Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение о наказаниях и поощрениях

Поиск

1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше за поминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».

2. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно
теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного
поведения. Если ребёнка наказывают, оставляя дома, а он при
этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно счи­тать наказанием.

3. Ребёнок может принимать участие в вопросах выбора по­ощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в по­
иске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, кото­рое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же
лучше запоминают, что может последовать за определенным
поведением, и это повышает их ответственность.

4. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если
нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то не­
обходимые навыки формируются быстрее, чем если использу­ются и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполнять­ся. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, по­
этому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину:

1.Правила (ограничения, требования, запреты) обязательны
в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не следует
создавать слишком много, и им необходимо быть гибкими.

3. Родительские требования не должны вступать в явное про­тиворечие с важнейшими потребностями ребёнка (движение,
познание, упражнение).

4. Правила (ограничение, требование, запреты) согласуются
взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, дол­жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели­тельным.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - ЭТО УЛУЧШАЕТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

1. С малышами до трёх лет:

• Предоставьте ребёнку уютное местечко, набросайте туда
подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться.

• Поиграйте с ребёнком в прятки или в кошки-мышки с уча­стием мягких игрушек или домашних животных.

• Поиграйте с водяными игрушками (ситечками, воронками,
чашками и лодочками) в пластиковом тазике или переносном
бассейне. Добавьте в воду голубой или зеленый краситель
для большего эффекта.

• Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

2. С детьми от трёх до семи лет:

• Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого
произведения. Пригласите ребёнка присоединиться, но не на­стаивайте на его участии.

• Спойте вместе детскую песенку.

• Проговорите вместе детские считалочки.

• Имитируйте вместе «танцы» животных, например ящери­цы, лягушки, кенгуру.

• Постройте вместе домики из песка или конструктора.

• Почитайте вместе книжки.

• Послушайте вместе аудиозаписи детских произведений
(песни, музыкальные сказки).

• Соберите вместе конструктор.

• Поиграйте вместе в настольные игры.

• Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, жи­вотных или путешествиях.

• Поразгадывайте вместе загадки.

• Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей
из книг.

• Погуляйте вместе с ребенком и домашними животными
или покормите птиц в парке.

• Поиграйте вместе в мяч.

• Разыграйте пантомиму, например, изобразите действия
рассеянного человека, у которого носки разного цвета, или че­ловека, который забыл, как его зовут.

• Попробуйте изобразить разные эмоциональные чувства: ве­селость, недовольство, гнев, грусть, гордость или непонимание.

• Поиграйте вместе в компьютерные игры.

• Посмотрите вместе видеофильм.

• Слепите животных из глины или пластилина.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

Чаще всего это мы - родители, взрослые - даем советы сво­им детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобраз­ный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой сувере­нитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

^ Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

^ Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

^ Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это при­учит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я от­кликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.

^ Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с тол­ку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить по­следнее слово за собой.

^ Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

^ Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».

^ Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

^ Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «ны­тиком».

^ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сде­лать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в каче­стве прислуги.

Ваш ребёнок

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

- по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непред­сказуем.

- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чув­ствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

 

Причины: Нарушения эмоционально-волевой сферы:

• неумение ребенка управлять своим поведением;

• недостаточное усвоение ребенком общественных норм по­
ведения, общения.

• Неблагополучная семейная обстановка:

• отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
— нет единства требований к ребенку;

• ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

• физические (особенно жестокие) наказания;

• асоциальное поведение родителей;

• плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруд­нения;

• Трудности обучения.

• Психологический климат в дошкольном учреждении.

Советы родителям

• Упорядочьте систему требований, следите за своими по­
ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
правила.

• Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

• Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
он есть.

• Направьте его энергию в положительное русло, например
в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,
управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
ушу), а также рисование, пение.

• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фикси­руйте на них внимание окружающих.

• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчерки­вайте его значимость в выполняемом деле.

• На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
служит для ребенка своеобразным «развлечением».

• Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по­
ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
людям.

• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хоро­ший, добрый!»

• Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «есте­ственную возрастную агрессивность» и научится быть гуман­ным и добрым.

• Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессив­ные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по­
рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть
свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот­
ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запус­тить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мя­чом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ре­бенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане­
сенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в соци­ально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словес­ной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпени­ем, объяснением, поощрением.

Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка 1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:

-стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

* учите его не сваливать свою вину на других;
-развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к дру­гим: сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

* «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

* «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не по­
жалеет».

* Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.

* Предложите помириться с обиженным ребенком («Ми­рись, мирись и больше не дерись...»).

2-й шаг - ориентация на эмоциональное состояние дру­гого:

— стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию дру­гого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:

* «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

* Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как оби­дели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Ле­ну!»

- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь
усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведе­ния или состояния:

- помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмо­циональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

-постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

- стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и не­
уверенного поведения детьми;

-стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ре­бёнка-жертвы;

-чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

- чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из кон­фликтной ситуации;

-объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

- расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «кон­тролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо
делать;

- спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего ста­новится сердитым, теряет над собой контроль;

- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «кон­тролировать» собственную агрессию.

Например:

- «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»

* Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордоч­ку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду
у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему
у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребён­ку-жертве притеснения.)

* «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё по­
чему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные
состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями
и поведением;

- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

— учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что
ему нравится или не нравится;

-учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физиче­ской агрессией;

- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребён­ку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо
лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния: стимулируйте по­ложительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрес­сивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное по­ведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: — у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребён­ка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;

- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изме­нения поведения.

Игры для агрессивных детей

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробь­ев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «кры­лышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Минута шалости» (психологическая разгрузка).

Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется -прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты завершает детские шалости.

«Добрые - злые кошки» (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре ко­торого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: ши­пит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Ребенок, изобра­жающий кошку, делает все более «злые» движения. По повтор­ному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кош­кам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу водящего дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу. «Каратист» (снятие физической агрессии). Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч - «вол­шебный круг». В «волшебном круге» происходит «превраще­ние» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие во­круг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Этим они помогают игроку выплеснуть аг­рессивную энергию максимально интенсивными действиями. «Боксер» (снятие физической агрессии). Это вариант игры «Каратист», проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощря­ются быстрые, сильные движения.

«Упрямый капризный ребенок» (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди изображают ка­призного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребе­нок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его ус­покоиться. Каждый играющий должен побывать в роли каприз­ного ребенка и уговаривающего родителя.

«Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшеб­ница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они застав­ляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый при­говаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ре­бенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подуш­ке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

«Клоуны» показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей сердито ругаться, называя друг на друга «овощами и фруктами». Обращается внимание на адек­ватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей.

Взрослый руководит игрой, определённым сигналом обозна­чает начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». «Клоуны», продолжая игру, учат детей не толь­ко ругаться «овощами и фруктами», но и ласково называть друг друга разными «цветами». Интонирование должно быть адек­ватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. п. и ласково назы­вают друг друга различными «цветами».

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в до­мик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней:

Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!

 

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кула­ки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшеб­ную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

«Маленькое привидение» (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий. Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое дви­жение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.

Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскину­ты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличи­вается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребе­нок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть про­блем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла Бобо. Вы можете сделать ее са­ми, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, изготовленные из ткани, сделайте «лицо» - и кукла готова. Можно сладить ее более плотной. Для этого сшейте че­хол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашей­те. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, выме­щая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболез­ненно выразив свою агрессию, ребенок становится более споко­ен в повседневной жизни.

«Драка».

Ведущий. Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а мо­жет, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприят­ности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу- Между ними - подуш­ки. Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, ухо­ди!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раски­нув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Причины неусидчивости ребенка:

- расстройства слуха или зрения,

- заболевание щитовидной железы,

- недостаточные умственные способности,

- скука,

- депрессия,

- тревога,

-интоксикация и побочные действия некоторых лекарст­венных препаратов,

- насильственные действия на сексуальной почве,

- психические заболевания и др.

