Занятие 3. Стереотипы отношений в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Стереотипы отношений в семье.



Задачи:

1. Развить у членов семьи навык поддержки друг друга.

2. Диагностировать представления семей о своей готовности к приему.

3. Способствовать тому, чтобы семья осознала свою ролевую структуру, ролевую нишу для приемного ребенка, роль внутренней критики и поддержки.

4. Развить у участников навыки взаимодействия в конфликтной ситуации.

1. Психогимнастика. Приветствие. Участники рассчитываются на первый- второй и образуют два круга (один в другом, лицом друг к другу). Один круг на счет «раз» делает шаг вправо, другой в противоположную сторону. На счет «два» все останавливаются. Члены группы, которые ока­зались напротив друг друга, сообщают партнеру, как они рады его видеть и что им больше всего нравится в нем. Детям помогают ведущие.

2. Групповое обсуждение мыслей и переживаний, связанных соструктурой семьи и ее изменениями вследствие включения приемного ребенка, которые появились у семьи в течение недели. Самодиагностика го­дности семьи к приему (работа с континуумом).

3. Обсуждение домашнего задания

А. Работа с ролевой структурой семьи. Семьи по кругу отвечают на вопросы:

- Кто и какие роли выполняет в семье?

- Какие роли не были учтены в анкете?

- Насколько неожиданным было назначение именно на данную роль в семье?

- Как члены семьи относятся к своим ролям? Хотели ли они испол­нять другие роли в семье?

- Насколько удачно (справедливо) распределены обязанности в се­мье? Возможно ли их перераспределение?

- Какие обязанности будет выполнять приемный ребенок?

Примечание. Особое внимание необходимо уделить ролям-взаимодей­ствиям. Разобрать значение каждой роли, ее влияния на отношение в се­мье и развитие личности членов семьи. Рекомендуется сделать акцент на следующих ролях: «создающий другим неприятности» (интерпретировать ее как роль «козла отпущения»), «приносящий жертву ради других» (роль жертвы), «главный обвинитель» (роль тирана). Ведущим необходимо по­казать, что в приемной семье существует большой риск закрепления за ребенком-сиротой роли «агрессора» или «козла отпущения». Неизбежные проблемы ребенка могут провоцировать членов семьи к фиксации воспри­ятия его в роли виновника всех семейных бед. Как только члены семьи начинают на кого-то постоянно жаловаться, заострять внимание на чьих-то проступках, можно утверждать, что в семье появился «козел отпуще­ния». Эту роль может играть любой член семьи. При этом семья «четко понимает», из-за кого у нее столько неприятностей. Приемный ребенок легко берет на себя эту роль. Он готов на все, лишь бы получать внимание от семьи. Но эта роль опасна. Ребенок загоняется в роль Плохиша и начи­нает жить в соответствии с этой ролью. Задача семьи не допустить, чтобы эта роль приросла к ребенку. Правильное распределение ролей очень важ­но при выстраивании отношений между родным и приемным ребенком. Один из них, чаще всего родной, может взять на себя роль родителя: уха­живать, воспитывать, наказывать другого ребенка. Ни один ребенок не может взять на себя родительскую ответственность.

Б. Роль критики иподдержки в семье. Семьи работают с материала­ми «Семейного дневника».

Работа по семьям (семья — малая группа). В кругу семьи подсчитывается общая сумма похвал и критических замечаний за неделю. Обсужда­ются следующие вопросы:

- Возможно ли было снизить количество критикующих замечаний и увеличить количество похвал?

- В каких ситуациях можно было бы избежать критики?

- Оказала ли влияние на жизнь семьи «доска почета» — составле­ние и вывешивание перечня положительных качеств членов семьи? В чем выразилось это влияние?

Каждую семью просят дать краткий отчет о работе в малой группе, привести пример влияния на их жизнь критики и поддержки.

Ведущие говорят о значении атмосферы поддержки для членов семьи, особенно для приемного ребенка (роль Плохиша), о том, что в семь­ях, где много непонятного раздражения и обид, нередко имеет место мо­дель обесценивания, когда один дает понять другому, что он — ничтоже­ство и его мнения и действия не имеют никакой ценности. Неблагоприят­ным для адаптации является такой стиль взаимоотношений, как домини­рование критики над похвалой. Низкая самооценка ребенка-сироты требу­ет от членов семьи тончайшего умения замечать и отмечать хорошее, вся­чески поддерживать любые положительные изменения и не фиксировать слишком много внимания на промахах и неудачах.

