Зарождение и развитие радио в Советском Союзе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие радио в Советском Союзе.



Экспериментальное телевизионное вещание в России началось ещё в 30-х годах. 1 мая 1931 г. в эфир переданы сигналы, несущие изображения. А уже 1 мая 1932 г. по телевидению был показан первый небольшой звуковой фильм. Первая передача малострочного телевидения из Москвы – уже не экспериментального, а регулярного – состоялась 15 ноября 1934 г. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Летом 1940 г. в программах стали появляться информационные сообщения, которые читал (в кадре) диктор радио. Как правило, это были повторения радиовыпусков «Последних известий».

22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.

В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.

В 50-е годы на отечественном телевидении происходит становление таких жанров как очерк (Рябчиков), репортаж (Фокин, первомайская демонстрация, фестиваль). 1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. Однако окончательно и бесповоротно оперативный событийный репортаж завоевал права гражданства в советском телевидении в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г.

Именно в начале 1957 г правительство приняло решение о выведении радио и телевидения из системы Министерства культуры. Был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.

Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи; с расширением зоны приема ЦСТ – программы для работников сельского хозяйства. В 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др. Все студии телевидения, открывавшиеся во 2-й пол. 50-х годов, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале.

Два важнейших жанра информационной публицистики – репортаж и интервью – на первых порах могли успешно существовать и даже развиваться в рамках «живой» передачи. Во второй половине 50-х годов эти жанры занимают в программах место, достаточное для того, чтобы посредством интервью и репортажа, сочетаемых с заметкой («сюжетом») в бюллетене новостей, телевидение начало выполнять свою информационную функцию, столь важную в наши дни.

В жанрах художественной публицистики условия решения задачи гораздо сложнее. Роль очерка в системе средств массовой информации определяется спецификой жанра: фактического, документального по материалу и вместе с тем художественного по средствам выражения.

Постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения»

Этим постановлением был форсирован процесс развития телевидения, процесс раскрытия его возможностей. ЦК партии обратил особое внимание на то, что телевидение становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. Телевидение, как и вся журналистика, служило партийной пропаганде, а, следовательно, интересы партийного руководства ставились выше интересов народа.

До 1960 г. штатное расписание студий предусматривало только одну категорию литературных работников – редакторов. Вся литературная работа, в том числе и репортерская, выполнялась редакторами, во многих случаях не имевшими ни опыта, ни специального журналистского образования (это были педагоги, историки, агрономы, юристы и т. п.), и внештатными авторами. Первая в стране кафедра радиовещания и телевидения была создана в 1958 г. на факультете журналистики Московского университета, но ее выпускников было явно недостаточно для комплектования штатов новых телестудий.

60-е годы для телевидения – этап серьезного расширения публицистического вещания. Началось широкое использование постоянных рубрик (разделов) информационных и публицистических программ. Метод четкой рубрикации материалов свойствен прессе, газете в частности; определяется он стремлением, во-первых, более полно удовлетворить интересы определенной социальной группы читателей; во-вторых, способствовать стабильности аудитории.

Наиболее удачные программы существовали на телеэкране более 40 лет. Это – «Кинопанорама», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и некоторые другие.

В качестве характерного примера информационной публицистики 60-х годов рассмотрим еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей», впервые появившееся в эфире в декабре 1961 г. Использование феномена непосредственности (и связанной с ним импровизационности) было провозглашено творческим принципом этой программы.

Основные жанры «Эстафеты» – интервью, беседа, комментарий. В первых 100 выпусках «Эстафеты» приняли участие около трех тысяч человек. Работники «Эстафеты новостей» выдвинули на первый план, в прямом и переносном смысле, личность журналиста, персонификацию сообщения. Однако уже в 1964–1965 гг. начался спад популярности этой программы. «Телевизионные новости» по мере своего развития отбирали у нее все больше и больше общественно значимой оперативной информации, которую мог бы сообщить (а прежде и сообщал) ведущий этой передачи. Процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков ТН, и в нестабильности форм сообщений, поиски которых велись зачастую хаотично, бессистемно.

