Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

Поиск

 

Для лиц, вступающих, в брак, весьма важно знать о состо­янии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инспекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т. п.). В связи с этим ст. 15 СК предусматри­вает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения. Подобные консультации могут давать­ся всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, меди­ко-генетического и иного характера, перечень которых зако­ном не ограничен. Так, в соответствии со ст. 22 Основ.законо­дательства РФ об охране здоровья граждан каждый гражда­нин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия соци­ально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предуп­реждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводятся только при условии их согласия, то есть на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Однако следует иметь в виду, что в ст. 15 СК установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследова­ния составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согла­сия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включа­ют в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагно­зе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошед­шего обследование (или его законного представителя), на пере­дачу другим лицам сведений о результатах медицинского об­следования является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и рассматриваемую. В этих целях закон предусматривает требование, по которому граж­данину перед проведением обследования предварительно дол­жна быть подтверждена гарантия конфиденциальности пере­даваемых им сведений. Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, что предусматривается и ст. 31, 61 Основ зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан.

Из смысла ст. 41 Конституции РФ и ст. 14 Основ законода­тельства РФ об охране здоровья граждан следует, что меди­цинские услуги по проведению обследования и консультаций могут предоставляться лицам, вступающим в брак, также и учреждениями частной системы здравоохранения, но не безвоз­мездно, а за плату. В таком порядке по желанию лиц, вступаю­щих в брак, могут быть проведены обследования по самым раз­нообразным вопросам медико-генетического характера. В част­ности, сегодня возможны обследования и консультации даже по определению пола будущего ребенка.

Медицинское обследование (освидетельствование) в учреж­дениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, в том числе и анонимное, может по просьбе лиц, вступающих в брак, производиться целенаправленно: в целях выявления ВИЧ-инфекции, то есть заболевания, вызы­ваемого вирусом иммунодефицита человека.

Это связано с особой опасностью данного заболевания, которое порой является неизлечимым и создает угрозу безо­пасности окружающих и, прежде всего, членов семьи инфи­цированного лица. По результатам обследования лицо, у кото­рого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимос­ти соблюдения мер предосторожности в целях исключения рас­пространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения друго­го лица[223]. Лицо, страдающее ВИЧ-инфекцией или венеричес­кой болезнью и знающее об этом, при вступлении в брак заве­домо ставит в опасность заражения своего супруга. Поэтому сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, наличия у него такого заболевания согласно п. 3 ст. 15 СК дает право другому лицу для обращения в суд с требованием о признании заклю­ченного брака недействительным. В этом случае, как следует из п. 4 ст. 169 СК и ст. 181 ГК, иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак болезни. Установленная п. 3 ст. 15 СК норма имеет важное значение для соблюдения законных прав и интересов добросовестного супруга), есть супруга, права которого нарушены заключением такого брака) с учетом значительной распространенности в РФ венерических заболеваний. Так, в период с 1990 г. по 1995 г. количество больных сифилисом с впервые установленным диагнозом возросло более чем в 30 раз (с 4085 до 131197), а состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях — в 8 раз (с 47,7 тыс. до 384,9 тыс.)[224].

При определенных обстоятельствах действия, ставящие в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, в соответствии с ч. 1 ст. 122 УК могут повлечь наказание для виновного лица в виде ограничения свободы сроком до трех лет, либо арест сроком от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. Если же по вине вступившего в брак лица произошло заражение его супруга ВИЧ-инфекцией, то уголовно-правовые последствия согласно ч. 2 ст. 122 УК могут заключаться уже в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Уголовная ответственность предусмотрена и при заражении другого лица венерической болезнью (ст. 121 УК). Однако привлечение виновного супруга к уголовной ответственности и признание брака недействительным не во всех случаях может компенсировать вред, причиненный здоровью одного из супругов. В этой связи в литературе по семейному праву отмечается несовершенство редакции ст. 15 СК. Например, Антокольская М. В. полагает целесообразным предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того, как узнал о наличии у себя неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, или опасного инфекционного заболевания, как ВИЧ-инфекция, что позволило бы обеим сторонам принять осознанное решение о заключении брака в связи со значительным риском передачи заболеваний по наследству[225].

