Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа ранней социализации детей-сирот дошкольного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная программа разработана для детских домов, где воспитываются дети с сенсорными нарушениями (зрительная патология в сочетании с различными психическими отклонениями). Ранняя социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения. Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения зрения, интеллектуальных возможностей. Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки. Обучение и социальное развитие ребенка-сироты дошкольного возраста включают в себя: - формирование основ социальной ориентировки, что предполагает, прежде всего, расширение социально-нравственных представлений воспитанников об обществе и ближайшем социальном окружении; - развитие коммуникативных навыков; - формирование адекватного отношения ребенка к самому себе, сверстникам и взрослым; - обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, т. е. создание основы для проявления самостоятельности в дальней шей жизни; - ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой деятельности для материального обеспечения потребностей человека Отражением того, чем ребенок овладел в результате обучения, своеобразным преобразователем полученных знаний, ставших основой для дальнейшего совершенствования, является деятельность ребенка. Поэтому в коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, самостоятельная художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях. Для составления перспективной программы преодоления трудностей социализации воспитанников группы в целом и каждого ребенка в отдельности обязательно проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя исследование уровня социально-бытовой ориентировки, развития коммуникативных навыков, овладения сюжетно-ролевой игрой. Содержание диагностических критериев характеризует специфические особенности развития детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации, и позволяет педагогам своевременно обратить внимание на ту или иную проблему в развитии. Исследование уровня социально-бытовой адаптации включает в себя 4 раздела: - осознание собственного «я» (называние своего имени, умение говорить от первого лица, осознание половой принадлежности, узнавание своего отражения на фотографии, знание схемы тела, сформированность чувства собственности, оценка своих поступков); - взаимоотношения со сверстниками (использование имен в общении со сверстниками, характер контактов с ними в игре и быту, эмпатия); - взаимоотношения с взрослыми (обращение к взрослому, проявление инициативы при контактах с взрослым, эмоциональность в общений); - ознакомление с трудом взрослых. Исследование коммуникативных навыков у детей-сирот дошкольного Исследование развития сюжетно-ролевой игры у детей-сирот предусматривает: - овладение игровыми действиями; - степень инициативности; - использование атрибутов в игре; - характер взаимодействия в процессе игры; - интерес к игрушке (с учетом продолжительности игровых действий). В результате анализа программ обучения и воспитания, оценки качества знаний детей об окружающем мире, выделен круг предметных представлений, формирование которых должно быть обязательным для детей с нарушением зрения и ЗПР, воспитывающихся в детском доме. Этот перечень, выделенный в разделы в зависимости от дидактической темы и возраста детей, может стать своеобразным ориентиром для воспитателей и тифлопедагогов при планировании работы по ранней социальной адаптации, устранив дублирование учебного материала. Одним из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы является формирование коммуникативных навыков и представлений ребенка о самом себе. Обследование детей показало, что большинство из них в возрасте 3-4 лет не знают своей фамилии, говорят о себе в 3-м лице, не узнают в зеркале свое отражение, собственное изображение на фотографии. Полученные данные обусловили необходимость пересмотра содержания и форм педагогической работы по данному разделу. Например, могут быть использованы этюды на моделирование настроения, эмблем и символов с изображением проявлений эмоций, «проигрывание» совместно с детьми диалогов, позволяющих раскрыть каждому ребенку многообразие интонаций в речи, отражающих характер человеческих отношений. Накопление этих знаний происходит на занятиях тифлопедагога, который включает работу по разделу «Учим детей общению» в индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю. Закрепление усвоенных навыков и умений осуществляется во всех доступных видах деятельности. Воспитанникам детского дома необходимо часто выезжать за его пределы, участвовать в концертах, соревнованиях, посещать театры, концертные залы, музеи. Это помогает детям более внимательно относиться к поведению сверстников и своему собственному поведению, адекватно оценивать свои умения, соблюдать общепринятые правила. Огромное внимание необходимо уделять организации самостоятельной деятельности детей в детском доме: создание условий для возникновения и развертывания сюжета разнообразных игр, трудовой деятельности, учитывающие зрительные и интеллектуальные возможности детей, их потребности и интересы. Во всех группах должны быть отдельные зоны (пространства), в которых каждый ребенок может найти себе интересное занятие. Педагоги проводят специальную работу, направленную на обогащение сюжета творческих игр. Так, в младшей группе, из-за недостатка у детей социального опыта и затруднений в подражательных действиях, вызванных нарушением зрения, взрослый как бы «ведет» игру, показывая и проделывая вместе с каждым из детей, разнообразные игровые действия, предусмотренные темой (сюжетом) игры. Например, при работе над темой «Семья», воспитатели учат детей купать куклу, вытирать ее, заворачивать и т. д. При этом особое внимание обращается на речевое сопровождение действий, необходимость ласкового, заботливого отношения к кукле. После этого дошкольники охотнее включаются в игру, обращаются к кукле, как к одушевленному существу. Для расширения сюжета игр детей активно знакомят профессиями сотрудников, работающих в детском доме и условиями их деятельности. Так, сначала предусматривается знакомство с определенными помещениями детского дома (младшая группа - помещение группы, офтальмологический кабинет, медицинский кабинет, физкультурный зал). Дети учатся узнавать эти помещения, называть их, «тем более подробно знакомятся с профессиями взрослых. К концу обучения в детском доме, дети хорошо знают названия и месторасположение всех помещений, могут рассказать о профессиях взрослых, заботящихся о них, активно применяют полученные знания в самостоятельных творческих играх. Театрализованные игры используются не только как средство для развития воображения детей, пробуждения их фантазии, но и как путь закрепления, тренировки приобретенных коммуникативных функций. Дети под руководством взрослых готовят и показывают мини-спектакли на сказочные сюжеты для гостей детского дома, детей других групп. Учитывая особенности детей, тексты для спектаклей подбираются несложные, доступные, обязательно используются элементы ритмопластики и музыкального сопровождения. Успешность социализации во многом зависит от степени сформированности у детей культурно-гигиенических и трудовых умений и навыков. Поэтому, на основе длительных наблюдений, имеющихся программных требований и с учетом возможностей большинства воспитанников детского дома, разработан примерный перечень умений и навыков детей, формируемых у них на каждом году обучения. При планировании и реализации задач трудового воспитания активно используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. Это, прежде всего, связано с нарушением мелкой моторики и координации движений у большинства детей. Поэтому задания и поручения выполняются детьми с помощью взрослого, а автоматизация полученных навыков требует большего количества повторений, чем в норме. Эффективность работы и ее перспективы определяются не только по результатам диагностики, но и по адаптации детей-выпускников к условиям школьных детских домов. Учителя единодушно отмечают высокий уровень подготовки детей к школе, дисциплинированность, умение работать на уроке, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Большинство выпускников, попадая в школьные детские дома, достаточно быстро адаптируются в новых условиях и успешно преодолевают трудности непривычной школьной жизни. Таким образом, создание психолого-педагогической диагностики сформированности знаний, умений и навыков по ранней социальной адаптации, поиск и внедрение в практику работы новых форм обучения и воспитание сопровождения детей, налаживании тесного взаимодействия со школьными детскими домами - являются основой для формирования личности ребенка-сироты, успешно адаптирующейся в изменяющихся социальных условиях современной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.01 с.) |