Порядок лицензирования вещателей в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок лицензирования вещателей в России



Система лицензирования телерадиовещания в нашей стране, как и во многих других странах, предусматривает выдачу двух лицензий: на деятельность в области связи (на право использовать частоту для целей телерадиовещания) и собственно на вещание (на распространение продукции СМИ в определенной местности, на определенной частоте, с помощью передатчика определенной мощности). Для получения лицензии на вещание необходимо пройти процедуру регистрации средства массовой информации.

Порядок выдачи лицензий первого вида (по связи) регулируется Федеральным законом «О связи» 1995 г. Он предполагает получение данных документов по заявлению лиц, которые владеют, пользуются и распоряжаются средствами связи. Эти лицензии выдает Министерство РФ по связи и информатизации без проведения конкурса тому, кто указан в лицензии на вешание.

Лицензию же на вещание выдает другое министерство – по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР). Министерству связи все равно, кто будет использовать лицензируемою им частоту – телевизионная, пейджинговая, телефонная или радиокомпания, – главное, чтобы при осуществлении своей деятельности они не нарушали установленных технических параметров, требований и стандартов связи. В свою очередь МПТР не очень волнуют технические характеристики оборудования, которое будет использовано для вещания, но далеко не безразлично содержание будущих программ.

На сегодняшний день процедура получения лицензии на вещание зависит от потенциальной аудитории в зоне предполагаемой деятельности заявителя. Для вещания в городах с численностью населения 200 тыс. человек и менее существует порядок, предусмотренный Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. (№ 1359) «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации». Само постановление основывается на Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. (№ 2255) «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации».

В соответствии с этим Положением претендентом на частоту может быть только юридическое лицо. Заявитель предоставляет копии редакционного устава и свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, некоторые другие документы. Он также вносит незначительную плату (до трёх МРОТ) за рассмотрение своего заявления. В свою очередь МПТР в месячный срок выдаёт заявителю лицензию в случае:

• наличия свободной частоты (а её «поиском и разработкой» занимается, как правило, сам претендент);

• отсутствия в представленных документах недостоверной информации;

• возможности заявителя вести вещание без нарушения лицензионных требований и условий (например, не нарушая технических, экологических или противопожарных норм и стандартов, требований самого Положения о лицензировании телевизионного вещания),

• подтверждения оплаты лицензионного сбора, не превышающего 10 МРОТ.

 

В столицах субъектов РФ и в городах с численностью населения свыше 200 тыс. человек для выдачи лицензии на вещание порядок другой – здесь обязательно проведение конкурса. Такой порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. (№ 698) «О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание».

Ранее, до 1999 года, и в крупных городах проведение конкурса не было обязательным, а проходило лишь в случае наличия нескольких претендентов на занятие частоты. На практике выдача лицензий порой выглядела следующим образом. В том или ином населённом пункте освобождалась частота; обычно это происходит в результате конверсии (т.е. фактически отказа военного ведомства от использования канала связи и перехода этого канала в гражданское пользование) или в случае «разработки» связистами новой частоты, которая может использоваться передатчиком определённой мощности, не создавая при этом помех в эфире. О появлении новой частоты становилось известно ограниченному количеству чиновников. Эти люди, как правило, знают всех, кто хотел бы в соответствующем населённом пункте заниматься телерадиовещанием, и зачастую, неформально общаясь с одним из потенциальных претендентов на выход в эфир, они сообщали ему об освобождающейся частоте и тут же получали от него заявку. В результате создавалась неконкурсная ситуация, так как из-за отсутствия информации о новой частоте других заявителей не было и тот, кто подавал заявку, автоматически получал и занимал частоту.

Одной из целей принятия постановления 1999 года стало недопущение создания такой потенциально приводящей к коррупции ситуации. По новому порядку МПТР публикует в «Российской газете» сообщение о проведении конкурса. Обычно конкурс устраивается под так называемую «свободную» концепцию, когда заявитель волен сам определять основную тематику канала. Но иногда ФКК ставит особые условия для победы на конкурсе, например, указывает на необходимость программ для женской аудитории.

Если на участие в конкурсе поступила только одна заявка, срок подачи заявлений продлевается. Если же новые заявления не поступили и после этого, МПТР вправе либо оформить лицензию на единственного заявителя, либо (если предлагаемая им программная концепция вещания не отвечает объявленным условиям) назначить повторное проведение конкурса.

