Становление журналистики в Европе в XVII веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление журналистики в Европе в XVII веке.



Изобретение книгопечатания, принадлежит немецкому типографу Иоганну Гутенбергу. Печатный станок 15 века. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии 1456 год. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации (Мильтон, Ареопагитика: Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство).

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.

 

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. По другим данным, первая ежедневная газета появилась также в Лейпциге, но в 1660 г. Ее издавал Тимотеус Рицше под названием «Neulaufende Nachricht von Kriegs – und Weltthaendeln» («Пришедшие новости о военных и мировых делах»). В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

 

1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они, судя по содержанию сохранившихся номеров, несколько ранее (в одной их номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться «по примеру прошлых лет»). Газета, выходившая в Страсбурге, называлась «Ведомость» (Relatio) и рассказывала она о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершавшихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в таком виде, в каком были доставлены». Издавал стразбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс.В том же году в Аугсбурге появилась другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.

 

В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617-м – в Берлине, в 1618-м в Амстердаме, в 1620-м - в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.

По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В названиях многих газет появляются указания на место издания, как, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ. В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге ГЕРМАНИЯ. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.

 

Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

 

17 в. - страна абсолютной монархии. Публицистика того времени принадлежит государству. Основная концепция печати - авторитарная. Она заключается в том, что государственная власть осуществляет полный контроль над производством печатной продукции. Нарушители преследовались и жестоко наказывались, вплоть до применения смертной казни. Всё это тормозило развитие печати во Франции. Так продолжалось до начала Великой французской революции, когда она наконец, хоть на какое-то время, получила желанную свободу.

Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием. В Англии в 1538 г. был принят закон, согласно которому любой типограф должен был получить королевский патент на свою деятельность, а цеховая организация типографов – «Компания книгоиздателей» – была обязана не только представлять печатные материалы на предварительную цензуру, но и следить за деятельностью членов своего цеха. Ордонанс 1585 г. регламентировал появление печатной продукции и определял количество действующих в королевстве типографий (их число не должно было превышать 20), функции цензуры в Англии были возложены на так называемую Звездную палату при Тайном совете короля, игравшей в XVI–XVII вв. роль комитета по делам печати. Право главных цензоров в Звездной палате получили архиепископы Лондонский и Кентерберийский, без санкции которых не мог быть опубликован ни один печатный текст. Во Франции закон 1561 г. предписывал подвергать бичеванию распространителей и авторов «клеветнических» листков и памфлетов. В случае повторного нарушения закона лица виновные карались смертной казнью.

Важную роль в процессе становления немецкой периодической печати сыграл Михаэль фон Айтцинг, который в 1583 году в Кельне составил сборник статей под названием «Relatio Historica» («Исторические ведомости»). Он был посвящен событиям Кельнского съезда. Важно, что такие сборники выходили два раза в год к весенней и осенней ярмаркам. Этот факт дал название этому изданию «ярмарочные ведомости». Фон Айтцинг не ограничился только отчетами о съезде, но и включил в свои ведомости более широкую информацию. Четкая периодичность – два раза в год – позволяет назвать «Relatio Historica» предшественницей периодической печати.

Фуггер решил первым в своём семействе начать заниматься кредитными операциями, вместо торговли. Ко всему прочему Якоб много ресурсов и времени вложил в горное дело, которое успешно развивалось в районе Аугсбурга. Самым крупным первым кредитным договором оказался договор на 150 тысяч флоринов. Этот займ был предоставлен эрцгерцогу Сигизмунду Тирольскому. Дополнительным пунктом в договоре было прописано, что до возврата кредита Якоб имеет право покупать по самым низким ценам серебро и золото из шахт эрцгерцога. На полученные с оборота драгоценными металлами средства молодой Фуггер прикупил промыслы горняков в Тироле, Каринтии и Венгрии.

Дела у новоиспечённого банкира шли прекрасно, и вскоре его заметил Император Максимилиан I. После недолгих переговоров Якоба назначили главным банкиром при императорском дворе. Император постоянно нуждался в наличных деньгах, взамен Фуггер брал в залог обеспечения своих кредитов все золотые, серебряные и медные шахты Империи.

Банковские кредиты Фуггера стали модным веянием среди аристократии всей Империи, и через короткое время практически вся европейская знать стала должниками банковского дома Якоба Фуггера. Следом и Папа Римский попал в зависимость от аугсбургского банкира и с 1499 года Ватикан передал все свои финансовые дела банковскому дому Фуггеров.

