Упражнение 3. «Установление дистанции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 3. «Установление дистанции»



А. Выполняется в большой группе. Каждый член группы по очереди (лучше начинать со взрослых) становится «центральным участником» и стоит в центре круга. Все остальные держатся за руки. Они по команде централь­ного участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя вели­чину круга. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится уже некомфортно, он говорит: «Стоп!» — и вся группа замирает.

Б. То же самое упражнение выполняется в кругу семьи.

Упражнение 4. «Личностное пространство». Выполняется всей группой.

Ведущие: Каждый человек имеет какое-то «свое» место, где он чув­ствует себя комфортно. Иногда ему хочется быть с людьми, иногда нужно побыть и одному. Начните ходить по комнате в поисках такого места, кото­рое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное мес­течко не очень близко к другим. (Предоставьте членам группы больше времени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетворяющее его место.) Ваше место находится там, где вы сейчас стоите. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядьте на пол. Когда вы садитесь, вам нужно чуть-чуть побольше места, чтобы удобно разместиться, - и все это тоже ваше место. Попробуйте использовать его, ведь оно принадлежит вам. Почувствуйте его под ногами. Теперь вытяните руку и нарисуйте вообра­жаемый круг, охватывающий ваше место. Сделайте его таким большим, как вы хотите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы могли дотя­нуться рукой до любой его части. Вся территория, до которой вы можете свободно дотянуться, принадлежит вам...

Теперь прикоснитесь к полу на своем личном месте. Это ваш собствен­ный пол. Если хотите, в своем воображении вы можете окрасить его в любой цвет. Быть может, вы захотите обнести свое место небольшой стеной. Для этого достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (Покажите это движение.) Эту стену вы можете построить любой высоты. Она может быть совсем низкой или такой высокой, чтобы вас никто не видел за ней. Стена может быть сделана из любого материала. Вы сами сможете его выбрать. Я буду называть материал, а вы будете представ­лять, что находитесь за стеной именно из этого материала. Попробуйте пред­ставить себе, что стена вокруг вашего места сделана из камня (кирпича, бето­на). Эта стена очень крепкая — ее невозможно пробить.

А сейчас представьте, что стена сделана из дерева. Она уже не такая крепкая и плотная. Представьте, что вокруг вас стена из дерева. А сейчас представьте себе, что стена сделана из ткани. Она колеблется под влиянием ветра. И время от времени вы оказываетесь вообще без стены. А сейчас представьте себя за такой стеной, за которой вам уютно. Сейчас я попрошу сделать в стене окошко. Оно может быть разной формы. Оно может быть похоже на круг или квадрат, на треугольник, а возможно, и на сердце. Представьте, что в окне вы видите лица близких и любимых вами людей. Они смотрят на вас, улыбаются, они любят вас. Вы тоже можете им улыбнуться и сказать, как вы их любите, как они дороги вам. А сейчас представьте себе, что в вашей стене появилась дверь. Она тоже может быть выполнена из любого материала. Она может быть железной, деревянной, или вместо две­ри может висеть занавеска. Выберите дверь, которая вам подходит больше всего. Подумайте: «Это моя дверь, я хозяин этой двери. Я могу ее открыть и пустить туда своих близких, друзей, всех, кто мне нравится, если только я хочу. Я могу ее закрыть, если захочу побыть в одиночестве. Никто не имеет права открывать мою дверь, если мне этого не хочется».

Сейчас я громко скажу: «Поменяйтесь местами», и каждый из вас дол­жен будет выбежать из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь местами. Все заняли новое место? Нравится ли оно вам так же, как прежнее? А теперь вернитесь на свое место. Как вы чувствуете себя здесь? Как вы себя чувствуете, когда у вас есть личное пространство? А теперь аккуратно «сложите и упакуйте» свое личное пространство и положите его рядом с собой.

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли вам упражнение?

- Что было трудным?

