Программа групповой терапии детей, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа групповой терапии детей,

Поиск

Пострадавших от внутрисемейного насилия

Этап 1. Формирование доверительных отношений.

 

Задачи этапа: создать условия, обеспечивающие позитивные отношения между сверстниками в группе; определить групповые нормы и правила, принять соглашение о соблюдении установленных ограничений; предоставить участникам возможность выражения собственных эмоций в связи с переживанием ситуации позора; обучить участников группы умению выражать собственные чувства вербально; подготовить детей к работе с неприятными и противоречивыми чувствами, связанными с ситуацией насилия (гневом, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности).

На первом этапе могут быть использованы следующие практические задания:

  1. Знакомство;
  2. Совместный групповой рисунок на любую тему;
  3. Интервью;
  4. Беседа «так же как и ты, я …» (поиск сходства в интересах, предпочтениях, занятиях);
  5. Дискуссия «Друзья: кто такие?»;
  6. Ролевые игры: «Девичник», «В походе» (в ролевых играх психолог распределяет роли, чтобы позволить детям отреагировать на собственные проблемы и понять, прочувствовать и принять проблемы других);
  7. Беседа «Мои чувства и чувства других»;
  8. Беседа «Как я определяю чувства других людей»;
  9. Рассказ психолога «Вербальные и невербальные средства для выражения различных чувств».

 

Этап 2. Исследование ситуации насилия и его последствий

 

Задачи этапа: анализ (совместно с членами группы) рассказов детей об опыте сексуального злоупотребления, которому они подвергались; помощь детям в анализе их отношений к насильнику; помощь детям в анализе чувства вины и ответственности в ситуации насилия; обучения детей и взрослых открытому проявлению своих чувств и эмоций; подготовка детей к общению с официальными социальными структурами.

На втором этапе могут использоваться следующие практические задания:

  1. «Как это произошло» (работа в парах);
  2. «Письмо обидчику»;
  3. «Мой портрет глазами других» (реакция взрослых и детей на открытие тайны насилия);
  4. Ролевые игры:
    • «Сохраняем тайну»;
    • «Раскрываем тайну»;
    • «Заседание суда»;
    • «Встреча с обидчиком»;
    • «Моя семья» и др.

 

Этап 3. Формирование альтернативного способа поведения.

 

Задачи: формирование личностного ресурса, позволяющего поверить в себя, собственные силы и возможности для создания адекватной личностной и половой идентификации; разрушение образа жертвы и выявление новых возможностей для заботы о себе и других; предоставление детям и взрослым адекватной информации по вопросам полового развития и репродукции, особенностям отношений между мужчиной и женщиной; формирование открытости в отношениях детей и взрослых; завершение терапевтической работы.

 

Основные практические упражнения третьего этапа:

  1. Коллаж «Каким я вижу себя»;
  2. Рисунки «Мое будущее», «Мой жизненный путь»;
  3. Показ видеофильма «Опасные ситуации с анализом и обсуждением моделей продуктивного поведения в этих ситуациях;
  4. Просмотр фильма «Половое созревание»;
  5. Ответы на вопросы о сексе;
  6. Анкета «С тех пор, как я в группе».

Завершающий этап призван помочь участникам переключить внимание с пережитой ими драмы на продолжение нормальной жизни. В процессе последних встреч затрагиваются темы, как самооценка, умение отстаивать свои права, особенности половой идентификации мальчиков и девочек. Благодаря последовательности представленной программы дети – жертвы насилия и их родители вновь обретают возможность продуктивной нормальной жизни.

 


Приложение 2

 

Анкета для подростков

«Насилие и дети»

 

  1. Ваш пол:
    • Мужской
    • Женский
  2. Возраст ________________
  3. Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?
  • Да - физическое; эмоциональное; сексуальное (нужное подчеркнуть);
  • Нет
  1. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе со стороны учителей?
  • Да – физическое; эмоциональное; сексуальное (нужное подчеркнуть);
  • Нет
  1. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?
  • Да – физическое; эмоциональное; сексуальное (нужное подчеркнуть);
  • Нет
  1. Пытались ли вы защитить себя?

· Да

· Нет

  1. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами?
  • Друзьям
  • Родителям
  • Учителю
  • Брату или сестре
  • Психологу в школе
  • Медицинскому работнику школы
  • Никому
  • Затрудняюсь ответить

 

Приложение 3

Карта

Социального обследования ребенка-мигранта

1. Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Пол

Возраст

Прежнее место жительства (если было)

Настоящее место жительства

2. Характер занятости: школа №_______________ класс ______________

Внешкольные занятия

3. Состав семьи _________________________________________________________

(перечислить всех членов семьи)

4. Ф.И.О. матери

Возраст (полных лет)

Образование

Профессия

Род занятий в настоящее время

5. Ф.И.О. отца

Возраст (полных лет)

Образование

Профессия

Род занятий в настоящее время

6. С кем проживает ребенок (родители, лица их заменяющие)

7. Другие дети в семье:

Ф.И.О.

Возраст

8. Материальное положение семьи

· Низкое

· Среднее

· Высокое

 

9. Жилищные условия семьи

· Собственная отдельная квартира (дом)

· Коммунальная квартира

· Общежитие

10. Условия жизни ребенка

· отдельная комната

· общая комната с др. членами семьи

· отдельное спальное место

· общая кровать с кем-то из детей

11. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком

· мать

· отец

· братья

· сестры

· соседи

· дедушка

· другие родственники

12. Кто из членов семьи является основным источником доходов

13. Внешний вид ребенка

14. Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые вы можете сообщить

15. Причина изучения семьи (положения ребенка)

16. Краткая история настоящей проблемы (когда и в результате чего возникла, как развивалась, какая социальная помощь оказывалась)

карта заполнялась со слов

дата заполнения

Ф.И.О. и подпись специалиста

 

Примечание: карта заполняется в процессе бесед с теми, кто составляет социальный фон окружения ребенка (родители, родственники, соседи, учителя и т.п.

 

 


Приложение 4

Психолого- педагогические программы коррекции социально- эмоциональных проблем детей- сирот.

 

Основные цели и задачи

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед ребенком-сиротой в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач служб сопровождения.

Службы сопровождения создаются для удовлетворения потребностей детей-сирот, предусматривая реализацию конкретных мер по подготовке их к будущей самостоятельной жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, в среду нормально развивающихся детей.

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям, считаем главной целью организацию системы воспитания и образования, реализующей комплексную подготовку детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Выполнение этой цели предполагает:

- удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

- коррекция социально-эмоциональных проблем;

- разработка и внедрение новых методов обучения и сопровождения;

- организация непрерывного образования (в т.ч. в системе реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по престижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное - это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке детей-сирот жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Практика показывает, что решение этой проблемы осуществляется сложно. Нами предлагаются различные подходы к организации адресной помощи при реализации в интернатных учреждениях программ сопровождения развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной акцент делается на одной из важнейших задач их социализации и интеграции, коррекции социально-эмоциональных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.007 с.)