Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторические фигуры и тропы как средства выразительности речи

Поиск

Может ли быть выразительной речь, если в ней нет изобразительно-выразительных средств языка? Если принять во внимание то, что изобразительно-выразительные средства применяются, как правило, прежде всего, в речи художественной, поставленный ранее вопрос можно переформулировать: может ли быть выразительной нехудожественная речь (публицистическая, научная, деловая, судебная)? Но на этот вопрос ответ подсказывается нашим речевым опытом: да, и публицистическая, и научная, и вне всякого сомнения судебная речь может быть в той или иной степени выразительной. Какими же средствами языка это достигается?

В языке к таким средствам относят фонетические, лексические и синтаксические средства выразительности. Они достаточно разнообразны и множественны, поэтому не будем задаваться целью рассмотреть абсолютно все, остановимся на наиболее широко применяющихся в практике судебного говорения.

К фонетическим средствам относят аллитерацию и ассонанс:

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Лексические средства - это антонимы, гиперболы, литоты, метафоры, олицетворения, оксюморон, синонимы, сравнения и т.п. Часть этих средств знакома еще со школьных уроков русского языка и литературы, часть вы прочитали впервые. Напомним, что они собой представляют:

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: «Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя».

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. («Снег валил с неба пудами»).

Литота – художественное преуменьшение: например, «мужичок с ноготок». Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова («Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул»). Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: «Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке»;

б) с учреждения на его обитателей: «Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева»;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): «Великолепный Микеланджело!» (о его скульптуре) или «Читая Белинского».

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: «Грустное веселье продолжалось…»

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: «Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки». Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: «Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада».

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д., но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: «Как ночь, черны его глаза». Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: «Тревога змеею вползла в наши сердца».

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:… «бабочки похожи на цветы». Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: «Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь».

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): «Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность».

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: «болтушка сорока».

2) прилагательное: «роковые часы».

3) Наречие и деепричастие: «жадно всматривается»; «слушает замерев»; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: «взоры полусонные, нежные, влюбленные». Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя или слушателя. С помощью эпитета конкретизируются явления или их свойства.

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

 

Наконец, синтаксические средства – это анафора, антитеза, восклицательные предложения, градация, инверсия и др.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: «Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?»

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): «Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!» Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: «Сбережем свою душу как святыню!»

Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: «Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: «Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины». А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!»

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».

Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?»

«Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!»

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: «Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя».

В риторике выразительные средства «собраны» в стилистических фигурах и тропах. Стилистические (риторические) фигуры – это зафиксированные обороты речи, являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень. Под тропом понимают поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном образном смысле. Тропы как бы имеют скрытый план, который и создает образ. украшением, поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень. К стилистическим фигурам относят риторические восклицания, параллелизм, анафору, эпифору, антитезу, градацию, инверсию. А тропами считают метафору, аллегорию, олицетворение, иронию, гиперболу, эпитет, парадокс и некоторые другие.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.012 с.)