4. Ролевая игра «Конфликт в семье». Группа получает задание со­здать симулянтные семьи (т.е. состоящие из членов разных семей), вы­брать любую конфликтную ситуацию, которыми так богата семейная жизнь, и разыграть ее. Например, мама пришла с работы уставшая, а на кухне
гора грязной посуды. Сын (дочь) требует, чтобы его (ее) отпустили на дис­котеку или купили ненужную, с точки зрения родителей, вещь.

Примерные вопросы для анализа ролевой игры:

- Что вы чувствовали, когда вам предъявляли претензии?

- Менялись ли ваши чувства в ходе ситуации?

- Что побуждало вашего партнера действовать таким образом?

- Изменялось ли состояние партнера?

- Что помогло и что помешало в разрешении ситуации?

При видеоанализе ситуации членам реальной и симулянтной семьи це­лесообразно озвучить переживания и желания каждого участника игры от первого лица (я чувствую... я боюсь... я на самом деле хочу...), сопоставить их с пониманием переживаний участников, обсудить, как члены семьи реа­гировали на претензии и требования, как обычно это происходит в семье. В семьях обсудить альтернативные выходы из создавшейся ситуации.

5. Обсуждение правил коммуникации в семье на примере разыг­ранных ситуаций

Правила коммуникации

• Говорить в первом лице и от себя лично (например, не «мы все возму­щены твоим поведением», а «я считаю, что ты делаешь неправильно»).

• Разделять факты и субъективные переживания (например, не «это ужасно, что ты опять пришел домой поздно», а «ты пришел домой на два часа позже»);

• Пользоваться в общении высказываниями с «я», а не с «ты» (например, не «ты обидел меня», а «я чувствую себя обиженной»).

6. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого
обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

- Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия?

- Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?

- Как вы относитесь к этим изменениям?

- Как вы сейчас оцениваете свою готовность к приему (работа с кон­тинуумом)?

7. Домашнее задание

1. Закончить ряд незавершенных предложений. Перед инструктиро­ванием ведущие выступают с сообщением, говорят о том, что для любой семьи, и особенно для приемной, крайне важным является способность совместно обсуждать то, что происходит между ее членами. Только после того, как каждый участник высказывает свой взгляд на проблему, стано­вится возможным диалог, который направлен на поиск точек соприкосно­вения. Возможность открытого обсуждения проблем и всего происходя­щего способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, уме­ния анализировать свои и чужие поступки, возрастанию доверия к миру и ощущения его предсказуемости и надежности. Открытое обсуждение ин­формации способствует скорейшему решению возникающих конфликтов. Инструкция. Вся семья собирается для выполнения домашнего зада­ния, работа идет по кругу (каждый член семьи проходит по нему 2—3 раза).

Мне нравится, что ты...

Я расстраиваюсь, когда...

Я злюсь, когда...

Я благодарен тебе за...

Мы могли бы по-другому...

2. Составить перечень норм и правил, на которых строится жизнь их семьи. Например, правила могут касаться режима дня, распределения и границ пространства (например, двери в комнатах должны быть всегда открыты или их можно закрыть, можно ли войти комнату без стука, можно ли прийти в дом без приглашения или нужно договариваться заранее и т.д.), распределения обязанностей в семье (все делает кто-то один или обя­занности распределяются «по справедливости»), реагирования в ситуации конфликта (кричат друг на друга, один предъявляет претензии — другой молчит, по нескольку дней не разговаривают с провинившимся) и т.д. Пример норм: дети должны хорошо учиться, никогда не обманывать и не позо­рить родителей, члены семьи должны все знать друг про друга, родители должны волноваться, если дети где-то задерживаются, нельзя «выносить сор из избы», «как бы тебе ни было трудно, на людях надо держаться» и т. д. Родители должны составить перечень правил, по которым они жили в семьях со своими родителями.

Домашнее задание выполняется в «Семейном дневнике».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.008 с.)