Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рамка 5. Управление трудным поведениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы правильно описать особенности трудного поведения, предлагаются следующие вопросы: 1. Опишите, пожалуйста, как можно подробнее, какое поведение ребенка Вас беспокоит____________________________________________________________________________ 2. Частота проявлений такого поведения: ежедневно_____________________________________________________________________ еженедельно___________________________________________________________________ время дня______________________________________________________________________ Есть ли повторяющиеся стереотипы в поведении?______________________________________ 3.Как долго длится такое поведение?_________________________________________________ 4.Какова его интенсивность? Есть ли эмоциональные взрывы? Контролирует ли себя ребенок?______________________________________________________________________ 5.Чего ребенок добивается таким поведением?________________________________________ 6.Кто еще участвует в подобных ситуациях и какова их реакция? __________________ _____________________________________________________________________________7. Что случилось непосредственно до этого?__________________________________________ 8.Каковы последствия такого поведения?_____________________________________________ 9. Что случилось после?__________________________________________________________ 10. Что вы сделали, что сделал ребенок?_________________________________________________ 11. Перечислите все причины, почему ребенок ведет себя таким образом__________________ _________________________________________________________________________________ Почему это Вас беспокоит?_______________________________________________________ 12. Какие могут быть последствия, если это поведение не изменится?__________________ _____________________________________________________________________________
Тактика управления трудным поведением. Анализ или понимание поведения
Перечислите все причины того, почему ребенок мог вести себя таким образом: _____________ _____________________________________________________________________________ 1. Почему это меня беспокоит?_____________________________________________________ 2. Что случится, если это поведение не прекратится?____________________________________ 3. Что я могу сейчас сделать, чтобы поведение изменилось?__________________________________ 4. Что я могу сейчас изменить?______________________________________________________ 5. Какую помощь / поддержку ребенку я могу оказать?_____________________________________ Поведение: Частота: День: Время: Продолжительность: Интенсивность: Другие участники: Чем вызвано:
Последствия: Рекомендации для родителей: для каждого ребенка желательно завести папку с его фотографиями, в которую будут записываться его достижения. Ребенка нужно привлечь к созданию этой папки. Когда он уйдет из семьи, то заберет ее с собой.
Материалы для групповой работы по подготовке семьи и ребенка к замещающей Сценарии занятий по подготовке базисной семьи к приему ребенка Занятия желательно проводить в зале, где развешаны фотографии замещающих семей, рисунки, сочинения детей на тему приемной семьи. Семьи впервые встречаются вместе, поэтому до начала занятий время и пространство желательно организовать так, чтобы семьи могли вступить в контакт друг с другом. Все присутствующие (семьи, специалисты службы — они же ведущие) рассаживаются по кругу. Между членами группы не должно быть никаких барьеров. В занятии принимают участие члены эффективно функционирующих замещающих семей. Они могут прийти на встречу к моменту их презентации. Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, школьная доска, листы ватмана, стулья, бейджи с именами участников, напольный ковер, видеоаппаратура (со второго занятия). Занятие 1. Знакомство Задачи: 1. Погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства. Продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и есть реальные семьи, которые успешно справляются с воспитанием ребенка-сироты. Мотивировать семьи на прохождение курса подготовки. 2. Познакомить семьи, мотивировать их на поддержку друг друга: в будущем они должны стать группой психологической поддержки и помогать друг другу в воспитании приемных детей. 3. Обсудить мотивы приема, ожидания и опасения, связанные у семьи с интеграцией в нее приемного ребенка. 1. Приветствие и сообщение ведущих. Ведущие представляются, говорят о том, что они рады каждой семье, особо отмечая благородную спасительную миссию приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей. Примерный текст сообщения (при подготовке к сообщению можно использовать информацию для ведущих, приведенную в конце занятия). У Андерсена есть сказка «Девочка со спичками». Маленькую сиротку нашли зимой замерзшей на мосту. В руках она сжимала пустую коробку, а вокруг валялись обожженные спички. Девочка потеряла последнего близкого человека — свою бабушку. Целую ночь она зажигала спички, и в их свете ей чудилась умершая бабушка. Но закончились спички, и бабушка исчезла. Холод заморозил душу и тело девочки. Страшно подумать, сколько детей, замерзающих пусть не физически, а душевно, от отсутствия семьи, любви и привязанности, ждут семью, которая приняла бы их, согрела их души, помогла справиться с этой нелегкой для них жизнью. Воспитание приемного ребенка в семье — дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое — принимающую семью. Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, которая заботится о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим? Сиротство — тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь. «Самое страшное, - писал Ф.