Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
18. Актуальные проблемы науки на страницах современных периодических изданий. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII веках, в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знание на философию и науку. Сначала в форме естествознания наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности. Наука предстает: 1. Как институт; 2. Как метод; 3. Накопление форм и традиций; 4. Фактор развития производства; 5. Наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру. Роль СМИ в распространении научной информации, формировании научной картины мира. «Тайнами забытых побед» называют это тематическое направление в телекомпании «АСС-ТВ». А начиналось все в начале 90-х годов, когда не без успеха по первому каналу прошел (и неоднократно повторялся) сериал «Красный космос». Это была первая попытка подлинного осмысления неординарных событий в мире науки и техники, когда от барабанного боя официальной пропаганды о космических успехах «первой в мире страны социализма» журналистика, развернувшись на сто восемьдесят градусов, «перестроилась» на очернение и оплевывание этой отрасли. Авторам сериала удалось показать, как сосуществовали, шли бок о бок события и героические, и трагические, порой приправленные смешными, прямо-таки анекдотическими недоразумениями, как гениальные находки сходили на нет и вязли в паутине амбиций, всяческих подсиживаний. И как сквозь это наносное и уродливое пробивалось истинно великое. Непосредственно под рубрикой «Тайны забытых побед» было выпущено на телеэкраны всего несколько фильмов. О самолете Т-4, легендарной «сотке» — лучшем в мире стратегическом бомбардировщике. О «Буре» — прообразе «Шатла». О вертолетах, появившихся раньше вертолетов Сикорского. Сюда же можно отнести празднование сорокалетия со дня запуска первого искусственного спутника Земли: короткие межпрограммные вставки, реконструировавшие события этого исторического дня, держали сетку вещания, а в час запуска спутника началась демонстрация фильма, который привлек огромное число зрителей благодаря уникальным кадрам, нетривиальному осмыслению событий, ярко выраженному драматизму столкновений человеческих характеров. К сожалению, в то время телекомпания ограничила себя лишь авиационно-космической тематикой. Существует мнение, что регресс начался с ликвидации «Российских университетов». Это не так. К моменту их закрытия «Российские университеты» только с очень большой натяжкой можно было назвать образовательным каналом. А ведь образовательный канал существовал. В пору расцвета Главной редакции научно-популярных и учебных программ. Это была самая мощная по творческому потенциалу редакция Центрального телевидения. Наибольший вклад в ее становление и развитие внес профессор Вильонар Васильевич Егоров — тогдашний ее главный редактор. Нынешний канал «Культура» — бледная копия того образовательного вещания. Образовательные передачи в те годы имели своего постоянного зрителя. (Лапина) Вместе с японской компанией Эн-эйч-кей мы проводили телемост «Звездный городок — Токио». Работала также прямая связь Токио — Хьюстон. В Японии было 19 часов. Программа (первый государственный канал) продолжалась два с половиной часа — до 21.30. Передача – очень простая по форме: дети в токийской студии, дети в Звездном, здесь же наши космонавты, а японский космонавт — в Хьюстоне. Вопросы и ответы сменялись сюжетами об истории космонавтики, о ее сегодняшнем дне, о будущих космических полетах... Право же, в свое время мы работали лучше — с большей выдумкой, с остроумными импровизациями, порой с трогательными журналистскими находками. Мы успели провести в «Останкино» эксперимент, предложив раз в квартал устраивать интеллектуальные вечера: с 20.00 до глубокой ночи (естественно, с перерывом для «Времени») давать в эфир научно-популярные, просветительские программы. Разные по хронометражу, не очень продолжительные, выстроенные соответствующим образом. С уже начинавшейся вакханалией в телеэфире эти вечера резко контрастировали. И, может быть, именно поэтому их рейтинги не то чтобы росли как на дрожжах, но были вполне приличными. Стало быть, интеллект вполне на равных конкурировал и с детективами, и с попсой, и с прочими кривляньями кривого телевизионного зеркала. Нужен короткий, но увлекательный рассказ о том, что происходит на Солнце, погасло ли оно, все расставит на свои места: ведь не может быть неинтересен мир, в котором все мы живем. Почему именно научно-популярные, просветительские передачи чуть ли не первыми попали под каток так называемых реформ? Не потому ли, что в новых условиях, когда бал правит рекламодатель, они