Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевая игра «Первое посещение ребенком будущей приемной семьи»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первое посещение — это «пробный шар» приема. По времени оно длится от двух дней (выходные) до одной недели, если совпадает с каникулами. Три первые сцены разыгрываются ведущими, которые выступают в роли детей, и «симулянтными» семьями. С каждым ребенком могут работать одна-две семьи. Поведение будущих приемных детей несколько утрированно изображается ведущими. 1-й ребенок: возраст 7—9 лет, в поведении гиперрасторможен, бегает по квартире, открывает все ящики, все время просит: «Дай это, дай то». 2-й ребенок: возраст 3—5 лет, замкнут, явно растерян и испуган, пытается спрятаться, плачет. 3-й ребенок: возраст 12—13 лет, насторожен, критичен, пытается выяснить, что он за это получит, если будет жить в семье. Задача для «ребенка» — стараться вести себя в соответствии с ролью. Инструкция. Вы первый раз привели ребенка домой. До этого вы встречались с ним только в детском доме (приюте), где проходили подготовку. Кто-то из членов семьи (вы сами должны решить кто) привозит ребенка домой. Дома его уже ждут, волнуются, готовятся, планируют встречу. Приходит ребенок и... все начинается. Игра записывается на видеокамеру, затем видеоматериал обсуждается. Вопросы к исполнителю роли ребенка: - Удалось ли семье изменить ваше состояние? - Что члены семьи предприняли, чтобы его изменить? - Какие действия семьи были более эффективными, какие только провоцировали вас? - Как вы чувствовали себя в этой семье? - Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с семьей? Вопросы к исполнителям ролей членов семьи: - Удалось ли вам изменить состояние ребенка? - Что вы предприняли, чтобы его изменить? - Какие из ваших действий были более эффективными, какие только провоцировали его? - Как вы чувствовали себя в контакте с ребенком? - Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с ребенком? 5. Сообщение ведущих. Ощущения ребенка-сироты в приемной семье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома. Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока неопределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенапряжение, которое и управляет его поведением. Семья должна быть готова к подобному состоянию ребенка. В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ребенка поле неопределенности. Для этого его можно провести по дому, познакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Все вещи,"которые дороги вам и которые можно разбить или «взять на память», лучше всего убрать на недосягаемый уровень. Еще в детском доме нужно обязательно обсудить с ним детальный план жизни на это время, сначала напоминать ему последовательность действий, потом попросить, чтобы он сам это делал (ребенок сам должен контролировать ситуацию). В этот день желательно не приглашать никого в гости - будет меньше поводов для напряжения. Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса. Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполняла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке. Если ребенок гиперрасторможен, то, возможно, таким образом, он хочет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ребенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили). В таком случае его на некоторое время нужно оставить без публики, выйти из комнаты, объявить тайм-аут. Тайм-аут — это техника, которая была обоснована психологами, занимающимися изучением поведения. Каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему объявляют перерыв (тайм-аут), и это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У гиперрасторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непродолжительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вниманием, т.е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи. Если ребенок замкнулся, то его тоже на какое-то время можно оставить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необходимо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его потом ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обращаетесь к ней, шепча ей что-то «на ушко», и он вам отвечает так же. Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывался, у него накопилось много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в референтной группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть другие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному социальному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подготовиться и в плане обсуждения тем из его культурного поля. Желательно не «заглатывать наживку» провоцирующего поведения. В конце «гостевания» необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, составить список его положительных качеств (вспомните первое занятие), договориться о конкретных будущих действиях. 