Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имущественные права несовершеннолетних детей

Поиск

 

Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвящен­ной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам роди­тельской заботы. РФ является участником Конвенции о правах ребенка[360] с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребен­ка как самостоятельную личность, наделенную соответствую­щими правами, способную в определенной мере к их самосто­ятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соот­ветствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момент рождения. Дееспособность ребенка определяется ГК (ст. 21, 26—28 ГК) и соответствующими статьями СК. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК, эмансипация — ст. 27 ГК) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе (см., напр., п. 2 ст. 120 СК). Следует заметить что применяемые в СК и ГК термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны.

В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные права и имущественные права.

Личные права несовершеннолетних детей. К личным пра­вам несовершеннолетних детей относятся:

право жить и воспитываться в семье, (ст. 54 СК);

право на общение с родителями и другими родственника­ми (ст. 55 СК);

право на защиту (ст. 56 СК);

право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является предус­мотренное ст. 54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — роди­телей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вме­сте с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляет­ся на основании документов, удостоверяющих личность роди­телей (усыновителей), или документов, подтверждающих ус­тановление опеки, и свидетельства о рождении несовершен­нолетних. Регистрация по месту жительства несовершеннолет­них граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с вы­дачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Пос­ле достижения несовершеннолетним шестнадцати лет его ре­гистрация по месту жительства осуществляется на основании паспорта. Таким же образом в случае необходимости осуще­ствляется и регистрация несовершеннолетних граждан по мес­ту пребывания[361]. Поскольку Положением о паспорте граждани­на РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет[362], то регистра­ция места жительства или места пребывания несовершенно­летних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).

В соответствии со ст. 20—21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"[363] несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из РФ, но, как правило, совместно с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из РФ без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из РФ. В случае, если срок выезда превышает три месяца, то такое согласие должно быть также заверено органом опеки и попечительства. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из РФ, вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке.:

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении или ограничении родите­лей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раз­дельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых проце­дур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необхо­димым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка[364].

Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме из­ложенного права на совместное с проживание с родителями, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих ро­дителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возник­новение взаимных прав и обязанностей родителей и детей ос­новывается на происхождении детей от данных родителей (ст. 47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о роди­телях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разре­шен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родите­лей с тайной усыновления и тайной биологического происхож­дения ребенка (при применении методов искусственного опло­дотворения человека).[365]

Право ребенка знать своих родителей и право на их забо­ту неразрывно связано с правом детей на совместное прожи­вание с родителями, создающим наиболее благоприятные ус­ловия для проявления родителями всесторонней заботы о ре­бенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физичес­кого и духовного развития. Причем забота родителей о ребен­ке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принад­лежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопро­сов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, в том числе ребенка, неполноценного в умственном или физическом отношении (то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе), его уверенность в себе, активное уча­стие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего, воспитания ребенка.

В случаях утраты родительского попечения (отсутствие ро­дителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, при­знание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в се­мье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом согласно ст. 123 СК В предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в России издревле воспитывалось уважение у детей к кровным узам родства. Каждая степень ближайшего родства имела свое специальное наименование. В XVIII—XIX вв. была достаточно широко распространена практика передачи детей на воспитание близким родственникам, особенно бабушкам, на несколько месяцев или даже лет[366].

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более от­даленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе пра­дед (прабабка), дядя (тетя), племянник (племянница), двою­родные братья (сестры) и т. д.[367] Линия родства может быть пря­мой (восходящей и нисходящей) и боковой[368].

Представляется, что в конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответ­ствии с местными и национальными традициями. Определяю­щим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм обще­ния, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.

В Кодексе особо подчеркивается, что Право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях: а) рас­торжения брака родителей; б) признания брака родителей не­действительным; в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем под­тверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы. Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обсто­ятельств, поддерживать на регулярной основе личные отно­шения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую стра­ну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее[369]. На практике встречаются случаи игнорирования данного требо­вания, когда родитель — гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем — граж­данином РФ, увозит ребенка в другое государство. Решение же вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный харак­тер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с роди­телями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71 и 74 СК), а также в административ­ном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опе­ки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ре­бенка или его здоровью (ст. 77 СК).

Право ребенка на общение со своими родителями и други­ми родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделе­но в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его ро­дителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при под­готовке и осуществлении своей защиты[370].

Понятие экстремальной ситуации исчерпывающе не кон­кретизировано законом и может охватывать различные слу­чаи, создающие реальные предпосылки для причинения мо­рального и физического вреда несовершеннолетнему и требу­ющие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т. д. В качестве при­меров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечеб­ном учреждении. Для определения иных разновидностей экст­ремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситу­ации, под которой понимается ситуация, объективно наруша­ющая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, без­надзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самосто­ятельно[371]. Разделом V Плана действий по улучшению положе­ния детей в РФ на 1995—1997 гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катаст­роф, страдающим психическими заболеваниями и т. n.)[372].

Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родствен­никами крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предус­мотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных пра­вонарушениях (ст. 249 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст. 49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользо­ваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствен­но задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ), но и может являться до­полнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе пред­варительного или судебного следствия. Более того, даже при допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по ус­мотрению следователя и при допросе свидетелей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, в случае необходимости могут быть вызваны законные представители несовершенно­летнего (то есть родители, усыновители, опекуны, попечите­ли) или его близкие родственники. Эти лица присутствуют при допросе и могут с разрешения следователя задавать вопросы. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако отве­денный вопрос должен быть занесен в протокол. По окончании допроса присутствующие своей подписью подтверждают пра­вильность записи показаний несовершеннолетнего (ст. 159 УПК). Участие родителей предусмотрено законом и на других стади­ях предварительного и судебного следствия, включая озна­комление с материалами уголовного дела и оказание помощи ребенку в судебном заседании. Кроме того, в целях соблюде­ния законных прав и интересов несовершеннолетнего установ­лено, что он может быть вызван к следователю или в суд толь­ко через родителей (ст. 395, 398—399 УПК).

Перечисленные в качестве примера формы общения ребен­ка с родителями в условиях экстремальной ситуации не носят исчерпывающего характера. Они могут быть различны и по-раз­ному реализовываться на практике (например, посещение боль­ного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужден­ным ребенком в воспитательных колониях общего или усиленно­го режима или в специальном воспитательном или лечебно-вос­питательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.)[373]. Глав­ным условием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.

Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью четыре часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с прожи­ванием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Количество свиданий и их продолжительность зависят от условия содер­жания. Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установлен­ном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровож­дении родителей продолжительностью до восьми часов (ст. 89, 92, 133, 134, 135 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)[374].

Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответству­ющими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепле­ние права ребенка на защиту своих прав и законных интере­сов в ст. 56 СК.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осу­ществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, ос­корбления или злоупотребления, отсутствия заботы или не­брежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоро­вья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью или физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и пси­хотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов об­ращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка[375].

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про­грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен­ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ­ления других форм предупреждения и выявления случаев же­стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми­нистративные, просветительные и иные меры[376].

В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются на основе постановления Правитель­ства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспече­нии выживания, защиты и развития детей"[377]. В целях коорди­нации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России разработаны Основные направле­ния государственной социальной политики по улучшению по­ложения детей в РФ до 2000 г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942[378]. В качестве второго этапа реализа­ции Национального плана действий в интересах детей поста­новлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 165 ут­вержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 гг.[379], в котором предусматривается принятие ком­плексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.

Семейным кодексом (п. 1 ст. 56 СК) установлено, что не­посредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменя­ющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК слу­чаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находит­ся в воспитательном учреждении или в учреждении социаль­ной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК).

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с за­коном полностью дееспособным до достижения совершенноле­тия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полнос­тью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого со­гласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершенно­летним шестнадцати лет и работу по трудовому договору, в том числе по контракту, а равно занятие с согласия родите­лей, усыновителей или попечителя предпринимательской дея­тельностью (п. 1 ст. 27 ГК). Кроме того, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме в случае вступ­ления в брак (п. 2 ст. 21 ГК; п. 2 ст. 13 СК). Несовершеннолет­ний, ставший полностью дееспособным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе, самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из до­говора или вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федераль­ным законом установлен возрастной ценз[380]. В случаях, предус­мотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах роди­телей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст. 32 ГПК).

Право ребенка на защиту включает и возможность само­стоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а рав­но при невыполнении или ненадлежащем выполнении родите­лями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В та­ких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнад­цати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заклю­чаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредствен­ной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), ли­шении или ограничении родительских прав в судебном поряд­ке (ст. 69, 73 СК).

В качестве первоочередных мер по реальному осуществ­лению права ребенка на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информи­рование детей о возможности пожаловаться на насилие в се­мье. В этих же целях планируется освещение в средствах мас­совой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в се­мье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях[381].

Весьма значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязан­ности должностных лиц организаций и граждан, которым ста­нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахож­дения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Под должностными лицами могут пониматься лица, посто­янно, временно или по специальному полномочию осуществ­ляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяй­ственные функции в государственных органах, органах мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных уч­реждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войс­ках и воинских формированиях РФ[382]. Для создания реальных предпосылок возможности проверки сообщений о нарушении прав ребенка органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции), с последующим принятием ре­шений в соответствии с законом.

Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ре­бенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть зас­лушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо не­посредственно либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ре­бенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законода­тель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо затраги­вающих интересы ребенка. Ребенок правомочен довести до све­дения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, затрагивающему его интересы, в лю­бой доступной для него форме. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мне­ние. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяю­щего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор об­разовательного учреждения, формы обучения, организация до­суга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмот­рении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве[383], при раз­решении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), при рас­смотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п. 2 ст. 76 СК) и т. д.

Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздей­ствия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не явля­ется ли мнение ребенка следствием воздействия на него заин­тересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства[384].

В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное правовое значение. Принятие во внима­ние или отклонение доводов детей, не достигших возраста десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелос­тью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста десяти лет, при решении вопроса, зат­рагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мне­нием ребенка им следует объяснить ему — по каким причи­нам его точка зрения не может быть принята во внимание. Однако после достижения ребенком десятилетнего возраста учет его мнения родителями является обязательным. Исклю­чение здесь могут составить лишь те предложения и пожела­ния ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Подобные случаи не представляется возможным полностью перечислить, они могут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций. Например, отказ ре­бенка от посещения школьных занятий в целях использования высвобождаемого времени на занятия спортом или от поездки совместно с другими членами семьи на лечение в санаторий (по рекомендации врачей) повлечет наступление негативных последствий для воспитания и состояния здоровья ребенка, а потому может быть не принят во внимание родителями, исхо­дя именно из интересов ребенка.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, реше­ние может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагивают­ся важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст. 59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК); усыновление (ст. 132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п. 4 ст. 134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п. 3 ст. 143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о правах ребенка каж­дый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуально­сти, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ре­бенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляет­ся у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства[385]. В соответствии с п. 2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. При этом орган загса не вправе отказать в присвоении ребенку имени, выбранного родителями, на том основании, что данное имя не указано в, справочнике личных имен или является сокращенным, ласка­тельным. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев. Кроме того, законом субъекта РФ с учетом национальных традиций народов, населя­ющих его территорию, может быть предусмотрено, что при­своение отчества на данной территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих рождение ребенка. Возможность образования отчества ребенка согласно национальным традициям или неприсвоения отчества вообще по просьбе родителей ранее предусматривалась Инструкцией о регистрации актов гражданского состояния в СССР (п. 2.13).

Как следует из п. 3 ст. 58 СК, фамилия ребенка определя­ется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций).

При отсутствии соглашения между родителями относитель­но имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разреша­ется органом опеки и попечительства (п. 4 ст. 58 СК). Не вызы­вает сомнений, что подобные споры должны разрешаться толь­ко исходя из интересов ребенка. При этом во внимание могут приниматься самые разнообразные факторы, включая, напри­мер, неблагозвучность фамилии одного из родителей, что в последующем может вызвать насмешливое или неуважитель­ное отношение к ребенку со стороны окружающих. Во внима­ние может быть принято и желание кого-то из родителей при­своить ребенку свою фамилию вследствие ее широкой извест­ности и популярности из-за наличия общепризнанных заслуг самого родителя или его ближайших родственников в области науки, культуры, спорта или иной сферы деятельности.

Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст. 22—23 За­кона об актах гражданского состояния), а в последующем вно­сятся в паспорт гражданина РФ — основной документ, удосто­веряющий его личность[386].

Изложенный порядок присвоения фамилии, имени и отче­ства ребенку соблюдается и при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка (по совместному за­явлению родителей в орган загса, по заявлению только отца ребенка в орган загса, по решению суда (п. 3 ст. 48, ст. 49 СК)). В тех случаях, когда отцовство не установлено, фамилия ребенку в соответствии с п. 5 ст. 58 СК может быть присвоена только по фамилии матери. Что же касается имени и отчества •гребенка, то они записываются в таких случаях по указанию матери.

Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию Органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п. 1, 3 ст. 19 Закона об актах граждан­ского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. В свою очередь, лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. Одновремен­но с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка представляются документ об обнаружении ребенка (выдается органом внутренних дел или органом опеки и попечительства) и документ, подтверждающий возраст и пол ребенка (выдается медицинской организацией).

Семейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка (на фамилию другого родителя) возможно лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребен­ком четырнадцатилетнего возраста и только с разрешения орга­на опеки и попечительства. При этом в законе прямо указыва­ется, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. В качестве обязательного усло­вия перемены фамилии ребенка, не достигшего возраста че­тырнадцати лет, на фамилию другого родителя или имени ре­бенка выступает согласие ребенка, достигшего возраста деся­ти лет (п. 4 ст. 59 СК). После достижен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.013 с.)