Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право Европейского Союза: учебное пособие↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К читателю
Из некогда мало известного регионального сугубо экономического явления Европейские сообщества выросли в Европейский Союз, уверенно утверждающий себя в качестве растущего геополитического центра экономического, политического, финансового и военного влияния. Союз включает в себя уже 27 стран с совокупным населением около 500 млн человек и территорией, превышающей 5 млн. кв. км. Эта уникальная надгосударственная интеграционная организация политической власти представляет собой принципиально новый компонент мирового развития, требующий всестороннего изучения и учета. С вступлением в Союз ряда бывших республик СССР и наших прежних социалистических союзников у России появилась стратегически важная протяженная общая граница с ним, не говоря уже о том, что он является нашим главным внешнеэкономическим и очень перспективным политическим партнером. Улучшается взаимопонимание между руководством России и Евросоюза, расширяется сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, преступностью и во многих других сферах. Для достижения оптимального сотрудничества и взаимодействия России с Европейским Союзом имеются все необходимые предпосылки: исторические судьбы наших народов традиционно взаимно переплетались, культуры взаимообогащались, экономики взаимодополнялись. В будущем эта многоплановая и цивилизационно закономерная взаимозависимость и взаимовыгодность с неизбежностью будет развиваться и принимать новые формы. Чрезвычайно велико в этом процессе значение права - важного практического инструмента интеграции и взаимодействия. В рамках Европейского Союза в ходе всеобъемлющей интеграции сформировалось качественно новое наднациональное право. В нем интегрировались элементы систем как международного, так и национального права, права наиболее передовых европейских стран с устоявшимися демократическими традициями, права, вобравшего в себя опыт как континентальной, так и англосаксонской правовых семей, богатую практику регулирования рыночных отношений, учета социальных факторов и умения согласовывать позиции самых различных участников общественных отношений. Вот почему право Европейского Союза накопило ценный опыт и в значительной степени стало примером для других интеграционных группировок, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация. В рамках уникальной правовой системы Европейского Союза формируются механизмы защиты прав человека не только от лиц, органов и государств, их нарушающих, но и от наднациональных институтов и органов, создаются демократические правовые инструменты, позволяющие согласовывать динамику процессов интеграции и глобализации с интересами государств, регионов, а главное - человека, который все более выдвигается в качестве определяющего критерия оценки прогресса нашей цивилизации. Поскольку многие мировые достижения в сфере права нашли свое концентрированное выражение в праве Европейского Союза, изучение этого качественно нового, наднационального права имеет большое значение для совершенствования системы высшего юридического образования в России. Оно в определенной степени подводит итог развития современного права, его принципов, приемов и методов регулирования общественных отношений и формирует тенденции его дальнейшего совершенствования. Одной из первых в России кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии опубликовала почти все виды научных, методических и учебных изданий по праву Европейского Союза. Это и фундаментальный учебник "Право Европейского Союза" (2002 и 2008 гг., "Юристъ", 1055 с.), и сборники документов с комментариями, и учебное пособие "Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии". До сих пор в нашей стране не было популярного краткого, но достаточно полного издания по праву Европейского Союза в вопросах и ответах, к которым уже привыкли российские студенты, особенно заочной и вечерней форм обучения. Представляемая вашему вниманию книга ликвидирует этот пробел. "Право Европейского Союза в вопросах и ответах", однако, не получилось упрощенной и сокращенной версией большого учебника. Это иное по жанру, но вполне обстоятельное и самостоятельное издание. Европейский Союз планирует в самое ближайшее время принять Лиссабонский договор 2007 г., который потребует обстоятельного осмысления с теоретической и практической точек зрения. Его принятие приведет к существенному изменению как основ, так и конкретных сфер права Европейского Союза. В предлагаемой книге материал излагается с учетом новелл, вносимых Лиссабонским договором. С момента первого издания этого пособия был также принят целый ряд регламентов директив, и других документов, внесших существенные изменения в отдельные отрасли права Европейского Союза, например транспортного, корпоративного, экологического права и т.д. Все это по возможности учтено в этом концентрированном издании. Нельзя не отметить учебно-методические достоинства книги, позволяющей в доходчивой форме изложить непростые основы наднациональной системы права, складывающейся в Европейском Союзе. В этом смысле книга оказалась очень полезным средством популяризации достижений права Европейского Союза, анализа тенденций его развития и способов решения возникающих проблем.
