Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс сравнительного правоведения↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курс сравнительного правоведения Издательство НОРМА Москва, 1996 ББК 67.99(2)3 Т 46 Сведения об авторе Профессор Ю. А. Тихомиров – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук работает первым заместителем директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Он – член-корреспондент Международной академии сравнительного права; участвует в качестве эксперта российской делегации в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ и органов Совета Европы. Ю. А. Тихомиров – автор многих фундаментальных исследований в области теории государства и права, теории управления, конституционного и административного права. Научную деятельность сочетает с активной законотворческой работой в качестве члена Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности, а также с чтением лекций в Юридическом колледже МГУ по курсу "Теория государства и права" и в Международном университете по курсу "Конституционное право". Автор читает, кроме того, спецкурс "Введение в сравнительное правоведение". Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М.: Издательство НОРМА, 1996. – 432 с. ISBN 5-89123-042-9 Предлагаемая книга является одной из первых попыток систематизации знаний в области теории сравнительного правоведения и дальнейшей ее разработки. В ней сочетается характеристика природы, целей, объектов и методов сравнительного правоведения с рассмотрением – в рамках ее особенной части – общих и специфических моментов в разных правовых образованиях – "правовых семьях", межгосударственных объединениях, отраслях права и т. д. Автор обобщает большой нормативный материал России и иностранных государств, международных организаций. Разработанные им рекомендации могут быть полезны депутатам, работникам исполнительных органов, международных учреждений, специалистам и ученым. Построение книги и манера изложения вопросов позволяют использовать ее в учебных целях для студентов и аспирантов. На ее основе возможно преподавание учебной дисциплины "Введение в сравнительное правоведение" и спецкурсов.
Предисловие В современном мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах государственной и общественной жизни. Это относится и к правовой сфере. Мировое сообщество и государства признают важное значение общеправовых принципов и поддерживают сближение различных правовых систем. Возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опыта развития национальных законодательств, обмену правовой информацией и научными идеями. Все это обусловливает необходимость обобщения и дальнейшего развития знаний о сравнительном правоведении. Предлагаемая книга является одной из первых попыток систематизации знаний в данной области и разработки теории сравнительного правоведения. В ней сочетается характеристика природы, целей, объектов и методов сравнительного правоведения с рассмотрением – в рамках ее особенной части – общих и специфических моментов в разных правовых образованиях – "правовых семьях", межгосударственных объединениях, отраслях права и т. д. Являясь научно-практическим и учебным пособием, книга содержит обобщение большого нормативного материала России и иностранных государств, международных организаций. В ней представлены рекомендации, которые могут быть полезны депутатам, работникам исполнительных органов, международных учреждений, специалистам и ученым. Построение книги и манера изложения вопросов позволяют использовать ее в учебных целях для студентов и аспирантов. На ее основе возможно преподавание учебной дисциплины "Введение в сравнительное правоведение" и спецкурсов. Глава II. Содержание сравнительного правоведения Глава III. Методология сравнительного правоведения Глава IV. Механизм сближения национальных правовых систем Глава V. Правовые семьи Одной из наиболее важных и устойчивых разновидностей правовых образований являются правовые "семьи". Давно вошедшее в оборот данное понятие отражает своеобразие правопонимания разных народов и наций, источников их правовых систем. Его содержание, равно как и виды правовых семей, обстоятельно раскрыты в трудах компаративистов. Отсылая к ним читателей1, постараемся сделать акценты в их характеристике, связанные с нашим пониманием данного явления. Особо отметим, что во второй половине XX в. отчетливо проявляется тенденция сближения и даже "переплетения" отдельных ячеек этих семей, при общем сохранении и даже некотором усилении специфики. На рубеже XXI в. ощутимо их мощное влияние на геополитическую карту мира. Система общего права Зародившаяся много веков назад в Англии, эта система получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, а впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружества Наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права. И хотя в