Проведение конкурса предполагает внесение определенной платы за частоту. Этот факт в своё время вызвал недоумение у специалистов. Дело в том, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает суммы, которые лицензирующий орган вправе взимать за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии; такой сбор с 2002 года составляет 1300 рублей. В свою очередь российское законодательство запрещает вводить новые налоги иначе как федеральным законом. Для того чтобы избежать обвинений в нарушении законодательства, правительство назвало этот сбор «единовременной платой за получение права на наземное эфирное телерадиовещание».

На практике размер этого сбора составляет от 1 тыс. до 30 млн. рублей, как правило, в зависимости от возможностей конкретного рынка. Полученные средства распределяются между федеральным бюджетом (60%), МПТР и Министерством связи (по 20%). Последние тратят их на работу самой Федеральной конкурсной комиссии, работу по сертификации частот, контролю за выполнением условий лицензии и на финансирование создания, как сказано в постановлении правительства, общественно полезных телепрограмм.

Проведение конкурсов с условием внесения единовременной платы создаёт впечатление, что при решении вопроса о том, кто будет вещать на той или иной частоте, главную роль играют именно деньги. МПТР же обосновывает миллионные ставки сбора тем, что претендент на частоту, который не в состоянии внести единовременную плату, не способен нести и расходы, связанные с последующей организацией вещания. Требование о внесении платы помогает отсечь несостоятельных с финансовой точки зрения претендентов. Кроме того, утверждает МПТР, конкурс «с финансовой составляющей» нельзя путать с тендером или аукционом, при котором право на вещание получает соискатель, предложивший наибольшую сумму. Все заявители должны быть готовы понести равные финансовые расходы, но выиграть конкурс возможно только в том случае, если предложенная концепция вещания и экономическое обоснование возможности её реализации будут признаны лучшими.

Как организуется конкурс? Федеральная конкурсная комиссия, созданная при МПТР по постановлению Правительства 1999 года, состоит из девяти человек. Часть ее членов является государственными служащими из МПТР и Министерства связи; возглавляет ФКК по должности министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. В комиссию также входят авторитетные эксперты в области телерадиовещания, которые не работают в органах власти. Если конкурс проводится на осуществление местного вещания (в границах одного субъекта федерации), а не межрегионального или общенационального, то к этой девятке добавляются еще три представителя региона: представитель Президента РФ в этом регионе или (что чаще всего и происходит) уполномоченное им лицо, представитель органа законодательной власти и представитель органа исполнительной власти субъекта федерации. Последние должны защищать интересы аудитории соответствующего региона и объяснять «москвичам» специфику вещания в нём

Члены ФКК – девять (или двенадцать) человек – один раз в месяц собираются на заседание в МПТР, рассматривают заявки на частоты и решают, кому выдавать лицензию на вещание. Победителем должны признавать заявителя, представившего лучшую концепцию вещания и её технико-экономическое обоснование. Таким образом, приоритет отдается как творческим, так и финансовым, а также техническим аспектам. В отличие от подобных органов за рубежом чёткие критерии, по которым члены ФКК должны оценивать заявки, не установлены, и при голосовании многое решает субъективное впечатление о претенденте и его заявке. С самого начала функционирования ФКК в 2000 году такая неопределенность подвергалась критике, руководители министерства в ответ утверждали, что следует полагаться на высокий профессиональный и культурный уровень членов комиссии.

Решение ФКК является обязательным, и победившему на конкурсе обязаны выдать свои лицензии как МПТР, так и Министерство связи. В тексте лицензии указываются: название и адрес лицензиата; наименование СМИ; вид массовой информации (ТВ, радио и др.); язык вещания; территория, покрываемая вещанием; периодичность и время вещания; частота вещания (номер канала); мощность передатчика; срок действия лицензии (как правило, пять лет). Имеющий лицензию на вещание может уступить её другому лицу только с согласия лицензирующего органа, с соответствующим переоформлением лицензии (ст. 31 Закона о СМИ). Получить согласие МПТР непросто, поэтому уступка лицензий чаще всего происходит через продажу получившей ее телерадиокомпании.

Приостановление действия и аннулирование лицензии

До 11 февраля 2002 года, дня вступления в силу новой редакции ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», МПТР могло применять к телерадиовещателям санкции, предусмотренные в его прежней, 1998 года, редакции. Теперь же базовый в этой сфере закон не предусматривает лицензирования телевизионного вещания и радиовещания. Более того, он недвусмысленно отменяет лицензирование не перечисленных в нем видов деятельности. Это означает, что МПТР, орган, уполномоченный правительством осуществлять лицензирование телерадиовещания, лишается на это законных оснований.