Предисловие
Большая часть учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах нашей страны, связана с российским правом, несколько - с правом международным, и лишь один-единственный предмет - право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) - представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права - наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как элементы международного, так и внутригосударственного права, все более приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обогащая при этом как правовую науку, так и практику. Право Европейского Союза - это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Европы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и систем. Это в определенной степени прообраз "права будущего", права, построенного на максимальном согласии, сотрудничестве, координации, со всесторонним учетом интересов каждого государства-члена, региона, а в конечном счете - каждого отдельного человека, который рассматривается в качестве центрального элемента этого права. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 27 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов. Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европейского Союза представляет несомненный теоретический и практический интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране. Вот почему с конца 90-х гг. новый предмет "Право Европейского Союза" стал все шире включаться в учебную программу российских вузов. В нашей стране возникли серьезные научные школы, появились первые учебные пособия и учебники по этому предмету. Кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии явилась одной из первых, освоивших при творческом сотрудничестве с рядом европейских вузов преподавание этого предмета в России. Ее авторский коллектив помимо прочих книг издал на сегодня наиболее полный и учитывающий новеллы Лиссабонского договора фундаментальный учебник ("Юрайт", 2010, 1119 стр.) и столь же современное, но совсем иное - краткое учебное пособие "Право Европейского Союза в схемах и комментариях" ("Юрайт" 2010 г.), вместе позволяющие на любом уровне освоить этот непростой предмет. Учебный материал подкрепляется рядом серьезных сборников документов*(1) по праву Европейского Союза, в основном переведенных преподавателями кафедры, а также методических материалов. Чрезвычайно динамичное право Европейского Союза, однако, не стоит на месте. После неудачи с ратификацией Конституции для Европы 2004 г., ее основные идеи были включены в подписанный в декабре 2007 г. Лиссабонский договор. Его вступление в силу должно существенно изменить многие положения Европейского права. Учесть это новое явление в учебном процессе необходимо. В то же время разные формы обучения, разные цели изучения этого предмета студентами требуют использования новых и разнообразных методик обучения и видов учебной литературы. Поэтому, имея опыт создания всеобъемлющего базового учебника и более визуально ориентированного краткого пособия, сочетающего текст со схемами, авторский коллектив решил предложить читателю ставшее в последнее время популярным издание в форме вопросов и ответов. Настоящее пособие подготовлено с учетом учредительных, нормативных и иных правовых актов Европейского Союза и Сообществ по состоянию на 20 сентября 2009 г., включая проект Лиссабонского договора*(2). Предлагаемое читателю издание органично вписывается в имеющуюся систему учебных и методических материалов по праву Европейского Союза. Оно написано в соответствии с обновленной учебной программой курса "Право Европейского Союза" и четко и с достаточной полнотой раскрывает все основные темы учебной программы. В сочетании с вышеупомянутым учебником и учебным пособием в схемах и комментариях предлагаемое издание обеспечивает глубокие и качественные знания предмета. В то же время предлагаемое пособие занимает свое, только ему принадлежащее место в списке рекомендованных по этому предмету изданий. С учетом особого дефицита учебного времени, отводимого в учебных планах этой непростой дисциплине, и времени, выделяемого на подготовку к зачету или экзамену (особенно для заочной и вечерней форм обучения), предлагаемое пособие позволяет наиболее эффективно освоить прежде всего минимально достаточные основы знаний права Европейского Союза. Особенно оно методически удобно для повторения и обобщения материала после изучения фундаментального учебника и рекомендованных первоисточников. Пособие обладает рядом присущих ему дидактических и методических особенностей: - авторы стремились логично изложить в нем всю совокупность требуемых учебной программой знаний, но в максимально сжатой и лаконичной форме; - книга написана просто, но не упрощенно - это вполне серьезное издание, снабженное солидным научным аппаратом; - по объему содержания и глубине анализа книга носит одновременно дополнительный