1 января 1968 г. программа «Время». «Время» сообщало аудитории о важнейших событиях дня, стремясь к стабильной форме, близкой к газете. Но только с 1972 г. аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня. Служба новостей телевидения давала неполную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны. Но одностороннее рассмотрение жизни было характерным для советской журналистики в целом.

Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения, промелькнули на телеэкране еще в 1957 г., но лишь к середине 1960-х годов сполна раскрылось их значение. Успех начавшейся 8 ноября 1961 г. передачи «Клуба веселых и находчивых» (КВН) превзошел все ожидания; КВН был подчинен жесткому сценарию Однако принцип импровизационности продолжал декларироваться появление видеомагнитной записи позволило руководящим работникам «идеологического фронта» изымать из программ нежелательные для них моменты. И редакторы (а точнее – цензоры) КВН пользовались этой возможностью в полной мере.

Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизационные действия, выявленные и развитые в передачах КВН, были впоследствии использованы в ряде других циклов, близких по структуре: «А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Мастер – золотые руки», «Семь раз отмерь...», «Что? Где? Когда?» и т. п.

Говоря о принципиально новых для 60-х годов формах вещания, необходимо отметить художественно-публицистическую программу, называвшуюся первоначально «Телевизионное кафе», а впоследствии – «На огонек», «На голубой огонек», затем «Голубой огонек». Эта еженедельная субботняя передача, впервые вышедшая в эфир 5 апреля 1962 г., была одной из популярнейших: в течение нескольких лет

Заметим, что период развития публицистики начался после XXII съезда КПСС (когда в эфире появились «Эстафета новостей», «КВН», «Голубой огонек» и другие важные программы) и, в определенном смысле, закончился в 1968 г. после так называемой «Пражской весны». Мы говорим об этом для того, чтобы яснее стало положение: деятельность телевидения находится в прямой зависимости и от политической, и от экономической ситуации в стране.

Процесс становления радиовещания в нашей стране делится на следующие этапы.

1. В конце 19 века А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван грозоотметчиком. Затем Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму. Заинтересованность многих ведомств в дешевой и относительно доступной связи привело к широкому строительству радиостанций на территории России. Уже к 1917 году в России была создана сеть стратегических станций, обеспечивающих устойчивую связь центра страны с окраинами. Значительными радиотехническими средствами располагал и военно-морской флот. Третья сеть принадлежала Главному управлению почт и телеграфов, и служило для гражданской радиосвязи. Для передач использовалась азбука Морзе.

2. При вооруженном восстании большевистской партией накануне Октября, особое место отводилось немедленному овладению и широкому использования основных средств связи - телефона, телеграфа и радиотелеграфа. Сеть мощных станций, находившихся в центре событий в Петрограде, оказалась чрезвычайно благоприятным фактором для развертывания переворота. Уже во время подготовки Октябрьского вооруженного восстания, большевистская партия использовала радиотелеграфные станции как новый канал социального управления.

Функцию централизованной информационной службы стали выполнять Бюро печати и Петроградское телеграфное агентство. Отсюда поступали тексты, которые передавались по радио— декреты постановления, приказы и т. д. Характер взаимоотношений информационных органов с ра­диостанциями существенно изменился с момента создания (сентябрь 1918 г.) РОСТА, по существу, стало радиотелеграфным агентством. «Радиовестник» РОСТА представлял собой сложную радиопередачу, систему оперативных сообщений, в которых находили последовательное отражение все важнейшие события.

В 1921 году состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия де­нежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов, плюс к этому полная разрушенность аппара­та распространения. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность опера­тивной информации умножалась на возможность массового охва­та ею широких кругов населения. Таким образом, форма газеты по радио порождена не примитивным представлением о возмож­ностях нового канала информации и пропаганды, а выдвинутыми властью требованиями к радио.

Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не только с политических, но и с литератур­но-художественных программ — радиоконцертов. В художественном вещании формируются два театральных направления. Театр у микрофона - спектакль, прошедший на сцене театра и переданный в эфир с соответствующими комментариями; радиотеатр - спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сцена­риям, написанным специально для радио.

Результаты анкетирования поставили вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую — ежедневную, и крестьянскую. Возможность активизировать эмоциональное состояние ауди­тории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.

По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разде­лить на: — общественно-политические; — просветительские; — развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода пред­ставляется возможным разделить на: — радиособрания; — радиопереклички; — радиолекции; — радиоконцерты.