середине и конце XX в. ускоренное сближение правовых систем открыло некоторым образом его специфику, общее право остается той семьей, в рамках которой существуют многие национальные законодательства. Крупные компаративисты, исследуя семью общего права, уделяют первостепенное внимание английскому праву как идеологической и источниковедческой базе всей правовой семьи, объективно оценивают высокий удельный вес американского права и степень влияния на него 2. Система общего права 121 и иные национальные законодательства концепции общего права. Ввиду основательной разработки ими многих вопросов, отсылаем читателя к двум наиболее крупным книгам1. Мы же попытаемся кратко, в тезисах охарактеризовать доктрину общего права, оперируя во многом положениями англо-американского права. Генезис общего права в Англии связан с периодом англосаксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях, и очень скупо, сжато, регулировавшего отдельные стороны жизни. С 1066 г., когда Англия была завоевана нормандцами, начинается период становления и развития общего права, действовавшего по всей стране. Оно создавалось королевскими судами, которые уже тогда обращали главное внимание на вопросы, требующие решения, процедуру и доказательства. В XVI в. развивается право справедливости, формируемое лордом-канцлером. Позже дуализм права смягчается. Отметим еще один исторический аспект: английское право в отличие от континентального развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении. Общее право характеризуется специфическими источниками. Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Последовательность их применения способствует устойчивости правовой системы и судебной практики. Правила прецедента или прецедентов права означают обязанность судов придерживаться ранее принятых судебных решений. Но не все суды обладают таким правом. Особый смысл имеют решения палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда. Известен афоризм политического деятеля Англии Б. Дизра-эли: "Прецедент увековечивает принцип". Изучение и анализ ранее принятых судебных решений позволяет использовать их в обосновании последующих решений (имеются в виду само решение как правило и "попутно сказанное"). Законы-статуты выступают как второстепенные источники права. Подзаконные акты, объем которых значительно вырос, рассматриваются в качестве делегированного законодательства. И те и другие лишь вносят дополнения и поправки к "праву судебной практики". И даже быстрое развитие законодательства за последние полтора столетия сохраняет принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл после применения ее в суде. В Англии сохраняет значение и такой источник права как старинный обычай, отличающийся многовековой стабильностью и всеобщим общественным признанием. Так, в отсутствие писаной Конституции действуют как конституционные обычаи атрибуты монархического государства, министры рассматриваются как слуги ' Подробнее см.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 258–334; Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. С. 272–413. 122 Глава V. Правовые семьи короля (королевы), пожалования, пенсии и т. п. даются от имени короны. Участие присяжных в суде зависит от усмотрения суда. Множество обычаев административной практики подтверждено судами. 1Для английского права не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Более весомы правовые институты. Бросается в глаза, с одной стороны, отсутствие деления права на частное и публичное, с другой – безусловный приоритет процедурного права над материальным. Формы исков, доказательства, процедурные правила, в частности преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, краткость мотивации, строгий ритуал вынесения решения, включение административных дел в орбиту квазисудебного разбирательства, – такова специфика.) Понятно, почему нормы права скорее казуистичны, "привязаны" к конкретному делу, чем абстрактны. Отсюда весьма своеобразны некоторые нормативные понятия и термины, которые имеют неадекватное (континентальному праву) содержание либо присущи только или преимущественно английскому праву. Например, институт "треста" (доверительной собственности) является традиционно английским, общее понятие "вина" не имеет значения при оценке конкретных видов неправомерного поведения. Давняя и систематическая публикация сборников судебной практики, сборников статутов, обзоров компенсирует отсутствие официального органа опубликования законов. И все же консерватизм постулатов общего права подвергается напору времени. Возрастает роль закона, заметно воздействует международное и наднациональное право. Меняются правовые концепции и подходы английских юристов к правотворчеству и правоприменению. Приведем в качестве иллюстрации книгу "Право", написанную английскими юристами Д. Баркером и др. и вышедшую в 1992 г. восьмым изданием1. Право