к базовому учебнику характер - она также знакомит с новейшими документами и событиями, определяющими современное положение и перспективы развития предмета. В частности, это учебное пособие, учитывает положения Лиссабонского договора 2007 г., знание которого необходимо почти по всем разделам изучаемого предмета. Здесь помещены не только те вопросы, которые традиционно присутствуют в экзаменационных билетах, но и те, которые вероятнее всего могут задать экзаменаторы, стремящиеся объективно оценить знания студента. Пособие рассчитано не столько и не только на сдачу экзамена, но ставит своей целью понимание предмета, получение системных, упорядоченных знаний, умений ими пользоваться на практике, а также ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития права Европейского Союза. Методически многие ответы представляют собой, прежде всего, добротную канву, базовую модель ответа, его схематический "скелет", который необходимо конкретизировать правовыми нормами, аргументами, фактами, комментариями, иллюстрациями и собственными выводами, проявив инициативу и самостоятельность для получения высшей оценки своего ответа. Поставленные вопросы заставляют задуматься о сути и проблемах права Европейского Союза, а структура и характер ответов - научиться выделять главное и представлять, что к нему необходимо добавить для достижения студентом полноты и глубины изложения материала. В книге учитывается полезный отечественный и зарубежный опыт по созданию учебников и учебных пособий. Использованию зарубежного опыта способствовала продолжительная и плодотворная работа с Центром международного правового сотрудничества (г. Лейден, Нидерланды), рядом голландских и бельгийских университетов. Предлагаемое вашему вниманию пособие является многоцелевым. Оно раскрывает основные темы учебного курса "Право Европейского Союза" ("Европейское право"), охватывает ряд тем международного публичного права, а в институционной части предлагаемый материал тесно связан с конституционным правом. Настоящее издание окажется полезным для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и юристов-практиков, занятых во всех упомянутых сферах правовой деятельности. В конце пособия помещен список литературы, рекомендованной для углубленного изучения всего курса и его отдельных разделов. Одновременно вопросы и ответы рассчитаны отнюдь не только на формальную успешную сдачу экзамена - они определенно содержательны для любого человека, интересующегося правом Европейского Союза. Это, пожалуй, самая удобная для любого юриста, особенно не изучавшего этот предмет ранее, книга. Она дает достаточно широкий и вполне профессиональный обзор состояния права Европейского Союза не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу. Силами сотрудников кафедры создан интернет-сайт*(3), на котором находится большой объем информации по праву Европейского Союза, в том числе и на английском языке. Им пользуются граждане более 40 стран мира. Это наш своего рода дистанционный помощник в процессе изучения права Европейского Союза. Там вы найдете многое из того, что нам не удалось "вместить" в скромные рамки этого небольшого издания. На этом сайте вы также можете высказать свои пожелания и замечания по поводу этой книги.
Европейский Союз
┌──────────────────────┬────────────────────────┬─────────────────────┐ │ II опора │ I опора │ III опора │ │ │ │ │ │ Общая внешняя │ Европейские сообщества:│ Сотрудничество │ │ политика и политика │ Европейское сообщество │ полиций и судебных │ │ безопасности │ Европейское сообщество │ органов в │ │ (ОВПБ) │ по атомной энергии │ уголовно-правовой │ │ │ (Евратом) │ сфере (СПСО) │ └──────────────────────┴────────────────────────┴─────────────────────┘ ▲ ▲ ▲ │ │ │ ┌───────────┴─────────────────────────┴────────────────────┴──────────┐ │ Институты союза │ │ Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ▲ ▲ │ │ ┌──────────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────┐ │ Государства-члены │ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Граждане союза │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Деление Союза на опоры должно исчезнуть после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Это приведет к существенному изменению всего устройства Европейского Союза. Так, по лиссабонскому договору 2007 г. "храмовая структура из трех опор трансформируется в "локомотив" европейской интеграции. "Локомотив" Европейского Союза (EU) состоит как бы из "корпуса", "платформу" (или фундамент) которого составляют государства-члены и народы Союза, состоящие из граждан. Динамику и способность к ускоренному развитию придают ему "колеса" - как бы представляющие собой двуединый договор (конституционного по своей сути характера) - т.