Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные начала (принципы) семейного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято понимать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства и для его последующего совершенствования. Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исключительно важное значение. Как отмечает Нечаева А. М., ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что "позволяет составить представление о главных чертах положительной модели одобряемого поведения в семье"[37]. К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит: 1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. к России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния"[38] была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, то есть в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчеркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона[39]. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.); 2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК — см. § 2 гл. 2). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК — см. § 1—3 гл. 3). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК — см. § 3 гл. 3); 3) Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав. мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31—32, 34, 39, 61 СК); 4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК — см. подробно § 1 гл. 4). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.); 5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка[40], рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. РФ, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61— 68,-80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК). Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права[41]. А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на правах и обязанностях родителей; 6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как г нравственной, так и с правовой позиций, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным но объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89—90, 93—98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков, в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д.. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке. Таким образом, основные начала семейного законодательства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетная охрана прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК) и заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 60, 63 СК). СК с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях. Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя. Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем[42]. В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Основные направления государственной семейной политики в РФ включают: 1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; 2 ) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; 3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; 4) усиление помощи семье в воспитании детей [43]. Основными принципами государственной семейной политики в РФ провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з)осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики[44]. Защита семьи, материнства и детства государством имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в РФ на период 1996—2000 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. 222[45], предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности фиксирования важнейших мероприятий; е) повышение эффектности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; совершенствование законодательства в области защиты прав интересов семьи, женщин, детей и молодежи. В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного Федерального закона "Об охране семьи", что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи[46]. В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуется не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданское законодательство, законодательство об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищное законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение в различных отраслях законодательства России. В области здравоохранения государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи, включая проведение консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям (ст. 22—24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I)[47]. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями)[48], Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями)[49] и Кодексом законов о труде РФ (ст. 238)[50] в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В частности, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка, а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от количества детей, за которыми осуществляется уход. Весьма существенно, что в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1999 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями)[51] эти пособия не подлежат налогообложению. Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ст. 163, 165—168 КЗоТ). Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки т. 162 КЗоТ). Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, а также снижать им заработную плату (ст. 170 КЗоТ). Для них предусмотрено выделение путевок в санатории и дома отдыха (ст. 171 КЗоТ), а также сохранение среднего заработка по месту работы при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 1701 КЗоТ). Запрещено применение труда женщин на тяжелых работах. Ограничены труд женщин, имеющих детей, на работах в ночное время и направление их в командировки (ст. 160—163 КЗоТ). В качестве дополнительных гарантий установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ). Определенные меры в области защиты материнства и детства предусматриваются гражданским и жилищным законодательством, включая: сохранение жилья за детьми во время их пребывания в воспитательном учреждении; установление внеочередного порядка предоставления жилья детям, нуждающимся в нем, по окончании пребывания в воспитательном учреждении (ст. 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР)[52]; вселение нанимателем несовершеннолетних детей без согласия граждан, постоянно с ним проживающих (ст. 679 Гражданского кодекса РФ)[53]. Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями)[54] предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения интересов несовершеннолетних в процессе приватизации жилых помещений (отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен родителями, усыновителями, опекунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия и др.). В ст. 31—40 ГК закреплены основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, гарантирующие надежную защиту интересов детей, оставшихся без родительского попечения. В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 29[55] на 1998—2000 гг. продлено действие федеральных целевых программ "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", " Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Безопасное материнство", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", входящих в состав президентской программы "Дети России"[56]. Перечисленные федеральные целевые программы, в свою очередь, были утверждены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 годы"[57]. Их основной целью является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. — Национальным планом действий в интересах детей — (утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 [58]) в качестве мер по укреплению правовой защиты детства предусматривается приведение законодательства РФ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, а также усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в обстановке меняющихся социально-экономических условий и отношений собственности. Определенная основа для этого уже имеется (Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей"[59]). В качестве второго этапа реализации Национального плана действий в интересах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 гг.[60] На федеральном уровне осуществляются и другие мероприятия в области защиты материнства и детства. В соответствии с Программой Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах"[61] Правительством РФ были утверждены Концепция улучшения положения женщин в РФ[62], План действий по улучшению положения детей в РФ на 1995—1997 гг.[63] и Национальный план по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.[64] В целях защиты семьи, материнства и детства в РФ открыто и оснащено оборудованием 84 центра планирования семьи и репродукции. Создано свыше 100 территориальных центров помощи семьям с детьми, около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, а также экспериментальные центры помощи несовершеннолетним матерям[65]. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 декабря 1996 г. № 881-II ГД "О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи"" в законопроектной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ признана приоритетной подготовка и принятие законодательных актов о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи. В этой связи заслуживают внимания высказываемые в научной литературе предложения о необходимости введения обязательной экспертизы принимаемых государственных решений и нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, то есть о проведении так называемой фамилистической экспертизы[66]. Таким образом, защита материнства, отцовства и детства, семьи в РФ осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.017 с.) |