характеризуется как правила человеческого поведения, установленные государством. И этим оно отличается от обычаев и морали, хотя и соприкасается с ними. Право формировалось из обычаев народа, даже из неписаных правил нормандских королей, и оно не кодифицировано; к историческим источникам английского права авторы относят общее право, законодательство, каноническое право, местные обычаи, правила торговли. В книге поясняются современные легальные источники – юридический прецедент, законодательство (включая статуты, делегированное законодательство, акты Европейского сообщества), местные обычаи. Дается характеристика гражданских, уголовных и иных судов, административных трибуналов, арбитражей и др., а также юридической профессии и должностных юридических лиц. Далее в книге раскрывается система английского права. Классификация ее составных частей проводится по четырем основаниям: уголовное право и гражданское право, публичное право и част- 1 См.: Barker D. L., Padfield С. F. Law. Eighth edition. London, 1992. 2. Система общего права 123 ное право, материальное право и процессуальное право, муниципальное право и публичное международное право. И все же в отличие от отраслевого построения, характерного для континентального права, английское право рассматривается как право институтов – право лиц (национальность, место жительства, брак и т. д.), право контрактов (договоров), право из причинения вреда (ущерба), отношения траста, право собственности, право приобретения, уголовное право, процедуры (гражданское, уголовное, в магистратских судах и др.). Как видно, в английском праве много своеобразия, повлиявшего на структуру общего права. Американское право, развиваясь в рамках общего права, отличается и серьезными особенностями. Первые английские колонии на территории Америки в начале XVII в. принесли с собой и принципы общего права, но они плохо приживались на новой исторической почве. Не было классических юристов и судов, к тому же поселенцы жили под влиянием идей свободы личности, которой не находили в общем праве. Поэтому действовали акты местных властей, религиозные нормы, и даже появлялись примитивные кодексы, в Массачусетсе, Пенсильвании. Приобретение независимости и новые идеи, социально-экономические и политические потребности обусловили формирование национального американского права. Появление оригинальных школ права сопровождается развитием новых правовых идей и понятий, сначала обеспечения свободы личности и предпринимательства, позднее усиления регулирующей роли государства. Социологические и иные школы права раскрыли спектр его социальных связей. Оно прошло свой путь развития за два столетия. Английский историк Т. Маколей едко заметил: "Ваша (американская) Конституция – сплошные паруса и ни одного якоря". И все же американское право можно лучше понять, усвоить его мировоззренческие истоки и источниковедческую структуру по материалам исследований американских правоведов. Американское право довольно близко по своим источникам и структуре к английскому праву и входит в семью "общего права". Подробный анализ содержится в книге Лоуренса Фридмэна "Введение в американское право", и мы воспользуемся его положениями. Исходная позиция автора заключается в широкой трактовке права как правовой системы, включающей в себя право формальное, "правительственное", в смысле социального контроля, и право неформальное как институт принуждения поведения человека определенным правилам. Такие правила создаются и действуют в ассоциациях, профсоюзах, университетах, фирмах и т. п. Отсюда автор делает вывод о четырех типах права – формальное и публичное (акты Конгресса и т. п.), публичное, но не формальное (ограничение скорости движения по дорогам и т. п.), формальное и частное (процедура рассмотрения исков, жалоб и т. п.), частное и неформальное (правила жизни в семье)1. 1 См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 74–87, 282–293. 124 Глава V. Правовые семьи Но в то же время американское право отличается от английского права большей степенью структурированности, систематизированное™, громадной ролью Конституции, двухуровневой государственной и правовой системой, полифоничной правовой культурой. Ведь США создавались постепенно на базе децентрализованных форм общения и структур, которые в дальнейшем привели к федерализму как системе государственной децентрализации и самоуправления1. Приведенные выше пояснения дают возможность выделить ряд специфических черт американского права в семье общего права. Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые системы федерации и штатов. Своеобразны способы унификации права в масштабе федерации, о чем подробнее будет сказано ниже. Во-вторых, высокое положение федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкованием ее положений Верховным судом. В-третьих, реализация известной доктрины разделения властей дополняется введением судебного контроля за конституционностью законов. В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с масштабным и стремительным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация, в отличие от континентального права, происходит скорее в виде консолидации актов и норм. Сборники законов, служат разновидностями систематизированных собраний действующих актов и Свода законов. В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США. Добавим к сказанному, что в рамках семьи общего права есть немало специфического в развитии правовых систем государств, находившихся прежде под эгидой Британской империи, а ныне – в Содружестве наций. Канада, Индия, Австралия, ряд африканских государств при сохранении общеправовой преемственности внесли в свои правовые системы немало новелл, порожденных особенностями развития и географического положения, влиянием новых регионально-международных структур. Право Европейского союза Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества (ЕС). Европейские сообщества – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) – единое интеграционное объединение 12 западноевропейских стран с целью создания экономического и политического союза входящих в ЕС государств. В 1951 г. был подписан Договор об образовании ЕОУС, в которое вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. В задачу ЕОУС входило создание общего рынка угля, железной руды и стали, а также регулирование объема производства и уровня цен этих товаров. В 166 Глава VI. Правовые системы государственных объединений 1957 г. в Риме страны, входящие в ЕОУС, заключили договоры о создании ЕЭС и Евратома для: формирования общего рынка путем постепенной отмены между государствами-членами таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, установления общих таможенных тарифов и согласованной торговой политики в отношении третьих стран, создания условий для свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, проведения единой политики в области сельского хозяйства и транспорта, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики, в дальнейшем – дополнение экономической интеграции политической. В 1992 г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции. Высшим органом ЕС, принимающим решения по наиболее крупным принципиальным вопросам деятельности этой организации, а также обсуждающим узловые международные проблемы, является Европейский совет, в который входят главы государств и правительств стран-участниц. Работа Евросовета проходит в форме заседаний его участников не реже двух раз в год. В них также принимают участие председатель Комиссии ЕС и министры иностранных дел стран – участниц ЕС. Решения принимаются, как правило, консенсусом. Ведущая роль в процессе согласования позиций стран-участниц принадлежит Совету ЕС. Его сессии не реже 4 раз в год проводятся в различном составе, чаще всего – министров иностранных дел, но также и министров финансов, сельского хозяйства, транспорта и т. д. В организационную структуру Совета ЕС входят более 50 комитетов. Важнейшим из них является Комитет постоянных представителей, руководящий всем административным механизмом Совета ЕС. Объединенные в Комитете постоянные представители правительств государств – членов ЕС имеют ранг послов и выполняют важные политические функции, в первую очередь по предварительному согласованию позиций стран-участниц. В структуру Комитета входят более 40 постоянных и временных рабочих групп. Среди институтов ЕС ключевое положение занимает образованная в 1965 г. Комиссия ЕС (КЕС). Входящие в ее состав члены, хотя и назначаются соответствующими правительствами, не получают от них инструкций и не несут перед ними ответственности. КЕС представляет на утверждение Совета ЕС проекты решений, может выступать как представитель ЕС на переговорах с третьими странами и в международных организациях. В состав КЕС входят 17 членов (по 2 от Великобритании, Испании, Италии, ФРГ и Франции, по одному от остальных стран). В целом же в аппарате КЕС занято около 16 тыс. сотрудников. Каждое крупное направление деятельности КЕС курируется одним из 23 генеральных директоратов КЕС, состоящих, в свою очередь, из ряда директоратов. Любые решения КЕС принимаются простым большинством голосов. 