Ролевая игра «Первое посещение ребенком будущей приемной семьи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая игра «Первое посещение ребенком будущей приемной семьи»



Первое посещение — это «пробный шар» приема. По времени оно длится от двух дней (выходные) до одной недели, если совпадает с кани­кулами.

Три первые сцены разыгрываются ведущими, которые выступают в роли детей, и «симулянтными» семьями. С каждым ребенком могут работать одна-две семьи. Поведение будущих приемных детей несколько утрированно изображается ведущими.

1-й ребенок: возраст 7—9 лет, в поведении гиперрасторможен, бегает по квартире, открывает все ящики, все время просит: «Дай это, дай то».

2-й ребенок: возраст 3—5 лет, замкнут, явно растерян и испуган, пы­тается спрятаться, плачет.

3-й ребенок: возраст 12—13 лет, насторожен, критичен, пытается вы­яснить, что он за это получит, если будет жить в семье.

Задача для «ребенка» — стараться вести себя в соответствии с ролью.

Инструкция. Вы первый раз привели ребенка домой. До этого вы встре­чались с ним только в детском доме (приюте), где проходили подготовку. Кто-то из членов семьи (вы сами должны решить кто) привозит ребенка домой. Дома его уже ждут, волнуются, готовятся, планируют встречу. При­ходит ребенок и... все начинается.

Игра записывается на видеокамеру, затем видеоматериал обсуждается.

Вопросы к исполнителю роли ребенка:

- Удалось ли семье изменить ваше состояние?

- Что члены семьи предприняли, чтобы его изменить?

- Какие действия семьи были более эффективными, какие только провоцировали вас?

- Как вы чувствовали себя в этой семье?

- Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с семьей?

Вопросы к исполнителям ролей членов семьи:

- Удалось ли вам изменить состояние ребенка?

- Что вы предприняли, чтобы его изменить?

- Какие из ваших действий были более эффективными, какие только провоцировали его?

- Как вы чувствовали себя в контакте с ребенком?

- Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с ребенком?

5. Сообщение ведущих. Ощущения ребенка-сироты в приемной се­мье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок уми­рал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утен­ка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома. Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока нео­пределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенап­ряжение, которое и управляет его поведением. Семья должна быть готова к подобному состоянию ребенка.

В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ре­бенка поле неопределенности. Для этого его можно провести по дому, по­знакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Все вещи,"которые дороги вам и которые можно разбить или «взять на память», лучше всего убрать на недосягаемый уровень. Еще в детском доме нужно обязательно обсудить с ним детальный план жизни на это время, сна­чала напоминать ему последовательность действий, потом попросить, что­бы он сам это делал (ребенок сам должен контролировать ситуацию).

В этот день желательно не приглашать никого в гости - будет меньше поводов для напряжения. Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса.

Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполня­ла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке.

Если ребенок гиперрасторможен, то, возможно, таким образом, он хо­чет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ре­бенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили). В таком случае его на некоторое время нужно оставить без публики, выйти из комнаты, объявить тайм-аут. Тайм-аут — это техника, которая была обо­снована психологами, занимающимися изучением поведения. Каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему объявляют перерыв (тайм-аут), и это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У гиперрасторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непро­должительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вни­манием, т.е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи.

Если ребенок замкнулся, то его тоже на какое-то время можно оста­вить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необхо­димо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его по­том ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обра­щаетесь к ней, шепча ей что-то «на ушко», и он вам отвечает так же.

Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывал­ся, у него накопилось много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в рефе­рентной группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть дру­гие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному соци­альному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подго­товиться и в плане обсуждения тем из его культурного поля. Желательно не «заглатывать наживку» провоцирующего поведения.

В конце «гостевания» необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, составить список его положительных качеств (вспомните первое занятие), договориться о конкретных будущих действиях.

6. Ролевая игра «Обман». Ведущие разыгрывают следующую ситуа­цию. Ребенок (12 лет) исправил в дневнике оценки за четверть. Стер их так, что можно заметить подделку. На недоуменный вопрос родителей кля­нется, что это спутала учительница. Его посылают за подписью учитель­ницы, и он приносит ее, хотя видно, что это подделка. Но ребенок продол­жает стоять на своем.

Организация пространства, позы играющих: ребенок сидит, опустив голову, то скрещивая руки на груди, то пряча их в карманы, напротив роди­телей, их разделяет стол. Мать держит в правой руке дневник и в такт сво­ей речи размахивает левой. Отец сидит, отклонившись влево, его ноги и руки переплетены.

Мать: Зачем ты нас обманываешь? Ты что, считаешь нас дураками?