 

Причиной неусидчивости могут также являться расстрой­ства, которые называются гиперактивностью вследствие дефи­цита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания при­близительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у де­вочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстрой­ства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нару­шении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими от­делами мозга эта область отвечает за контроль движений и вни­мания.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явле­ния повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к врачу. Если будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые по­могут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занима­ются в школе, многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнару­жите побочное действие лекарственного препарата или отсутст­вие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

При воспитании гиперактивного ребенка:

> Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ре­бенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием
хорошо регулируется системой поощрения. За правильное пове­дение или выполнение какой-либо задачи ребенок может полу­чить вознаграждение. При использовании этого метода следует
иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать
возможностям ребенка, а вознаграждение - осуществляться не­замедлительно. Если ребенок не получает положенного ему воз­
награждения в течение трех недель, ему трудно осознать, поче­му он старался вместо неправильных действий совершить что-то
хорошее.

> Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети
часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ
смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то
время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок
пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной
или спальне, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок
увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздраже­ние быстро пройдет. Таким образом можно дать понять ребенку,
что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в дейст­вительности происходит.

^ Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с зада­чей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарай­тесь избегать таких выражений: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуй­те сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в сле­дующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Да же если вы уверены на 200 %, что это достижение является пло­дом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справил­ся с задачей.

> Занимайтесь с ним специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о време­ни и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направ­лении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыха­ние или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребен­ку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно сформировать у ребёнка умение действовать не спеша и концентрировать внимание.

Что делать в сложной ситуации?

1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значе­ния, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойстви­ем, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не озна­чает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необ­ходимы жесткие требования (в пределах возможностей ребён­ка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и добро­желательность. Ребёнок должен осознать, что требование не при­хоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не нака­зание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе.

2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впер­
вые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ре­бенка. Тактика «ты плохо себя ведёшь - ты плохой» прочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, соз­дает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»

4. Обязательно объяснить, в чем проступок и почему так се­бя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик,
а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребён­ку, что кричать и драться не хорошо.

5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нём (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми
и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люб­лю», «ты злая».

6. Не следует ставить в пример непослушному ребёнку хо­роших братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормаль­ные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, ко­торые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках,
а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для
детей.

Жестокое обращение как вариант отрицательного реагиро­вания или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.

Рекомендации для родителей гиперактивного ребёнка

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

• Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

• Стройте взаимоотношения с ребёнком на доверии и взаи­мопонимании.

• Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёст­ких правил.

• Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов
«нет» и «нельзя».

• Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом
(пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, ос­тавьте в комнате одного).

• Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами мно­го раз.

• Не настаивайте на том, чтобы ребёнок принёс обязательно
извинения за проступок.

• Выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

• Для подкрепления устных инструкций используйте зри­
тельную стимуляцию.

Изменение микроклимата в семье:

• Уделяйте ребенку достаточно внимания.

• Проводите досуг всей семьей.

• Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:

• Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех чле­нов семьи.

• Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не от­влекаясь на посторонние действия.

• Снижайте влияние отвлекающих факторов во время вы­полнения ребенком заданий.

• Оградите от длительных просмотров телевизионных пере­
дач, занятий на компьютере.

• Избегайте по возможности больших скоплений людей.

• Помните, что переутомление способствует снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

• Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказаний за плохое поведение, исполь­зуя знаковую систему или дневник самоконтроля.

• Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее
использовать спокойное сидение в определенном месте после
совершения проступка.

• Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрица­тельным стимулам очень низок, поэтому ребёнок не воспринима­ет выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.

• Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его
на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.

• Постепенно расширяйте обязанности, предварительно об­
судив их с ребёнком.

• Не давайте поручений, не соответствующих уровню разви­тия, возрасту и способностям.

• Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое
время.

• Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания,
так как это самый трудный этап.

• Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно
иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.

• Объясните ребёнку о его проблемах и научите с ними
справляться.

• Помните, что вербальные средства убеждения, призывы,
беседы редко оказываются результативными. Наиболее дейст­венными будут средства убеждения «через тело»:

 

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- запрет на приятную деятельность;

- прием «выключенного времени» (скамья штрафников);

- внеочередное дежурство по кухне и т. п.

- Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо
позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение жела­
тельного поведения и игнорирование нежелательного).

- Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью - это патология, требующая своевременной диагностики
и комплексной коррекции (медико-психолого-педагогической).
Успешная реабилитация возможна, если она проводится в воз­расте 5-10 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.013 с.)