Информация для ведущих к занятию 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация для ведущих к занятию 1

Поиск

Влияние родительской депривации на развитие ребенка. Компен­саторные возможности замещающей семейной заботы

В Англии в 1943 году впервые обратили внимание на то, что дети, вос­питывающиеся вне семьи, имеют различные отклонения в развитии. Шла война. И группа психологов под руководством А. Фрейд исследовали состо­яние детей в приютах и детских домах. Рене Шпитц заснял на пленку детей, которые получали от постоянно обслуживающего их человека достаточно физической заботы, но мало стимуляции и любви. Кадры, на которых были засняты эмоционально не подпитываемые, отстающие в развитии малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, драматически иллюстрировали раз­рушительные последствия лишения ребенка матери. Шпитц документально продемонстрировал нарушения инстинктивной жизни, интеллектуального и моторного развития у детей из приютов и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка [Spitz, 1950].

Исследователь пришел к выводу, что эмоционально насыщенные отно­шения между матерью и ребенком стимулируют последнего, позволяют ему исследовать окружающий мир, способствуют развитию моторной и соци­альной активности, мышления и формированию необходимых навыков.

Джон Боулби, создатель теории привязанности, для развития ребенка и всей его будущей жизни считал пагубным нарушения его привязанности к родителям. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимо­действия с другими людьми.

Эрик Эриксон говорил о том, что у детей, лишенных родительской заботы, не формируется базовое доверие к миру.

Зденок Матейчек и Йозеф Лангмейер [1984] — чешские педагоги — описали состояние ребенка из сиротского учреждения и семьи, пренеб­регающей его нуждами, как состояние психической депривации. Они оп­ределили депривацию как «психическое состояние, возникающее в ре­зультате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется воз­можности для удовлетворения основных (жизненных) психических по­требностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного вре­мени». В качестве основных жизненных психических потребностей Ма­тейчек и Лангмейер рассматривали потребности ребенка в любви, при­нятии, самоуважении, телесной близости и т.д. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:

- сенсорном (уровне ощущений);

- когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);

- эмоциональном (уровне установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо);

- социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают коли­чество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психоло­гического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрство­вания, формированию аффективной неустойчивости, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. Впоследствии, пытаясь успо­коить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь сни­зить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего Я, поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. В пер­вом случае ребенок начинает «липнуть» ко всем без разбору, лишь бы по­чувствовать телесный контакт, во втором — всячески пытается отказаться от него. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности. Особенно это касается детей, которые длительное время страдают различного рода аллергиями, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюда­ются трудности формирования зрительно-моторной координации (они, например, мало или в другом направлении ползают), недостаточная кон­центрация внимания и неусидчивость. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного пси­хологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на ког­нитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно раз­виваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в усло­виях пренебрежения его основными нуждами, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное раз­витие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических» моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, толь­ко не он, управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого мо­жет иметь негативный результат для всех. В качестве базовых, у него появ­ляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той инфор­мации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстрой­ства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенку трудно вступать с другим в близ­кие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными пере­живаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осоз­нает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдают­ся различные агрессивные проявления. К ним относится и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате в его поведении могут появляться элементы мазохизма, он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым провоцируя наказания или ответную агрессию. Особенно часто это начинает проявляться, когда ребе­нок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он на­чинает испытывать чувство вины за предательство «своих», гнев на при­емных родителей, провоцировать их на наказание, поддерживая этим фан­тазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье; если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы.

При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи. Для этого ему нужны время, терпение и профессионализм со стороны родителей.

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способ­ность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспиты­вающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учрежде­нии, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «аг­рессор», «негативный лидер» и т.д. После выпуска из сиротского учрежде­ния многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминаль­ных структурах. По статистике, около 50% выпускников пропадают для общества: кто-то сидит, кто-то убит или покончил с собой.

Цель профессиональной замещающей семьи — помочь ребенку успешно социализироваться, научить его выполнению положитель­ных социальных ролей, дать модель для формирования положитель­ной идентичности.

Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоян­ной привязанности.

По данным экспертных оценок, жизнь ребенка в замещающей семье положительно влияет на его развитие в целом. У детей значительно повы­шается уровень интеллектуального развития, увеличивается объем слова­ря, запас знаний об окружающем мире, улучшается связная речь. По срав­нению с детьми, оставшимися в детском доме, приемные дети демонстри­руют лучшую обучаемость и большую эффективность при решении логи­ческих задач.

Специалисты отмечают такой феномен, как скачок в интеллектуаль­ном развитии детей в замещающих семьях. Большинство детей смогли учиться на четыре и пять по более сложным образовательным програм­мам. Дети продвинулись в своем эмоциональном развитии. Они стали ощущать себя более эмоционально благополучными, смогли самостоятель­но выполнять положительные социальные роли в семье, классе. У них в меньшей степени проявляются нарушения в поведении.

Действительно, воспитание ребенка в замещающей семье содержит больше возможностей для его развития, чем воспитание в сиротском учреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.4 (0.008 с.)