Ребенок: Это правда. Учительница мне их выставила, она просто ошиб­лась, поэтому кое-где подтерла, это ее подпись.

Отец: Как тебе не стыдно? Мы что, к тебе плохо относимся?

Ребенок (кричит): Я говорю правду! Почему вы мне не верите?

Папа: Что ты кричишь? Ты же явно врешь! Мы с тобой завтра пойдем в школу, и учительница все скажет.

Мама: Будешь врать нам — попадешь в тюрьму. А не будешь учиться — станешь дворником.

Папа: Рассказывай, зачем ты подделал оценки?

Ребенок: Я этого не делал...

Вопросы для «родителей»:

- Какова была цель вашего разговора с ребенком?

- Каким образом вы пытались ее добиться?

- Что вы чувствовал! в процессе диалога?

- Что чувствовал ребенок?

Вопросы для «ребенка»:

- Что вы чувствовали в контакте с родителями?

- Что заставляло вас вести себя именно таким образом?

- Что чувствовали родители в процессе диалога?

Вопросы группе:

- Что выражала поза участников диалога?

- Насколько она соответствовала содержанию высказывания?

- Насколько было хорошо организовано пространство?

7. Сообщение ведущих. Это одна из наиболее типичных ситуаций. Ре­бенок стоит на своем, несмотря на очевидность обмана. Приемные родители, как правило, крайне болезненно относятся к таким ситуациям. Чувству­ет себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что приемные дети не ценят их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами будущего. Нередко происходит смещение точки цели. Для родителей наиболее важным становится именно признание ребенка, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и ребенка требованиями признания, ставят свое само­уважение как родителей в зависимость от того, признается ребенок или нет.

В результате каждый из участников контакта «зацикливается» на роли: «про­курор» — «обвиняемый». «Прокурор» обвиняет — «обвиняемый» все отрицает.

Ребенок, воспитанный в ситуации депривации, не склонен доверять благим намерениям окружающих. Чем больше на него давят, требуя при­знания, тем больше он сопротивляется. Это нередко вызывает еще боль­шее раздражение у родителей, чем сам проступок. Раздражение реализу­ется в наказании. Ребенок начинает переживать стереотипную для себя ситуацию, которая подтверждает его депривационную картину мира: мир враждебен, неуправляем, незачем ему доверять.

Разыгрывание подобных сценариев становится стереотипом взаимо­отношений родителей с детьми, особенно приемными.

Разбор невербального поведения играющих. Сама организация простран­ства препятствует установлению контакта. Стол становится барьером, разде­ляющим родителей и ребенка. Позиция «напротив» создает конфронтацию в отношениях. Позы также не способствуют доверительным отношениям. Ре­бенок сидит в так называемой закрытой позе, что не позволяет ему «услы­шать» слова родителей. В принципе, контакту в этот момент он недоступен. Дневник в руке матери — барьер, который также становится препятствием к контакту. Манипулирование левой рукой, как правило, другим воспринимает­ся как отторгающий жест. Не лучше поза и у отца. Отклонение корпуса влево сигнализирует о критическом отношении к происходящему. Переплетение рук и ног демонстрирует нежелание вступать в контакт.

Что же сделать, чтобы ребенок не обманывал?

Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Та­ким способом ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожа­ющего ему мира. Не признаешься - останешься цел. Привычка - это сте­реотип поведения. Он возникает снова и снова в стереотипной ситуации. Ре­бенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реак­циями. Если что-то когда-то вызвало тошноту и произошла фиксация, это бу­дет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому не следует воспри­нимать обман ребенка как посягательство на свою родительскую способность. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что он не хочет волновать родителей. Для него это — ложь во благо себя и семьи. При проведении такого сложного разговора необходимо обращать внимание на вербальный и невербальный языки. Лучше всего организо­вать пространство в форме круга и убрать все барьеры между членами семьи. Нельзя допустить, чтобы ребенок оставался в закрытой позе. Что­бы «раскрыть» его, можно попросить его что-нибудь достать. При этом родители должны сами постараться сесть в открытую позу, манипулиро­вать правой рукой (это воспринимается как стремление установить отно­шения доверия), наклонять голову направо («я тебя внимательно слушаю»), говорить лишь о конкретных поступках, а не о личности ребенка в целом: «Не ты плохой, а твой поступок неправильный, но это можно исправить». Использовать выражение: «Я — Ты». Признать, что вы понимаете, как ре­бенку трудно в таком непростом случае сказать правду, что вы оба понима­ете, что произошло. Не нужно зацикливаться на идее обязательного вер­бального признания. Иногда, может быть, лучше дать ребенку возможность сохранить свое лицо, при этом необходимо обсудить с ним возможные выходы из ситуации. Нужно помнить, что пугающие пророчащие предска­зания имеют свойство сбываться.

