Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 3. Стереотипы отношений в семье.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи: 1. Развить у членов семьи навык поддержки друг друга. 2. Диагностировать представления семей о своей готовности к приему. 3. Способствовать тому, чтобы семья осознала свою ролевую структуру, ролевую нишу для приемного ребенка, роль внутренней критики и поддержки. 4. Развить у участников навыки взаимодействия в конфликтной ситуации. 1. Психогимнастика. Приветствие. Участники рассчитываются на первый- второй и образуют два круга (один в другом, лицом друг к другу). Один круг на счет «раз» делает шаг вправо, другой в противоположную сторону. На счет «два» все останавливаются. Члены группы, которые оказались напротив друг друга, сообщают партнеру, как они рады его видеть и что им больше всего нравится в нем. Детям помогают ведущие. 2. Групповое обсуждение мыслей и переживаний, связанных соструктурой семьи и ее изменениями вследствие включения приемного ребенка, которые появились у семьи в течение недели. Самодиагностика годности семьи к приему (работа с континуумом). 3. Обсуждение домашнего задания А. Работа с ролевой структурой семьи. Семьи по кругу отвечают на вопросы: - Кто и какие роли выполняет в семье? - Какие роли не были учтены в анкете? - Насколько неожиданным было назначение именно на данную роль в семье? - Как члены семьи относятся к своим ролям? Хотели ли они исполнять другие роли в семье? - Насколько удачно (справедливо) распределены обязанности в семье? Возможно ли их перераспределение? - Какие обязанности будет выполнять приемный ребенок? Примечание. Особое внимание необходимо уделить ролям-взаимодействиям. Разобрать значение каждой роли, ее влияния на отношение в семье и развитие личности членов семьи. Рекомендуется сделать акцент на следующих ролях: «создающий другим неприятности» (интерпретировать ее как роль «козла отпущения»), «приносящий жертву ради других» (роль жертвы), «главный обвинитель» (роль тирана). Ведущим необходимо показать, что в приемной семье существует большой риск закрепления за ребенком-сиротой роли «агрессора» или «козла отпущения». Неизбежные проблемы ребенка могут провоцировать членов семьи к фиксации восприятия его в роли виновника всех семейных бед. Как только члены семьи начинают на кого-то постоянно жаловаться, заострять внимание на чьих-то проступках, можно утверждать, что в семье появился «козел отпущения». Эту роль может играть любой член семьи. При этом семья «четко понимает», из-за кого у нее столько неприятностей. Приемный ребенок легко берет на себя эту роль. Он готов на все, лишь бы получать внимание от семьи. Но эта роль опасна. Ребенок загоняется в роль Плохиша и начинает жить в соответствии с этой ролью. Задача семьи не допустить, чтобы эта роль приросла к ребенку. Правильное распределение ролей очень важно при выстраивании отношений между родным и приемным ребенком. Один из них, чаще всего родной, может взять на себя роль родителя: ухаживать, воспитывать, наказывать другого ребенка. Ни один ребенок не может взять на себя родительскую ответственность. Б. Роль критики иподдержки в семье. Семьи работают с материалами «Семейного дневника». Работа по семьям (семья — малая группа). В кругу семьи подсчитывается общая сумма похвал и критических замечаний за неделю. Обсуждаются следующие вопросы: - Возможно ли было снизить количество критикующих замечаний и увеличить количество похвал? - В каких ситуациях можно было бы избежать критики? - Оказала ли влияние на жизнь семьи «доска почета» — составление и вывешивание перечня положительных качеств членов семьи? В чем выразилось это влияние? Каждую семью просят дать краткий отчет о работе в малой группе, привести пример влияния на их жизнь критики и поддержки. Ведущие говорят о значении атмосферы поддержки для членов семьи, особенно для приемного ребенка (роль Плохиша), о том, что в семьях, где много непонятного раздражения и обид, нередко имеет место модель обесценивания, когда один дает понять другому, что он — ничтожество и его мнения и действия не имеют никакой ценности. Неблагоприятным для адаптации является такой стиль взаимоотношений, как доминирование критики над похвалой. Низкая самооценка ребенка-сироты требует от членов семьи тончайшего умения замечать и отмечать хорошее, всячески поддерживать любые положительные изменения и не фиксировать слишком много внимания на промахах и неудачах. 