6. Ролевая игра «Обман». Ведущие разыгрывают следующую ситуацию. Ребенок (12 лет) исправил в дневнике оценки за четверть. Стер их так, что можно заметить подделку. На недоуменный вопрос родителей клянется, что это спутала учительница. Его посылают за подписью учительницы, и он приносит ее, хотя видно, что это подделка. Но ребенок продолжает стоять на своем. Организация пространства, позы играющих: ребенок сидит, опустив голову, то скрещивая руки на груди, то пряча их в карманы, напротив родителей, их разделяет стол. Мать держит в правой руке дневник и в такт своей речи размахивает левой. Отец сидит, отклонившись влево, его ноги и руки переплетены. Мать: Зачем ты нас обманываешь? Ты что, считаешь нас дураками? Ребенок: Это правда. Учительница мне их выставила, она просто ошиблась, поэтому кое-где подтерла, это ее подпись. Отец: Как тебе не стыдно? Мы что, к тебе плохо относимся? Ребенок (кричит): Я говорю правду! Почему вы мне не верите? Папа: Что ты кричишь? Ты же явно врешь! Мы с тобой завтра пойдем в школу, и учительница все скажет. Мама: Будешь врать нам — попадешь в тюрьму. А не будешь учиться — станешь дворником. Папа: Рассказывай, зачем ты подделал оценки? Ребенок: Я этого не делал... Вопросы для «родителей»: - Какова была цель вашего разговора с ребенком? - Каким образом вы пытались ее добиться? - Что вы чувствовал! в процессе диалога? - Что чувствовал ребенок? Вопросы для «ребенка»: - Что вы чувствовали в контакте с родителями? - Что заставляло вас вести себя именно таким образом? - Что чувствовали родители в процессе диалога? Вопросы группе: - Что выражала поза участников диалога? - Насколько она соответствовала содержанию высказывания? - Насколько было хорошо организовано пространство? 7. Сообщение ведущих. Это одна из наиболее типичных ситуаций. Ребенок стоит на своем, несмотря на очевидность обмана. Приемные родители, как правило, крайне болезненно относятся к таким ситуациям. Чувствует себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что приемные дети не ценят их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами будущего. Нередко происходит смещение точки цели. Для родителей наиболее важным становится именно признание ребенка, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и ребенка требованиями признания, ставят свое самоуважение как родителей в зависимость от того, признается ребенок или нет. В результате каждый из участников контакта «зацикливается» на роли: «прокурор» — «обвиняемый». «Прокурор» обвиняет — «обвиняемый» все отрицает. Ребенок, воспитанный в ситуации депривации, не склонен доверять благим намерениям окружающих. Чем больше на него давят, требуя признания, тем больше он сопротивляется. Это нередко вызывает еще большее раздражение у родителей, чем сам проступок. Раздражение реализуется в наказании. Ребенок начинает переживать стереотипную для себя ситуацию, которая подтверждает его депривационную картину мира: мир враждебен, неуправляем, незачем ему доверять. Разыгрывание подобных сценариев становится стереотипом взаимоотношений родителей с детьми, особенно приемными. Разбор невербального поведения играющих. Сама организация пространства препятствует установлению контакта. Стол становится барьером, разделяющим родителей и ребенка. Позиция «напротив» создает конфронтацию в отношениях. Позы также не способствуют доверительным отношениям. Ребенок сидит в так называемой закрытой позе, что не позволяет ему «услышать» слова родителей. В принципе, контакту в этот момент он недоступен. Дневник в руке матери — барьер, который также становится препятствием к контакту. Манипулирование левой рукой, как правило, другим воспринимается как отторгающий жест. Не лучше поза и у отца. Отклонение корпуса влево сигнализирует о критическом отношении к происходящему. Переплетение рук и ног демонстрирует нежелание вступать в контакт. Что же сделать, чтобы ребенок не обманывал? Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Таким способом ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожающего ему мира. Не признаешься - останешься цел. Привычка - это стереотип поведения. Он возникает снова и снова в стереотипной ситуации. Ребенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реакциями. Если что-то когда-то вызвало тошноту и произошла фиксация, это будет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому не следует воспринимать обман ребенка как посягательство на свою родительскую способность. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что он не хочет волновать родителей. Для него это — ложь во благо себя и семьи. При проведении такого сложного разговора необходимо обращать внимание на вербальный и невербальный языки. Лучше всего организовать пространство в форме круга и убрать все барьеры между членами семьи. Нельзя допустить, чтобы ребенок оставался в закрытой позе. Чтобы «раскрыть» его, можно попросить его что-нибудь достать. При этом родители должны сами постараться сесть в открытую позу, манипулировать правой рукой (это воспринимается как стремление установить отношения доверия), наклонять голову направо («я тебя внимательно слушаю»), говорить лишь о конкретных поступках, а не о личности ребенка в целом: «Не ты плохой, а твой поступок неправильный, но это можно исправить». Использовать выражение: «Я — Ты». Признать, что вы понимаете, как ребенку трудно в таком непростом случае сказать правду, что вы оба понимаете, что произошло. Не нужно зацикливаться на идее обязательного вербального признания. Иногда, может быть, лучше дать ребенку возможность сохранить свое лицо, при этом необходимо обсудить с ним возможные выходы из ситуации. Нужно помнить, что пугающие пророчащие предсказания имеют свойство сбываться. 8. Сообщение ведущих «Трудный разговор, или Что делать, если приемный ребенок ворует». В практике приема нередко семьи сталкиваются с проблемой воровства. В основном крадут деньги, украшения. В большинстве случаев их используют, чтобы потрясти одноклассников, соседских детей, «купить» их дружбу. По-другому дети, воспитанные в депривационных условиях, не умеют налаживать отношения. В одной из психологических научных школ считается, что дети крадут, потому что хотят вернуть украденную у них любовь. По нашим наблюдениям, через воровство они пытаются установить отношения привязанности. Они начинают воровать у тех, к кому лучше всего относятся. Интересно, что если в семье складываются теплые отношения, то дети начинают воровать в семье, если с учительницей — то у нее. Для групповой дискуссии приводится конкретный случай решения проблемы кражи в замещающей семье. Пример. Семья состоит из родителей, взрослого сына, кровной и приемной дочерей. Детям соответственно 14 и 12 лет. В последнее время члены семьи стали замечать пропажу денег. Сначала опустошались карманы, потом начали пропадать деньги из кошелька, затем из тайника, где хранились семейная касса. Члены семьи впервые столкнулись с подобной проблемой. Им было неудобно обсуждать ее с девочкой — приемной дочерью: очень боялись обидеть. Дошло до того, что стоило выйти из комнаты, как она бросалась к кошелькам. Сын поймал ее за воровством. Девочка плакала и клялась, что он ошибается: она тут ни при чем. Семья решилась на разговор. Вместе со специалистом службы сопровождения каждый член семьи написал небольшое письмо девочке, где описывал сначала свои чувства, мысли, которые у него возникли во время первой встречи с ней. «Когда я тебя впервые увидел, — писал брат, — то подумал: «Хорошая девчонка, мы обязательно поладим». Мне захотелось защитить тебя. Я был рад, что ты будешь жить в нашей семье». Затем шло описание поведения девочки во время воровства и своих чувств по поводу этого. «Я вышел из комнаты и увидел, как ты на цыпочках побежала туда, лицо твое горело, ты пыталась сдержать дыхание, но у тебя это плохо получалось. Мне стало жалко тебя, ведь мы считаем тебя своей сестрой, а ты не можешь нам довериться и вместо нашей любви предпочитаешь довольствоваться ее заменителем. Мне стало обидно за себя, я почувствовал, что меня предают. Я понимаю, что тебе трудно справиться с собой. По-видимому, тебя «что-то тащит» к этим деньгам. Я хотел бы понять, возможно ли, чтобы мы жили вместе, доверяя друг другу, и что нам для этого сделать». После ужина девочку попросили остаться. Каждый член семьи читал свои письма. Девочка сидела не шелохнувшись. Затем она принесла деньги, которые не успела потратить. (Тратила она в основном на девочек, с которыми хотела подружиться в новом классе.) После этого было принято решение вместе контролировать количество денег в доме. Это поручили маме. Вместе с приемной дочерью они каждый вечер пересчитывали деньги в доме, распределяли их на покупки, записывали все траты. Договорились также о сумме на карманные деньги. После месяца ежевечернего контроля пересчитывание денег прекратили, оставили только совместное распределение бюджета семьи. Случаи кражи не повторялись. Вопросы для обсуждения: - Как объяснить воровство приемной девочки? - Что чувствовали члены семьи, когда обнаружили воровство? - Правильно ли поступили члены семьи, таким образом отреагировав на ситуацию воровства в семье? - Что из поведения членов семьи вам показалось более эффективным? - Как бы вы поступили, если бы обнаружили пропажу денег в своей семье? 9. Ролевая игра «Трудный разговор». Члены группы рассчитываются на первый-второй и образуют две группы: родительскую, детскую. В малых группах обсуждают темы для ролевой игры и поведение исполнителя роли. Разыгрывается несколько ситуаций по выбору участников. Анализируется видеозапись работы. 10.Упражнение «Горячий стул». Члены одной семьи садятся в центр остальные участники занятия по кругу говорят ей о ее ресурсах. 11.