Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Логика вопросов и ответов

Поиск

4.1. Вопросно-ответные процедуры в аргументативном процессе [1]

Когда аргументацию определяют как рациональный способ убеждения людей с помощью выдвижения, обоснования и критической оценки утверждений, гипотез и решений соответствующими доводами, то обращают внимание не столько на процесс, сколько на результат убеждения. При таком абстрактном представлении и сами выдвигаемые утверждения и обосновывающие их аргументы предстают как готовые, законченные, окончательно установленные суждения, которые остается только объединить в определенную логическую структуру. Однако, в реальном процессе поиска истины, в ходе спора, дискуссии и полемики аргументы почти никогда не известны с полной достоверностью. В ходе обсуждения они уточняются, как и сами точки зрения, под влиянием критики оппонентов. Реальная аргументация всегда осуществляется в форме диалога, предполагающего взаимодействие умов, в ходе которого приходится ставить вопросы, анализировать ответы на них и тем самым обосновывать свои заключения и решения.

Интеррогативная концепция диалога

В диалогах Сократа, как мы видели, самым ценным является умелая постановка вопросов, анализ ответов на которые дает возможность приблизиться к истине. В современной теории аргументации поиск способов рационализации вопросно-ответных процедур занимает многих ученых. Наиболее интересной представляется в этой связи интеррогативная модель диалога, опирающаяся на современную логику вопросов (английское слово interrogation - вопрос). По мнению известного финского логика Я.Хинтикки и его соавтора Д.Бачмана, анализ аргументации сводится к тому, чтобы представить всю линию рассуждения в форме явно сформулированных вопросов и ответов, с одной стороны, и умозаключений, полученных на их основе, — с другой[1].

В интеррогативной модели аргументация или рассуждение рассматривается как своеобразная игра с вопросами и ответами, которая использовалась для тренировки в рассуждениях еще в Академии Платона. Современная модель является гораздо более совершенной, ибо опирается на принципы и методы теории игр Джона фон Неймана и специально созданную логику вопросов. Для достижения совершенства в рассуждениях и аргументации в целом необходимо, во–первых, овладеть искусством постановки вопросов, а для этого требуется активность и воображение. Такое искусство как раз и образует стратегию аргументации, ибо именно с ее помощью получается новая информация. Во–вторых, чтобы рассуждать корректно, надо избегать ошибок в размышлениях и выводах, а для этого необходимо овладеть логическими правилами умозаключений. Таким образом, анализ аргументации можно представить как процесс раскрытия и перечисления базисных, наиболее простых интеррогативных и логических шагов в рассуждении, которые в устной и письменной речи обычно пропускаются и сокращаются. Интеррогативный шаг дает новую информацию, а логические шаги преобразовывают ранее известную и новую информацию в соответствующие заключения, которые в конечном итоге обосновывают аргументацию или принимаемое решение.

Какую роль играют вопросы в интеррогативной модели диалога? По существу на них основывается вся аргументация участников диалога, потому что ответ на вопрос дает им возможность элиминировать, или исключить, из рассмотрения другие возможные альтернативы. Когда мы спрашиваем, например, найдена ли потерянная рукопись, то при утвердительном ответе получаем информацию, которая исключает другую альтернативу. С современной точки зрения, любая новая информация ценна именно потому, что она сужает круг возможных альтернатив и тем самым облегчает поиск истины, решения проблемы, осуществления задуманного. Не зря поэтому говорят, что информация означает уменьшение неопределенности. Такая неопределенность постоянно встречается и при решении практических и теоретических вопросов. Диалог и основанная на нем аргументация как раз и ставят своей целью уменьшить существующую неопределенность путем постановки подходящих вопросов, ответы на которые исключают некоторые из возможных альтернатив. Очевидно, что таким путем в ходе диалога можно постепенно исключить все те альтернативы, которые не согласуются с полученной информацией.

