Тема 6.3. Реорганизация структуры телевещания и изменения контента (1990-е годы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.3. Реорганизация структуры телевещания и изменения контента (1990-е годы)



Увеличение числа вещательных и продюсерских телеорганизаций. Закон о средствах массовой информации 1991 года. Реорганизация каналов (метровых и дециметровых) на Центральном телевидении. Появление телекомпании ТВ-6 и НТВ (1993). Реорганизация 1 канала, создание акционерного общества ОРТ. Изменение жанровых приоритетов, системы программирования. Ориентация на рейтинги телепередач. Компьютерная техника и ее влияние на формы и методы экранной выразительности. Понятие о стиле телевизионной программы, средствах и методах его формирования. Участие телевидения в избирательных компаниях, политических и экономических конфликтах. Изменение роли телевидения в обществе.

  1. Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред.: Г.В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. М., 2005. С.78-81.
  2. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С. 200-300.
  3. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. С. 88-196.

Список литературы

Обязательная:

Учебная:

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.., 2001. Ч.1 и 2. 163 с. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4660

История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания/ Сост. Т.М. Горяева. М., 1991. С. 100-200.

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С. 50-100.

Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2000. С. 103-111.

Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред.: Г.В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. М., 2005. С. 56-70.

 

Научная:

Горяева Т. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история. М., 2000.

Дмитриев Л. А. Баллада о четвертой кнопке ЦТ. М., 2000. 48 с.

Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. С. 14-45.

Рохлин А. М. Так рождалось дальновидение. М. 2000. Ч.2. 180 с. Режим доступа доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4677

Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. М., 2004. С. 58-94. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6317

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. М., 1983. 184 с.

 

Дополнительная:

Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение.XX век. М., 1968. 301 с.

Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. 416 с.

Левитан Ю. Б. 50 лет у микрофона. М., 1987.

Радио в дни войны. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1982.

Список материалов, используемых при преподавании курса

1. Материалы микрофонных папок «Устной газеты РОСТА» и «Радиогазеты» начала 1920-х годов.

2. Материалы микрофонных папок «Рабочей радиогазеты» конца 1920-х годов

3. Отрывки радиопрограмм 1941-45 годов. Из цикла «Наше старое радио» А.А. Шереля (Радио «Эхо Москвы»)

4. Радиорепортажи 1950-1960-х годов (Журнал «Кругозор»).

5. Выпуски телевизионных программ: «От всей души», «Вокруг смеха», «Кабачок 13 стульев», «Клуб кинопутешествий».

6. Документальные телефильмы 1970-1980-х годов: «Великая Отечественная» Р. Кармена, «Частная хроника времен войны» И. Беляева.

7. Радиоспектаклт А. Тарковского «Полный поворот кругом».

8. Радиоспектакль А. Васильева «Портрет Дориана Грея».

9.. Телемосты СССР-США начала 1990-х годов.

11. Радиоспектакль Д. Николаева «Граммофонная история войны».

Перечень курсовых работ, докладов, рефератов и эссе

  1. История становления телевизионных новостей: отечественный и зарубежный опыт.
  2. Изображение и слово в экранной публицистике.
  3. Метод длительного наблюдения в экранной публицистике.
  4. История становления документального телекино.
  5. Роль документальных лент в подготовке перестройки нашего общества в 80-90 гг.
  6. Телевизионные дикторы и ведущие: от советских традиций к современной практике.
  7. История становления общественного вещания (ВВС).
  8. Радио как инструмент пропаганды.
  9. История становления форматного радиовещания: США – Россия.
  10. Репортаж на радио: история и современность.

 

 

Список контрольных вопросов по курсу

1. Особенности использования массового вещания как одного из средств социального управления.

2. Становление регулярного радиовещания в СССР и на Западе.

3. Поиски форма общения с аудиторией в СССР и на Западе.

4. Технические открытия, подготовившие рождение телевидения.

5. Становление художественного радиовещания в конце 20-х - начале 30-ых годов.

6. Экспериментальное телевещание (малострочное телевидение).

7. Пропагандистские задачи радио в предвоенный период.

8. Формы радиовещания.

9. Особенности работы диктора в информационных, просветительских и художественных передачах.

10. Эволюция структуры программ, тематические и жанровые особенности радиовещания в годы Великой Отечественной войны.

11. Информационное и пропагандистское значение первого послевоенного десятилетия (1945-1954).

12. Внестудийные телевизионные передачи 1950-х.

13. Документальная радиодрама 1960-ых.

14. Становление телепублицистики (1960-ые).

15. Особенности телевидения на новом технологическом этапе (появление видеозаписи).

16. Телевизионный театр: расцвет жанра.

17. Телевизионное кино: принципы цикличности и серийности.

