Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензирование: понятие и виды

Поиск

Лицензия – это разрешение компетентного госу дарственного органа на осуществление указанного в нем вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Термин «экологическая лицензия» означает разрешение на выемку, использование, потребление природных ресурсов, выбросы, сбросы, размещение вредных веществ с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Выделяют две формы экологических лицензий: комплексные; специальные.

Лицензия на комплексное природопользование представляет собой разрешение, которое выдается природопользователю специально уполномоченными на то органами РФ в области охраны окружающей среды.

Лицензия выдается на каждый вид лицензируемой деятельности. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

Существенной особенностью любой лицензии является то, что она оформляется после проведения государственной экологической экспертизы, а при лицензировании комплексного природопользования – лишь после того, как природопользователь получит частное разрешение в специализированных государственных органах. Лицензией на комплексное природопользование объединяются в систему разные лимиты и другие экологические требования. Такое объединение осуществляется по территории, по объекту в целом или по совокупности видов лицензируемой деятельности. Причем лицензия на комплексное природопользование не является основанием для права на конкретный вид природопользования.

Она лишь определяет его условия. Права на конкретные виды пользования предусматриваются договорами или в специальных лицензиях, которые в некоторых случаях выполняют функции таких договоров. Примером этомго могут служить: договор аренды на комплексное природопользование, лицензия на право пользования недрами и т. д.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные органы.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает общий порядок ведения лицензионной деятельности.

Для этого необходимо следующее:

1) документы, которые представляет заявитель в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности;

2) 30–60–дневный срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Срок начинает исчисляться со дня получения заявления;

3) основания для отказа в выдаче лицензии;

4) сведения, указываемые в лицензии;

5) порядок оформления или переоформления лицензии;

6) платность лицензирования;

7) условия приостановления действия лицензии, потери ею юридической силы или ее аннулирования;

8) другие вопросы.

 

38. Акты на право пользования землей

Особенностью оформления права пользования земельными ресурсами является то, что в данной сфере не применяется лицензионный порядок. Земельные участки предоставляются в пользование их собственниками, пользователями, арендаторами на основе договоров и иных документов. Их формы зависят от того, кем предоставляются земли в пользование и для каких целей.

При оформлении права пользования землями принципиально важное значение имеет учет двух основных функций земли - как средства производства и операционного базиса. Потребность в реализации потенциала земли как операционного базиса в экономически развитом обществе имеется всегда. Она обусловлена необходимостью предоставления земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд. Порядок изъятия и предоставления земельных участков для размещения таких объектов регулируется Земельным кодексом.

Процедура предоставления земельного участка под строительство начинается с обращения предприятия или частного предпринимателя, заинтересованных в строительстве объекта, в местный орган исполнительной власти, уполномоченный управлять земельной государственной собственностью, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения. При этом должны быть обоснованы примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Предварительное согласование места размещения объекта занимает важное место в процедуре изъятия земель. Земельный кодекс определяет в общем виде круг государственных органов, участвующих в таком согласовании. Это - местный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений а организаций, заинтересованных в отводе земель. В соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР при этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством России.

Так как решение вопроса о выборе места размещения предприятий является экологически весьма значимым, в экологическом законодательстве установлены некоторые дополнительные требования. Статья 41 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР и ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума. Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается представительными органами РФ или субъектов Федерации на основе заключения государственной экологической экспертизы. Выбор места размещения предприятия и иного объекта, который является объектом государственной экологической экспертизы на стадии технико-экономического обоснования или проектирования, проходит, таким образом, обязательную экологическую экспертизу, проводимую в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Земельный кодекс устанавливает, что рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения федеральных потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при наличии согласия представительных органов РФ и субъектов РФ на строительство или расширение указанных предприятий, а предназначенных для обеспечения региональных потребностей и не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства, - согласия представительных органов субъектов Федерации.

Предоставление земель под строительство должно быть гласным. Государственным органам, в которые поступает ходатайство об отводе земель, вменено в обязанность информирование населения о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснение мнения граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Граждане, общественные организации, объединения и органы местного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающим интересы населения. Существенным дефектом законодательства является, однако, то, что при этом в нем не урегулирована процедура информирования.

При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, может быть решен вопрос о проведении референдума о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанных народов. Соответствующее решение в этом случае принимается по итогам референдума.