3. Право Европейского союза 167 Важным звеном в ЕС является Европейский парламент (ЕП). В него входят 518 депутатов, представляющих более 80 политических партий. С 1979 г. депутаты избираются путем прямых выборов сроком на 5 лет. Его полномочия несколько расширились. "Процедура консультаций" Совета ЕС с ЕП заменена "процедурой сотрудничества", в соответствии с которой Совет ЕС выносит окончательное решение только после одобрения его проекта Европарламен-том. В случае отказа ЕП одобрить представленный проект он передается на доработку инициировавшим его институтам. С 1970 г. Европарламент ежегодно утверждает бюджет ЕС. Решения принимаются абсолютным большинством голосов. В число институтов Сообществ входит Суд ЕС. Он состоит из 13 судей, которые назначаются сроком на 6 лет с общего соглагсия стран-участниц. Решения Суда ЕС обязательны для ЕС в целом, а также для отдельных стран и юридических лиц ЕС. Суд контролирует законность действий органов ЕС, регулирует споры КЕС с государствами-членами, дает толкования и уточнение условий практического применения правовых норм ЕС. Качественно новый шаг – подписание в Маастрихте 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском союзе, предусматривающего комплекс последовательно осуществляемых мер по европейской интеграции. В валютно-экономической сфере намечено для проведения общей экономической политики определять "основные ориентиры" в виде обязательных рекомендаций и осуществлять многосторонний контроль. Бюджетная политика направлена на предотвращение дефицитов бюджетов (не превышать 3% к ВНП) и поддержание бюджетной дисциплины вплоть до санкций (изменение кредитной политики, передача государством-нарушителем беспроцентного вклада на временное хранение, штрафы, оказание финансовой помощи). Намечено введение в обращение единой валюты. В социальной сфере выделены новые сферы сотрудничества государств-членов регулирования со стороны ЕС – образование, профобразование и молодежь, здравоохранение, защита потребителя, культура. Появились новые направления в политической сфере. t Во внешней политике и политике безопасности ЕС определяет объекты общеевропейского сотрудничества: общеевропейские ценности и фундаментальные интересы ЕС. Обеспечение его достигается путем согласования позиций и совместных действий, включая военные. В сфере юстиции и внутренних дел предусмотрены согласование позиций, совместные действия, заключение соглашений. Договор внес изменения в систему институтов ЕС1. Исследователи отмечают ряд особенностей развития права Сообщества – Европейского союза и правовых систем государств-членов2. Кратко их можно суммировать следующим образом. Передача государствами-членами части своих суверенных прав ЕС привела к значительному расширению правотворческой и право- 1 Подробнее см.: Московский журнал международного права. 1995. № 2, С. 129–144. 2 Подробнее см.: Клемин А. В. Суверенные права государств и их реализация в рамках Европейского союза// Московский журнал международного права. 1995. № 2. 168 Глава VI. Правовые системы государственных объединений применительной компетенции ЕС. Но они не утратили право по развитию национальных законодательств. Скорее всего произошло "переплетение" двух слоев правового регулирования в отдельных отраслях – европейского и национального. Приоритетное действие европейского права перед национальным не означает отмены или ограничения последнего. Сомнителен приоритет в сфере конституционного права, особенно в части прав и свобод человека и гражданина, ибо сохраняется стандарт соответствия всех норм Конституции. Нормы европейского права скорее не отменяют, а воздействуют на национальные правовые системы с целью их гармонизации. Коллизионные нормы в учредительных договорах ЕС позволяют решать вопрос в пользу европейского права в случае противоречия ему положений национальных законодательств. Причем речь идет не об отмене, а о неприменении последних. Государства-члены обязуются содействовать праву ЕС для достижения им своих целей. Это достигается путем воздержания от поведения, противоречащего европейскому праву, отмены либо изменений национальных актов, консультирования с КЕС перед изданием актов, которые могут нарушить нормы европейского права. Суд ЕС управомочен только официально констатировать нарушения государствами-членами норм европейского права. Причем национальным судам как бы передается "изложение" права ЕС с учетом толкований и решений Европейского суда. Право Европейских сообществ (ныне – Европейского союза) широко изучается в разных странах. Так, в изданной в 1994 г. книге "Право Европейских сообществ" есть три части – право институтов ЕС, право Общего рынка, право гармонизации и внешние отношения1. В качестве межгосударственного объединения ЕС влияет на многие стороны развития национальных законодательств государств-членов. Решение данной задачи существенно облегчается той степенью правовой общности, которая присуща этим законодательствам. Принадлежность преимущественно к семье континентального права вполне объясняет органическое сходство систем законодательства и многих правовых идей и решений. Совпадение и общность интересов государств – членов ЕС облегчает гармонизацию законодательств в широком смысле и сближение юридических режимов в более узком смысле. В сферах, признанных общими, создаваемые институтами ЕС нормы служат стиранию юридических различий и введению единых, общих или согласованных способов законодательного или договорного регулирования. В рамках ЕС не ломаются, но известным образом видоизменяются границы между национальным правом и правом межгосударственных объединений. Сошлемся на опыт Англии2, где договоры ЕС не обладают сами по себе "исполнительной властью" и требуют 1 См.: Evans A. The Law of European Community. Stockholm, 1994. 