К ранее действовавшим санкциям относилась в первую очередь возможность приостанавливать на срок до полугода действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой «нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан». В соответствии же с законом одним из обязательных лицензионных требований и условий является соблюдение законодательства Российской Федерации. По крайней мере, дважды – в случае с сочинской телекомпанией Макс-ТВ и с телерадиокомпанией «Петербург» – МПГР без вынесения предварительных предупреждений приостанавливало действие лицензий на вещание, усматривая в передачах этих каналов нарушение предвыборного законодательства. В обоих случаях действие лицензий приостанавливали всего на день-два, руководство компаний писало объяснительные письма министру, и компании вновь получали право на вещание. Но при возможном упрямстве вещателей их потери могли быть необратимыми. Ведь хотя лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, одновременно с подачей заявления в суд этот орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. А основанием для аннулирования лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. К тому же, если в установленный срок лицензиат не может устранить выявленные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

С утерей возможности санкций по Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» МПТР планирует вернуться к процедурам, предусмотренным встатье 32 Закона о СМИ. Здесь говорится о возможностях аннулировать лицензию, в том числе в случае, «если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения». Таким образом, неожиданности в действиях МПТР должно стать меньше, как, впрочем, и оснований для санкций в отношении вещателей.

 

6. Экономические условия и факторы свободы СМИ.

Основные источники средств: учредитель СМИ, соучредитель СМИ или спонсор, реклама, подписка, розница или абонементная плата, государственная поддержка СМИ. Формирование и функционирование концернов в сфере СМИ: плюсы и минусы информационной политики.

Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все остальные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творческих подходов и решений принципиально важна также экономическая (финансовая, техническая и др.) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами.
Экономические проблемы свободы журналистской деятельности менее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении.
Теоретически очевидно, что для того, чтобы реализовать свою социально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужны значительные «стартовые» затраты — на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудникам и т.д. Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты (если, разумеется, учреждающая государственная, общественная, коммерческая или другая организация или частное лицо пользуются доверием в финансовых учреждениях). Если у организации или лица, стремящегося учредить какое- то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора (англ. sponsor — «попечитель», «устроитель», «тот, кто финансирует бескорыстно или в своих интересах, идейных или материальных», «крестный отец»). Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.
Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько. Прежде всего, это доходы, получаемые от «потребителей» информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки). Однако этих средств обычно не хватает на покрытие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы за читателя, зрителя и слушателя приходится стремиться к минимизации цен на информационный продукт. Более того, существует практика продажи СМИ ниже их стоимости и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм.
В этих условиях огромное значение приобретает реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ (до 80%, а для бесплатных газет, радио- и телепрограмм — все необходимые средства, если нет других источников дохода). Если этих средств не хватает, учредитель либо субсидирует созданные им СМИ, либо закрывает их.
СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объективностью представлять все существующие точки зрения, а культурно-рекреативную деятельность вести в интересах всех слоев общества.
Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ (и не только учрежденных государственными институтами). Оно располагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства.

