Занятие 2. Пространство семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Пространство семьи

Поиск

Задачи:

1. Диагностировать представления семей о своей готовности к приему.

2. Развить у участников навыки взаимодействия в семье в условиях эмо­циональной близости.

3. Способствовать тому, чтобы семья осознала свою структуру, смогла выделить психологическую нишу для приемного ребенка в своем про­странстве.

1. Начало занятия. Занятие начинается с обсуждения мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного ребенка, которые возник­ли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию при­емного ребенка. Работа с континуумом.

Ведущие по кругу обращаются к каждому члену семьи. Как правило, к этому занятию семьи уже более адекватно представляют себе проблемы, связанные с воспитанием приемного ребенка. Уровень их готовности к приему оценивается примерно на 50%.

2. Психогимнастика. Члены семьи получают задание всем вместе
пронести подушку от одной стены до другой при помощи собственных тел, не договариваясь друг с другом и не используя рук. При этом они дол­жны сначала представить, что это не подушка, а самое дорогое, что есть у семьи, а затем — что это будущий приемный ребенок.

Выполнение упражнения записывается на видео. Просмотр записи сопровождается обсуждением результатов занятия.

Вопросы для обсуждения:

- Было ли вам удобно выполнять это упражнение?

- Что вы чувствовали, когда несли подушку? Когда представляли на ее месте разные образы?

- Насколько вас понимали другие члены семьи?

- Насколько вы понимали действия других?

Примечание. Упражнение для психогимнастики предложено С. Хар­ви [Harvey, 1990] и направлено на диагностику психологической совме­стимости членов семьи.

Необходимо обратить внимание на следующие особенности выпол­нения упражнений:

- каким образом члены семьи достигают согласования своих дей­ствий в ходе выполнения определенного задания;

- как долго им удается действовать согласованно;

- какова роль каждого члена семьи в этом процессе;

- каким образом каждый член семьи использует возможности вербальной и невербальной экспрессии для решения проблемной ситуации;

- насколько гибки при этом члены семьи.

Важны и некоторые частные особенности, имеющие диагностичес­кую ценность и проявляющиеся в двигательной экспрессии:

- каким образом члены семьи синхронизируют свои движения;

- удается ли им в ходе выполнения двигательных упражнений дос­тичь равновесия;

- устанавливается ли при этом физический контакт или члены семьи избегают его; насколько близок это контакт; как члены семьи ведут себя при необходимости такого контакта и при его прекращении;

- насколько успешно члены семьи выражают различные эмоции с помощью экспрессивных совместных движений.

Ведущие анализируют поведение семей по данным параметрам и дают обратную связь семьям по поводу их взаимодействия в ходе выполнения психогимнастики.

3. Обсуждение домашнего задания «Работа над планом кварти­ры». Ведущий говорит о том, что распределение пространства играет большую роль как в жизни всего человечества, так и отдельной семьи. Войны и политические конфликты, семейные ссоры и обиды, ощущение принадлежности к семье или исключения из нее связаны с распределе­нием территории. Ребенок, который воспитывается в сиротском учреж­дении, плохо ощущает границы между собой и другими людьми. Это порождает множество проблем в его отношениях с другими. Он может легко взять чужую куртку, потому что действительно плохо осознает, что она принадлежит другому, оккупировать пространство, уже давно заня­тое кем-то из членов семьи, что может вызвать конфликт. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, как и у других членов семьи, было собственное пространство, «свое место» в доме, которое бы устраивало его и других. В понятие «свое место» входит и место за столом, и место для его вещей, и собственная кружка, т.е. все, что позволяет ребенку ощутить собствен­ное место в семье.

Затем проводится обсуждение плана квартиры.

Каждая семья представляет план своей квартиры, на котором отраже­ны пространственные предпочтения каждого члена семьи и отмечено пред­полагаемое пространство для приемного ребенка, отвечает на вопросы домашнего задания. Ведущие и члены группы задают уточняющие вопросы. Очень важно, чтобы семья осознала собственные реакции на включе­ние в пространство нового члена семьи.