- Что вы чувствовали, когда были в чужом месте и когда вернулись в свое?

- Что вы думаете о своем пространстве?

Примечание. Если ребенок маленький и плохо понимает, что от него требуется, его можно поставить в пару с будущей мамой, которая вместе с ним будет строить пространство. Можно выполнять упражнение не в мыс­ленном плане, а использовать подушки, стулья.

Упражнение 5. «Поддержка». Члены семьи и будущие приемные дети называют те хорошие качества друг друга, о которых они узнали на занятии.

Примечание. После каждого упражнения участники дают отчет о том, как они выполняли упражнение, что у них получилось, а что не удалось выполнить, что они чувствуют.

Завершающий ритуал: члены семьи и дети обмениваются самодель­ными подарками.

Вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения:

- Что вы чувствовали в контакте с ребенком?

- Насколько близок был ваш контакт?

- Изменились ли отношения с ребенком? Что это за изменения?

- Как ведет себя в контакте ребенок?

- Что изменилось в его поведении?

- Что можно было бы сделать, чтобы ваш контакт был более эффек­тивным?

- Соответствует ли поведение ребенка вашим ожиданиям?

Домашнее задание для семьи: приготовить игровое тесто.

Рецепт игрового теста. 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, 1/2 (или чуть меньше) стакана воды, 1 столовая ложка растительного масла. Можно до­бавить несколько щепоток пищевого красителя, ароматизатора.

Сначала в небольшом тазике смешивают воду, растительное масло, кра­ситель и ароматизатора. Затем в большом тазу равномерно перемешивают муку и соль. Постепенно добавляя в муку и соль жидкий раствор, тесту надо придать нужную консистенцию. Такое тесто удобно хранить в плотно зак­рытом пластиковом мешке. Изделия после высыхания можно раскрасить.

Занятие 4. Семейные узы

Задача: создание тактильного образа будущей замещающей семьи.

Упражнение 1. «Скала»

А. Члены группы выстраиваются в ряд и превращаются в скалу. Рядом со скалой пролегает узенькая тропка, а дальше идет крутой обрыв. Участ­никам нужно пройти на другую сторону скалы по тропке и превратиться в конце своего «путешествия» в ее часть. Можно держаться за скалу, которая то препятствует, то помогает пройти.

Б. Это упражнение выполняется отдельно в каждой семье.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было пройти весь путь? Где было сложно и почему?

- Кто помогал, а кто препятствовал прохождению пути?

- Что вы при этом чувствовали?

Упражнение 2. «Чаша доброты». Упражнение выполняется в кругу семьи.

Ведущий: Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой либо свою любимую чашку, либо самую красивую чашку, которую вы только видели. Мысленно наполните ее до краев своей добротой! Представьте рядом чашку любого члена семьи, представьте, что она пуста. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка другого члена, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! От­лейте в чашку каждого члена группы своей доброты. А сейчас посмотрите на свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Упражнение 3. «Лепка из теста». Упражнение выполняется в кругу семьи. Каждый по очереди лепит из теста фигурку члена новой семьи. Например, один лепит голову, другой туловище и т.д. Необходимо слепить всех членов семьи и рассказать что-нибудь о каждом. Фигурки остаются в учреждении. На следующем занятии их можно раскрасить и играть в се­мью. У детей могут быть и кровные члены семьи. Их фигурки также надо вылепить. Ребенок сам решает, кого бы он хотел слепить.

Упражнение 4. «Семейные узы». В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отноше­ния в семье. Для этого надо приготовить в соответствии с количеством чле­нов семьи веревки (см. описание в Материалах и оборудовании). Участники опоясываются короткими веревками. После этого каждый привязывает к этой веревке концы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым чле­ном семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. «Это не значит, что вы каждый день в семье бегаете с веревками, но вы ощущаете эти незри­мые связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию в семье и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться, или ребенок хочет пойти поиграть в свои игрушки, или вся семья чистит ковер на улице, готовит вкусный ужин и т.п.».