18. Реорганизация структуры радиовещания в конце 1980-х - начале 90-х годов.

19. Телевидение "перестройки и гласности": возвращение к прямому эфиру.

Тесты для промежуточной аттестации

1. Когда впервые в России по радио прозвучал человеческий голос?

А. 1919 г.

Б. 1900 г.

В. 1924 г.

2. Какого рода программы в начале 1920-х годов включали в себя выпуски «Радиовестника РОСТА»?

3. На какие годы пришелся в России взрыв радиолюбительства?

А. 1920-е

Б. 1930-е

В. 1940-е

4. Какую политику проводило правительство в начале 1920-х годов по отношению к радио?

5. На какую аудиторию ориентировались в 1920-е годы радиогазеты?

А. На городскую интеллигенцию

Б. На квалифицированных рабочих

В. На малограмотных рабочих и крестьян

6. На какую форму прослушивания ориентировались радиопередачи 1920-х годов?

А. На индивидуальное прослушивание.

Б. На коллективное прослушивание.

7. В каком году была введена цензура на радио?

А. 1925

Б. 1930

В. 1937

8. Сколько программ Центрального вещания было перед войной?

А. 1

Б. 3

В. 5

9. Когда впервые после начала ВОВ по радио выступил Сталин?

А. 23 июня

Б. 3 июля

В. 7 ноября

10. Что представлял собой жанр радиомитинга?

11. Назовите имена писателей, которые активно сотрудничали с радио в дни войны?

12. Как изменилось радиовещание, когда наши войска оттеснили фашистскую армию за границы СССР?

13. Как повлияла на радио политика «железного занавеса»?

14. С какого года Всесоюзное радио стало круглосуточным?

А. 1950 г.

Б. 1960 г.

В. 1970 г.

15. Что отличало музыкальные радиопередачи «Маяка» от традиционного музыкального вещания?

16. В каком году руководителем Гостелерадио стал С.Г. Лапин?

А. 1960

Б. 1970

В. 1980

17. Когда состоялся первый радиомост «СССР – США»

А. 1981

Б. 1986

В. 1992

18. Когда начали вещать «Эхо Москвы» и «Радио России»

А. 1980 г.

Б. 1985 г.

В. 1990 г.

19. Что такое «маркетинговые войны» на радио?

20. Какая сегодня важнейшая тенденции в развитии СМИ?

21. Каким было экспериментальное телевещание в 1930-е годы?

А. малострочным

Б. электронным

В. цифровым

22. В каком году начал работу Московский телецентр на Шаболовке?

А. 1938 г.

Б. 1947 г.

В. 1955 г.

23. Что такое ПТС, и какие новые возможности она предоставила телевидению?

24. Что такое «документальная драма», и как ее методы использовало телевидение?

25. Что дало телевидению внедрение видеотехники?

26. Что такое метод длительного наблюдения, и как он используется на телевидении?

27. Назовите как можно больше имен советских телевизионных ведущих?

28. Как изменилась в 1980-е годы работа международных обозревателей?

29. Как телевидение освещало аварию на Чернобыльской АЭС?

А. Оперативно, но сухо сообщило о случившемся.

Б. Предупреждало людей об опасности радиации

В. Сообщило с опозданием на несколько дней.

30. Назовите имена первых журналистов программы «Взгляд»

31. На какого зрителя ориентировались создатели «Взгляда»?

А. на интеллигенцию

Б. на «рядового зрителя»

В. на подростковую аудиторию

32. Когда в России была введена практика лицензирования вещания?

А. 1985

Б. 1992

В. 1998

33. Какие форматы вещания возникли на отечественном телевидении в 1990-е годы?

34. Кто был учредителем канала НТВ?

А. «Газпром»

Б. финансовая группа «Мост»

В. компания «Сибнефть»

35. Почему в конце 1990-х годов наиболее популярным жанром телевизионных программ был видеофильм, основанный на историко-архивных документах?

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины.

Первая и главная методическая рекомендация, которую можно дать студентам, начинающим изучать историю телевидения и радиовещания – хорошенько вспомнить историю России (СССР) ХХ века. Без хорошего знания не только исторических событий, но и истории повседневности ХХ века (образа жизни, семейного уклада, специфики системы образования, политической системы и ее участия в формировании жизненных ценностей) очень сложно понять закономерности в развитии телевидения и радиовещания.

Не менее важно помнить, что телевидение и радиовещание – это часть системы средств массовой коммуникации, функционировавшей в ХХ веке в России по единым законам. Потому, изучая историю телевидения и радиовещания, необходимо соотносить полученные знания с информацией по истории журналистики ХХ века.