Все многообразие формы вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательны. Характер и мера поддержки зависят от того, насколько соответствует «видам» государственных институтов и (или) предпринимательских кругов деятельность тех или иных СМИ. Разумеется, всем участникам этих отношений приходится тщательно избегать возможных обвинений в подкупе и даже в предпочтении одних СМИ другим. Однако всегда находятся благовидные предлоги отдавать преимущество тем, чьи позиции более отвечают интересам политически и (или) экономически господствующих сил.
Соответственно условия рыночных отношений и большей свободы в экономической сфере позволяют СМИ, близким к правящим политическим и экономическим силам, максимально полно реализовать свой социально-творческий потенциал. При демократическом устройстве общества (и в меру его демократизма) имеются возможности выравнивать условия предоставления экономических льгот, делая их более справедливыми. Однако в силу различных взглядов на то, что является справедливым, а что нет, всегда остается поле для «экономического маневра». Например, государственные субсидии можно распределять в зависимости и от тиража, и от меры убыточности, и от рейтинга в общественном мнении, и от «социальной ценности» и т.д. Выбор остается за теми, кто распределяет средства, а, следовательно, чаще всего большую экономическую свободу получает вовсе не инакомыслящий.
Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Экономическая политика газет, журналов, теле- и радиоорганизаций может вестись таким образом, что в качестве спонсоров и рекламодателей будут выступать лишь те социально-экономические институты, позиции которых близки данному СМИ. Это относится и к государственной поддержке, когда СМИ разделяют политическую линию правительства и других государственных структур. В таком случае нежелательное влияние на их информационную политику минимизируется, но не ликвидируется полностью, так как трудно представить абсолютное единство взглядов СМИ и экономически поддерживающих их сил по любому поводу и в любой сфере. А возникающие даже небольшие разногласия пусть и демократически, толерантно настроенных партнеров так или иначе сказываются на поведении СМИ.
Более существенны «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Во-первых, это происходит в том случае, если доход от продажи информационных продуктов (подписки, розницы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и распространение. Однако современные даже крупнотиражные качественные издания и программы (если исключить доходы от рекламы и получаемые экономические льготы) не в состоянии добиться такого экономического благополучия. Поэтому, во-первых, путь к экономической независимости (если не абсолютной, то во всяком случае весьма значительной) лежит через создание объединений — прежде всего концернов (англ. concern — «предприятие, фирма») или холдингов (англ. holding — «владение»), сосредоточивающих под одной «крышей» ряд информационных (а часто и не только информационных) институтов.
Одно из важнейших преимуществ концернов — многообразное использование информации, которой они располагают. На основе полученных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных (доступ к которым осуществим за плату). Колонки ведущих журналистов одновременно с появлением в «своей» газете могут публиковаться и в других изданиях (так называемые «синдицированные» материалы), событийно-информационные службы (отделы новостей) начинают работать в режиме агентств, рассылая подписчикам сводки новостей, и т.д. А синдицированные материалы ведущих американских журналистов печатаются в сотнях провинциальных изданий. Характерная тенденция для концернов — издание ряда газет и журналов, различных приложений, организация книгоиздательства, даже радио- и телевизионных станций. Помимо собственно информационной деятельности концерны вторгаются в смежные-сферы — бумажное производство, полиграфию, радиоэлектронику, сферу коммуникаций. Зачастую происходит сращивание концернов и с другими сферами бизнеса.

Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть независимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные издания и программы за счет высокоприбыльных других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той информационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями. Однако сращивание с другими сферами предпринимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих многоотраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или, по крайней мере, ограничению) информационной независимости.
Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ. Антимонопольное законодательство в развитом виде предполагает создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием. Ведь в условиях конкуренции, борьбы за аудиторию, с одной стороны, издания и программы, ведя свою информационную политику, опасаются слишком большого «удаления» от фактической стороны дела и стремятся к полноте и разнообразию событийной информации; с другой — имеется возможность представления (со стороны СМИ) и выбора (со стороны аудитории) различных подходов, позиций и взглядов, благодаря чему повышается возможность для аудитории получить объективную или хотя бы сбалансированную информационную картину современности.
Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфраструктуры СМИ — в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Монополия в этих областях ведет к произвольным решениям монополиста как в политической сфере (стремление сузить или вовсе лишить возможности «выхода» на аудиторию нежелательных СМИ), так и в экономической, когда создаются условия для произвола в ценовой политике, когда монополист не имеет стимулов к снижению производственных издержек и повышению эффективности своей деятельности, к повышению культуры обслуживания СМИ и его аудитории.

 

7. Методы журналистского творчества.

Умение добывать первичные живые сведения, эксклюзив – один из показателей высокого профессионализма журналиста. В обществе сложилась развёрнутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которым относятся: брифинги (инструктаж; краткое обсуждение, посвященное одному вопросу, носит закрытый характер, на него приглашаются только определенные заранее представители СМИ, озвучивается информация «не для всех» и происходит обсуждение и даже выработка совместных решений), презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, сообщения информационных агентств. Основным источником получения информации выступает фрагмент реальности.

 

Существует 3 типа источника информации: человек, документ, предметно-вещественная среда.

Документ представляет собой продукт чей-то деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью каких-либо знаков на каком-либо материале для хранения и передачи во времени и пространстве.

Предметно-вещественная среда обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. Это детали обстановки, на фоне которых происходят события и могут рассказать о нем не хуже документа.

Человек – самое важное звено для журналиста. Во-первых, он свидетель или участник каких-то событий и поэтому выступает в качестве держателя информации, во-вторых, он – носитель информации о себе, своем внутреннем мире, в-третьих, он –транслятор информации, полученной от других.

 

Методы получения информации: проработка документов – метод, позволяющий получать сведения самого разного характера – от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной в любой знаковой системе (письмо, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала).

 

Классификация документов: по способу фиксирования информации (печатные, фото, видео и т.д.); по типу авторства (личные, общественные); по статусу (официальные, неофициальные); по степени близости к эмпирическому материалу (первичные, вторичные); по способу получения документа (по установленному образцу, целевые).

 

Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию. К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Это самый оперативный метод в журналистике. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития.