Вопрос и ответ как формы мысли. Правила их корректности

Целесообразным представляется в связи с изложенным выше напомнить, что собой представляют вопросы и ответы и каковы условия их корректности. Вопрос есть форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте информационного интереса. При этом сам объект такого интереса называют предметом вопроса, а исходное знание о предмете, имеющееся у спрашивающего, рассматривают как базис или предпосылку вопроса. В составе вопроса выделяют также оператор вопроса – такие слова как «ли» или «почему», «где», «когда» и т.п. Вопросы можно классифицировать по различным основаниям, мы остановимся только на открытых и закрытых вопросах (полную информацию по этому вопросу можно получить, обратившись к материалу первого параграфа темы «Рассуждение» УМК «Логика»).

Открытыми называют вопросы, содержание которых не предопределяет сути ответа на них, не ограничивает собеседника в выборе той информации, которую он считает необходимым сообщить. Это вопросы, включающие операторы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «зачем?», «почему?» и т.п. Закрытые вопросы – это вопросы, содержащие оператор «ли», применяются они для получения однозначного ответа.

Условия правильности вопросов включают в себя:

Правило обоснованности вопроса: Предпосылки вопроса должны быть истинны.

Правило определенности вопроса: Вопрос должен иметь достаточно определенный (точный) смысл.

Правило разрешимости вопроса: На вопрос существует, или в принципе может быть получен ответ – положительный или отрицательный.

Правило неаналитичности вопроса: В предпосылке или формулировке самого вопроса не должен содержаться ответ на него.

Таким образом, правильно заданный вопрос – это вопрос, на который, в принципе, можно дать истинный, полный и информационно значимый ответ.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание в соответствии с поставленным вопросом. Конкретную область теоретических или эмпирических знаний, к которой обращается отвечающий на вопрос, называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете вопроса.

Условия правильности ответов предполагают также соблюдение некоторых правил:

1. Логической формой ответа должно быть суждение или несколько суждений. Это правило означает, что некорректно на вопрос отвечать вопросом.

2. Ответ должен быть истинным суждением (по меньшей мере, таким он должен представляться отвечающему).

3. Ответ должен быть полным.

4. Ответ должен устранять информационную неопределенность, обусловившую саму постановку вопроса.

5. Ответ должен содержать недостающую информацию по существу вопроса.

Но, пожалуй, главное, что должен иметь в виду задающий вопрос, это четкое представление о тех задачах, которые могут быть решены постановкой такого вопроса. Юридическая деятельность в самых различных своих формах непосредственно связана с умением задавать вопросы для получения истинных, полных и существенных ответов. Без этого умения немыслимо осуществление юристом собеседования и консультирования, проведения допроса в суде. В свою очередь, поскольку получение необходимых ответов на вопросы прокурора и адвоката есть не что иное, как формирование доказательственной базы обвинения и защиты, то построение юридической аргументации также основывается на умелой постановке вопросов.

Вопросы для повторения

1.Какова роль вопросов в аргументации?

2.Что собой представляет интеррогативная модель диалога?

3.Какие правила корректности вопросов вам известны?

4.Какие ответы можно считать правильными?

Резюме по теме

В реальном процессе спора аргументация всегда осуществляется в форме диалога, в ходе которого приходится ставить вопросы, анализировать ответы на них и тем самым обосновывать свои заключения и решения. Этот факт позволяет говорить об исключительной роли вопросно-ответных процедур в аргументации. В любой сфере профессиональной практической деятельности необходимо уметь грамотно ставить вопросы, для чего важно помнить не только правила корректности вопросов, но и то, что тактика постановки вопросов отличается, имеется ли в виду интервью или собственно консультирование.

1. Котельникова Л.А., Рузавин Г.И. Системный подход к процессу убеждения и аргументации/Теория и практика аргументации. — М., 2001.

2. Сорина Г.В. Вопросно-ответная процедура в аргументационной деятельности / Теория и практика аргументации. — М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.008 с.)