Другие авторы предлагают ввести обязательное предварительное медицинское освидетельствование на наличие вируса ВИЧ-инфекции у лиц, вступающих в брак, с последующим представлением соответствующей справки органу загса и соответственно установить обязанность органов загса предупреждать гражданина о том, что его избранник является носи­телем ВИЧ-инфекции[226].

В отличие от РФ законодательством некоторых зарубеж­ных государств предусматривается обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак. В частности, данная процедура является обязательной согласно ст. 63 Гражданско­го кодекса Франции, хотя результаты медицинского обследо­вания фактически не могут служить препятствием для вступ­ления в брак. Законодательство ряда штатов США также уста­навливает обязательное медицинское освидетельствование бу­дущих супругов с целью предупреждения заключения брака с лицом, страдающим хронической болезнью[227].

Порядок заключения брака

 

В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (то есть граж­данская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключен­ный на территории РФ любым иным способом и в другом уч­реждении, помимо органа загса, не признается и не порожда­ет никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (то есть светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государ­ственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состоя­ния"[228]. Этим же декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключе­ние декретом и другими нормативными актами делалось толь­ко для религиозных браков, совершенных до образования или постановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистри­рованным и не нуждались в последующей регистрации в орга­нах загса. СК делает единственное исключение (п. 7 ст. 169) для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обря­дам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны до восстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.

Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в РФ фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юриди­ческую силу только при его государственной регистрации в органах загса.

Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фак­тических брачных отношений мужчины и женщины без госу­дарственной регистрации заключения брака, сколь бы длитель­ными ни были эти отношения. Фактические браки признава­лись наряду с зарегистрированными в период действия Кодек­са законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.[229] до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщи­нам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны ма­теринства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"»[230]. Этим указом устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанно­сти супругов, в связи с чем фактическим супругам предлага­лось оформить свои отношения путем регистрации брака с ука­занием срока фактической совместной жизни. Если фактичес­кий брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 8 июля 1944 г. Другим Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке призна­ния фактических, брачных отношений в случае смерти или про­пажи без вести на фронте одного из супругов"[231] было опреде­лено, что в тех случаях, когда фактические брачные отноше­ния, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли были быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратить­ся в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавше­го законодательства в порядке особого производства. Установ­ление судом фактических брачных отношений, возникших пос­ле 8 июля 1944 г., не допускается, поскольку закон не связы­вает с ними правовые последствия.

Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступа­ющих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государствен­ной регистрации заключения брака в органах загса, как уста­новлено п. 2. ст. 10 СК, возникают взаимные личные и имуще­ственные права и обязанности супругов. Подтверждением дан­ного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении брака и выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следу­ющие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рожде­ния, возраст, гражданство, национальность (вносится по жела­нию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего бра­ка (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в бра-ice), реквизиты документов, удостоверяющих личности заклю­чивших брак, дата заключения брака, дата составления и но­мер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке (ст. 29—30 Закона об актах гражданско­го состояния). Со вступлением в брак мужчина и женщина ста­новятся субъектами отношений, урегулированных нормами, как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и, что весьма важ­но, — обеспечивается правовой статус будущих детей супругов.

Таким образом, только зарегистрированный в установлен­ном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государ­ственной регистрации заключения брака[232]. В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственно связывает предо­ставление гражданам определенных льгот и преимуществ. На­пример, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения пер­вого брака выплачивается беспроцентная ссуда на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов их денежного содержа­ния[233].

Государственная регистрация актов гражданского состоя­ния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах госу­дарства. Посредством государственной регистрации заключе­ния брака представляющие государство органы загса выпол­няют следующие основные задачи:

контролируют соблюдение установленных законом поряд­ка и условий вступления в брак;

официально оформляют возникновение брачных отноше­ний между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные - интересы и потребности в создании семьи;

получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в РФ и выработке основ­ных направлений государственной семейной и демографичес­кой политики;

приобретают возможность осуществлять в будущем конт­роль за законностью возможных случаев расторжения брака.