е. краткий и направляющий обновленный Договор о Европейском Союзе 1992 г. и более объемный и детализированный Договор о функционировании Европейского Союза (ранее называвшийся Договором о Европейском Сообществе (EC) 1957 г.). Разработанные и утвержденные государствами и народами договоры реализуют предоставленную ими Европейским Союзом компетенцию через обладающие властными полномочиями институты, которых в новом Союзе уже не пять, а семь. Статус института придается высшему органу политической координации - Европейскому совету, а также Европейскому центральному банку, приобретающему в условиях мирового финансового кризиса особое значение. Опирающийся на укрепленный "корпус" из государств, народов и институтов, функционирующих на основе Договоров, единый Европейский Союз (в форме кабины на рисунке) уже не делится на опоры. Его дополняет в сфере своей специальной компетенции Евратом (в качестве организации, состоящей при новом Европейском Союзе, имеющей тот же состав и управляемой теми же институтами). Две новых детали "локомотива европейской интеграции" внешне выделяются, напоминая очертания высокой "трубы" паровоза, - это Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (Высокий представитель) и один из ведущих политических руководителей "нового" ЕС, которым станет Председатель Европейского совета, избираемый из числа первых лиц государств-членов на два с половиной года. Цели и задачи Союза, в качестве "обтекателя", показывают основное направление движения этого "локомотива" по рельсам интеграции. Таким образом, в отличие от прежней схемы Европейского "дома" (храмовой структуры из трех опор) новая схема точнее отражает большую однородность, единство, управляемость и динамику "нового" Европейского Союза, которые стремится придать ему Лиссабонский договор 2007 г.
Устройство Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.*(21)
Планируется ли дальнейшее расширение компетенции Европейского Союза?
Да. Речь идет о таких новых сферах, как космос (европейская космическая политика) и спорт. Лиссабонский договор также расширяет круг задач Союза в некоторых других, уже осуществляемых им видах деятельности: защита населения от катастроф (гражданская оборона), энергетика, туризм и др. В основном же Лиссабонский договор ориентируется не столько на дальнейший рост имеющейся у Союза компетенции, которая и так достаточно широка (не следует забывать о наличии "статей-лазеек"), сколько на повышение эффективности процесса ее реализации. Главными средствами выступают, с одной стороны, дальнейшее сокращение количества вопросов, в которых государства-члены располагают правом вето (при голосовании их министров в Совете Европейского Союза), с другой стороны, развитие "продвинутого сотрудничества" в тех областях, где отдельные страны Союза желают развивать интеграцию более быстрыми темпами (см. вопрос N 15). Подобное сотрудничество в рамках Европейского Союза планируется установить, в частности, в рамках оборонной политики. Дополнительным механизмом для увеличения эффективности функционирования Союза служит учреждение новых органов и постов, таких как министр иностранных дел, Председатель Европейского совета, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, Европейская прокуратура.
Библиография
I. Учебная литература
1. Право Европейского Союза: учеб./под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд. М.: Юрайт, 2010. 2. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие. 2-е изд./под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2010. 3. Россия и Европейский Союз: документы и материалы/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юридическая литература, 2003. 4. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001. 5. Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 1999. 6. Документы Европейского Союза. М., 1994-1999. Т. I-V. 7. Европейский Союз. Путеводитель/под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Интердиалект+, 2003. 8. Европейский суд по правам человека: избранные решения: в 2 т. М.: Норма, 2000. 9. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000. 10. Основы права Европейского Союза: учеб. пособие/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Белые альвы, 1997. 11. Суд Европейских сообществ: избранные решения. М.: Норма, 2001. 12. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001. 13. Топорнин Б. Н. Европейское право: учеб. М.: Юристъ, 1998. 14. Хартли Т. Основы права Европейского сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. М.: ЮНИТИ, 1998. 15. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000. 16. Европейское право: учеб./отв. ред. Л.М. Энтин. М.: Норма, 2008.
II. Интернет-ресурсы
http://europa.eu.int - официальный сайт Европейского Союза. www.eur.ru - представительство Европейской комиссии в России. http://eulaw.edu.ru - сайт кафедры права Европейского Союза Московской государственной юридической академии. www.aes.org.ru - Ассоциация Европейских исследований.
