Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рамка 5. Управление трудным поведениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы правильно описать особенности трудного поведения, предлагаются следующие вопросы: 1. Опишите, пожалуйста, как можно подробнее, какое поведение ребенка Вас беспокоит____________________________________________________________________________ 2. Частота проявлений такого поведения: ежедневно_____________________________________________________________________ еженедельно___________________________________________________________________ время дня______________________________________________________________________ Есть ли повторяющиеся стереотипы в поведении?______________________________________ 3.Как долго длится такое поведение?_________________________________________________ 4.Какова его интенсивность? Есть ли эмоциональные взрывы? Контролирует ли себя ребенок?______________________________________________________________________ 5.Чего ребенок добивается таким поведением?________________________________________ 6.Кто еще участвует в подобных ситуациях и какова их реакция? __________________ _____________________________________________________________________________7. Что случилось непосредственно до этого?__________________________________________ 8.Каковы последствия такого поведения?_____________________________________________ 9. Что случилось после?__________________________________________________________ 10. Что вы сделали, что сделал ребенок?_________________________________________________ 11. Перечислите все причины, почему ребенок ведет себя таким образом__________________ _________________________________________________________________________________ Почему это Вас беспокоит?_______________________________________________________ 12. Какие могут быть последствия, если это поведение не изменится?__________________ _____________________________________________________________________________
Тактика управления трудным поведением. Анализ или понимание поведения
Перечислите все причины того, почему ребенок мог вести себя таким образом: _____________ _____________________________________________________________________________ 1. Почему это меня беспокоит?_____________________________________________________ 2. Что случится, если это поведение не прекратится?____________________________________ 3. Что я могу сейчас сделать, чтобы поведение изменилось?__________________________________ 4. Что я могу сейчас изменить?______________________________________________________ 5. Какую помощь / поддержку ребенку я могу оказать?_____________________________________ Поведение: Частота: День: Время: Продолжительность: Интенсивность: Другие участники: Чем вызвано:
Последствия: Рекомендации для родителей: для каждого ребенка желательно завести папку с его фотографиями, в которую будут записываться его достижения. Ребенка нужно привлечь к созданию этой папки. Когда он уйдет из семьи, то заберет ее с собой.
Материалы для групповой работы по подготовке семьи и ребенка к замещающей Сценарии занятий по подготовке базисной семьи к приему ребенка Занятия желательно проводить в зале, где развешаны фотографии замещающих семей, рисунки, сочинения детей на тему приемной семьи. Семьи впервые встречаются вместе, поэтому до начала занятий время и пространство желательно организовать так, чтобы семьи могли вступить в контакт друг с другом. Все присутствующие (семьи, специалисты службы — они же ведущие) рассаживаются по кругу. Между членами группы не должно быть никаких барьеров. В занятии принимают участие члены эффективно функционирующих замещающих семей. Они могут прийти на встречу к моменту их презентации. Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, школьная доска, листы ватмана, стулья, бейджи с именами участников, напольный ковер, видеоаппаратура (со второго занятия). Занятие 1. Знакомство Задачи: 1. Погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства. Продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и есть реальные семьи, которые успешно справляются с воспитанием ребенка-сироты. Мотивировать семьи на прохождение курса подготовки. 2. Познакомить семьи, мотивировать их на поддержку друг друга: в будущем они должны стать группой психологической поддержки и помогать друг другу в воспитании приемных детей. 3. Обсудить мотивы приема, ожидания и опасения, связанные у семьи с интеграцией в нее приемного ребенка. 1. Приветствие и сообщение ведущих. Ведущие представляются, говорят о том, что они рады каждой семье, особо отмечая благородную спасительную миссию приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей. Примерный текст сообщения (при подготовке к сообщению можно использовать информацию для ведущих, приведенную в конце занятия). У Андерсена есть сказка «Девочка со спичками». Маленькую сиротку нашли зимой замерзшей на мосту. В руках она сжимала пустую коробку, а вокруг валялись обожженные спички. Девочка потеряла последнего близкого человека — свою бабушку. Целую ночь она зажигала спички, и в их свете ей чудилась умершая бабушка. Но закончились спички, и бабушка исчезла. Холод заморозил душу и тело девочки. Страшно подумать, сколько детей, замерзающих пусть не физически, а душевно, от отсутствия семьи, любви и привязанности, ждут семью, которая приняла бы их, согрела их души, помогла справиться с этой нелегкой для них жизнью. Воспитание приемного ребенка в семье — дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое — принимающую семью. Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, которая заботится о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим? Сиротство — тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь. «Самое страшное, - писал Ф.