4. Ролевая игра «Конфликт в семье». Группа получает задание создать симулянтные семьи (т.е. состоящие из членов разных семей), выбрать любую конфликтную ситуацию, которыми так богата семейная жизнь, и разыграть ее. Например, мама пришла с работы уставшая, а на кухне Примерные вопросы для анализа ролевой игры: - Что вы чувствовали, когда вам предъявляли претензии? - Менялись ли ваши чувства в ходе ситуации? - Что побуждало вашего партнера действовать таким образом? - Изменялось ли состояние партнера? - Что помогло и что помешало в разрешении ситуации? При видеоанализе ситуации членам реальной и симулянтной семьи целесообразно озвучить переживания и желания каждого участника игры от первого лица (я чувствую... я боюсь... я на самом деле хочу...), сопоставить их с пониманием переживаний участников, обсудить, как члены семьи реагировали на претензии и требования, как обычно это происходит в семье. В семьях обсудить альтернативные выходы из создавшейся ситуации. 5. Обсуждение правил коммуникации в семье на примере разыгранных ситуаций Правила коммуникации • Говорить в первом лице и от себя лично (например, не «мы все возмущены твоим поведением», а «я считаю, что ты делаешь неправильно»). • Разделять факты и субъективные переживания (например, не «это ужасно, что ты опять пришел домой поздно», а «ты пришел домой на два часа позже»); • Пользоваться в общении высказываниями с «я», а не с «ты» (например, не «ты обидел меня», а «я чувствую себя обиженной»). 6. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого - Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия? - Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье? - Как вы относитесь к этим изменениям? - Как вы сейчас оцениваете свою готовность к приему (работа с континуумом)? 7. Домашнее задание 1. Закончить ряд незавершенных предложений. Перед инструктированием ведущие выступают с сообщением, говорят о том, что для любой семьи, и особенно для приемной, крайне важным является способность совместно обсуждать то, что происходит между ее членами. Только после того, как каждый участник высказывает свой взгляд на проблему, становится возможным диалог, который направлен на поиск точек соприкосновения. Возможность открытого обсуждения проблем и всего происходящего способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, возрастанию доверия к миру и ощущения его предсказуемости и надежности. Открытое обсуждение информации способствует скорейшему решению возникающих конфликтов. Инструкция. Вся семья собирается для выполнения домашнего задания, работа идет по кругу (каждый член семьи проходит по нему 2—3 раза). Мне нравится, что ты... Я расстраиваюсь, когда... Я злюсь, когда... Я благодарен тебе за... Мы могли бы по-другому... 2. Составить перечень норм и правил, на которых строится жизнь их семьи. Например, правила могут касаться режима дня, распределения и границ пространства (например, двери в комнатах должны быть всегда открыты или их можно закрыть, можно ли войти комнату без стука, можно ли прийти в дом без приглашения или нужно договариваться заранее и т.д.), распределения обязанностей в семье (все делает кто-то один или обязанности распределяются «по справедливости»), реагирования в ситуации конфликта (кричат друг на друга, один предъявляет претензии — другой молчит, по нескольку дней не разговаривают с провинившимся) и т.д. Пример норм: дети должны хорошо учиться, никогда не обманывать и не позорить родителей, члены семьи должны все знать друг про друга, родители должны волноваться, если дети где-то задерживаются, нельзя «выносить сор из избы», «как бы тебе ни было трудно, на людях надо держаться» и т. д. Родители должны составить перечень правил, по которым они жили в семьях со своими родителями. Домашнее задание выполняется в «Семейном дневнике».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.009 с.) |