Первый европейский журнал - Journal des Savants (Журнал ученых, 1665-1828) - был создан по инициативе французского министра финансов Жана-батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

Journal des Savants увидел свет в Париже 5 января 1665 На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных дискуссиях. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на провокацию спора. В издании Journal des Savants Дени Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервилль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 г.

В 1665 г., с опозданием в несколько недель, в Англии появился журнал Philosophical Transactions of the Royal Society (Философские труды Королевского общества») под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. Интересно, что из десяти публикаций, составивших первый номер, три были взяты из Journal des Savants.

В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал Il Giornale de'Letterati (Журнал литераторов). Журнал этот был задуман его редактором Франческо Надзари по образцу французского Journal des Savants, а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Журнал, в котором помешались работы, языковедческого, философского характера литературоведения, просуществовал до 1679 г. В 1682 профессор Отто Менке предпринял в Лейпциге издание латиноязычного журнала Acta Eruditorium (Ученые записки), который быстро приобрел европейскую известность. В его издании деятельное участие принял Готфрид Вильгельм Лейбниц, публиковал на страницах этого журнала многие свои работы. Журнал Acta Eruditorium просуществовал до 1731 г

Современные СМИ Германии.

После восстановления германского единства на базе вступившего в силу 3 октября 1990 года Договора об объединении Германии возникла необходимость адаптировать тоталитарную систему организации СМИ бывшей ГДР к демократическим структурам Федеративной Республики. На место государственного радио и телевидения пришли публично-правовые земельные радио- и телекомпании, монопольная система заменена дуальной, допускающей - как и в западных федеральных землях - наличие частных радио- и телестанций. Печать перешла из собственности партий и общественных организаций в руки частных издательств.

Сегодня на германском рынке ежедневных газет по традиции доминируют региональные и местные подписные газеты, издаваемые частными издательствами. Если до 1933 года и после 1945 года непосредственными издателями газет были политические партии, то в последующие десятилетия - в силу политических и экономических причин - они продали свои газеты. Лишь одна холдинговая компания Социал-демократической партии Германии (СДПГ) имеет еще доли в некоторых издательствах. Газеты, распространяемые почти исключительно по подписке, предлагают читателям объективный обзор важнейших событий в области внутренней и международной политики, экономики, культуры и спорта. Однако их самая сильная сторона заключается в том, что они освещают события, происходящие в регионе распространения газеты, например, в крупном городе и примыкающих к нему населенных пунктах. Поскольку связь читателей с газетой особенно хорошо поддерживается за счет материалов о локальных событиях, все газеты уделяют большое внимание разделу местной жизни. Таким образом, газеты поддерживают также рынок местной коммерческой рекламы, доля которого в общем обороте рекламы составляет более 40 %. Даже самая крупная по тиражу германская ежедневная газета "Бильд(ИЛЛЮСТРИРОВАНАЯ ГАЗЕТА)", которая продается в розницу и распространяется по всей Германии, имеет 35 различных изданий, отличающихся друг от друга разделами местной жизни и рекламными объявлениями.

Кроме бульварной газеты "Бильд" по всей Федеративной Республике распространяются лишь такие газеты, как "Франкфуртер альгемайне", "Вельт" и "Тагесцайтунг". Газеты "Зюддойче цайтунг" и "Франкфуртер рундшау" также имеют специальные выпуски, предназначенные для всей страны, однако их тираж по сравнению с тем, что они сбывают в своем регионе, весьма незначителен. В 1997 году серьезная пресса, распространяемая в масштабах всей страны или нескольких регионов, имела тираж менее 1 млн. экземпляров, однако ее читатели - это преимущественно представители тех слоев населения, которые влияют на формирование общественного мнения, т.е. политики, общественные деятели, бизнесмены. Наряду с вышеуказанными газетами высокую репутацию - в силу качественного освещения событий и глубоких комментариев - имеют и некоторые региональные газеты. К ним относятся "Штутгартер цайтунг", "Тагесшпигель", "Кельнер штадт-анцайгер", "Берлинер цайтунг", "Ханноверше альгемайне цайтунг" и некоторые другие.

