятие. Производственные и функциональные подразделения предприятия. Виды подразделений предприятия и их краткая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура предприятия. Понятие. Производственные и функциональные подразделения предприятия. Виды подразделений предприятия и их краткая характеристика



Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочиезадачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы,элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).

· иерархическая;

· линейная;

· линейно-штабная;

· функциональная;

· упрощённая матричная;

· сбалансированная матричная;

· усиленная матричная;

· проектная;

· процессная;

· дивизиональная

Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

Каждое промышленное предприятие состоит из производственных подразделений — цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления, организаций и учреждений, призванных удовлетворять нужды работников предприятия и членов их семей. Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия (объединения). Производственные подразделения предприятия — цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, — составляют его производственную структуру. Она предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

 

Промышленные предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклами производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все необходимые цеха и службы для изготовления сложного изделия, а на предприятиях с неполным циклом производства отсутствуют некоторые цеха, относящиеся к определенным стадиям производства. Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса.

В отличие от производственной структуры общая структура предприятия включает различные общезаводские службы и хозяйства, в том числе и связанные с культурно-бытовым обслуживанием работников предприятия (жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, больницы, поликлиники, детские сады и т.п.).

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.
Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.

 

38. Сущность доходов связи и методика их определения

Основной социально-производственной функцией отрасли связи и входящих в нее предприятий (АО) является создание услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в пере­даче информации. Поскольку главная цель отрасли связи состоит в предоставле­нии потребителям телекоммуникационных услуг, доходы (выручка) от их реализации по установленным тарифам называются дохода­ми от основной деятельности. Из этого определения следует, что общая сумма доходов отрасли связи складывается из доходов ка­ждого отдельного предприятия, которые находятся в прямой зави­симости от объема реализованных услуг и действующих тарифов. С учетом многономенклатурного характера производства, большого числа тарифных позиций существуют различные методи­ческие подходы к определению доходов от основной деятельности по конкретным видам услуг.

Эти различия обусловлены формой создаваемого конечного эффекта (услуги в форме «обмена» и в форме «каналов»), факторами, определяющими размер тарифа в зависимости от индивидуальных особенностей услуги (см. разд. 9.1), методами ценообразования, используемыми при установлении тарифов (регулируемые или свободные). Средняя доходная такса представляет собой среднюю цену услуги или средний доход, который получает предприятие за пре­доставление одной укрупненной услуги. При предоставлении междугородных телефонных разговоров тарификация в общем случае осуществляется в зависимости от стоимости 1 мин разговора, различающейся по тарифным зонам (расстоянию), и продолжительности. Поскольку тарифы на услуги связи устанавливаются по груп­пам пользователей, то и средние доходные таксы планируются от­дельно для населения и организаций. По каждому сегменту по­требления рассчитываются средние доходные таксы по видам об­мена в базисном периоде на основе отчетных данных.

В случаях, когда требуется рассчитать объем доходов от услуг, тарифы на которые являются свободными и устанавливаются са­мими операторами, прогнозирование изменения средних доходных такс на практике часто осуществляется экспертным путем. Для по­лучения более объективных результатов прогноза необходимо проводить маркетинговые исследования, на основе которых уста­навливается зависимость потребления конкретных видов услуг от средней цены, т.е. средней доходной таксы. Методы распределения доходов внутри хозяйствующих субъ­ектов могут быть различны. Акционерные общества электросвязи, как правило, принимают такой порядок распределения доходов, при котором каждый филиал полностью оставляет себе доходы от дополнительных услуг и неосновной деятельности, а также часть доходов от основных услуг в размере, достаточном для покрытия их текущих расходов.

Еще одной проблемой, одинаково важной для всех предпри­ятий связи, является проблема неплатежей. В связи с тяжелым финансовым положением многих потребителей в производствен­ном секторе, особенно организаций бюджетной сферы, военно-промышленного комплекса, абоненты не в состоянии своевремен­но оплачивать предоставленные им услуги. Это ведет к возникно­вению дебиторской задолженности (долгов потребителей), которая в ряде предприятий (АО) занимает внушительную часть (20 % и более) от общей суммы начисленных доходов. Это в свою очередь нарушает финансовую стабильность телекоммуникационных ком­паний, затрудняет своевременность расчетов по их собственным обязательствам, например, с поставщиками материальных ресур­сов, а также по действующей системе взаиморасчетов. Вследствие этого возникает и увеличивается кредиторская задолженность предприятий связи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.006 с.)