─────────────────────────────────────────── *(1) Право Европейского Союза: документы и комментарии/отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Терра, 1999. 640 с.; Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий/отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юриспруденция, 2001. 208 с. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2002. 137 с.; Шенгенские соглашения/вступ. статья и сост. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М:. Профобразование, 2000. 192 с. Россия и Европейский Союз: документы и материалы/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003. 560 с. *(2) Европейский союз: Основопологающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями/пер. А.О. Четверикова; коммент. - А.О. Четверикова, С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2008. 699 с. *(3) http://eulaw.edu.ru *(4) См.: Conseil d'Etat. L'influence internationale du droit francais. Paris: La documentation francaise, 2001. P. 13. *(5) Статус Косова в качестве суверенного государства - субъекта международного права не был признан Европейским Союзом в целом. Часть государств-членов сделали это; другие (например, Испания) выступили против такого признания. *(6) См., напр.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. Paris: LGDJ, 1999; Dubouis L, Blumann C. Droit matеriel de l'Union europеenne. Paris: Montchrestien, 2001. *(7) На практике в спорах между органами Союза традиционно используется французский язык. *(8) До 1 февраля 2003 г. он назывался "Официальный журнал Европейских сообществ". *(9) См.: Vayssiere B. Groupes de pression en Europe: Europe des citoyens ou des interets? Toulouse: Editions Privat, 2002. P. 51. *(10) О "европейских политических партиях" см. ниже, вопрос N 27. *(11) Первоначально называлась "Союз конфедераций промышленности и работодателей Европы - UNICE" (от франц. Union des confederations de l'industrie et des employeurs d'Europe). *(12) См.: Teyssie B. Droit europeen du travail. Paris: Litec, 2001. P. 250-260. *(13) Назван так по имени министра иностранных дел Франции Робера Шумана, который огласил данный проект. Р. Шуман и другой французский политический деятель - Жан Монне (автор проекта) по аналогии с разработчиками Конституции США 1787 г. в современной политической литературе характеризуются как "отцы-основатели" Европейского Союза или даже как "отцы Европы". *(14) Официальное название Договора о слиянии следующее: Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ. *(15) Так называемый Доклад Давиньона (по имени бельгийского дипломата Э. Давиньона, руководившего процессом его подготовки). Доклад Давиньона был официально утвержден министрами иностранных дел государств-членов 27 октября 1970 г. *(16) Терроризм, радикализм, экстремизм и насильственные действия международного характера. *(17) См.: Pradel J, Corstens G. Droit penal europeen. Paris: Dalloz, 2002. P. 44-45. *(18) 17 февраля 1986 г. в Люксембурге подпись под ЕЕА поставили все государства-члены, кроме Дании, Греции и Италии. Последние сделали это 28 февраля 1986 г. в Гааге. *(19) См.: Commentaire article par article des traites UE et CE//Sous la direction de Ph. Leger. Bale-Paris-Bruxelles: Helbing & Lichtenhahn, 2000. P. 10. *(20) Прежнее название - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - было изменено Договором о Европейском Союзе 1992 г. в связи с расширением компетенции Сообщества. *(21) Текст Договора с комментариями см.: Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями/пер. А.О. Четверикова, под ред. С.Ю. Кашкина). М.: ИНФРА-М, 2008. *(22) Старейший из учредительных документов (Договор о ЕОУС) утратил силу в 2002 г. (см. предыдущий вопрос). *(23) Название "Римский договор" (по месту подписания Договора о ЕС) не является официальным, но часто используется в теоретической литературе и средствах массовой информации. Термин "Римские договоры" (во множественном числе) обозначает Договор о ЕС и подписанный одновременно с ним Договор о Евратоме. *(24) Нумерация статей Договора о ЕС была изменена Амстердамским договором 1997 г. (ст. 3А стала ст. 4, ст. 3В - ст. 4,... ст. 189 - ст. 249 и т.