4. Групповая работа. Работа с техникой «Динамическая скульптура семьи» (информация о технике «Динамическая скульптура семьи» дана в конце занятия).

Инструкция. Сейчас мы просим каждую семью создать свое скульп­турное изображение. Для этого каждый член семьи по очереди побудет скульптором, а остальные — безмолвной глиной. Скульптор может по­местить «глину» куда угодно, поставить в какую угодно позицию. Поза каждого, расстояние между членами семьи должны отражать взгляд скуль­птора на отношения в семье. Скульптуру нужно сделать в трех репрезен­тациях:

1. Семья в настоящее время.

2. Семья с приемным ребенком.

3. Идеальная семья, т.е. семья, в которой я мечтал бы жить.

Скульптором может быть любой член семьи. Желательно, чтобы каж­дый из вас построил свою скульптуру. Когда вы будете лепить скульптуру с приемным ребенком, пригласите на его место члена другой семьи.

Ведущие помогают семьям построить динамическую скульптуру се­мьи. Когда скульптура построена, скульптор либо занимает свое место в семье, либо его роль играет кто-нибудь из ведущих. Если ведущие диагно­стируют нарушения структуры семьи, нарушения границ между подсисте­мами, то просят семью поэкспериментировать: выстраивают функциональ­ную структуру семьи (с сохранением подсистем, границ между ними, сред­него уровня сплоченности и иерархии в семье) и просят ее членов дать обратную связь о том, как они чувствуют себя в новой скульптуре. В слу­чае явных коалиций в семье задание на построение скульптуры целесооб­разно давать не отдельным членам семьи, а членам подсистемы: родитель­ской или детской. Скульптуры желательно разбирать в видеозаписи.

Вопросы для обсуждения:

- Устроило ли вас то место в семье, которое выбрал для вас скульп­тор? Соответствовало ли оно вашим ожиданиям?

- Устроило ли вас то расстояние, которое установил скульптор меж­ду вами и другими членами семьи? Не показалось ли оно вам из­лишне тесным, или излишне далеким? Не хотелось ли вам что-ни­будь изменить?

- Когда в семье появился приемный ребенок, как изменилась ваша скульптура и почему? Как вы отнеслись к этим изменениям?

Вопросы для тех, кто исполнял роль приемного ребенка:

- Как вы чувствовали себя в роли приемного ребенка в этой семье?

- Как к вам относились члены семьи?

- Что мешало и что помогало вам чувствовать себя в семье ком­фортно?

5. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого
обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

- Что вы узнали о своей семье сегодня? Что из этого было для вас новым и неожиданным? Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?

- Как вы относитесь к этим изменениям?

- Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с кон­тинуумом)?

6. Домашнее задание

1. Совместно со всеми членами семьи заполнить анкету «Семейные
роли» (см. выше) в двух вариантах: семья в настоящий момент и се­мья с приемным ребенком.

Инструкция. Впишите имена членов вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:

*** - это его (ее) постоянная роль;

** - довольно часто он (она) это делает;

* - иногда это относится к нему (ней).

Если некоторые из упомянутых ролей несвойственны вашей семье или никогда не исполнялись тем или иным членом семьи, оставьте графу пус­той. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, — допишите их.

2. Завести «Семейный дневник». Ведущие объясняют членам семьи значение дневника и говорят о том, что в семье мы часто не замечаем, что действительно делает другой человек, как складываются наши отношения. Мы воспринимаем ситуацию такой, какой привыкли ее воспринимать. На самом деле в семье происходит много интересных вещей, наблюдение за которыми вас может очень удивить и обрадовать. Первое задание, которое
вам нужно сделать в дневнике: отметить, сколько раз вас похвалили за эту неделю, за что и кто это сделал, сколько раз вас критиковали, за что и кто это сделал. Каждый член семьи в течение недели отмечает эту информацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.009 с.)