2 Подробнее см.: Корнеев С. Е. Взаимодействие права Европейских сообществ и национального законодательства Великобритании// Журнал международного частного права. 1994. № 3. 3. Право Европейского союза 169 признания и оформления во внутреннем праве. Это достигается либо путем издания парламентом ряда статутов или дополнений к ним, либо путем издания общего закона, в котором имплементированы нормы договоров, либо путем прямого введения договора с соответствующей преамбулой в состав английского права. Все подобные процедуры были урегулированы Законом о Европейских сообществах 1972 г. и рядом других законов. Интерпретация норм права Сообществ английскими судами предполагает ответ на вопрос, являются ли они непосредственно действующими. Поэтому на основе Положения о порядке применения решения суда Европейских сообществ (1972 г.) привлекается Суд ЕС для истолкования того, как и каким образом эти нормы действуют в Англии. Суд либо прямо влияет на применение права в случае несоблюдения обязательств, либо косвенно (путем предварительных постановлений) используется процедура запросов в Суд ЕС. Своеобразным путеводителем может служить сборник "Основные законы Сообщества", периодически издаваемый ЕС. В изданиях содержатся все договоры и соглашения, заключенные при создании ЕС и в процессе его функционирования, обновленные и дополненные на момент выпуска. В пятом издании сборника помещены, во-первых, базовые, первичные договоры об образовании отдельных сообществ, о чем говорилось выше, протоколы и дополнения к ним, наиболее важные договоры и акты. Во-вторых, "вторичное законодательство" и иные документы – о свободном движении товаров, рабочей силы, о свободном производстве и оказании услуг, о социальных гарантиях для мигрантов, об общественных трудовых контрактах, о конкуренции, об ответственности за некачественную продукцию, директивы Совета в социальной сфере. В-третьих, другие документы (о выборах Европарламента и др.)1. Приведем в качестве иллюстрации материалы, содержащиеся в обзорной информации "Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей"2. В октябре 1972 г. главы государств и правительств шести первоначальных участников ЕЭС приняли решение о возложении на органы Сообщества обязанности по "расширению", а фактически созданию системы защиты прав потребителей. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕС был создан Консультативный комитет по защите прав потребителей. Программы и последующие нормативные акты по защите прав потребителей основываются на косвенных положениях Договора о создании ЕЭС, относящихся к указанным правам. Так, в ст. 39, касающейся общей политики в области сельского хозяйства, упоминается о целях стабилизации рынков, обеспечения доступности товаров и предоставления этих товаров потребителям по разумным ценам. Статья 40 предусматривает способы достижения обозначе! гых в ст. 39 целей, в том числе "создание совместной организации сельскохозяйственных рынков" (п. 2). 1 См.: Basic Community Laws., Fifth edition. Edited by Rudden B. and Wyatt D. Oxford, 1994. 2 См.: Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. Серия "Законодательство зарубежных государств". М., 1994. 17Q Глава VI. Правовые системы государственных объединений Основные принципы и нормы Римского договора дополнены положениями Единого европейского акта, ратифицированного парламентами всех стран-участниц и вступившего в силу с 1 июля 1987 г. Изменения, внесенные Единым европейским актом, послужили основой для принятия Комиссией ЕС программы создания основной структуры объединенного европейского рынка к 31 декабря 1992 г. Этой же цели служат и Маастрихтские соглашения об образовании политического и валютного союза стран – участниц ЕЭС. Программа Комиссии, получившая название "Программа-1992", предусматривает создание объединенного рынка товаров и услуг, а также свободное передвижение рабочей силы и специалистов. Расширение Европейского экономического сообщества до границ объединенного рынка ставит перед органами ЕС задачи в области унификации права на уровне Сообщества и побуждает государства совершенствовать национальное законодательство. Это объяснение, даваемое в указанной информации, является правильным. Создание объединенного рынка требует от органов Сообщества проведения активной политики защиты прав потребителей путем: а) информирования потребителей о свойствах и качествах товаров и услуг иностранного производства, поскольку объединенный рынок строится на принципе "взаимного признания": товар (услуга), на законных основаниях производимый