Вопросы для обсуждения:

- Насколько вы чувствовали себя связанным с другими?

- Насколько удобно вы себя чувствовали?

- Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи?

Ведущий: Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.

Упражнение 5. «Поддержка». Члены семьи и будущие приемные дети называют те хорошие качества друг друга, о которых они узнали на занятии.

Завершающий ритуал: члены семьи и дети обмениваются самодель­ными подарками.

Вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения:

- Что вы чувствовали в контакте с ребенком?

- Насколько близок был ваш контакт?

- Изменились ли отношения с ребенком? Что это за изменения?

- Как ведет себя в контакте ребенок?

- Что изменилось в его поведении?

- Что можно было бы сделать, чтобы ваш контакт был более эффек­тивным?

- Соответствует ли поведение ребенка вашим ожиданиям?

Занятие 5. Наша новая семья

Задача: создание когнитивного образа замещающей семьи.

Упражнение 1. «Мост любви»

А. Члены каждой семьи строят «мост любви». Строительный матери­ал: руки, ноги, туловища, головы и т.д. Затем по просьбе ведущего семьи на минуту замирают в этой позе, и каждый пытается почувствовать себя частью этого моста.

Б. Все семьи строят общий «мост любви».

Вопросы для обсуждения:

- Понравился ли вам ваш мост? Что именно понравилось?

- Почему именно так вы изобразили «мост любви»?

- Как вы себя чувствовали, когда были частью этого моста?

Упражнение 2. «Сороконожка». Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «соро­коножка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на «одной ножке», проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участни­ков - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Упражнение 3. «Работа с образами членов семьи». Для этого берут­ся фигурки из теста, слепленные на прошлом занятии.

Семьи решают, как раскрасить каждую фигурку. Можно ввести ассо­циации цветов с разными эмоциональными состояниями. Например, жел­тый - со счастьем, синий - с грустью, черный - с горем, коричневый - с одиночеством, оранжевый - с возбуждением, зеленый - с беспокой­ством, красный - с раздражением или гневом (O'Connor К. [1983]). Мож­но вырезать из клеенки одежду для фигурок и эмоциональные элементы, чтобы приклеить их к ним. Например, улыбающийся рот - радость, сдви­нутые брови - грусть или обида, единица - одиночество, восклицатель­ный знак - возбуждение, вопросительный знак - сомнение. Семья подбирает элементы, которые соответствуют характеру и со­стоянию членов замещающей и кровной семей ребенка. «Эмоциональные элементы» помещаются в тех местах, которые ассоциируются с эмоциями, например, в области груди, живота, желательно под «одеждой»: их выступающие из-под одежды контуры метафорически будут указывать на то, что они связаны с интимными психическими проявлениями, скрываемы­ми до определенного времени под одеждой. Затем «эмоциональные эле­менты» извлекаются из-под «одежды» и обсуждаются в малой группе: «Чув­ства выходят наружу». Обсуждается, что обычно делает каждый член се­мьи и что будут делать дети. С особой деликатностью нужно говорить о членах кровной семьи ребенка.

Данное упражнение можно выполнять в течение нескольких занятий.

Упражнение 4. «Поддержка». Члены семьи и будущие приемные дети называют те хорошие качества друг друга, о которых они узнали на занятии.

Завершающий ритуал: члены семьи и дети обмениваются самодель­ными подарками.

Вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения:

- Что вы чувствовали в контакте с ребенком?

- Насколько близок был ваш контакт? Изменились ли отношения с ребенком? Что это за изменения?

- Как ведет себя в контакте ребенок? Что изменилось в его поведении?

- Что можно было бы сделать, чтобы ваш контакт был более эффек­тивным?

- Соответствует ли поведение ребенка вашим ожиданиям?

Занятие 6. Линия времени

Задачи: осознание жизненного пути, интеграция образа прошлого, осознание настоящего, выстраивание образа совместного будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.028 с.)