Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имущественные права несовершеннолетних детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. РФ является участником Конвенции о правах ребенка[360] с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момент рождения. Дееспособность ребенка определяется ГК (ст. 21, 26—28 ГК) и соответствующими статьями СК. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК, эмансипация — ст. 27 ГК) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе (см., напр., п. 2 ст. 120 СК). Следует заметить что применяемые в СК и ГК термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны. В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные права и имущественные права. Личные права несовершеннолетних детей. К личным правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье, (ст. 54 СК); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); право на защиту (ст. 56 СК); право выражать свое мнение (ст. 57 СК); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК). Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. После достижения несовершеннолетним шестнадцати лет его регистрация по месту жительства осуществляется на основании паспорта. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания[361]. Поскольку Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет[362], то регистрация места жительства или места пребывания несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК). В соответствии со ст. 20—21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"[363] несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из РФ, но, как правило, совместно с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из РФ без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из РФ. В случае, если срок выезда превышает три месяца, то такое согласие должно быть также заверено органом опеки и попечительства. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из РФ, вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке.: Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении или ограничении родителей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка[364]. Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на совместное с проживание с родителями, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства. Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей (ст. 47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).[365] Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Причем забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, в том числе ребенка, неполноценного в умственном или физическом отношении (то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе), его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего, воспитания ребенка. В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом согласно ст. 123 СК В предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в России издревле воспитывалось уважение у детей к кровным узам родства. Каждая степень ближайшего родства имела свое специальное наименование. В XVIII—XIX вв. была достаточно широко распространена практика передачи детей на воспитание близким родственникам, особенно бабушкам, на несколько месяцев или даже лет[366]. Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя), племянник (племянница), двоюродные братья (сестры) и т. д.[367] Линия родства может быть прямой (восходящей и нисходящей) и боковой[368]. Представляется, что в конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств. В Кодексе особо подчеркивается, что Право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях: а) расторжения брака родителей; б) признания брака родителей недействительным; в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы. Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее[369]. На практике встречаются случаи игнорирования данного требования, когда родитель — гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем — гражданином РФ, увозит ребенка в другое государство. Решение же вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств. Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71 и 74 СК), а также в административном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК). Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты[370]. Понятие экстремальной ситуации исчерпывающе не конкретизировано законом и может охватывать различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т. д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[371]. Разделом V Плана действий по улучшению положения детей в РФ на 1995—1997 гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катастроф, страдающим психическими заболеваниями и т. n.)[372]. Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст. 249 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст. 49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ), но и может являться дополнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия. Более того, даже при допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и при допросе свидетелей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, в случае необходимости могут быть вызваны законные представители несовершеннолетнего (то есть родители, усыновители, опекуны, попечители) или его близкие родственники. Эти лица присутствуют при допросе и могут с разрешения следователя задавать вопросы. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако отведенный вопрос должен быть занесен в протокол. По окончании допроса присутствующие своей подписью подтверждают правильность записи показаний несовершеннолетнего (ст. 159 УПК). Участие родителей предусмотрено законом и на других стадиях предварительного и судебного следствия, включая ознакомление с материалами уголовного дела и оказание помощи ребенку в судебном заседании. Кроме того, в целях соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетнего установлено, что он может быть вызван к следователю или в суд только через родителей (ст. 395, 398—399 УПК). Перечисленные в качестве примера формы общения ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации не носят исчерпывающего характера. Они могут быть различны и по-разному реализовываться на практике (например, посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях общего или усиленного режима или в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.)[373]. Главным условием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми. Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью четыре часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Количество свиданий и их продолжительность зависят от условия содержания. Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей продолжительностью до восьми часов (ст. 89, 92, 133, 134, 135 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)[374]. Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст. 56 СК. В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью или физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка[375]. Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры[376]. В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются на основе постановления Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей"[377]. В целях координации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942[378]. В качестве второго этапа реализации Национального плана действий в интересах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 гг.[379], в котором предусматривается принятие комплексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты. Семейным кодексом (п. 1 ст. 56 СК) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК). Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и работу по трудовому договору, в том числе по контракту, а равно занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК). Кроме того, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК; п. 2 ст. 13 СК). Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе, самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из договора или вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз[380]. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст. 32 ГПК). Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73 СК). В качестве первоочередных мер по реальному осуществлению права ребенка на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в средствах массовой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях[381]. Весьма значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Под должностными лицами могут пониматься лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ[382]. Для создания реальных предпосылок возможности проверки сообщений о нарушении прав ребенка органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом. Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законодатель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо затрагивающих интересы ребенка. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, затрагивающему его интересы, в любой доступной для него форме. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве[383], при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п. 2 ст. 76 СК) и т. д. Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства[384]. В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное правовое значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста десяти лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему — по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. Однако после достижения ребенком десятилетнего возраста учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Подобные случаи не представляется возможным полностью перечислить, они могут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций. Например, отказ ребенка от посещения школьных занятий в целях использования высвобождаемого времени на занятия спортом или от поездки совместно с другими членами семьи на лечение в санаторий (по рекомендации врачей) повлечет наступление негативных последствий для воспитания и состояния здоровья ребенка, а потому может быть не принят во внимание родителями, исходя именно из интересов ребенка. В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, решение может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст. 59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК); усыновление (ст. 132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п. 4 ст. 134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п. 3 ст. 143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 8 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства[385]. В соответствии с п. 2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. При этом орган загса не вправе отказать в присвоении ребенку имени, выбранного родителями, на том основании, что данное имя не указано в, справочнике личных имен или является сокращенным, ласкательным. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев. Кроме того, законом субъекта РФ с учетом национальных традиций народов, населяющих его территорию, может быть предусмотрено, что присвоение отчества на данной территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих рождение ребенка. Возможность образования отчества ребенка согласно национальным традициям или неприсвоения отчества вообще по просьбе родителей ранее предусматривалась Инструкцией о регистрации актов гражданского состояния в СССР (п. 2.13). Как следует из п. 3 ст. 58 СК, фамилия ребенка определяется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций). При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разрешается органом опеки и попечительства (п. 4 ст. 58 СК). Не вызывает сомнений, что подобные споры должны разрешаться только исходя из интересов ребенка. При этом во внимание могут приниматься самые разнообразные факторы, включая, например, неблагозвучность фамилии одного из родителей, что в последующем может вызвать насмешливое или неуважительное отношение к ребенку со стороны окружающих. Во внимание может быть принято и желание кого-то из родителей присвоить ребенку свою фамилию вследствие ее широкой известности и популярности из-за наличия общепризнанных заслуг самого родителя или его ближайших родственников в области науки, культуры, спорта или иной сферы деятельности. Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст. 22—23 Закона об актах гражданского состояния), а в последующем вносятся в паспорт гражданина РФ — основной документ, удостоверяющий его личность[386]. Изложенный порядок присвоения фамилии, имени и отчества ребенку соблюдается и при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка (по совместному заявлению родителей в орган загса, по заявлению только отца ребенка в орган загса, по решению суда (п. 3 ст. 48, ст. 49 СК)). В тех случаях, когда отцовство не установлено, фамилия ребенку в соответствии с п. 5 ст. 58 СК может быть присвоена только по фамилии матери. Что же касается имени и отчества •гребенка, то они записываются в таких случаях по указанию матери. Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию Органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п. 1, 3 ст. 19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. В свою очередь, лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка представляются документ об обнаружении ребенка (выдается органом внутренних дел или органом опеки и попечительства) и документ, подтверждающий возраст и пол ребенка (выдается медицинской организацией). Семейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка (на фамилию другого родителя) возможно лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указывается, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. В качестве обязательного условия перемены фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, на фамилию другого родителя или имени ребенка выступает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет (п. 4 ст. 59 СК). После достижен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.017 с.) |