8. Сообщение ведущих «Трудный разговор, или Что делать, если приемный ребенок ворует». В практике приема нередко семьи сталкива­ются с проблемой воровства. В основном крадут деньги, украшения. В большинстве случаев их используют, чтобы потрясти одноклассников, соседских детей, «купить» их дружбу. По-другому дети, воспитанные в депривационных условиях, не умеют налаживать отношения. В одной из пси­хологических научных школ считается, что дети крадут, потому что хотят вернуть украденную у них любовь. По нашим наблюдениям, через воров­ство они пытаются установить отношения привязанности. Они начинают воровать у тех, к кому лучше всего относятся. Интересно, что если в семье складываются теплые отношения, то дети начинают воровать в семье, если с учительницей — то у нее.

Для групповой дискуссии приводится конкретный случай решения проблемы кражи в замещающей семье.

Пример. Семья состоит из родителей, взрослого сына, кровной и приемной дочерей. Детям соответственно 14 и 12 лет. В последнее время члены семьи стали замечать пропажу денег. Сначала опустоша­лись карманы, потом начали пропадать деньги из кошелька, затем из тайника, где хранились семейная касса. Члены семьи впервые столк­нулись с подобной проблемой. Им было неудобно обсуждать ее с де­вочкой — приемной дочерью: очень боялись обидеть. Дошло до того, что стоило выйти из комнаты, как она бросалась к кошелькам. Сын поймал ее за воровством. Девочка плакала и клялась, что он ошибает­ся: она тут ни при чем. Семья решилась на разговор. Вместе со специалистом службы сопровождения каждый член семьи написал неболь­шое письмо девочке, где описывал сначала свои чувства, мысли, кото­рые у него возникли во время первой встречи с ней. «Когда я тебя впервые увидел, — писал брат, — то подумал: «Хорошая девчонка, мы обязательно поладим». Мне захотелось защитить тебя. Я был рад, что ты будешь жить в нашей семье». Затем шло описание поведения девочки во время воровства и своих чувств по поводу этого. «Я вы­шел из комнаты и увидел, как ты на цыпочках побежала туда, лицо твое горело, ты пыталась сдержать дыхание, но у тебя это плохо полу­чалось. Мне стало жалко тебя, ведь мы считаем тебя своей сестрой, а ты не можешь нам довериться и вместо нашей любви предпочитаешь довольствоваться ее заменителем. Мне стало обидно за себя, я почув­ствовал, что меня предают. Я понимаю, что тебе трудно справиться с собой. По-видимому, тебя «что-то тащит» к этим деньгам. Я хотел бы понять, возможно ли, чтобы мы жили вместе, доверяя друг другу, и что нам для этого сделать».

После ужина девочку попросили остаться. Каждый член семьи читал свои письма. Девочка сидела не шелохнувшись. Затем она при­несла деньги, которые не успела потратить. (Тратила она в основном на девочек, с которыми хотела подружиться в новом классе.) После этого было принято решение вместе контролировать количество де­нег в доме. Это поручили маме. Вместе с приемной дочерью они каж­дый вечер пересчитывали деньги в доме, распределяли их на покуп­ки, записывали все траты.

Договорились также о сумме на карманные деньги. После месяца ежевечернего контроля пересчитывание денег прекратили, оставили только совместное распределение бюджета семьи. Случаи кражи не повторялись.

Вопросы для обсуждения:

- Как объяснить воровство приемной девочки?

- Что чувствовали члены семьи, когда обнаружили воровство?

- Правильно ли поступили члены семьи, таким образом отреагиро­вав на ситуацию воровства в семье?

- Что из поведения членов семьи вам показалось более эффективным?

- Как бы вы поступили, если бы обнаружили пропажу денег в своей семье?

9. Ролевая игра «Трудный разговор». Члены группы рассчитывают­ся на первый-второй и образуют две группы: родительскую, детскую. В малых группах обсуждают темы для ролевой игры и поведение испол­нителя роли. Разыгрывается несколько ситуаций по выбору участников. Анализируется видеозапись работы.

10.Упражнение «Горячий стул». Члены одной семьи садятся в центр остальные участники занятия по кругу говорят ей о ее ресурсах.

11.Рефлексия результатов занятия. Каждый член семьи говорит о том, чем были для него занятия курса.

12.Домашнее задание

Обращение ведущих. Следующее занятие будет совместным с вашими будущими приемными детьми. После этого они в скором времени придут к вам в гости (гостевая семья). Возьмите план своей квартиры и еще раз отметьте пространство каждого члена семьи, включая приемного ребенка.

