История телевидения и радиовещания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История телевидения и радиовещания



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ МАССМЕДИА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Кафедра журналистики

 

 

История телевидения и радиовещания

 

Программа курса

 

для специальности № 021400 − «Журналистика»

Дневная форма обучения

Москва 2008

История телевидения и радиовещания

Программа курса

Автор-составитель:

А.А. Новикова кандидат искусствоведения

 

 

Программа утверждена на заседании

кафедры журналистики

__. 08. 2008, протокол № __

 

 

© Российский государственный

Гуманитарный университет, 2008

 

Пояснительная записка

Программа курса «История телевидения и радиовещания» предназначается для студентов 2 курса дневного отделения, обучающихся по специальности № 021400 – «Журналистика». Данный курс является общепрофессиональной дисциплиной и читается на протяжении 1 семестра.

Предмет курса – история радиовещания и телевидения. Курс охватывает весь период существования отечественных радиовещания и телевидения – с момента их зарождения и до конца ХХ века. В ходе занятий программы радиовещания и телевидения рассматриваются с позиций единых эстетических принципов, присущих передачам всех жанров, в не зависимости от принадлежности к той или иной редакции.

В процессе подготовки курса использованы труды отечественных историков, исследователей литературы и искусства, печати, радио и телевизионной журналистики, материалы прессы, эфирные материалы радиовещания и телевидения.

Цели курса – сформировать у учащихся представление о роли телевидения и радиовещания в истории России и мира, политики и общественной жизни в ХХ веке; об их влиянии на формирования современной массовой культуры, стили жизни современного общества; об особенностях формирования системы жанров и выразительных средств, технических и творческих журналистских приемов, принципов программирования отечественного телевидения и радиовещания.

Для достижения этих целей, по мере освоения курса должны быть реализованы следующие задачи, позволяющие достигнуть поставленной цели:

  • на исторических примерах продемонстрировать учащимся взаимосвязь журналистики, культуры, науки, политики;
  • познакомить их с творческими находками журналистов и режиссеров ХХ века, научив использовать опыт предшественников в своей творческой деятельности;
  • научить студентов анализировать телевизионные и радиоматериалы с точки зрения эффективности их воздействия на зрителя прошлых лет и оценивать возможности воздействия этих приемов на современных зрителей;
  • выработать навыки оценки телевизионного контента с точки зрения его влияния на формирование общественного мнения и традиционных ценностей.

Требования к уровню освоения дисциплины

После ознакомления с курсом студент должен знать основные этапы развития телевидения и радиовещания, названия, жанры, художественные особенности, ведущих самых известных телевизионных и радиопередач. Он должен уметь анализировать с профессиональной точки зрения фрагменты теле- и радиопрограмм и излагать свое мнение в форме рецензии. Учащийся должен иметь представление о профессиональных дискуссиях, которые велись теоретиками и практиками по поводу природы и перспектив развития телевидения и радиовещания.

Особенности программы:

Программа составлена с учетом опыта автора, уже четыре года преподающего этот курс в Институте Массмедиа РГГУ. Преподавание осуществлялось по авторским программам, которые были пересмотрены и переработаны при подготовке этой программы. Автор программы также является автором курса «История телевидения и радиовещания», читавшегося в течение семи лет на кафедре технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ.

В основу программы заложены авторские исследования истории телевидения и радиовещания, результаты которых отражены в двух научных монографиях Новикова А.А. «Телевидение и театр: пересечения закономерностей». М., УРСС, 2004. 176 с. и Новикова А.А. «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия». СПб, «Алетейя», 2008. 208 с., а также в более чем 25 научных статьях.

Программа данного курса скоординирована с тематическими планами следующих смежных дисциплин:

- «Основы творческой деятельности журналиста»

- «Телевизионная журналистика»,

- «Основы телевизионной режиссуры»,

- «Основы операторского мастерства»,

- «Теория и практика монтажа»,

- «Профессиональная этика журналиста»,

- «Основы телевизионного продюсирования»

Методы изучения курса – анализ литературы, прослушивание и анализ программ из архивов телевидения и радиовещания, дискуссии в рамках круглых столов по проблеме, доклады.

Формы занятий – лекции и семинарские занятия.

Формы текущего контроля: тесты, выступления на семинарских занятиях (с докладом на круглом столе, защитой проекта или защитой реферата).

Форма итогового контроля – зачет.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.

История масс-медиа в контексте истории ХХ века

Тема 1.1. ХХ век – век технологических революций.

Технологические революции ХХ века и СМК. Зарождение массовой культуры. Влияние СМК на развитие глобализационных процессов. Роль СМК в важнейших событиях истории ХХ века. Периодизация истории отечественного радиовещания и телевидения. Основные тенденции в теории и практике телевидения и радиовещания.

Литература к разделу:

  1. Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2000. С. 103-111.
  2. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. С. 14-45.

Тема 1. 2. Звукозапись, радиовещание и телевидение: на стыке науки и искусства.

Рождение звукозаписи. Звукозапись голосов известных людей: поэтов, писателей, исполнителей. Технические эксперименты радиовещания. Радиотелеграф. Технические предпосылки создания телевидения: диск П.Нипкова, разработки А.Г. Столетова и Б.Л.Розинга, аппараты Б.П. Грабовского, В.К. Зворыкина, А.М.Полумордвинова, А.А. Адамяна и др. Экспериментальное вещание малострочного телевидения. Регулярное вещание малострочного телевидения. Студия на Никольской улице. Выработка телевизионных приемов, поиски жанра. Первые шаги электронного телевидения. Московский телевизионный центр на Шаболовке. Трансляции театральных спектаклей из телевизионной студии. Информационное вещание.

Литература к разделу:

1. Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2000. С.15-17, 448-450.

2. Рохлин А. М. Так рождалось дальновидение. М. 2000. Ч.2. 180 с. Режим доступа доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4677

 

Тема 1.3. Становление радиовещания и телевещания в Европе и США.

Особенности становления радиовещания в США: коммерческий путь развития вещания. Становление вещания в Европе: Германия и Франция – две модели государственного вещания. Великобритания - эталонная модель общественного вещания.

Литература к разделу:

  1. Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2000. С. 429-448.
  2. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.., 2001. Ч.1 и 2. 163 с. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4660

Раздел 2.

Радиовещание и формирование советского мифа

Тема 2.2. Зарождение радиоискусства.

Трансляции концертов по радио. Передачи радиотеатра (радиопьеса "Вечер у княгини М.Н. Волконской". Подготовка к 100-летнему юбилею со дня смерти А.С. Пушкина (1935-1937). Работа в радиостудии В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова, мастеров Москоского Художественного и Вахтанговского театров. Жанр "постановочного чтения" на радио: работы В.И. Качалова, И.В.Ильинского, Д.Н.Журавлева, В.И. Яхонтова, Д.Н.Орлова, О.Н.Абдулова, М.И. Бабановой, А.Г. Коонен.

 

Литература к разделу:

  1. Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2000. С. 33-44.
  2. Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. М., 2004. С. 211-283. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6317

 

Раздел 3

Радио и телевидение тоталитарного государства

Раздел 4.

«Оттепель» на радио и телевидении

Раздел 5.

Радио и телевидение на рубеже новой технологической революции

Раздел 6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ МАССМЕДИА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Кафедра журналистики

 

 

История телевидения и радиовещания

 

Программа курса

 

для специальности № 021400 − «Журналистика»

Дневная форма обучения

Москва 2008



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.016 с.)