М. Достоевский, - когда человеку некуда пойти». Впервые заговорили о том, что ребенок не может нормально жить и развиваться вне семьи, относительно недавно, во время Второй мировой войны. Шла война. Группа психологов под руководством А. Фрейд работала в приютах и детских домах и пыталась помочь детям справиться с болью потери семьи и одиночеством. Но их усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что голодали или за ними плохо ухаживали, а потому, что рядом с ними не было любящего взрослого. Пленка, на которой были засняты малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, потрясла мир. Психологи пришли к пониманию, что только присутствие матери или другого любящего взрослого стимулирует развитие ребенка и делает его активным в изучении окружающего мира. Это присутствие позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Ребенок познает мир с помощью собственного тела. Сначала он его «облизывает», «ощупывает», «проползает». Но «начальной точкой» познания является для него мать или, как мы уже говорили, другой любящий взрослый. Он может осваивать все новые и новые горизонты, если, обернувшись, видит улыбающееся лицо матери. В любом сиротском учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребенок тотально одинок и покинут. Взрослые, воспитатели детского дома, не в состоянии позволить себе выделять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. В противном случае остальные будут чувствовать себя обиженными и брошенными. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Они живут своей жизнью, непостоянны, к ним опасно привыкать, привязываться, с ними страшно строить близкие отношения. Ребенку снова и снова приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Страх боли от новой потери, неумение поддерживать близкие отношения остаются с ним надолго, нередко на всю жизнь и не дают возможности построить свою семью, воспитать собственных детей. К сожалению, выпускники детских домов нередко отказываются от собственных детей и отдают их на воспитание в сиротские учреждения. Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок не знает элементарных вещей. Например, что чай сначала заваривают, а только потом разливают по чашкам, что куртка соседа — это его куртка, а не общая, что человек живет не затем, чтобы стать источником неприятностей, что взрослый нужен не только для того, чтобы у него что-нибудь выпросить. Ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным маленьким неудачником. У него появляется убежденность, что у него «все равно ничего не получится», что его «нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы. При этом окружающие приклеивают к нему обидную кличку «детдомовец». И на вопрос «Кто ты?» он начинает отвечать: «Никто, детдомовец». Подобное представление о себе начинает делить мир вокруг него на две части: «мы — детдомовцы», а все остальные — «они», «враждебно настроенные против нас». У ребенка быстро формируется комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утенком, инаким, изгоем, что затрудняет его путь в достойные члены общества. Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в замещающей семье. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет восстановить утерянные им когда-то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать эффективным членом общества. Замещающая семья способна дать ребенку «путевку в жизнь». Наш опыт и результаты специальных исследований доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребенка- сироты. В условиях семьи у детей происходит скачок в интеллектуальном развитии. Они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, лучше говорить, становятся более успешными. Действительно, воспитание ребенка в замещающей семье содержит намного больше возможностей для его развития, чем воспитание в детском доме или другом сиротском учреждении. Но воспитывать сироту, конечно, нелегкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утенок, попав, наконец, в семью к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома. Самому ребенку трудно бывает справиться с собой. Необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи независимо от возраста помог бы ребенку почувствовать себя своим в семье. Поэтому в занятиях должна принимать участие вся семья. Погода в доме с приемом ребенка должна становиться все более солнечной и ясной. Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это поможет разрешить вам и ребенку многие трудности и проблемы. 2. Выступление членов семей, уже имеющих опыт воспитания приемных детей. Семьи рассказывают о проблемах, с которыми они столкнулись на разных этапах приема, возможных выходах из сложных ситуаций, роли специалистов службы в решении проблем, влиянии жизни в семье на развитие и поведение ребенка, влиянии ребенка на отношения в семье, о сложном пути к успеху. После сообщения ведущих и выступления приемных семей желающие могут задать им вопросы. 3. Процедура знакомства семей друг с другом. Работа в малых группах: семья -малая группа. Семьи получают задание обсудить и записать любые 10-15 достижений семьи, которыми гордятся ее члены, и 10-15 хороших качеств каждого члена семьи. Ведущие с воодушевлением поддерживают семейные презентации. 4. Знакомство с целями и задачами курса. Ведущие знакомят с целями и задачами курса обучения (с. 48), рассказывают, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они будут посвящены. Обсуждаются условия и режим работы. 5. Обсуждение и принятие правил работы группы. Ведущие объясняют значение правил для функционирования группы, просят членов семей предлагать правила, записывают на доске (листе ватмана) каждое высказывание, затем обсуждают и принимают правила. Примерный список правил работы группы • обязательно всей семьей участвовать в занятиях. • Выполнять домашние задания. • Принимать активное участие в занятиях. • Давать честную обратную связь на то, что происходит в группе. • Внимательно выслушивать мнение каждого члена группы независимо от возраста и статуса, относиться к нему как ценному и значительному. • Помогать друг другу в выполнении заданий на занятиях и вне занятий. • Не опаздывать на занятия и не уходить раньше. • Обращаться друг к другу (по имени, по имени-отчеству) и использовать при обращении местоимения во 2-м лице (вы, ты). • Пользоваться правом «вето». 6. Знакомство с системой сопровождения замещающих семей. Ведущие объясняют членам семьям, что цель системы сопровождения — не контроль над жизнью в семье, а помощь в решении сложных проблем приема.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.01 с.) |