Напишите сочинение «Моя семья», которое можно будет прочитать ребенку. Опишите в нем, как вы его ждете, как готовитесь к тому, что он будет у вас жить, как вы представляете вашу совместную жизнь.

Упражнения к тренингу совместной подготовки семьи и ребенка к приему

Тренинг проводится после подбора семьи и ребенка и первого знаком­ства. Описание целей, задач, основных подходов к тренингу смотрите на странице 43.

Структурно каждое занятие делится на две части: первая часть — со­вместная работа семьи с ребенком (упражнения); вторая часть — анализ совместной работы по материалам видеозаписи (см. вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения).

Материалы и оборудование: видеоаппаратура, напольный ковер, крес­ла, подушки, мешки из мягкого эластичного материала, игровое тесто (го­товится участниками после третьего занятия в качестве домашнего зада­ния), красители для теста, ножницы, разноцветная клеенка, несколько ве­ревок длиной 1 метр каждая (по количеству членов каждой семьи + 2) и несколько веревок по 6 метров, листы ватмана, фломастеры, карандаши или мелки, линейки, бейджи, спортивные костюмы.

Занятие 1. Знакомство

Задача: установление контакта между членами семьи и будущим при­емным ребенком.

Упражнение 1. «Имя». Все садятся в один большой круг. Первый (ве­дущий) произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа вместе повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

Упражнение 2. «Двойной велосипед». Группа расходится по семь­ям, упражнение выполняется в парах по кругу.

Родители начинают выполнять упражнение в паре: сначала имитиру­ют движение колес велосипеда при помощи ладоней (ладони прижаты друг к другу): затем лежа, при помощи ног (ступни прижаты друг к другу); к ним присоединяются остальные члены семьи. Каждый член семьи дол­жен выполнить упражнение в паре с приемным ребенком.

Упражнение 3. «Семейка слепых». Каждая семья образует тесный круг. Все сидят с закрытыми глазами. По очереди каждый член семьи са­дится в центр. Тот, кто сидит в центре, по кругу прикасается к каждому члену семьи: к рукам, волосам, лицу. Затем остальные члены семьи по очереди прикасаются к сидящему в центре. Он говорит: «тепло», если ему приятно, «холодно», если нет. Как только ребенок говорит «холодно», при­косновения прекращаются.

Упражнение 4. «Тоннель» (имитация рождения). Все (дети, члены бу­дущей замещающей семьи) строят тоннель из стульев. Каждый ребенок по очереди проползает под ними на коленях или по-пластунски (имитация про­хождения по родовым путям). В конце тоннеля его встречают будущие заме­щающие родители, которые протягивает к нему руки, чтобы помочь вылезти из тоннеля, называют ребенка по имени и с воодушевлением приветствуют его (мы ждали тебя, мы рады тебе). Остальным членам группы предлагается поаплодировать и выразить радость по поводу появления ребенка.

Упражнение 5. «Яйцо» (имитация рождения). Ребенок пытается пред­ставить себя птенцом, которому предстоит вылупиться из яйца. Он садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Будущая приемная мать подходит к ребенку, садится сзади, обхва­тывает его руками и ногами, изображая скорлупу (она прикасается к нему настолько, насколько позволяет сам ребенок), и предлагает цыпленку вылупляться. Она помогает ему выйти из скорлупы, поворачивает его лицом к себе и радостно говорит: «Наконец-то наш цыпленок вылупился».

Упражнение 6. Дыхательное. Все ложатся на спину в большом кру­ге, головой в центр круга, руки на животе соседа. Будущие приемные дети лежат между отцом и матерью. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Затем каждого просят представить са­мый приятный для него момент на занятии и улыбнуться.

Упражнение 7. «Поддержка». Каждая семья садится в круг и состав­ляет для ребенка перечень качеств, которые в нем понравились. Договари­ваются о встрече на следующем занятии, обмениваются самодельными подарками. Дети уходят, и члены семьи обсуждают видеозапись занятия.

Примечание. После каждого упражнения участники дают отчет о том, как они его выполняли, что у них получилось, а что не удалось выполнить, что они чувствуют. Упражнения 4 и 5 — два варианта одного упражнения. Упражнения 4 — для школьников, 5 — для дошкольников.

Вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения:

- Что вы чувствовали в контакте с ребенком?

- Насколько близок был ваш контакт?

- Как вел в нем себя ребенок?

- Что можно было бы сделать, чтобы ваш контакт был более эффек­тивным?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.051 с.)