М. Достоевский, - когда человеку некуда пойти». Впервые заговорили о том, что ребенок не может нормально жить и развиваться вне семьи, относительно недавно, во время Второй мировой войны. Шла война. Группа психологов под руководством А. Фрейд работала в приютах и детских домах и пыталась помочь детям справиться с болью потери семьи и одиночеством. Но их усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что голодали или за ними плохо ухаживали, а потому, что рядом с ними не было любящего взрослого. Пленка, на которой были засняты малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, потрясла мир. Психологи пришли к пониманию, что только присутствие матери или другого любящего взрослого стимулирует развитие ребенка и делает его активным в изучении окружающего мира. Это присутствие позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Ребенок познает мир с помощью собственного тела. Сначала он его «облизывает», «ощупывает», «проползает». Но «начальной точкой» познания является для него мать или, как мы уже говорили, другой любящий взрослый. Он может осваивать все новые и новые горизонты, если, обернувшись, видит улыбающееся лицо матери. В любом сиротском учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребенок тотально одинок и покинут. Взрослые, воспитатели детского дома, не в состоянии позволить себе выделять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. В противном случае остальные будут чувствовать себя обиженными и брошенными. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Они живут своей жизнью, непостоянны, к ним опасно привыкать, привязываться, с ними страшно строить близкие отношения. Ребенку снова и снова приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Страх боли от новой потери, неумение поддерживать близкие отношения остаются с ним надолго, нередко на всю жизнь и не дают возможности построить свою семью, воспитать собственных детей. К сожалению, выпускники детских домов нередко отказываются от собственных детей и отдают их на воспитание в сиротские учреждения. Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок не знает элементарных вещей. Например, что чай сначала заваривают, а только потом разливают по чашкам, что куртка соседа — это его куртка, а не общая, что человек живет не затем, чтобы стать источником неприятностей, что взрослый нужен не только для того, чтобы у него что-нибудь выпросить. Ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным маленьким неудачником. У него появляется убежденность, что у него «все равно ничего не получится», что его «нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы. При этом окружающие приклеивают к нему обидную кличку «детдомовец». И на вопрос «Кто ты?» он начинает отвечать: «Никто, детдомовец». Подобное представление о себе начинает делить мир вокруг него на две части: «мы — детдомовцы», а все остальные — «они», «враждебно настроенные против нас». У ребенка быстро формируется комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утенком, инаким, изгоем, что затрудняет его путь в достойные члены общества. Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в замещающей семье. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет восстановить утерянные им когда-то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать эффективным членом общества. Замещающая семья способна дать ребенку «путевку в жизнь». Наш опыт и результаты специальных исследований доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребенка- сироты. В условиях семьи у детей происходит скачок в интеллектуальном развитии. Они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, лучше говорить, становятся более успешными. Действительно, воспитание ребенка в замещающей семье содержит намного больше возможностей для его развития, чем воспитание в детском доме или другом сиротском учреждении. Но воспитывать сироту, конечно, нелегкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утенок, попав, наконец, в семью к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома. Самому ребенку трудно бывает справиться с собой. Необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи независимо от возраста помог бы ребенку почувствовать себя своим в семье. Поэтому в занятиях должна принимать участие вся семья. Погода в доме с приемом ребенка должна становиться все более солнечной и ясной. Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это поможет разрешить вам и ребенку многие трудности и проблемы. 2. Выступление членов семей, уже имеющих опыт воспитания приемных детей. Семьи рассказывают о проблемах, с которыми они столкнулись на разных этапах приема, возможных выходах из сложных ситуаций, роли специалистов службы в решении проблем, влиянии жизни в семье на развитие и поведение ребенка, влиянии ребенка на отношения в семье, о сложном пути к успеху. После сообщения ведущих и выступления приемных семей желающие могут задать им вопросы. 3. Процедура знакомства семей друг с другом. Работа в малых группах: семья -малая группа. Семьи получают задание обсудить и записать любые 10-15 достижений семьи, которыми гордятся ее члены, и 10-15 хороших качеств каждого члена семьи. Ведущие с воодушевлением поддерживают семейные презентации. 4. Знакомство с целями и задачами курса. Ведущие знакомят с целями и задачами курса обучения (с. 48), рассказывают, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они будут посвящены. Обсуждаются условия и режим работы. 5. Обсуждение и принятие правил работы группы. Ведущие объясняют значение правил для функционирования группы, просят членов семей предлагать правила, записывают на доске (листе ватмана) каждое высказывание, затем обсуждают и принимают правила. Примерный список правил работы группы • обязательно всей семьей участвовать в занятиях. • Выполнять домашние задания. • Принимать активное участие в занятиях. • Давать честную обратную связь на то, что происходит в группе. • Внимательно выслушивать мнение каждого члена группы независимо от возраста и статуса, относиться к нему как ценному и значительному. • Помогать друг другу в выполнении заданий на занятиях и вне занятий. • Не опаздывать на занятия и не уходить раньше. • Обращаться друг к другу (по имени, по имени-отчеству) и использовать при обращении местоимения во 2-м лице (вы, ты). • Пользоваться правом «вето». 6. Знакомство с системой сопровождения замещающих семей. Ведущие объясняют членам семьям, что цель системы сопровождения — не контроль над жизнью в семье, а помощь в решении сложных проблем приема.
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.011 с.) |