Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Пространство семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи: 1. Диагностировать представления семей о своей готовности к приему. 2. Развить у участников навыки взаимодействия в семье в условиях эмоциональной близости. 3. Способствовать тому, чтобы семья осознала свою структуру, смогла выделить психологическую нишу для приемного ребенка в своем пространстве. 1. Начало занятия. Занятие начинается с обсуждения мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного ребенка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию приемного ребенка. Работа с континуумом. Ведущие по кругу обращаются к каждому члену семьи. Как правило, к этому занятию семьи уже более адекватно представляют себе проблемы, связанные с воспитанием приемного ребенка. Уровень их готовности к приему оценивается примерно на 50%. 2. Психогимнастика. Члены семьи получают задание всем вместе Выполнение упражнения записывается на видео. Просмотр записи сопровождается обсуждением результатов занятия. Вопросы для обсуждения: - Было ли вам удобно выполнять это упражнение? - Что вы чувствовали, когда несли подушку? Когда представляли на ее месте разные образы? - Насколько вас понимали другие члены семьи? - Насколько вы понимали действия других? Примечание. Упражнение для психогимнастики предложено С. Харви [Harvey, 1990] и направлено на диагностику психологической совместимости членов семьи. Необходимо обратить внимание на следующие особенности выполнения упражнений: - каким образом члены семьи достигают согласования своих действий в ходе выполнения определенного задания; - как долго им удается действовать согласованно; - какова роль каждого члена семьи в этом процессе; - каким образом каждый член семьи использует возможности вербальной и невербальной экспрессии для решения проблемной ситуации; - насколько гибки при этом члены семьи. Важны и некоторые частные особенности, имеющие диагностическую ценность и проявляющиеся в двигательной экспрессии:
- каким образом члены семьи синхронизируют свои движения; - удается ли им в ходе выполнения двигательных упражнений достичь равновесия; - устанавливается ли при этом физический контакт или члены семьи избегают его; насколько близок это контакт; как члены семьи ведут себя при необходимости такого контакта и при его прекращении; - насколько успешно члены семьи выражают различные эмоции с помощью экспрессивных совместных движений. Ведущие анализируют поведение семей по данным параметрам и дают обратную связь семьям по поводу их взаимодействия в ходе выполнения психогимнастики. 3. Обсуждение домашнего задания «Работа над планом квартиры». Ведущий говорит о том, что распределение пространства играет большую роль как в жизни всего человечества, так и отдельной семьи. Войны и политические конфликты, семейные ссоры и обиды, ощущение принадлежности к семье или исключения из нее связаны с распределением территории. Ребенок, который воспитывается в сиротском учреждении, плохо ощущает границы между собой и другими людьми. Это порождает множество проблем в его отношениях с другими. Он может легко взять чужую куртку, потому что действительно плохо осознает, что она принадлежит другому, оккупировать пространство, уже давно занятое кем-то из членов семьи, что может вызвать конфликт. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, как и у других членов семьи, было собственное пространство, «свое место» в доме, которое бы устраивало его и других. В понятие «свое место» входит и место за столом, и место для его вещей, и собственная кружка, т.е. все, что позволяет ребенку ощутить собственное место в семье. Затем проводится обсуждение плана квартиры. Каждая семья представляет план своей квартиры, на котором отражены пространственные предпочтения каждого члена семьи и отмечено предполагаемое пространство для приемного ребенка, отвечает на вопросы домашнего задания. Ведущие и члены группы задают уточняющие вопросы. Очень важно, чтобы семья осознала собственные реакции на включение в пространство нового члена семьи. 4. Групповая работа. Работа с техникой «Динамическая скульптура семьи» (информация о технике «Динамическая скульптура семьи» дана в конце занятия).
Инструкция. Сейчас мы просим каждую семью создать свое скульптурное изображение. Для этого каждый член семьи по очереди побудет скульптором, а остальные — безмолвной глиной. Скульптор может поместить «глину» куда угодно, поставить в какую угодно позицию. Поза каждого, расстояние между членами семьи должны отражать взгляд скульптора на отношения в семье. Скульптуру нужно сделать в трех репрезентациях: 1. Семья в настоящее время. 2. Семья с приемным ребенком. 3. Идеальная семья, т.е. семья, в которой я мечтал бы жить. Скульптором может быть любой член семьи. Желательно, чтобы каждый из вас построил свою скульптуру. Когда вы будете лепить скульптуру с приемным ребенком, пригласите на его место члена другой семьи. Ведущие помогают семьям построить динамическую скульптуру семьи. Когда скульптура построена, скульптор либо занимает свое место в семье, либо его роль играет кто-нибудь из ведущих. Если ведущие диагностируют нарушения структуры семьи, нарушения границ между подсистемами, то просят семью поэкспериментировать: выстраивают функциональную структуру семьи (с сохранением подсистем, границ между ними, среднего уровня сплоченности и иерархии в семье) и просят ее членов дать обратную связь о том, как они чувствуют себя в новой скульптуре. В случае явных коалиций в семье задание на построение скульптуры целесообразно давать не отдельным членам семьи, а членам подсистемы: родительской или детской. Скульптуры желательно разбирать в видеозаписи. Вопросы для обсуждения: - Устроило ли вас то место в семье, которое выбрал для вас скульптор? Соответствовало ли оно вашим ожиданиям? - Устроило ли вас то расстояние, которое установил скульптор между вами и другими членами семьи? Не показалось ли оно вам излишне тесным, или излишне далеким? Не хотелось ли вам что-нибудь изменить? - Когда в семье появился приемный ребенок, как изменилась ваша скульптура и почему? Как вы отнеслись к этим изменениям? Вопросы для тех, кто исполнял роль приемного ребенка: - Как вы чувствовали себя в роли приемного ребенка в этой семье? - Как к вам относились члены семьи? - Что мешало и что помогало вам чувствовать себя в семье комфортно? 5. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого - Что вы узнали о своей семье сегодня? Что из этого было для вас новым и неожиданным? Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье? - Как вы относитесь к этим изменениям? - Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с континуумом)? 6. Домашнее задание 1. Совместно со всеми членами семьи заполнить анкету «Семейные Инструкция. Впишите имена членов вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них: *** - это его (ее) постоянная роль; ** - довольно часто он (она) это делает; * - иногда это относится к нему (ней). Если некоторые из упомянутых ролей несвойственны вашей семье или никогда не исполнялись тем или иным членом семьи, оставьте графу пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, — допишите их. 2. Завести «Семейный дневник». Ведущие объясняют членам семьи значение дневника и говорят о том, что в семье мы часто не замечаем, что действительно делает другой человек, как складываются наши отношения. Мы воспринимаем ситуацию такой, какой привыкли ее воспринимать. На самом деле в семье происходит много интересных вещей, наблюдение за которыми вас может очень удивить и обрадовать. Первое задание, которое
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.009 с.) |