Занятие 5. Поощрения и наказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Поощрения и наказания

Поиск

Задачи:

1. Развить у семьи навык прогнозирования ситуации.

2. Помочь семье осознать свои правила в отношении наказаний и поощ­рений детей, влияние их на ребенка.

3. Сформировать негативное отношение к физическим наказаниям.

4. Сформировать представления у членов семей о возможных поощре­ниях и наказаниях родных и приемных детей.

1. Психогимнастика. Один член группы — протагонист — выходит за дверь, остальные прячут игрушку. Члены группы прогнозируют, как бу­дет вести себя протагонист. Задача протагониста — найти игрушку.

2. Обсуждение мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного ребенка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию приемного ребенка. Работа с континуумом.

3. Обсуждение домашнего задания. Семьи по кругу отвечают на воп­росы домашнего задания.

А. Групповое обсуждение. Вопросы для обсуждения:

- Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?

- Как вы к ним относились в детстве?

- Как вы к ним относитесь сейчас?

- Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

- Какие из наказаний и поощрений, которые применялись в ваших родительских семьях, вы перенесли в свою семью?

- Совпали ли списки тех наказаний и поощрений, которые применя­лись к вам и которые вы применяете к детям?

Б. Индивидуальные истории участников. Инструкция: Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь случае физического наказания в вашей роди­тельской семье, которому вы подверглись, будучи ребенком.

Вопросы к рассказчику:

- Какие чувства вы пережили в детстве по отношению к себе, своим родителям в момент наказания?

- Что именно в ситуации наказания повлияло на вас больше всего?

- Имели ли место подобные проступки в поведении ваших детей?

- Как вы на них реагировали? Что именно в ситуации наказания по­влияло больше всего на ваших детей?

4. Групповое обсуждение темы «Влияние физических наказаний на поведение ребенка». Члены группы рассчитываются на первый- второй и делятся на две подгруппы: 1 - я подгруппа — сторонники физических наказаний; 2-я — противники.

Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы «за» физические наказания, вторая - «против».

Каждая группа обосновывает свои аргументы. Затем выступают ведущие, говоря о том, что, к сожалению, в семьях, и не только в российских, очень терпимо относятся к физическим наказаниям: не бьет — не любит. Родители оправдывают свое поведение тем, что хотят блага для ребенка. Вспоминают, что их самих били, и поэтому они стали хорошими людьми. При этом многие забывают (человеку свойственно забывать травмирую­щие его переживания), какое страшное чувство обиды на родителей они переживали. Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе - это еще не весь перечень чувств избиваемого ребенка. Ребенок восприни­мает телесное наказание как проявление гнева или нелюбви со стороны родителей, а не как результат своего проступка.

Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательны­ми эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья — то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Физическое наказание становится разре­шением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Если тебя кто-то злит, то ты можешь с ним физически расправиться.

Дети, в отношении которых часто используются физическое наказа­ние, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Большинство детей, оставшихся без попече­ния родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. В отно­шении любого ребенка, в том числе и приемного, физические наказания совершенно недопустимы и бесполезны. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия. Позиция жертвы для них привычна. Один приемный отец рас­сказывал, что был потрясен реакцией ребенка на легкий, как ему казалось, шлепок. Мальчик 8 лет, рыдая, кричал ему: «Меня все бьют! И ты меня бьешь! Почему?» Этот же мальчик отличился тем, что сжег цыплят в печ­ке, сломал руку своему сверстнику.

Нередко дети сами, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воров­ства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме. Некоторые приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что родители «плохие». Другие — потому что в своей кровной семье они могли обратить на себя внимание только таким образом- за проявление внимания и любви (бьет — значит, любит) они готовы платить собственной безопасностью. Ребенок пытается защитить себя, как правило, не осознавая, что делает. Например, он пытается подражать в своем поведении человеку, которого сам боится, и начинает вести себя так же. Присваивая себе эту роль, подражая его поведению, ребенок в своем восприятии преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Или переносит свой гнев с наказавшего его человека (недоступный объект) на другого - более слабого (доступный объект). В одном из детских до­мов четырехлетний ребенок, находясь в гостях в будущей патронатной се­мье, получил довольно сильный шлепок от приемной матери за какую-то провинность. Его реакция была очень быстрой и однозначной: не смея ответить ей тем же, он утопил ее любимого котенка в деревенском туалете. Физические наказания недопустимы ни в отношении родного ребен­ка, ни в отношении приемного. На самом деле воспитательное воздействие на ребенка оказывает не сам факт наказания, а эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способа­ми, не прибегая к физическому наказанию.

В психологии существует научная школа, которая занимается пробле­мами поведения (бихевиоризм). Психологи этой школы считают, что нака­зания служат для прерывания нежелательного поведения, а поощрения — для подкрепления желательного поведения.

5. Групповое обсуждение положений бихевиористов. На доске вы­вешивается список положений бихевиористов.

Бихевиористы — психологи, занимающиеся изучением поведения, считали, что:

- Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действен­нее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения вы­полняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

- Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ре­бенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

- Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и на­казаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность

- Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления ис­пользуется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.

- Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная наг­рада была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

- Если родители действительно хотят закрепить желательное поведе­ние ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемы­ми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирова­ние, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.

6. Обсуждение списка поощрений и наказаний, составленного при­емными детьми.

Примеры поощрений и наказаний, которые выбирают приемные дети

 

Воз­раст ребен­ка, лет Наиболее желаемое поощрение Самое страшное наказание
3—5 «Полюбить», сладкое Когда кричат, «стукают»
5—8 Когда хвалят Стоять в углу. Когда со мной не разговаривают.
9—11 Поход на прогулку, в гости вместе с (при­емными) родителями. Когда не отпускают гулять с друзьями. Когда мне не доверяют
12—13 Лучшее поощрение — это доверие. Самое лучшее поощре­ние — это чтобы ис­полнили мое желание. Самое страшное наказание, когда со мной не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями.
14—15 Хвалят, говорят «моло­дец», дарят подарки. Самое страшное наказание — уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом.

 

Ведущие анализируют структуру поощрений и наказаний приемного ребенка. Как видно из таблицы, дети практически независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление не­доверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для под­ростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети пред­почитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желае­мым поощрением, недоверие — самым страшным наказанием. Компе­тентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Наи­более действенным наказанием нередко является модель так называемо­го тайм-аута. Так как для ребенка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепле­ние при помощи внимания, похвалы, подбадривания или совместной де­ятельности, то при нежеланных формах поведения целесообразно исполь­зовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, вне­запная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.

7. Обсуждение списка поощрений и наказаний приемных детей, составленного родителями. Используемые наказания:

Лишение чего-либо (морального или материального, особенно про­смотра телевизора, прогулок, сладкого, денег).

Невербальные проявления (молчание).

Поставить в угол.

Обругать, пристыдить, используя такие слова: не хочу ни видеть, ни любить.

Используемые поощрения:

Сладкое, игрушки, одежда.

Разрешение гулять больше обычного.

Карманные деньги. Совместные игры, походы в кафе, на прогулку.

Похвала.

8. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

- Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия?

- Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?

- Как вы относитесь к этим изменениям?

- Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с континуумом)?

9. Домашнее задание. Составить список из 10 нарушений в поведе­нии детей. Против каждого нарушения описать их позитивный смысл. Домашнее задание выполняется в «Семейном дневнике».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.008 с.)