Несмотря на то, что СССР большую часть своей истории развивался в условиях существования «железного занавеса», разделявшего страны капиталистического и социалистического лагеря, нельзя не учитывать мировые тенденции в развитии телевидения и радиовещания. «Железный занавес» все-таки не был абсолютно непроницаемым и отечественные теле- и радиопрограммы создавались с учетом западного опыта (как отрицая его, так и развивая, адаптируя к отечественным условиям). В связи с этим, стоит, изучая тот или иной период истории отечественного телевидения и радио, соотносить его основные тенденции с тенденциями, господствовавшими в это время на западе (в первую очередь, в Великобритании и США).

 

Методические указания по подготовке и оформлению письменных работ.

1. Реферат, подготовленный к семинару, должен иметь объем 10-12 страниц (без приложения, объем приложения любой). Оформление классическое (включающее в себя список литературы и постраничные сноски с указанием того, откуда получена информация). Если информация получена из Интернета, адрес должен быть указан с точностью не более 4 косых линий, например

(адрес доступа: http://www.svobodanews.ru/content/Article/1378026.html).

Если в Интернете размещена статья, авторство которой очевидно, то оформлять ее надо по традиционной схеме – автор, название статьи, название Интернет-издание, а потом адрес доступа.

2. Поскольку посмотреть или послушать передачи, шедшие в эфире много лет назад, очень сложно, преподаватель НЕ НАСТАИВАЕТ на том, чтобы при подготовке реферата или доклада студент знакомился с программами в архивах Телерадиофонда и других архивах. (Хотя инициатива, разумеется, приветствуется.) Но опираться только на данные учебника не рекомендуется. Для получения дополнительной информации рекомендуется ознакомиться в библиотеке с подшивками журналов «Советское радиовещание и телевидение» и «Телевидение и радиовещание». Там Вы найдете множество рецензий как на регулярные телепрограммы, так и на телевизионные и радиопремьеры.

3.Реферат должен быть сдан преподавателю или на кафедру не позже чем за 2 недели до окончания курса (см. расписание занятий), чтобы преподаватель ознакомился с работой, а студент имел время внести в работу исправления, указанные преподавателем.

  1. При оценке работы преподаватель учитывает следующие моменты:
    1. Полнота раскрытие темы.
    2. Уровень знакомство с теорией вопроса и публицистическими статьями, написанными на эту тему последнее время.
    3. Уровень аргументированности высказанных мнений.
    4. Достаточное количество примеров из телевизионного эфира последних месяцев.
    5. ПОМНИТЕ, ЧТО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТОЖЕ ЗНАКОМ С ИНТЕРНЕТОМ И КАЖДЫЙ ГОД ПРОВЕРЯЕТ РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ. ОН ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗНАЕТ МАТЕРИАЛЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ В ИНТЕРНЕТЕ. РАБОТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ БОЛЬШИЕ КУСКИ ЧУЖОГО ТЕКСТА БЕЗ КАВЫЧЕК И УКАЗАНИЙ НА АВТОРА (ПЛАГИАТ) НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И НЕ РЕЦЕНЗИРУЮТСЯ.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«История телевидения и радиовещания»

 

№ п/п Наименование раздела/темы Общее кол-во аудиторн. часов Лекции Семи­-нары Самост. работа Трудо-емкость
1. История масс-медиа в контексте истории ХХ века       -      
1.1. ХХ век – век технологических революций.     -    
1.2. Звукозапись, радиовещание и телевидение: на стыке науки и искусства.     -    
1.3. Становление радиовещания ителевещания в Европе и США.     -    
2. Радиовещание и формирование советского мифа       -    
2.1. Информационно-пропагандистскоевещание.       -    
2.2. Зарождение радиоискусства.       -    
2.3. Советское радиовещание в годы войны и отражение войны в послевоенных теле- и радиопрограммах     -    
3. Радио и телевидение тоталитарного государства       -    
3.1. Радио послевоенного десятилетия       -    
3.2 Телевидение: технологические поиски и творческие решения            
3.3. От телевизионной практики ктелевизионной теории            
  4. «Оттепель» на радио и телевидении            
  4.1. Радио 1960-х годов: рождение новых радиостанций.       -    
  4.2.   Открытия телеэфира 1960-х годов.            
  5. Радио и телевидение на рубеже новой технологической революции            
5.1 Особенности советского и зарубежного радиовещания ителевидения в 1970-ые годы.       -    
5.2 Видеозапись и видеофильм       -    
5.3. Расцвет советского радио- и телевизионного искусства            
6. Радио и телевидение конца 1980-х – 1990-х годов            
6.1. Структурные изменения на радио.       -    
6.2. Появление новых форм вещания и новой школытележурналистики            
6.3. Реорганизация структуры телевещания и изменения контента (1990-е годы)       -    
  Итого:          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.042 с.)