Рефлексия результатов занятия. Каждый член семьи говорит о том, чем были для него занятия курса. 12.Домашнее задание Обращение ведущих. Следующее занятие будет совместным с вашими будущими приемными детьми. После этого они в скором времени придут к вам в гости (гостевая семья). Возьмите план своей квартиры и еще раз отметьте пространство каждого члена семьи, включая приемного ребенка. Напишите сочинение «Моя семья», которое можно будет прочитать ребенку. Опишите в нем, как вы его ждете, как готовитесь к тому, что он будет у вас жить, как вы представляете вашу совместную жизнь. Упражнения к тренингу совместной подготовки семьи и ребенка к приему Тренинг проводится после подбора семьи и ребенка и первого знакомства. Описание целей, задач, основных подходов к тренингу смотрите на странице 43. Структурно каждое занятие делится на две части: первая часть — совместная работа семьи с ребенком (упражнения); вторая часть — анализ совместной работы по материалам видеозаписи (см. вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения). Материалы и оборудование: видеоаппаратура, напольный ковер, кресла, подушки, мешки из мягкого эластичного материала, игровое тесто (готовится участниками после третьего занятия в качестве домашнего задания), красители для теста, ножницы, разноцветная клеенка, несколько веревок длиной 1 метр каждая (по количеству членов каждой семьи + 2) и несколько веревок по 6 метров, листы ватмана, фломастеры, карандаши или мелки, линейки, бейджи, спортивные костюмы. Занятие 1. Знакомство Задача: установление контакта между членами семьи и будущим приемным ребенком. Упражнение 1. «Имя». Все садятся в один большой круг. Первый (ведущий) произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа вместе повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева. Упражнение 2. «Двойной велосипед». Группа расходится по семьям, упражнение выполняется в парах по кругу. Родители начинают выполнять упражнение в паре: сначала имитируют движение колес велосипеда при помощи ладоней (ладони прижаты друг к другу): затем лежа, при помощи ног (ступни прижаты друг к другу); к ним присоединяются остальные члены семьи. Каждый член семьи должен выполнить упражнение в паре с приемным ребенком. Упражнение 3. «Семейка слепых». Каждая семья образует тесный круг. Все сидят с закрытыми глазами. По очереди каждый член семьи садится в центр. Тот, кто сидит в центре, по кругу прикасается к каждому члену семьи: к рукам, волосам, лицу. Затем остальные члены семьи по очереди прикасаются к сидящему в центре. Он говорит: «тепло», если ему приятно, «холодно», если нет. Как только ребенок говорит «холодно», прикосновения прекращаются. Упражнение 4. «Тоннель» (имитация рождения). Все (дети, члены будущей замещающей семьи) строят тоннель из стульев. Каждый ребенок по очереди проползает под ними на коленях или по-пластунски (имитация прохождения по родовым путям). В конце тоннеля его встречают будущие замещающие родители, которые протягивает к нему руки, чтобы помочь вылезти из тоннеля, называют ребенка по имени и с воодушевлением приветствуют его (мы ждали тебя, мы рады тебе). Остальным членам группы предлагается поаплодировать и выразить радость по поводу появления ребенка. Упражнение 5. «Яйцо» (имитация рождения). Ребенок пытается представить себя птенцом, которому предстоит вылупиться из яйца. Он садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Будущая приемная мать подходит к ребенку, садится сзади, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу (она прикасается к нему настолько, насколько позволяет сам ребенок), и предлагает цыпленку вылупляться. Она помогает ему выйти из скорлупы, поворачивает его лицом к себе и радостно говорит: «Наконец-то наш цыпленок вылупился». Упражнение 6. Дыхательное. Все ложатся на спину в большом круге, головой в центр круга, руки на животе соседа. Будущие приемные дети лежат между отцом и матерью. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Затем каждого просят представить самый приятный для него момент на занятии и улыбнуться. Упражнение 7. «Поддержка». Каждая семья садится в круг и составляет для ребенка перечень качеств, которые в нем понравились. Договариваются о встрече на следующем занятии, обмениваются самодельными подарками. Дети уходят, и члены семьи обсуждают видеозапись занятия. Примечание. После каждого упражнения участники дают отчет о том, как они его выполняли, что у них получилось, а что не удалось выполнить, что они чувствуют. Упражнения 4 и 5 — два варианта одного упражнения. Упражнения 4 — для школьников, 5 — для дошкольников. Вопросы к членам семьи при разборе видеозаписи упражнения: - Что вы чувствовали в контакте с ребенком? - Насколько близок был ваш контакт? - Как вел в нем себя ребенок? - Что можно было бы сделать, чтобы ваш контакт был более эффективным?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.018 с.) |