Земельный кодекс определяет сроки предварительного согласования места размещения объекта или его расширения:

· для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования с федеральными органами, - до шести месяцев;

· для объектов, не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с региональными органами, - до трех месяцев;

· для объектов местного значения - до одного месяца.

Этап предварительного согласования места размещения объекта завершается утверждением материалов согласования решением уполномоченного государственного органа. Решение является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка. В семидневный срок с момента его принятия копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта выдается субъекту, заинтересованному в этом согласовании.

Если собственник земли, землевладелец, землепользователь, арендатор не согласен с указанным решением, он может обжаловать его в десятидневный срок в вышестоящий государственный орган, а затем в суд, решение которого является окончательным.

Закон не допускает финансирования проектно-изыскательских работ до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда (при возникновении спора). Законодательством субъектов РФ может быть установлен иной порядок предварительного согласования места размещения объекта.

В случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам в соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР предварительное согласование места размещения объекта не производится.

Решение о предоставлении земельного участка принимается и после утверждения проекта. Для принятия такого решения заинтересованный субъект обращается в государственный орган, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. На основе подготовленных материалов по изъятию и предоставлению земельных участков уполномоченный орган принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления. Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованному лицу в семидневный срок с момента его принятия.

Если принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, оно может быть обжаловано заказчиком в суд в исковом порядке в десятидневный срок. В таком же порядке может быть обжаловано решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Истцом в этом случае является собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения приостанавливает его исполнение.

Земли под строительство предприятий и иных объектов предоставляются, как правило, в бессрочное пользование. В бессрочное пользование предоставляются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Во временное пользование земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом землепользователям и арендаторам по договору. Арендаторами земли согласно действующему законодательству могут быть любые юридические и физические лица. Земли, предоставляемые во временное пользование, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. Формы договоров на пользование землями, находящимися в федеральной собственности, утверждаются Правительством России, землями, находящимися в собственности субъектов РФ - правительствами субъектов Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. была утверждена форма Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения*. В нем предусматриваются условия, касающиеся предмета договора, срока его действия, арендной платы, определяются права и обязанности арендатора и арендодателя, ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Лицензионно-договорные основы права пользования недрами

Требования к лицензированию пользования недрами определены как Федеральным законом от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», так и специальным документом - Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г.

Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.

Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.

В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования. Виды пользования недрами, на которые выдаются лицензии, рассмотрены более подробно в разд. VI учебника «Право природопользования». Закон допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Какие конкретные объекты недр могут быть предоставлены в пользование в лицензионном порядке? Решение по этому вопросу подготавливают органы государственного управления в области использования и охраны недр, ведущие учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования. Они подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.

Подготовленные таким образом предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования подлежат согласованию с другими органами центральной исполнительной власти России. В согласовании участвуют Министерство экономики РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Федеральный горный и промышленный надзор России и другие государственные органы, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах. По результатам согласований перечень объектов недр, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органом представительной власти субъекта РФ и федеральным органом государственного управления в области использования и охраны недр.

Законодательство о недрах устанавливает различные основания предоставления недр в пользование. Законом «О недрах» (ст. 13, 101) предусмотрено, что недра могут быть предоставлены в пользование:

1) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;

2) на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

3) на основании решения Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;

4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных Законом;

5) в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Для получения лицензии на пользование недрами предприятие или физическое лицо обращается с заявкой в специально уполномоченный федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. С такой заявкой могут обратиться также юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами в России.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий. При этом они согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой.

Наряду с другими основаниями получения права пользования недрами, о которых говорилось выше, Федеральным законом «О выборах» предусмотрено предоставление лицензий на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом представительной власти субъекта РФ совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.

При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.

В предусмотренных Законом «О недрах» случаях лицензия предоставляется совместно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, либо самостоятельно федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Лицензия на пользование недрами и другие документы, которые являются ее неотъемлемыми составными частями, должны содержать:

· данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

· данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

· указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

· указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

· сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

· условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

· согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении;

· соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

· условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

· порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону «О недрах».

Некоторые особенности лицензирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа установлены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр. Предварительно они должны быть согласованы со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов - по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Наряду с другими данными в лицензию дополнительно должны включаться сведения:

· об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;

· о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

· о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.

Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Права и обязанности пользователя минеральных ресурсов континентального шельфа возникают с момента получения лицензии.

Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Лицензия на пользование недрами предоставляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется на основании земельного законодательства РФ и субъектов Федерации в порядке, рассмотренном выше в данном разделе учебника.

В соответствии с горным законодательством участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода предоставляется также для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участок недр в виде геологического отвода предоставляется при выдаче лицензии на геологическое изучение недр.

При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но должны быть определены и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.

Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.


39. Лицензионно-договорные основы права пользования водами

Вопросы лицензирования водопользования решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей. Водный кодекс РФ устанавливает, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, т.е. специальное водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок и взлетов воздушных судов.

Водный кодекс РФ требует, чтобы при осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов учитывалось наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Водным законодательством предусмотрено два вида лицензии: распорядительная и на водопользование. Распорядительная лицензия представляет собой документ, на основании которого осуществляется переход права пользования водными объектами от одного лица к другому. Этот вид лицензии выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшения состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов и др.).

Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами.

Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г., уточняют, какие документы должны быть представлены заявителем в орган лицензирования с учетом видов водопользования. Так, некоторые дополнительные документы должны предоставляться для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, для целей гидроэнергетики, для сброса сточных и (или) дренажных вод, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды. Для получения лицензии на водопользование с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, требуется также предоставление лицензии на пользование недрами.

В зависимости от способов и целей использования водного объекта лицензия на водопользование должна содержать:

· сведения о водных объектах;

· сведения о водопользователе;

· сведения о водопотребителях;

· указания на способы и цели использования водных объектов;

· указание пространственных границ (координат) предоставляемых в пользование водных объектов или их частей, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

· сведения о лимитах водопользования;

· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

· сроки действия лицензии;

· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды (ст. 49 ВК РФ).

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются Министерством природных ресурсов РФ. Лицензия на водопользование может быть выдана на срок до 25 лет.

Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом.

Согласно Водному кодексу, после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным. Водное законодательство предусматривает следующие виды договоров пользования водными объектами:

· договор долгосрочного пользования водным объектом, который может быть заключен на срок от 3 до 25 лет;

· договор краткосрочного пользования водным объектом (до 3 лет);

· договор установления частного водного сервитута (забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, водопоя скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и др.) (ст. 54 ВК РФ).

Договор пользования водным объектом заключается между органом исполнительной власти субъекта РФ и водопользователем. Если водный объект расположен на территории нескольких субъектов РФ, договор пользования заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов либо с их согласия с одним из них. Предмет договора - порядок использования и охраны водного объекта или его части.

Водный кодекс требует, чтобы при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда и органы исполнительной власти субъектов РФ согласовали их условия между собой и с иными заинтересованными органами исполнительной власти (ст. 56). Органами исполнительной власти, с которыми согласуются условия лицензии и договора, являются органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (в части согласования требования о предупреждении вреда окружающей среде), органы по охране недр (в части пользования подземными водами) и др.

Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии он признается недействительным.

Водный кодекс устанавливает некоторые обязательные условия, которые должен содержать договор пользования водным объектом. К ним относятся условия:

· предусмотренные в лицензии на водопользование;

· определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;

· устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;

· определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.

Договор пользования водным объектом считается расторгнутым с момента уведомления сторон, заключивших его, об аннулировании лицензии на водопользование.

Лицензионно-договорные основы права пользования лесами

Лесной кодекс РФ предусматривает ряд новых в сравнении с прежними Основами лесного законодательства РФ положений относительно регулирования прав пользования лесными ресурсами. К новациям прежде всего относится широкое применение договорных отношений в сфере лесопользования.

Права пользования лесными ресурсами возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Договор аренды участка лесного фонда может быть заключен между лесхозом Рослесхоза (арендодатель) и лесопользователем (арендатором) на срок от одного года до сорока девяти лет. Аренда участка лесного фонда является платной. Договор аренды может регулировать осуществление одного или нескольких видов лесопользования. В соответствии с договором аренды добытые лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Лесной кодекс запрещает субаренду участков лесного фонда.

Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду принимается органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Рослесхоза или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами Рослесхоза с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. При этом Лесной кодекс содер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.012 с.)