Подготовленное наблюдение подразумевает предварительное ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами и др. Журналисту известно, что именно ему предстоит наблюдать, кто будет участником, какова последовательность и т.д.

Неподготовленное наблюдение основано на случайности, непредсказуемости происходящего.

Существует разовое (при написании небольших заметок) и длительное наблюдение.

Включённое наблюдение – когда журналист сам становится участником события. Систематическое наблюдение предполагает обращённость журналиста к какой-либо ситуации в определённые периоды времени, а несистематическое – спонтанность в выборе наблюдаемого объекта.

 

Эксперимент – это подготовленное наблюдение. Сущность его в том, что журналист искусственно создаёт обстоятельства, при которых точнее проявляется явление. Эксперимент часто отождествляют с включённым наблюдением (Ким М.Н. «Методика создания журналистского произведения»). В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Таким образом, журналист на практике может проверить свои гипотезы. Эксперимент – это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления. Сначала нужно определить цели и задачи эксперимента, потом определить место действия, затем следует сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после это решить, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования.

Эксперимент проводится, когда стоит задача более глубоко проникнуть в жизнь, когда необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

 

С помощью Интервью можно получить: фактические данные; мнения; объяснения; предположения, прогнозы; речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности. Вопросы делятся на основные (готовятся заранее) и дополнительные. Вопросы бывают: открытые и закрытые, личные и безличные. Репортёр должен хорошо ориентироваться в теме.

Каждый вопрос должен рассматривать только один аспект (не позволяет собеседнику увильнуть от неудобного). Вопросы должны задаваться в вопросительной форме. Нужно стремиться задавать только открытые вопросы. Они должны быть нейтральными и простыми. Обязательно следует прислушиваться к ответам. Массовое интервьюирование – когда опрашивается множество респондентов, например, массовая аудитория СМИ, какого-либо издания или канала.

Массовое интервью – это опрос больших популяций (сотни и тысячи человек). Этот вариант характерен для социально-психологических и особенно для социологических опросов.

 

8. Основные документы, регламентирующие деятельность редакции.

Важным документом, который лежит в основе деятельности средства массовой информации - «учредительный договор». Он заключается между учредителем и редакцией (главным редактором). В нём определены взаимные права и обязанности двух сторон, связанные с выпуском средства массовой информации. К примеру, в учредительном договоре может быть записано, каков порядок финансирования учредителем редакции, распределения прибыли, образования фондов; в нём могут быть определены полномочия главного редактора, порядок публикации учредителем своих заявлений в СМИ. К условиям порядка публикации относятся: их частота; максимальный объём каждого из заявлений или их максимальный суммарный объём за определенный период; тематические ограничения; примерное время суток или место на страницах издания, предназначенные для публикации заявления, а также право редакции (или отсутствие такового) вносить в него стилистическую и грамматическую правку, снабжать комментариями и т.д.

Редакция в свою очередь берёт на себя перед учредителем обязательства по выпуску средства массовой информации (объём, сроки, периодичность и др.). Впрочем, требования Закона к содержанию договора носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Иное дело – устав редакции средства массовой информации. И хотя Закон о СМИ предусматривает возможность замены устава учредительным договором в небольшой (до 10 сотрудников) редакции, как правило, он имеет самостоятельный характер. Устав является обязательным документом для редакции, его копию необходимо направить в орган, зарегистрировавший СМИ, не позднее чем в течение трёх месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о СМИ отсутствие принятого и/или утверждённого устава редакции является основанием для обращения регистрирующего органа (МПТР) в суд с заявлением о признании свидетельства о регистрации недействительным.

Содержание устава юридического лица и устава редакции:

Устав юридического лица регламентирует финансовые вопросы и вопросы управления юридическим лицом, в то время как устав редакции затрагивает совершенно иной круг проблем, т.е. содержательно эти уставы представляют собой разные юридические документы.

Если, например, юридическое лицо по своей форме является акционерным обществом (ЗАО или ООО), то в соответствии с гражданским законодательством оно обязано иметь устав, который определяет:

• количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, размещаемых обществом;

• права акционеров – владельцев акций каждой категории;

• размер уставного капитала общества;

• структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

• порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

• сведения о филиалах и представительствах общества.

В уставе редакции (в соответствии со статьёй 20 Закона о СМИ) в нём обязательно должны быть определены:

Непосредственно сам устав редакции.

Статья 20. Закона о СМИ

Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

 

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

 

9. Виды журналистской деятельности.

Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И, тем не менее, каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.87.114 (0.079 с.)