не могут собирать рейтинги, сравнимые, к примеру, с развлекательными программами? Многие вещи нам еще предстоит осмыслить. Но если научно-популярное просветительство обретет на голубых экранах свое второе рождение, ответы начнут прорисовываться. И, как мне кажется, больше шансов, что они будут окрашены оптимизмом. Характеризуя популяризацию науки в периодических изданиях, следует отметить отсутствие научно-популярных журналов универсального типа при обилии журналов монотематических, недолговечность изданий, низкий уровень публикаций о науке в изданиях для малоподготовленного читателя, рождение журнала нового типа – для самообразования. Журналов, посвященных науке и технике, очень много. Многие из них выпускаются непрофессионально, случайными в журналистике людьми. Первые телевизионные демонстрации научно-популярного «киножурнала для всех» «Наука и техника» состоялись в 1949 году. Через год появился журнал «Новости сельского хозяйства», со временем получивший своего зрителя благодаря телевидению. ТВ дало «зеленый свет» научно-популярным киножурналам, потому что именно в них была «частично преодолена грань традиционного культурного просветительства, они были публицистичны». На киностудии «Моснаучфильм» с 1946 года выпускались фильмы, составляющие единый цикл, – «Путешествие по СССР». Ленты носили просветительский характер, были доступны каждому. На этой основе возник и первый цикл научно-популярных передач «Путешествия по СССР». Он предназначался для детской аудитории и представлял собой нечто вроде телефакультета по географии. Каждая передача начиналась с лекции ведущего, а затем демонстрировался фильм. Ведущим цикла был академик Д.И. Щербаков. В 1954 году возник новый цикл – «Ученые на экране». От предыдущих он отличался тем, что в студию приглашались не только ученые, но и зрители. Общаясь с живыми людьми, собеседниками, ученые говорили более раскованно, живо, интересно. Эта форма получила развитие в научно-популярных программах «Все надо знать» и «Техника шестой пятилетки». Первая телевизионная научно-популярная дискуссия «Есть ли жизнь на Марсе?» вышла в эфир в 1956 году. В том же году был создан тележурнал «Знание». Он вобрал в себя опыт предыдущих научно-популярных передач. Объектом внимания создателей журнала «Знание» стали не отдельные научные темы, а система научно-технических знаний. Такой подход для телевидения был новым. Кроме того, журнал, не ограничиваясь информацией о научных достижениях, анализировал научные проблемы. Творческая группа «Знания» почти полностью отказалась от киноматериалов, стремясь максимально использовать возможности и средства именно телевизионной выразительности, работали в разных жанрах (интервью, репортаж, беседа, выступление), искали пути превращения зрителей из свидетелей в участников событий81. В конце 1950-х – начале 1960-х годов каждая вновь открываемая в СССР телевизионная студия стремилась делать познавательные передачи для школьников и студентов. На Центральном телевидении существовала специальная рубрика «В помощь школьнику», на ленинградском – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». ТВ того времени было «островным» (термин С.А. Муратова), то есть жители городов имели возможность смотреть передачи только местной станции. В марте 1965 года правительство приняло постановление об организации системного учебного телевещания для школ, вузов, а также в помощь врачам, учителям и другим группам специалистов82. Вскоре на Центральном телевидении (ЦТ) был открыт специализированный канал, названный Третьей (учебной) программой. Через два года после первого эфира этот канал работал в среднем семь часов в сутки, еще чуть позже – уже 12 – 13 часов. После создания Главной редакции учебных и научно-популярных программ Центральное телевидение из года в год расширяло объемы ее вещания, и к 1977 году оно достигло шестнадцать часов в сутки (кроме периода летних каникул). В 1960 году вышел в эфир тележурнал «Здоровье». Это был набор пяти-шестиминутных сюжетов, которые снимались в больницах, научно-исследовательских институтах. Главными их героями были врачи – от обычных практикующих до академиков. Долгие годы передачу вела врач Ю.