д.). Ниццкий договор 2001 г. снова добавил в текст документа несколько статьей с буквенными обозначениями (ст. 229А и др.). Соответственно количество статей Договора о ЕС превышает их численную нумерацию (последняя статья имеет номер 314). *(25) В дословном переводе часть третья называется "Политики Сообщества" (во множественном числе). Речь идет, таким образом, не об одной политике, а о широкой их совокупности (см. вопрос N 67). *(26) Указанный термин используется Договором о ЕС в узкоспециальном значении. К "заморским странам и территориям" он относит лишь такие регионы, которые находятся под суверенитетом государств-членов, но не являются при этом частью ЕС. Например, Фолклендские острова (Великобритания) - это заморская территория. Аргентина, США, Австралия и другие суверенные государства, не входящие в Сообщество и Союз, относятся к категории "третьих стран" (или "третьих государств"). *(27) До 1985 г. Гренландия входила в ЕЭС, однако после получения статуса автономной территории внутри Дании она вышла из Сообщества. *(28) Они соответственно не подпадают под категорию "заморских стран и территорий". *(29) Данная ситуация обусловлена тем, что первоначально институты были отдельными для каждого из Европейских сообществ (см. вопрос N 10). Ныне, поскольку в Сообществах и Союзе в целом действует единый институционный механизм, соответствующие нормы Договора о Евратоме содержат положения, идентичные Договору о ЕС. Ссылки обычно производятся только на последний источник. *(30) Как и в случае с Договором о ЕС, нумерация статей Договора о Европейском Союзе была изменена Амстердамским договором 1997 г. В первоначальной редакции статьи Договора о Европейском Союзе имели буквенное обозначение, в настоящее время - цифровое (ст. А, ст. В ныне ст. 1, ст. 2). Ниццкий договор 2001 г. включил в Договор о Европейском Союзе десять дополнительных статей (ст. 27А и др.). Последний, таким образом, содержит в общей сложности 63 статьи, хотя заключительная статья имеет номер 53. *(31) Данные поправки были инкорпорированы (включены) в тексты Договора о ЕС, Договора о Евратоме и Договора о ЕОУС и являются их составной частью. Договор о ЕОУС ныне утратил силу. *(32) Данный Протокол был приложен в 1965 г. к Договору о слиянии (см. вопрос N 10). В настоящее время имеет самостоятельный статус (формально не приложен ни к одному из действующих учредительных договоров). *(33) Для Великобритании, Ирландии, Дании установлены и некоторые другие изъятия, содержащиеся в специальных протоколах. Отдельные исключения из общих правил предусмотрены особыми протоколами также для Италии, Франции, Португалии, Нидерландов. *(34) Декларации могут быть как общими (принимаются всеми государствами-членами), так и односторонними или совместными (исходят от одной или нескольких стран Союза). *(35) Полный текст на русском языке с комментарием см.: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Конституция Европейского Союза с комментарием. М.: ИНФРА-М, 2005. *(36) Перед проведением повторного референдума Ирландии были предоставлены несколько дополнительных уступок, не меняющих сути Лиссабонского договора. Следует отметить, что проведение повторных референдумов в прошлом уже неоднократно практиковалось в рамках Европейского Союза. Так, с двух попыток народ Ирландии несколько лет назад одобрил Ниццкий договор 2001 г. Еще ранее два референдума по Договору о Европейском Союзе 1992 г. потребовалось проводить в Дании (первый референдум дал отрицательный результат, второй - положительный). *(37) Подробнее о компетенции Союза см. раздел IX. *(38) "Van Gend en Loos" - голландская компания, "Costa" - итальянский гражданин, выступавшие истцами по соответствующим делам. *(39) Вопрос о соотношении права Сообщества, ныне Союза в целом, с конституциями государств-членов продолжает вызывать споры в европейской доктрине. На практике этих противоречий стараются избегать путем заблаговременного внесения поправок в основные законы, с тем чтобы конституция страны в дальнейшем не противоречила ее обязанностям как государства - члена Европейского Союза. *(40) См.: Monijal P-Y. Les normes de droit communautaire. Paris: PUF, 2002. P. 36, 41; Craig P., De Burca G. EC Law: texts, cases and materials. Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 189-197. *(41) Суд в то же время отказался перенести в правовую систему ЕС ряд принципов международного права, посчитав их несовместимыми с правопорядком Сообщества, который основан на ограничении суверенитета государств-членов. См.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. P. 181. *(42) В отличие от общих, специальные принципы права в западной доктрине не выделяются в особую категорию. *(43) Ввиду основополагающего значения данных принципов (свобод), выходящего за рамки чисто хозяйственных отношений, многие ученые предпочитают относить их к категории "общие принципы права Сообщества" (см. предыдущий вопрос). Подробнее см.