Среди почти безбрежного моря германских журналов, насчитывающих около 20 тысяч наименований, есть группа журнальных изданий, выделяющихся высокими тиражами и публицистическим резонансом. Это развлекательные журналы "для широкой публики", насчитывающие примерно 750 наименований и имеющие разовый тираж свыше 127 млн. экземпляров. По обороту рекламы (около 3,5 млрд марок) в печатной прессе они занимают второе место. Это - иллюстрированные журналы "Штерн" и "Бунте", журналы с радио- и телепрограммами, журналы для женщин, мужчин, молодежи, обладателей какого-либо хобби, журналы, посвященные теме досуга и спорта. За последние годы тираж иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную роль в плане сбыта и доходов от рекламы играет здесь конкуренция со стороны телевидения. В то же время в силу постоянно растущего числа телеканалов расширяется рынок журналов-программ ТВ, насчитывающих 15 наименований и имеющих совокупный тираж 20,3 млн. экземпляров. 46 % рынка приходится здесь на долю издательства "Генрих Бауэр-ферлаг". Если приплюсовать сюда программы ТВ, являющиеся приложениями к ежедневным газетам, то общий тираж таких журналов увеличится еще на 18 млн. экземпляров. Показательно, что среди 10 журналов с наибольшим тиражом 8 - это программы ТВ.

Тип «информационно-политического журнала» до 1993 года представлял в единственном лице леволиберальный еженедельник «Шпигель». Благодаря своим критическим материалам и разоблачениям злоупотреблений политической властью он как никакой другой печатный орган тесно связан с историей Федеративной Республики Германия. Теперь у него есть конкурент в лице журнала «Фокус», который предлагает информацию и аналитические материалы в целом в консервативном духе. Для издательского дома «Бурда» этот журнал – один из самых ярких примеров публицистического и экономического успеха за всю послевоенную историю печати.

Самым известным человеком среди германских газетных издателей за послевоенные годы, несомненно, был Аксель Шпрингер, причем не только благодаря тому, что в его издательстве выходила газета «Бильд», самая крупная по тиражу в Европе. Для некоторых интеллектуалов он был олицетворением отрицательного образа «газетного магната», проводившего национально-консервативную и ярую антикоммунистическую издательскую политику. Благодаря профессиональному чутью и умелому использованию капитала ему удалось завоевать ведущие позиции на рынке ежедневных и воскресных газет, а также развлекательных журналов. К 1998 году на долю печатной продукции концерна Шпрингера приходилось почти 23,8 процента совокупного тиража германской ежедневной прессы. Еще при жизни Шпрингера издательство было преобразовано в акционерное общество, которое и сегодня контролируется его наследниками. За последние годы Лео Кирху, самому влиятельному германскому предпринимателю в сфере продажи художественных фильмов и телепрограмм и совладельцу ряда частных телекомпаний, удалось сосредоточить в своих руках 40 процентов акционерного капитала концерна Шпрингера. После смерти Акселя Шпрингера концерн продолжал действовать, прежде всего, на рынке ежедневных газет. Кроме того, он является совладельцем ряда газетных издательств на севере Германии, в Берлине и в новых федеральных землях.

«Бертельсман» – концерн мирового значения. Концерн «Бертельсман» вырос из небольшого книжного издательства и стал самым крупным по обороту европейским концерном в области СМИ. В 1997/98 году его оборот достиг 23 миллиарда марок, почти 70 процентов оборота приходится на другие страны. Сюда же следует добавить долю с оборота (2,76 миллиарда марок) европейской телерадиокомпании CLT/Ufa (самой крупной в Европе по обороту), контролируемой им совместно с «Компани люксембуржуаз де теледиффюзион» и издательством «Вестдойче альгемайне цайтунг». Благодаря большим инвестициям на американском рынке СМИ, «Бертельсман» является сегодня крупнейшим издателем англоязычной литературы, совладельцем различных клубов любителей книги, типографий, а через «Бертельсман мьюзик групп», из которой, в частности, выросла солидная фирма звукозаписи РСА, действует и на музыкальном рынке. Коммерческая реализация творческих идей схожа здесь с промышленным производством. Финансовую базу для экспансии концерн создал за счет создания клубов любителей книги и музыки, насчитывающих миллионы членов в разных странах. Именно за счёт этого он смог также действовать на рынке газет и журналов (через дочернюю фирму «Грунер + Яр»), участвовать в издательском и типографском деле, в производстве бумаги, в деятельности музыкальных издательств, кино-, радио- и телекомпаний. Благодаря главной доле в берлинском издательстве научно-технической литературы «Шпрингер» (не путать с издательством «Аксель Шпрингер-ферлаг» в Гамбурге), «Бертельсман» увеличил и без того широкую палитру предлагаемых им научных и специализированных журналов почти на 500 наименований. «Бертельсман» занимается также E-Commerce, является совладельцем Amencan On-line/AOL Europe, имеет 50 процентов доли в американской интернетовской системе книготорговли barnesandnoble-com. Аналогичными видами деятельности занимается его дочернее предприятие Books On-line/BOL.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.022 с.)