Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемных родителей; права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и порядок образования приемной семьи. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны[683]. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж:, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей[684]. В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств[685]. В конце 80-х — начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[686]. Однако, окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение. В соответствии с п. 2 ст. 151 СК постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено Положение о приемной семье[687]. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК)! Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в- орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К заявлению должно быть приложено действующее в течение одного года заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье). В Москве договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается с приемными родителями главой Управы района[688]. Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК). Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: "приемные родители" и "приемный ребенок". В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье). Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в семью определяется ст. 152 СК. Из нее следует, что данный договор должен обязательно предусматривать: а) условия содержания, воспитания и образования ребенка; б) срок, на который ребенок помещается в приемную семью; в) права и обязанности приемных родителей; г) обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства; д) основания и последствия прекращения договора. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту жительства (нахождения) ребенка. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются в договоре приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей. В договоре указывается срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью представлена в Приложении № 1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст примерного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью могут быть внесены по соглашению сторон с учетом конкретной жизненной ситуации. В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей: а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; б) создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка; г) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка; д) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах); е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (Приложение № 1 к Положению о приемной семье). В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется: а) ежемесячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе; б) ежеквартально пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка с учетом изменения цен на товары и услуги; в) ежемесячно производить в установленном размере оплату труда приемным родителям и дополнительную оплату труда (на каждого взятого на воспитание в семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и др.); г) выделить приемным родителям в согласованный срок квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка (детей), если они взяли на воспитание не менее трех детей и не имеют необходимого жилого помещения (Приложение № 1 к Положению о приемной семье). В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть также предусмотрено прикрепление приемной семьи для приобретения продуктов питания к конкретной базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др. Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых в семью на воспитание детей (п. 1 ст. 152 СК), В таком же порядке приемным семьям могут предоставляться льготы различного характера. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места, проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; в) принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов; г) выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей; д) оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов, инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв. Указанные положения закреплены в законодательстве некоторых субъектов РФ[689]. В целом законодательство субъектов Российской Федерации содержит нормы о льготах приемным семьям безотносительно от того, создали они крестьянское (фермерское) хозяйство или нет, значительно более широкого объема. В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот социального и жилищного характера, предоставляемых в регионах приемным семьям, к которым относятся: предоставление скидки в размере до 50 процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон[690]; предоставление земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога[691]; преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения[692]; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью — от 42 до 56 дней[693]. В некоторых регионах приемные семьи по льготам приравниваются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них дополнительных прав и преимуществ[694]. Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается на местах по-разному. Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве"[695] закреплено, что заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования. В ст. 9 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области"[696] установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере максимальной ставки оплаты труда воспитателя (без категории) по единой тарифной сетке без учета стажа работы пропорционально количеству находящихся на воспитании детей. При этом предусмотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предусмотрен ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье"[697], ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"[698]. В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области"[699] определено, что оплата труда приемных родителей составляет от трех до девяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда с повышением на тридцать процентов за каждого последующего за третьим приемным ребенком[700]. Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье следует отразить в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Споры, возникающие между сторонами (то есть между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд. Досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Тем не менее, Семейным кодексом допускается досрочное расторжение договора. Основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью как по инициативе приемных родителей, так и по инициативе органа опеки и попечительства, предусмотрены п. 2 ст. 152 СК. Так, по просьбе приемных родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин (болезнь приемных родителей; отсутствие взаимопонимания с ребенком; изменение семейного или имущественного положения приемных родителей; конфликтные отношения между детьми и др.). Основаниями досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечительства могут являться такие обстоятельства, как возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, а также возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка. Кроме того, стороны вправе расторгнуть договор при невыполнении его условий (в договоре должны быть определены условия, невыполнение которых дает право сторонам на досрочное расторжение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора — в судебном порядке. Права и обязанности приемных родителей. Приемными родителями могут стать только совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Закон (п. 1 ст. 153 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителями. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены: а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК), или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК); б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (ст. 69—71, 73 СК); в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) (п. 3 ст. 39 ГК); г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст. 141 СК); д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542[701] (о содержании Перечня см. § 2 настоящей главы). Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ[702]. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 153 СК; п. 7—11 Положения о приемной семье). Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приёмную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями, При этом в соответствии с п. 2 ст. 146 СК обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные личные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей приемных родителей, Семейным кодексом и Положением о приемной семье не установлены, что предполагает необходимость индивидуального подхода органа опеки и попечительства к решению данного вопроса в каждом конкретном случае. В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье). Заключение органа опеки и попечительства о возможности лица быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения. Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью (п. 11 Положения о приемной семье). Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Согласно п. 3 ст. 153 СК приемные родители по отношению к принятому па воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), предусмотренными ст. 36—38 ГК и ст. 150 СК. Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Принципиально важно, что права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (п. 16—17 Положения о приемной семье). Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 ГК; п. 17 Положения о приемной семье); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (п. 2 ст. 32 ГК; ст. 150 СК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п. 2 ст. 33 ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье); распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного ребенка. Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п. 2 ст. 150 СК). При необходимости приемные родители, как законные представители приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании (ст. 10 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений (п. 5 Положения о приемной семье). Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка (ст. 55 и 150 СК). Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка (Приложение № 2 к Положению о приемной семье). Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью. На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими; дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов; дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений; дети,, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 и п. 1 ст. 154 СК; п. 20 Положения о приемной семье). На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье). Законом (п. 2 ст. 154 СК) установлено, что предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ребенка (детей) орган опеки и попечительства: а) предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью; б) выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация воспитательных учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок (п. 12, 22—23 Положения о приемной семье). Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия (п. 3 ст. 154 СК). По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Поэтому дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе). Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера (п. 9 Положения о приемной семье). В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного или лечебно-профилактического учреждения передают приемным родителям необходимые документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении. Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье). Приемным родителям представляется также медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка[703]. При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК). Так, Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и переданных в приемную семью), могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей. Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством случаях. В частности, пособия выплачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: 'военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы; судебных приставов; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями)[704]. Причитающиеся ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье). Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, причитающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей. При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися в приемной семье, права собственности на принадлежащее им жилое помещение вытекает из соответствующих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК; ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение. Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания в приемной семье, если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены его семьи (ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 5 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ). Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" они имеют право получить вне очереди жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитан
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.017 с.) |