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. P. 181-182. *(44) По состоянию на сентябрь 2009 г. (см. вопрос N 17). *(45) Читателю следует иметь в виду, что нормативные договоры в Европейском Союзе могут относиться и к первичному, и ко вторичному праву. Об учредительных и иных нормативных договорах, входящих в первичное право Союза, см. вопросы N 12 и N 20. Нормативные договоры, о которых идет речь в настоящем вопросе, как и правовые акты институтов, имеют "вторичный" по своему происхождению и юридической силе характер. Некоторые из них даже уступают по силе регламентам, директивам и другим актам институтов Союза. *(46) См.: Ripert G, Roblot R. Droit commercial. Tome 1. Paris: LGDJ, 1996. P. 1262. *(47) В то же время по некоторым вопросам, специально предусмотренным учредительными документами, государства-члены продолжают заключать договоренности, оформляемые в виде их коллективных решений. Примером может служить "Решение, принятое по общему согласию представителями государств-членов, заседающими на уровне глав государств или правительств, о размещении местонахождений некоторых ведомств и агентств Европейского Союза" от 13 декабря 2003 г. *(48) Аналогичные положения для Евратома содержит ст. 161 его учредительного договора. *(49) В дословном переводе с английского - "мнение". *(50) Англ. European Community; франц.. Communaute europeenne. Акты, принятые до 1 ноября 1993 г., имеют шифр ЕЭС - Европейское экономическое сообщество (прежнее название ЕС). *(51) Англ. Common Foreign and Security Policy; франц. Politique etrangere et de securite commune. *(52) Англ. Justice and Home Affairs; франц. Justice et affaires interieures. *(53) Термин "case law" дословно переводится как "казуальное право", т.е. право, созданное решениями судов, которые вынесены по конкретным делам. Однако британские юристы рассматривают понятия "case law" и "judicial precedent" (судебный прецедент) как синонимы. См.: Wade E.C.S.; BradleyA.W. Constitutional and administrative law. London: Longman, 1991. P. 12-13. *(54) Пришедшее из латинского языка понятие "jurisprudence" (дословно: юриспруденция) в современном западном правоведении, в частности французском, используется для обозначения "серии совпадающих решений [судов], вынесенных по определенному правовому вопросу". В этой связи по аналогии с английским "case law" сложилась категория "droit jurisprudentiel" - право, созданное судебными органами. См.: Starck В., Roland И., Boyer L. Introduction au droit. Paris: Litec, 2000. P. 327. *(55) Opinion 1/91, First EEA Case, [1991] ECR 6079. *(56) Cases C-6, 9/90 Francovich v. Italy, [1991] ECR 1-5357/ *(57) В теоретической литературе, как отечественной, так и зарубежной, эту формулу часто изменяют: "институты и другие органы". Подобная терминология более логична, так как любой институт (например, Европейский парламент) по своим признакам тоже служит органом Союза. Отсюда следует, что понятие "органы Европейского Союза" может рассматриваться в двух значениях: в широком смысле оно охватывает все элементы организационного механизма, в узком (буквальном) - лишь те из них, которые не отнесены к институтам. *(58) Оба варианта перевода являются допустимыми, так как отражают названия документов на двух самых распространенных официальных языках Союза. Далее в настоящем издании будет использоваться, как правило, первый вариант: "внутренний регламент", или - в отношении Суда - "процессуальный регламент" (reglement de procedure). *(59) В русскоязычной литературе сокращенно именуется "Европарламент". В официальных языках Союза используется всегда полное наименование: European Parliament (англ.); Parlement eurpoen (франц.). Первоначальное наименование Европейского парламента - Ассамблея Европейских сообществ. *(60) Система единого передаваемого голоса, предполагающая голосование избирателя за кандидатов разных партий с помощью преференций (цифрами 1, 2 и т.д.), используется в Ирландской Республике и в Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). В остальных государствах-членах используется та или иная разновидность системы голосования по партийным спискам. *(61) На выборах 2009 г. пятипроцентный заградительный пункт, например, применялся во Франции и ФРГ; в Австрии и Швеции он составлял 4%. *(62) С
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.014 с.) |