Бланк ответов к полуструктурованному интервью для оценки травматических переживаний детей. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк ответов к полуструктурованному интервью для оценки травматических переживаний детей.



Ф. И. О. ______________________________________________________________________

Возраст______________________ Пол____________________________ Дата___________200__г.

 

Неполная семья__________________________ возраст_______________лет_____________

Развод родителей_____________________________ возраст_______________лет_________

Дисгармоничная семья__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Автомобильная катастрофа возраст________________лет_____________

Другая катастрофа возраст________________лет_____________

Пожар возраст________________лет_____________

Стихийное бедствие возраст______________ лет_____________

Серьезное физическое заболевание возраст_______________ лет_____________

Длительная или повторная госпитализация возраст_______________ лет_____________

Физическое насилие возраст_______________ лет_____________

Сексуальное домогательство или насилие возраст_______________лет_____________

Смерть близкого человека возраст______________ лет______________

Пребывание в зоне военных действий возраст______________ лет _____________

Пребывание в качестве заложника возраст______________ лет______________

Другое травмирующее событие (уточните) возраст______________лет _____________

 

Критерий А _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерий А            
Критерий В                      
Критерий С                      
Критерий D                    
Критерий F                  
A B C D F  
                               

 

Критерий Вопрос Допустимые объяснения Кодировка ответов
  А Чувствовал ли ты ужас, когда это происходило? Очень сильный страх. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  А Чувствовал ли ты, что ты не можешь ничего изменить?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  А Чувствовал ли ты, что никто не может тебе помочь в этой ситуации?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  А Чувствовал ли ты отвращение, когда это происходило? Казалось ли тебе происходящее в тот момент неприятным, противным? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  А Был ли ты более раздражительным, подвижным сразу после того, как это произошло?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Вспоминаешь ли ты о каких- то неприятных ситуациях, которые с тобой произошли? Если да, то как часто? С большинством людей в жизни случаются неприятные ситуации, а с тобой случались? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Ты рассказываешь кому- то об этих воспоминаниях? Если да, то часто? Если нет, то не рассказываешь потому, сто не вспоминаешь? Ты не рассказываешь об этих ситуациях, потому что не вспоминаешь или тебе не хочется кому- то о них рассказывать? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Ухудшается ли твое самочувствие, когда что- то напоминает тебе о неприятном событии? Например, у тебя начинает сильнее биться сердце, учащается дыхание, потеют руки, болит голова. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Ты думал когда - нибудь о какой- то неприятной ситуации, когда тебе совсем не хотелось о ней думать? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Ты представлял какую- то неприятную ситуацию, случившуюся с тобой? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Ты рисовал какую- то неприятную ситуацию, случившуюся с тобой? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Бывает ли так, что, неприятные чувства, которые ты когда- либо переживал, возникали у тебя снова, как если бы та ситуация повторилась, как будто ты опять вернулся в то время? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  В Случалось ли тебе начинать вести себя так, как если бы неприятная ситуация, которая с тобой когда- то происходила, повторилась вновь. Если да, то как часто? Бывает ли, что ты ведешь себя так, как будто какая- то неприятная ситуация, которая с тобой когда- то происходила, повторяется? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Бывает ли тебе трудно заснуть? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Бывает ли, что ты просыпаешься ночью? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Бывает ли, что ты просыпаешься слишком рано утром? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Стали ли тебе сниться неприятные сны, кошмары? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  B Снятся ли тебе сны о неприятном событии, которое с тобой когда- то произошло? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Приходишь ли ты иногда ночью спать к родителям? Если да, то как часто?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Вскакиваешь ли ты, когда слышишь неожиданный или громкий звук?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Стал ли ты более раздражительным?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Стал ли ты чаще ссориться с другими людьми?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты держаться на расстоянии от друзей и одноклассников? Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от своих друзей? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Трудно ли тебе оставаться наедине с друзьями и одноклассниками? Когда, например, в классе или в каком- то другом месте остаются только один человек и ты. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты держаться на расстоянии от взрослых? Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от родителей и учителей? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Трудно ли тебе оставаться наедине с учителем? Когда, например, в классе или каком- то другом месте остаются только учитель и ты. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Трудно ли тебе оставаться наедине с родителями?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты избежать чего- либо, что напоминает тебе о каком- то неприятном происшествии?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты избегать действий, которые напоминают тебе о чем- то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли ты какие-то усилия для этого)? Делаешь ли ты для этого что- нибудь специально? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты избежать мест, которые напоминают тебе о чем- то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие- то усилия для этого)? Делаешь ли ты для этого что- нибудь специально? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты избегать общения с людьми, которые напоминают тебе о чем- то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли ты какие-то усилия для этого)? Делаешь ли ты для этого что- нибудь специально? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты не думать о чем- то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли ты какие- то усилия для этого)? Делаешь ли ты для этого что- нибудь специально? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Стараешься ли ты избегать разговоров, которые напоминают тебе о чем- то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие- то усилия для этого)? Делаешь ли ты для этого что- нибудь специально? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Стало ли тебе сложнее выполнять свои обязанности(работу по дому)? Было ли тебе раньше легче, например, убирать за собой вещи, помогать родителям? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Требуется ли тебе больше времени, чем раньше, чтобы выполнить свои обязанности (работу по дому)?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  F Стало ли тебе сложнее понимать, узнавать новые вещи (учиться)?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Изменилась ли в последнее время твоя память? Может быть, она стала лучше или хуже? Стало ли тебе сложнее запоминать разные вещи? Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Стало ли тебе сложнее сосредоточиться?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  D Стало ли тебе сложнее долго сидеть спокойно на одном месте?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Кажется ли тебе, что окружающий мир стал выглядеть или звучать по- другому? Вещи, к которым ты привык, кажутся тебе не такими, как раньше. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Можешь ли ты себя представить взрослым, старым?   Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0
  C Изменились ли в последнее время твои представления о будущем? Не так, как раньше. Нет = 0 Не знаю = 0 Да = 0