В. Белянчикова, а уровень доверия к ней со стороны зрителей был очень высок. В 1991 году перестали выходить некоторые передачи для школьников, учебно-образовательная редакция ЦТ была поделена на две части, отошедшие каналам «Останкино» и «Россия». Появился Четвертый канал «Российские университеты», который, по мнению экспертов, изобиловал «случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, и к тому же нередко содержащими скрытую рекламу»83. В 1994 – 1996 годах ее частоты были переданы независимой телекомпании НТВ, и «Российским университетам» был оставлен только вечерний эфир на четвертом канале. Далее эфирное время сокращалось, и в середине 1997 года образовательная программа постепенно прекратила существование. В конце 1990-х годов в российском телеэфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на образование детей и молодежи. Актуальные проблемы науки: Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами. Можно считать, что нанотехнологии – это совокупность процессов, позволяющих создавать материалы, устройства и технические системы, функционирование которых определяется, в первую очередь, наноструктурой, то есть фрагментами структуры размером от 1 до 100 нанометров. Человечество уже много тысяч лет живет среди наночастиц и впервые нанотехнологии «создала» сама природа задолго до того, как человек стал их так называть. А сейчас, благодаря появлению совершенных методов исследования типа электронной и сканирующей зондовой микроскопии началось интенсивное изучение наноуровня материи и сразу обнаружилось, что нанообъекты могут иметь уникальные свойства и потенциальные применения. Глобальное потепление — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Помимо повышения уровня Мирового океана повышение глобальной температуры также приведет к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. В результате могут участиться природные катаклизмы, такие как наводнения, засухи, ураганы и другие, понизится урожай сельскохозяйственных культур и исчезнут многие биологические виды. Потепление должно, по всей вероятности, увеличивать частоту и масштаб таких явлений. Некоторые исследователи считают, что глобальное потепление – это миф, часть ученых отвергает возможность влияния человека на этот процесс и, наконец, есть те, кто не отрицает факт потепления и допускает его антропогенный характер, но не соглашается с тем, что наиболее опасными из воздействий на климат являются промышленные выбросы парниковых газов. Причин глобального потепления несколько: выбросы парниковых газов, изменения солнечной активности. Есть и другие теории. Глобальное потепление вовсе не означает потепление везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, то есть климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам. Одним из лидеров в развитии кибертехнологий являются Соединенные Штаты Америки. Правительство очень серьезно подходит к проблеме возможности ведения войны в киберпространстве. Поэтому и появилась программа под названием «План Х». Основной целью ее является создание инструментов для доминирования Америки в данной сфере. Автором программы является агентство передовых оборонных исследовательских проектов, известное в мире, как DARPA. В целом, за развитие кибертехнологий выступают не только американцы. Так, в частности, по словам британского министра по делам вооруженных сил Ника Харви, в том случае, если ведение кибервойны сделать более эффективным, и благодаря этому риск для мирного населения и солдат будет меньшим, то такой способ ведения боевых действий и правда можно будет назвать более цивилизованным. Но, в то же время, для определенного числа стран развитие кибертехнологий может оказаться слишком затратным, что сделает эти государства беззащитными против угроз нового времени. Первоначально термин «экология» означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. И даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы, имеющие, главным, образом биологическое содержание, что крайне сужает содержание предмета. Люди уже давно поняли, что человеческая активность меняет характер окружающей среды, причем в большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев изменение ее параметров, их отклонение от естественных значений оказывает негативное влияние на человека и его деятельность. И не трудно понять почему: за миллионы лет человеческий организм приспособился к вполне определенным условиям обитания. Но в то же время любая деятельность человека – промышленная, сельскохозяйственная, сфера услуг – это и есть источник жизни человека, основа его существования. Значит, человек неизбежно будет менять характеристики окружающей среды. И искать способы к ним приспосабливаться. Необходимо создание таких технологий, которые в наименьшей степени будут влиять на окружающую среду. Те технологии, которые обладают таким свойством, называются экологичными, а научные (инженерные) дисциплины, которые занимаются принципами создания таких технологий, объединяются общим названием инженерной, или промышленной, экологии. Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в XX веке этой традиционной бережливости, которая начала к тому же постепенно угасать под давлением развивающегося капитализма и вытеснения деревенского быта городским, стало недостаточно. Деградация природы начала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это стимулировало появление специальных природоохранных законов и создание системы заповедников вроде знаменитой Аскании-Нова. Рождается, наконец, и специальная наука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков природы и исчезающих популяций отдельных живых видов. Влияние СМИ на общество весьма велико. Информация – мощнейшее оружие. Одной из причин снижения интереса к космонавтике в обществе является спад интереса со стороны СМИ к космонавтике. В советские времена именно пропаганда развития космической отрасли и ее освещение в прессе, всколыхнула все слои населения. Космос стал для общества приоритетом номер один. В центральных основных газетах, космонавтике отводились целые полосы. Почти каждый космонавт считал своим долгом публично сообщить о полете, о своих впечатлениях людям, для которых освоение космоса являлось самым большим достижением страны. Космонавты были национальными героями. К сожалению, та малая часть СМИ, которая, все же обращает внимание на космонавтику, почти исключительно стремится к псевдосенсациям. В соответствии с новой системой ценностей пишется и говорится о богатстве очередного космического туриста и подробностей его жизни, либо о «зеленых человечках». Крайне редки издания, поднимающие серьезные проблемы современной космонавтики. Невозможно сравнивать потенциал космической публицистики советских времен и современности. Очевидно, для исправления ситуации посыл должен идти не только сверху, но и от самих журналистов». Необходимо шире пропагандировать достижения отечественной космонавтики и не допустить переписывания истории не в пользу России. Проблема привлечения молодежи в науку часто поднимается в средствах массовой информации и различных выступлениях официальных лиц. Она стала "общим местом", отчасти девальвировалась и нуждается в уточнениях. Например, таких: когда следует начинать приобщение к науке, кого следует привлекать, при каких условиях начнется приток молодых, а также на какой срок их пребывания в науке следует рассчитывать? вход в науку открыт ею же самой - окруженный горами техники, тысячелетним опытом предков, воображением и некой идеей, подросток действительно способен на многое. Но даже в случае успешной работы, юному таланту трудно будет найти себе место в нише ученых. Ведь, как и в любом социальном классе, здесь есть своя иерархия, свои правила. Люди годами пробивали дверь в науку и вряд ли пустят «юнца», который всего лишь нажал пару раз на клавишу. Так и получается, что новаторские идеи просто не имеют право на свою реализацию. Негативную окраску, отпугивающую молодежь от науки, приобретает проблема финансирования данной отрасли. В мире, где все решают деньги, на одном энтузиазме, будь ты семи прядей во лбу, ничего не сделаешь, не имея определенного количества шуршащих купюр. Невостребованность государством понижает рейтинг научно-практической деятельности. Да и сами научные профессии вышли из моды все по той же причине. По своим психофизическим характеристикам молодежь, как наиболее гибкая часть человечества, восприимчива к достижениям науки. В данном контексте можно сказать, что молодежь и наука – явления параллельные (хотя это и не совсем корректно). Именно в молодежной среде наука имеет практическую реализацию, в конце концов, все эти серьезные взрослые люди когда-то были подростками. Только получается так, что на взаимоотношение науки и молодежи оказывают влияние две группы факторов: субъективные и объективные. Сама наука доброжелательно и гостеприимно раскрывает свои двери каждому (объективные факторы). С другой стороны - пережитки времени (возрастной ценз), экономические барьеры, бесперспективность – субъективные факторы. Отечественные СМИ мало рассказывают о достижениях российских ученых и - шире - о науке в целом. Доля публикаций, посвященных научным результатам как таковым, составляет лишь 6% от общего объема научно-образовательной информации в масс-медиа. Как правило, пресса сосредоточена на политических, организационных и финансовых проблемах российской науки, а не на изобретениях и открытиях. В итоге вокруг научных достижений формируется информационный вакуум. Отчасти это объясняется нехваткой журналистов, пишущих о науке, а отчасти - замкнутостью самих научных центров и их нежеланием популяризировать свои достижения. Гуманитарная оценка – полезно обществу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.01 с.) |