Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация вопросов осуществляется по разным основаниям.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По отношению к цели исследования вопросы могут быть содержательными (по ответам на эти вопросы строят выводы об изучаемом явлении) и функциональными (способствующими процедуре опроса). По предметному содержанию выделяют вопросы о: 1 – фактах (демографические, окружающей среды, социальной практике); 2 – знаниях (не задаются «в лоб», а формируются в более корректной форме); 3 – мнениях, установках, мотивах поведения. По функциям выделяют следующие вопросы. Вопросы-фильтры, которые задаются для выделения части совокупности, которой необходимы уточнения. Например: «Вы занимаетесь спортом?», «Если, да, то каким?». Контрольные вопросы проверяют логику, достоверность, непротиворечивость ответов. Наводящие вопросы позволяют подвести к ответу на более сложные вопросы. Функционально-психологические вопросы применяются для снятия напряжения или для перехода от одной темы к другой. «А теперь несколько вопросов о…» Опрос (анкетирование и интервью) может быть полностью или частично стандартизированным, исходя из типов вопросов. По степени стандартизации ответов различают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. В закрытых вопросах предполагаются варианты ответов. Это дает возможность увеличить заполняемость анкет, обеспечить кодировку. Однако предложенная структура ответов может не совпадать с мнением каждого респондента или быть неполной. Различают несколько видов закрытых вопросов: дихотомические – «да – нет»; альтернативные – уравновешенность формулировок, сбалансированность положительных и отрицательных ответов, которые уменьшают смещение мнения в ту или иную сторону, ответы в таких вопросах взаимоисключающие; вопрос-меню – можно выбрать несколько вариантов ответов. Если нет уверенности в том, что все варианты ответов исчерпаны, то ставится полузакрытый вопрос. Здесь респонденту предлагается дать дополнительный вариант ответа. Эти ответы дают дополнительную информацию по изучаемому вопросу. В открытом вопросе вообще не дается набора возможных ответов. Их формулирует сам респондент. Здесь значительно уменьшается влияние на респондента, выявляется его мнение, настроение. Это бесценный материал, который очень трудно обработать, закодировать ответы. Именно в этом месте анкет самое большое количество отказов от ответов. Поэтому используются эти вопросы довольно редко. Часто они применяются в качестве функционально-психологических вопросов, для сбора пожеланий. Особо широко используются в экспертных опросах. С учетом отношения к личности респондента выделяют прямые и косвенные вопросы. Различают нейтральные и острые вопросы. Последние касаются личных сторон жизни опрашиваемого. Простые и сложные вопросы различаются степенью вызываемого напряжения. Сложные вопросы требуют воспоминания фактов или имеют сложную технику заполнения. Вопросы могут быть внушающими, если они содержат психологическое давление. Вопросы могут быть личными и безличными. Различают вопросы по синтаксическим признакам – вопросительные и повествовательные. В практике социологических исследований выделяют графические формы вопросов: иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, схемы. Нужно стремиться формулировать вопросы и ответы с учетом языка респондента и системой его понятий. Не рекомендуется употреблять неопределенные слова типа «много», «мало», «часто». Желательно избегать эмоционально окрашенных слов, похвальных или порицательных отзывов. При составлении анкеты социолог должен избегать собственных мнений и оценок. Интервью как специфический вид опроса применяется, как правило, на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов в анкете. Также интервью может использоваться как самостоятельный метод в случаях, когда не требуется больших выборок. Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник (бланк вопросов) интервьюер заполняет сам по ответам респондентов. При этом могут использоваться технические средства – телефон, диктофон, магнитофон, телевидение. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а помощник записывает. Виды интервью: По степени формализованности различают – свободное, глубинное, фокусированное, интервью с открытыми вопросами и формализованное интервью. При свободном интервью формулируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без специально подготовленного плана, вопросника. Здесь допускается полная свобода интервьюера. Этот вид предполагает сбор поисковой информации. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного круга вопросов. Однако последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов. Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Степень стандартизации повышается. Все вопросы обязательны, хотя их последовательность может меняться. Здесь уже может применяться статистический анализ. Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и формулировку. Этот вид интервью используется при опросе экспертов, при телефонных опросах, а также при пробных исследованиях. Формализованное (стандартизированное) интервью является самой распространенной формой, по существу, напоминающий анкетирование в присутствии социолога. В нем поведение респондента и социолога строго регламентировано инструкцией. Имеется строго формализованный вопросник, в котором, как правило, преобладают закрытые вопросы. Интервью может быть групповым и индивидуальным, непосредственным и опосредованным, по целям – разведывательным, контрольным и основным. Требования к интервьюеру: 1. учет влияния пола и возраста; 2. внешний вид интервьюера – одежда – должна соответствовать обстановке, не должна служить отвлекающим маневром; 3. темы интервью зависят от его длительности, места и обстановки проведения опроса, от содержания вопросов; 4. индивидуальные качества; 5. владение системой регистрации ответов: стенография, сокращения записей, звукозапись, запись по памяти. Наблюдение как разновидность Методов сбора социологической информации Наблюдение – есть специфический способ организации информационного поля, связывающего исследователя и объект исследования. При этом автор получает информацию об объекте путем прямого наблюдения, непосредственного восприятия, прямой регистрации явлений. Наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых, с точки зрения целей и задач исследования, социальных явлений, подвергающихся контролю и проверке. Главной проблемой наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться принципов научного наблюдения. В связи с этим корректно проведенное наблюдение должно базироваться на двух основных принципах – дополнительности и параллельных наблюдений. Первый исходит из того, что объект наблюдения под влиянием наблюдателя корректирует свое поведение, и это придется учитывать при окончательном толковании результатов исследования. Второй – требует организации нескольких одновременных наблюдений с последующим сопоставлением результатов. У наблюдения есть свои положительные и отрицательные стороны. Наблюдение возможно лишь в момент какого-либо события. С другой стороны, этот метод позволяет в режиме «здесь и сейчас» увидеть все тонкости происходящего. Виды наблюдения Неструктурализованное (неконтролируемое) – обычно не имеет четкого плана, не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения. Часто применяется в пилотажном исследовании для выяснения общей ситуации. Структурализованное (контролируемое) – предполагает разработку системы документов, выделение элементов наблюдения, наличие разработанного плана наблюдения с указанием изучаемых элементов, анализ установок и знаний наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого явления. Невключенное (внешнее) – наблюдатель находится вне объекта и старается свести к минимуму свое влияние, это только регистрация событий. Включенное – социолог участвует в изучаемых процессах, вмешивается в события. Это может быть полное (скрытное) и частичное (объект знает, что за ним наблюдают) включение. Полевое – проводится в естественных для объекта условиях. Лабораторное – проводится в искусственно созданных условиях для объекта (деловая игра, в которой наблюдатель фиксирует события). Систематическое – отличается постоянством, систематичностью проведения, наличием графиков, позволяет выявить динамику событий. Случайное – характеризуется периодичностью наблюдения и целями исследования, сроки и единицы наблюдения заранее не предусматриваются. Чаще это происходит, когда при систематическом наблюдении появляются дополнительные интересные факты. Эпизодическое – фиксация изучаемых явлений происходит в определенных интервалах времени. Одномоментное – фиксируется только одно событие, происходящее в одном месте в определенное время. Этапы наблюдения 1. установление объекта и предмета наблюдения; 2. определение целей и задач наблюдения; 3. выбор вида наблюдения; 4. определение основных процедур (элементы, единицы наблюдения, способ регистрации); 5. подготовка средств (технических, ресурсов); 6. сбор и накопление информации; 7. контроль наблюдения; 8. фиксация результатов. Необходимо выделение зависимой и независимой переменных. Если видеть все, значит не видеть ничего. В наблюдении фиксируются конкретные элементы наблюдения, против принципа – «что вижу, о том и пою».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.17.147 (0.009 с.) |