Что касается браков между гражданами РФ, проживаю­щими за пределами территории России, то в соответствии со ст. 157 СК они заключаются в дипломатических представитель­ствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом (ст. 6 Закона об актах гражданского состояния) предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, ст. 158 СК уста­новлено, что за пределами РФ браки между гражданами РФ, могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением за­конодательства страны места их заключения, в том числе и по церковному обряду. Такие браки признаются действительными в РФ, если к их признанию нет препятствий, непосредственно предусмотренных ст. 14 СК.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламен­тируется ст. 11 СК, согласно которой заключение брака произ­водится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в РФ не разрешается. Причем при­сутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, не­зависимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной ре­гистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.

Желающие вступить в брак лично подают об этом совмес­тное письменное заявление по своему выбору в любой орган загса на территории РФ. В нем они должны подтвердить взаим­ное добровольное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотрен­ных ст. 14 СК. Кроме того, в совместном заявлении о заключе­нии брака лица, вступающие в брак, должны указать следую­щие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рожде­ния, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по жела­нию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, всту­пающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих лич­ности вступающих в брак. Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить документы, удостоверяющие личнос­ти вступающих в брак, а также документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо, всту­пающее в брак, ранее состояло в браке) и разрешение на вступ­ление в брак до достижения брачного возраста, если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним (ст. 26 За­кона об актах гражданского состояния).

Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче заявления обоих граждан, вступающих в брак, не­возможно или крайне затруднительно (отдаленность прожи­вания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т. п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. В этом случае подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке (ст. 35—37, 42 и 46 Основ законо­дательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I)[234]. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована государственным или частным нотариусом, а также специаль­но уполномоченными на это должностными лицами органов исполнительной власти, в случае отсутствия в населенном пун­кте нотариуса[235].

Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса заяв­ления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первона­чальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаим­ными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться I в орган загса в установленный срок для государственной реги­страции заключения брака. Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, дол­жно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. Пос­ле государственной регистрации заключения брака в последу­ющем брак может быть расторгнут или признан недействитель­ным лишь с соблюдением установленного законом порядка.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 СК, зак­лючение брака производится по истечении месяца со дня по­дачи в орган загса заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьез­ности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последующего месяца сро­ка (ст. 191—192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближай­ший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК). Следует за­метить, что установленный законом месячный срок для госу­дарственной регистрации заключения брака дает также воз­можность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретны­ми лицами. Орган загса обязан проверить — соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.

Необходимо иметь в виду, что орган загса вправе при на­личии уважительных причин как сократить установленный Кодексом месячный срок для заключения брака, так и увели­чить его, но не более чем на месяц, тогда как ранее этот срок в соответствии со ст. 14 КоБС мог быть увеличен до трех меся­цев. В самой статье не дается ни понятия, ни примерного пе­речня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем орга­на загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии сле­дующих обстоятельств, требующих более быстрого заключе­ния брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребен­ка в результате внебрачной связи, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п. Безусловно, что неко­торые обстоятельства должны быть подтверждены соответству­ющими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, ко­мандировочным удостоверением и т. п.).

С совместным заявлением о сокращении установленного законом срока для заключения брака обращаются сами вступа­ющие в брак (ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Что касается увеличения срока для заключения брака, то та­кое допускается на практике из-за нахождения одного из лиц, вступающих в брак, на стационарном лечении вследствие тя­желой болезни, отъезда, необходимости проверки сообщения наличии препятствий к браку и в других подобных случаях. Как следует из содержания п. 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, с совместным заявлением о продлении ме­рного срока обращаются в орган загса сами лица, вступаю­щие в брак. При увеличении органом загса срока для государственной регистрации заключения брака со дня подачи заявления о заключении брака до дня государственной регистрации заключения брака должно пройти не более двух месяцев.

Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган загса с заявлением об изменении месячного срока государственной реги­страции заключения брака ив том случае, когда дата регистра­ции брака уже назначена. При наличии необходимых уважитель­ных причин руководитель органа загса принимает соответствен­но решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.

Новым в порядке заключения брака в РФ является указа­ние п. 1 ст. 11 СК на возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (бере­менность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, командировка в так называемые "горячие точ­ки" и т. п.). Особые обстоятельства, на которые ссылаются лица, вступающие в брак, должны быть подтверждены соответству­ющими документами (например, справка медицинского учреж­дения о беременности или о рождении ребенка, справка о ме­сте работы, о командировке в небезопасные регионы и т. п.). Вопрос о возможности заключения брака в день подачи заяв­ления решается органом загса в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. В любом случае у лиц, вступа­ющих в брак, нет безусловного права как на сокращение срока государственной регистрации заключения брака, так и на зак­лючение брака в день подачи заявления даже при наличии уважительных причин.

Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах гражданского состояния она производится органами загса, а равно поселковой (сельской) администрацией в поряд­ке, установленном для регистрации актов гражданского состо­яния[236]. Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключе­ния брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведом­лены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.

Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке пре­дупреждаются должностным лицом органа загса об ответствен­ности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согла­сованию с лицами, желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации зак­лючения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе загса. По же­ланию лиц, вступающих в брак, орган загса обеспечивает тор­жественную обстановку государственной регистрации заклю­чения брака (выделяются благоустроенные помещения, при­глашаются свидетели, знакомые и т. п.).

Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация, заключения брака, как установлено п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом мес­те (на дому, в медицинской или иной организации), но при усло­вии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, нахо­дящимся под стражей или отбывающим наказание в местах ли­шения свободы, производится органом загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).

Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака.

 

За государственную регистрацию заключения брака, вклю­чая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда[237].

В документах, удостоверяющих личность лиц, вступив­ших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной служ­бы; военных билетах военнослужащих срочной службы, воен­ных строителей и курсантов), согласно п. 5 Положения о пас­порте гражданина РФ и п. 12 Описания бланка паспорта граж­данина РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, производится отметка о государствен­ной регистрации заключения брака с указанием фамилии, име­ни, отчества и года рождения другого супруга, места и време­ни регистрации брака[238]. Форма такой отметки (оттиска штампа) установлена приложением 4 к Инструкции о порядке выдачи, замены и учета паспортов гражданина РФ, утвержденной при­казом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605[239].

В соответствии с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ[240], ст. 11 СК устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них. Жало­ба на решение органа загса может быть подана по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по мес­ту нахождения органа загса (ст. 4 вышеназванного Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан"). В литературе высказано обоснованное, на наш взгляд, мнение о том, что п. 3 ст. 11 СК нуждается в расши­рительном толковании, то есть обжаловать в суд можно и нео­боснованный отказ органа загса сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а так­же необоснованный отказ в государственной регистрации зак­лючении брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств[241].

Семейное законодательство большинства зарубежных стран также предусматривает обязательную государственную регис­трацию заключения брака. Однако в некоторых государствам (Англия, Италия, Испания, Австралия, Скандинавские государства) допускается как гражданская, так и церковная форма брака. И лишь в нескольких странах (Андорра, Лихтенштейн, Кипр и др.) заключение брака для лиц определенного вероис­поведания возможно только в религиозной форме[242].

С учетом особой важности заключения брака в конституциях некоторых государств имеется указание на необходимость зако­нодательного регулирования связанной с этим процедуры. Так, в Конституции Испании (ст. 32) закреплено, что форма брака, брач­ный возраст, правоспособность, необходимая для его заключе­ния, должны регулироваться законом[243]. В соответствии со ст. 24 Конституции Японии законами должны регулироваться выбор супруга и другие вопросы, связанные с браком и семьей. При этом предусматривается, что эти законы должны составляться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов[244].

Согласно ст. 36. Конституции Португалии закон должен устанавливать необходимые условия заключения брака и по­следствий вступления в него независимо от формы соверше­ния церемонии[245]. Конституция Люксембурга (ст. 21) устанавли­вает, что гражданский брак должен всегда предшествовать церковному браку[246].

Примерно такой же подход закреплен и в конституциях ряда государств Восточной Европы (Албании, Болгарии, Ру­мынии, Республики Словения, Республики Хорватия), кото­рыми предусмотрена необходимость регулирования законом оснований и порядка заключения брака[247]. Аналогичные нормы имеются и в конституциях некоторых стран СНГ. В частности, и ч. 4 ст. 48 Конституции Республики Молдова закреплено, что условия заключения брака устанавливаются законом[248]. Конституциями Литовской Республики и Республики Словения специ­ально оговорена необходимость законодательного регулирова­ния государственной регистрации брака[249].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.022 с.)