Общая модель работы с несовершеннолетним. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая модель работы с несовершеннолетним.



1 шаг – установление отношений с ребенком;

2 шаг – наблюдение и слушание подростка;

3 шаг – определение тем беседы;

4 шаг – формулирование динамического понимания подростка;

5 шаг – ответ подростку в зависимости от понимания.

Основные направления и формы работы при оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействию их социальной реабилитации

Направления работы:

1. Диагностическое обследование

2. Коррекция и развитие

3. Консультирование

Этапы работы:

1 этап – диагностический

Диагностические технологии позволяют выявить имеющиеся проблемы в детско-родительских отношениях или в проявлении агрессивного поведения. Целесообразно использовать алгоритм поступенчатой диагностики:

1 уровень.

Диагностика и дифференцирование отклоняющихся реакций. Такую работу могут проводить классные руководители, используя схему работы, предложенную психологом учебного заведения и под его контролем.

2 уровень.

Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы (факторы семейного кризиса, участие в неформальных группах). Эту оценку проводит социальный педагог.

3 уровень.

Психологическая диагностика. Проводится психологом. Цель психодиагностики – установить структуру проблем поведения подростка.

4 уровень.

Анализ данных и принятие решений по тактике работы с подростками.

2 этап – коррекционная и развивающая работа.

На данном этапе работа проводится также коллегиально. Психолог совместно с медицинским работником, социальным педагогом, разрабатывает возможные коррекционно-развивающие программы.

Коррекционная работа – это работа, направленная на изменение и решение конкретных проблем подростка.

В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:

1. Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы практической коррекции:

Ø социально-психологический тренинг, коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения;

Ø обучающие встречи;

Ø групповая игротерапия.

2. Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:

Ø Методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно-психической устойчивости и поведенческих отклонений (агрессивного поведения);

Ø Техник поведенческого направления; в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления;

Ø Методов арт-терапии (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач и личностных особенностей самого психолога)

 

3. Коррекция морально-нравственных норм и правил может проводиться следующим образом:

Ø Применение метода сказкотерапии, позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;

Ø Тематические беседы, располагающие к свободному общению. Продумывая содержание беседы, психолог или специально подготовленный педагог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали;

Ø Коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей;

Ø Вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения

3 этап – профилактическая работа

При наличии положительной динамики целесообразно продолжать профилактическую деятельность с целью актуализации различных деструктивных проявлений.

Профилактическая программа может включать 4 раздела:

1. информационный.

2. когнитивного развития.

3. развития личностных ресурсов.

4. развития адаптивного поведения.

Основные направления профилактической работы:

Ø профилактическая работа с подростками;

Ø работа с родителями подростков;

Ø просветительская работа с классными руководителями и педагогами дополнительного образования.

Методы профилактической работы:

Ø тренинг (поведенческий, личностный);

Ø когнитивная терапия;

Ø дискуссия, беседы, мозговые штурмы;

Ø ролевые игры;

Ø групповая работа;

Ø элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

Ø психодрама.

 

Групповая работа с подростками.

Организация групповой деятельности с подростками учитывает возрастные, коммуникативные, ценностные ориентации, жизненный опыт. Принципы организации группы имеют отличие. Работа начинается с индивидуального интервьюирования, где социальным педагоги или психологом предварительно определяется роль и место ребенка в процессе будущего группового взаимодействия. Важны следующие характеристики группы:

Ø Назначение группы;

Ø Степень гомогенности/гетерогенности членов группы;

Ø Возрастные и половые характеристики членов группы;

Ø «уровень взрослости»;

Ø типология проблемных ситуаций;

Ø лидерство в группе.

(Гомогенность – степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Гетерогенность – степень различия членов некоторой совокупности между собой)

Эффективность в групповой работе возможна при соблюдении определенных правил:

Ø слушать говорящего члена группы (когда говорит один член группы, остальные слушают);

Ø относиться с уважением друг к другу (нельзя в группе издеваться над другими, обзываться);

Ø конфиденциальность

Групповая работа с подростками по своему составу и структуре может быть структурированной и неструктурированной, центрированной на руководителе и на участниках, рациональной и эмоциональной.

Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность в процессе реабилитации направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия подростков. Содействие охране прав личности подростка, гармонизация отношений между различными институтами и коллективами. Оказывает различные виды психологической помощи. Основными видами работы педагога-психолога в процессе социальной реабилитации является:

Ø Индивидуальная работа;

Ø Групповая работа с подростками;

Ø Консультативная работа с родителями;

Ø Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности и интерпретация полученных данных.

В процессе психологической реабилитации подростков определяется психологический статус, ликвидируются признаки девиации личности, отклонения в психическом развитии подростков [56].

Педагогическая реабилитации осуществляется в процессе специального обучения и воспитания, педагогической поддержки. Комплекс реабилитационных мероприятий создают основу для благополучной адаптации в обычных жизненных условиях.

Реабилитационная деятельность должна быть систематической, регулярной и последовательной, опираться на основополагающие принципы реабилитационной работы:

Ø Принцип ступенчатости позволяет вести реабилитационную работу с постепенным нарастанием ее интенсивности, переключаться с одного вида реабилитации на другой;

Ø Принцип диалектического единства создает возможности для последовательного сочетания медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации, умелого сочетания силы и сложности реабилитационных процессов;

Ø Принцип разносторонности учитывает многоаспектность процесса реабилитации, сочетания семейно-бытовой, культурно-просветительной, профессиональной реабилитационной работы;

Ø Принцип партнерства предполагает вовлечение самого подростка в активный коррекционно-реабилитационный процесс.

Алгоритм сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы [25]:

  1. Изучение, обработка и анализ полученной информации о подростках и их семьях специалистом по социальной работе.
  2. Посещение подростка по месту жительства специалистами и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, составления акта ЖБУ.
  3. Первичный прием специалистом по социальной работе с оформлением социальной карты несовершеннолетнего.
  4. Психосоциальная диагностика.
  5. На основе рекомендаций психолога разрабатывается программа реабилитации несовершеннолетнего.
  6. Реализация программы реабилитации (формирование личного дела несовершеннолетнего; реализация социально-диспетчерских функций; оказание социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг; взаимодействие с социальными партнерами; повторная диагностика).

Социальная реабилитация направлена не только на детей, но и их родителей. Успешное решение задач по реабилитации и адаптации несовершеннолетних зависит от отлаженного механизма взаимодействия специалистов службы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о первоочередности успешной реабилитации вернувшегося из заключения подростка именно в семье (его малой социальной группе), а затем уже и в социуме. Поэтому так важна работа муниципальных психологических служб по восстановлению, гармонизации детско- родительских отношений в семьях таких подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.016 с.)