 

Приложение 8

 

Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей.

Обоснование выбора методики

Использование самозаполняемых анкет позволяет охватить большее количество семей, чем метод интервью, так как не требует непосредственного присутствия психолога при ее заполнении. Кроме того, этот способ позволяет охватить те категории родителей, которые не проявляют достаточной социальной активности (не приходят в школу или не посещают сами психолога), так как анкета может быть передана в этом случае через ребенка.

Описание метода

Анкета для родителей была составлена нами на основе анкеты для изучения стрессовых реакций у детей (ChildStress Reaction ChecklistNational Center for PTSD, Boston VAMC; Boston University School of Me­dicine; ShrinersBum Institute; Harvard Medical School; National Center for PTSD, White River Junction, VM). Анкета предлагается родителям для самостоятельного заполнения и поэтому содержит необходимые инструкции (см. ниже).

Порядок проведения

Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основной целью которой является мотивирование родителей на ответственное и точное заполнение анкеты.

Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с телефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой стороне этой карточки — напоминание о том, что вся полученная от родителей информация конфиденциальна и не будет разглашаться.

Анкета состоит из трех частей:

1.Биографические данные. Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: ФИО, возраст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или опекунов заполнял анкету.

2.Скрининг. Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста травматизации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных травматические ситуации, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы. Дается инструкция: «Возможно, что ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев), в списке, приведенном ниже». Затем приводится список возможных травматических ситуаций (см. ниже). Список, используемый в анкете, более подробный, чем приведенный в литературном обзоре, некоторые типы травм вынесены отдельно, поскольку в таком виде анкета более понятна для родителей и более полно отражает реальную ситуацию. Далее для уточнения характера, степени тяжести травмы и непосредственной реакции ребенка на нее родителям предлагается рассказать о травматической ситуации более подробно: «Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли вы за медицинской или психологичес­кой помощью по этому поводу и т. д.)».

3.Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, перед заполнением которых дается инструкция: «Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы) насколько характерны данные чувства или подобное поведение для вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них». Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредствен­ной реакции на травматическую ситуацию — критерий A. Перед таблицей уточняется, что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.

Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и людей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нарушения функционирования), которые соответствуют критериям B,C,D и F шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM- IV соответственно. Эти вопросы описывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся к одному и тому же критерию, были разнесены нами для большей достоверности результатов.

Обе таблицы содержат по три варианта ответов: «да», «нет», «скорее да». Такое смешение вариантов ответов было использовано для того, чтобы уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое описание ребенка, отвечая отрицательно на большин­ство вопросов. Ответ же «скорее да» не является слишком категоричным и более охотно используется родителями.

Обработка результатов

Проводится подсчет баллов отдельно по каждой из шкал, а также отдельно по вопросам первой и второй таблиц. Ответы родителей оцениваются следующим образом: 2 балла за ответ «да», 1 балл за ответ «скорее да» и 0 баллов за ответ «нет».

Критерию A (немедленное реагирование) соответствуют вопросы: 1- 5 таблицы 1 (см. ниже).

Критерию В (навязчивое воспроизведение) соответствуют вопросы: 1,3,12,19,22,23,25 таблицы 2.

Критерию С (избегание) соответствуют вопросы: 4, 5, 7, 9, 14, 16, 18, 20,21,26,27,28,30 таблицы 2.

Критерию D (возросшая возбудимость) соответствуют вопросы: 2, 6, 8,13,17, 29 таблицы 2.

Критерию F (нарушения функционирования) соответствуют вопросы: 10, 11,15, 24 таблицы 2.

Общий уровень посттравматических симптомов: вопросы 1-30 таб­лицы 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.061 с.)