ТОП 10:

Проблематика современной философии науки.



Термин «философия науки» впервые по­явился в работе Е. Дюринга «Логика и философия науки» (Лейпциг, 1878). Намерение Дюринга построить философию науки как «не только преобразование, но и существенное рас­ширение сферы логики» не было им реализовано, однако дан­ная терминологическая новация оказалась весьма своевремен­ной.

Проблематика философии науки (структура и развитие науч­ного знания) восходит к Платону и Аристотелю.

С форми­рованием науки Нового времени философия науки в един­стве с теорией познания становится важнейшей областью фи­лософского исследования в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лей­бница, д'Аламбера, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля, позже – Б. Больцано, который еще ограничивается термином «науко-учение». Состояние и значение современной философии науки определяется местом науки в обще­стве, в мировоззрении, а также набором ее внутренних, исто­рически сформированных понятий и проблем.

В качестве особого направления философия науки формиру­ется в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсе­ра, Дж. Гершеля. Ее возникновение знаменовало собой от­четливую постановку нормативно-критической задачи – при­вести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Предпосылками вы­движения этой задачи на первый план явился резкий рост со­циальной значимости научного труда, профессионализация научной деятельности, становление ее дисциплинарной структуры в 19 в.

На первом этапе развития философии на­уки в фокусе ее внимания оказалась главным образом проблематика, свя­занная с исследованием психологических и индуктивно-ло­гических процедур эмпирического познания. Содержание вто­рого этапа эволюции философии науки (1900–20) определя­лось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19–20 вв. Цен­тральными фигурами данного этапа стали как философы, так и выдающиеся ученые (Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, П. Дюэм, Э. Кассирер, А. Эйнштейн и др.). Это предопреде­лило то обстоятельство, что главным предметом анализа ста­ли содержательные основоположения науки (прежде всего те­ории относительности и квантовой механики). Следующий пе­риод (1920–40) можно обозначить как аналитический. Он во многом воодушевлялся идеями раннего Л. Витгенштейна и определялся программой анализа языка науки, разработан­ной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Бер­линская группа – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.).

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеской деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентированно, прежде всего, на усвоении н знаний, она создает особый тип человеского сознания.

Наука 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Задачи науки:

- изучение, сущности законов, а не явления;

- изучение новых объектов, их связей и свойств.

В настоящее время принято различать два варианта в понимании философии науки:

А) как направления в западной и отечественной философии XIX - XX веков;

Б) как особой философской дисциплины, которая возникает во второй половины ХХв.

Появление дисциплины философия науки обусловлено научно-техническим прогрессом. Целый ряд дисциплин изучает науку:

1- науковедение и наукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формирования научного знания),

2 – социология науки (структурирует научные сообщества и анализирует науку как социальный институт),

3 – психология науки (проблемы научного творчества),

4 – история науки (процессы научных открытий и изобретений).

Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания, почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания

Тоесть отсюда, предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте (или это все философские проблемы, которые преломляются через рассмотрение того, что есть в науке).

При этом философия науки на протяжении своего развития становилась все более и более историчной, то есть рассматривала производимые научные знания (и деятельность по их производству) в историческом развитии, в исторически изменяющихся социокультурных условиях. Тоесть, философия науки рассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получения нового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалах истории конкретных наук и науки в целом.

Философия науки отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и т.д.

Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

Антология ( часть философии)(изучает виды реальностей, их взаимосвязи). Отсюда вопросы:

- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

Эпистемология (теория научного познания):

- научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

- проблема относительности научной истины.

Социальная философия:- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт:

- роль науки в обществе, функции науки в обществе.

Антропология (философия человека):

- личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

Этика (философские морали):

- добро и зло в науке

Эстетика:

- проблема красоты в мировоззрении

Логика:

- логика научного познания, мышления

Аксиология (ценностный аспект):

- гуманность наук.

Методология науки.
Предметом методологии является методология получения научного знания и научной деятельности. Тоесть методологии науки выполняет2 функции:

1) Она выявляет смысл научной деятельности, т.е рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека.

2) Решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.

Сегодня в методологии можно различить две основные ори­ентации:

1) критико-аналитическую;

2) проектно-конструктивную.

Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как, исследователь мышления (деятельности) в той или иной дис­циплине. При этом он должен осуществить рефлексию особого рода – критическую и исследовательскую.

Реализуя проектно-конструктивную ориентацию, методолог помогает спе­циалисту перестраивать и развивать свой предмет. Важным ре­зультатом критической деятельности методолога является «распредмечивание» понятий и других дисциплинарных пред­ставлений. В рамках проектно-конструктивной ориентации осуществляется обратная процедура – «опредмечивание», т. е. построение новых понятий и идеальных объектов.

Так как методолог ориентирован на построение нового пред­мета (дисциплины), он аргументирует необходимость постро­ения новых понятий, выявляет нужные для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию действий, иногда со­здает первые фрагменты нового предмета. Чтобы перейти от существующего состояния деятельности к новому ее состоя­нию, методолог вынужден рефлексировать и «преодолевать» предметную точку зрения и способы мышления. Он показывает, на чем они основываются, где их границы, какая позна­вательная установка их обусловила. И рефлексия, и другие формы методологической работы стро­ятся сегодня с сознательным использованием научных и про­ектных представлений и методов. Это означает, что методо­логическая работа реализует себя, с одной стороны, как особого рода исследование, с другой – как род интеллектуаль­ного проектирования.

Именно развитие научной и проектной ориентации в методологии привело к формированию так на­зываемой «общей методологии» в отличие от «частной мето­дологии». Общая методология разрабатывает основные прин­ципы и средства методологической работы (подходы, понятия, схемы). При этом используются как опыт частных методов, так и знания о мышлении и деятельности. Задача частной методологии – методологическое обеспечение кон­кретных видов деятельности в определенных науках, дисцип­линах, различных практиках. В сфере общей методологии - ме­тодолог изучает и конституирует «законы» мышления и дея­тельности как таковые, при этом он рассматривает мышле­ние и деятельность как особые квазиестественные процессы.

Классификация научных методов:
1) Теоретические и эмпирические.
К эмпирическим относятся методы: наблюдения, измерения, описания, эксперимент.
К теоретическим относятся методы: формализации (построение модели), аксиолизации, гипотетико-дедуктивный (выстраивание гипотез, связывание теорий).
2) а) Всеобщие: анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, математические методы.
б) Общенаучные (представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фун­даментальными теоретико-методологическими положениями специаль­ных наук).
в) Конкретнонаучные.

Проблемы философии науки

Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня представлена различными дисциплинами.

Философия науки - философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.

Философия науки - относительно молодая дисциплина философского знания, которая стала успешно и бурно развиваться в наше время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия и заявила о себе не менее значимой, чем традиционные онтология и гносеология. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Предметом философии науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются в их историческом развитии.

Изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество. Философия науки ориентирована на обозначение коренных проблем естественных, технических и социально-гуманитарных, нахождение их предельных оснований в философии.

Проблематика философии науки имеет очень широкий спектр подходов и может иметь разные варианты. Один из них представлен в данном учебном пособии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.008 с.)