1928 год по праву можно считать переломным в истории радио. В июле1928 года Совет Труда и Обороны принял постановле­ние " О реорганизации радиовещания". По нему организация и управление радиовещанием СССР возложены на почт и телеграфов (Наркомпочтель). В структуре Народный комиссариата было образовано специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный комитет по радиовещанию.

С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания. Сетка дифференцировала и строго регламентировала направленность передач, а главное — их объем. Принципы ее составления основывались на учете интересов разных групп слушателей, которым адресовались программы. Наполнение сетки конкретными передачами позволяло работать по более строгому плану. Революционную роль в разви­тии вещания сыграла звукозапись. Эксперименты по ее использованию начались с конца 20-х годов и продолжались, пока магнит­ная звукозапись не утвердилась как наиболее эффективная. Звукозапись позволила монтировать различные документальные записи, музыку, шумы, «манипулировать» звуковым материаломс целью дос­тижения наиболее яркого, полного, глубокого отражения дей­ствительности в звуке. В результате творческого освоения ее воз­можностей появились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж. Особенно заметным явлением в программах 30-х годов стали радиофильмы, разновидности композиции, в полной мере ис­пользовавшие монтаж документов, музыки, игровых драматизи­рованных сцен. Одновременно в эфир пришли новые формы вещания, свя­занные с отражением массовых сцен жизни: радиомитинги, ра­диопереклички, радиособрания. Первый радиомитинг прозвучал еще в 1927 г.

Предметом острых дискуссий являлась легкая музыка на радио. Особые нарекания со стороны авторитетных советских музыкантов и композиторов вызывала танцевальная и джазовая музыка. Однако уступая пожеланиям определенной части аудитории, музыкальная редакция планировала концерты легкой и танцевальной музыки в ночное время. Это было одной из наиболее доступных форм противодействия радиоцензуре, которая уже полностью сложилась к этому времени.

Начало 30-х годов произошёл старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информаци­онно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьни­ков — "Пионерская зорька" (под названием "Утренняя зорька" выходила с 1 октября 1934 года); просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; и радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.

Наконец, в 1928 году серьезным изменениям подвергаются программы радиотеатра: появляется цикл радиоспектаклей, в которых уже в комплексе используются выразительные средства радио.

В эти годы возникла и особая тональностьрадиопередач. Тор­жественная, эмоционально-приподнятая, жизнеутверждающая. Она пронизывала многие жанры радиожурналистики.

Тяжелейшим испытанием для коллектива Радиокомитета и всего радиостроительства было сфабрикованное в недрах НКВД в 1935 г. «дело Радиокомитета», своеобразный юбилей десятилетия советского регулярного радиовещания, в результате которого весь руководящий состав был снят с партийными взысканиями и в дальнейшем репрессирован.

С ликвидацией радиогазет произошла существенная перестройка эфирной сетки «вещательного дня». Соотношение информационных и документальных передач резко уменьшилось в пользу чисто пропагандистских радиопрограмм. Невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров превратили речевой эфир второй половины 30-х гг. в однообразный фон. Так в целом завершилось формирование мощного пропагандистского канала. С 1940 г. все виды цензуры радиовещания были сконцентрированы в руках Главлита.

 

43. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (на выбор студента).

Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина «Об основах ленинизма», «Краткий курс истории ВКП(б)» и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: Увеличивается количество военных газет. Уменьшается объём гражданской прессы. Более чем в 2 раза сократилось число даже центральных газет. Значительно сократилось число местных изданий. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».

Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Меры по перестройке печати позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР

Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.

Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»…

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран.

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!».

О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в различных городах нашей страны (в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре). В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.

На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев.

Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое радиовещание.

Каждодневно гитлеровские газеты и радио уверяли читателей и радиослушателей в провале советской армии, в несостоятельности большевизма, в том, что Англия и США слабее Германии, сообщали о том, что Германия победит.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов, А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов.

Большое значение во время войны имело слово. Пресса несла определённую идеалогию, поднимала боевой дух солдат. Также в её функции входила передача опыта, видов обороны и другой информации, необходимой для успеха советской армии.

В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.029 с.)