в одном государстве – участнике ЕЭС, может свободно продаваться и распространяться во всех остальных странах Сообщества; б) решения проблем расширения ассортимента товаров и услуг, что влечет за собой риск причинения ущерба потребителям вследствие недостатков качества и отсутствия должной безопасности товаров и услуг; в) разрешения проблемы так называемой трансграничной торговли, т. е. продажи товаров (оказания услуг) непосредственно потребителям, минуя посредников-импортеров; г) оказания содействия потребителям в связи с созданием общеевропейской системы кредитования и осуществления платежей; д) разрешения проблемы применимого права к правоотношениям, возникающим при трансграничных сделках; е) исключения явного неравенства в случае "лоббирования" в органах Сообщества интересов производителей и потребителей. Полезными оказались программные документы Европейского экономического сообщества по защите прав потребителей. Начало было положено принятием в 1975 г. первой предварительной программы ЕЭС по защите потребителей и информационной политике. В ней отмечалось, что Сообщество подтверждает свое твердое намерение "улучшить качество жизни народов Сообщества". Потребитель более не рассматривался в качестве простого покупателя или пользователя товарами и услугами, а возводился в ранг лица "социального", требующего защиты со стороны государственных и иных органов. В программе указывались пять основных прав потребителей: на охрану жизни и здоровья и безопасность товаров и услуг; на защиту экономических интересов; на возмещение причи- 3. Право Европейского союза 171 ненного ущерба; на информацию и просвещение; на представительство (право быть услышанным). Эти права подлежали дальнейшей конкретизации в специальных нормативных актах по вопросам экономики, общей сельскохозяйственной политики, социальной, экологической, транспортной политики путем сближения законодательств стран-участниц, по защите экономических интересов потребителей (путем исключения злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных стандартных договорах, недопущения недобросовестного игнорирования основных прав потребителей в договорах и т. д.), оказанию помощи, консультаций, возмещению ущерба, информированию и просвещению потребителей. В указанной информации отмечается, что концепция развития законодательства ЕС по обеспечению безопасности и качества потребительских товаров и услуг предполагала решение проблемы разграничения мер, осуществляемых на уровне Сообщества, и мер, предпринимаемых государствами-участниками. Была выработана общая стратегия, основанная на двойном подходе. Первый состоит в гармонизации законодательства на основе юридически обязательных директив по вопросу установления минимальных требований к безопасности и качеству товаров и услуг, обеспечивающих охрану жизни и здоровья потребителей. Второй подход заключается во взаимном признании странами-участницами национальных правил и стандартов. Путь взаимного признания в последнее время возобладал. Напротив, гармонизация правил и стандартов на уровне ЕС отошла на второй план. Другое направление развития законодательств государств – членов ЕС и их сближения – социальная сфера. В 1993 г. в Институте была подготовлена информация "Правовое регулирование социальной защиты населения по законодательству стран – членов Европейского сообщества" к семинару по линии ЕС и МИД. Ниже приводятся некоторые выдержки из этого материала. Специалисты отмечают, что правовое регулирование социальной защиты в странах – членах ЕС осуществляется как в законодательном порядке (включая нормы конституций в части, касающейся основных прав граждан; специальные законы), так и путем закрепления соответствующих норм в коллективных договорах и индивидуальных трудовых контрактах. Наиболее полно конституционное закрепление права на социальную защиту отражено в Конституциях Италии, Нидерландов, Франции, Португалии, Испании. В них прямо устанавливаются права граждан, не способных трудиться и не имеющих достаточных средств к существованию, на обеспечение и социальную помощь. В ряде стран имеется развитое специальное законодательство по вопросам социальной защиты, в том числе специальные кодексы. В Германии действует Социальный кодекс, во Франции – Кодекс по социальной защите, в Ирландии – Акт социального благосостояния, консолидирующий действующее законодательство и подлежащий регулярному пересмотру, в Португалии есть Основной акт о социальной защите, в Испании – Основной акт о социальной защите. 172 Глава VI. Правовые системы государственных объединений В Великобритании, Ирландии, Нидерландах наряду с указанными актами традиционно значительное место в правовом регулировании занимает прецедент. В ряде стран законодательные полномочия в сфере социальной защиты делегированы органам
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.85 (0.022 с.) |