Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика выразительности детского рисунка.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выразительность – это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусства. Выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески. 37. Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников. Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребёнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи и пр. Детские работы вызывают у них восхищение. Организация коллективной работы осуществляется в 3 этапа: 1. Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов. 2. Основной - выполнение работы. Задачи: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей. 3. Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой. Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища. В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция. Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей. Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах. В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. 38. Методические особенности руководства декоративной деятельностью детей разных возрастных групп. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. 39. Методические особенности проведения занятий по замыслу в каждой возрастной группе. Изображение литературных и музыкальных произведений – это всегда изображение по представлению (воображению). К занятиям по представлению относят и занятия по замыслу. В младшей группе в ходе предварительной подготовке к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл.в. чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал. В средней группе дети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. В этом возрасте дети способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми сред. возраста рекомендуется проводить на свободную тему. В старшей группе данный вид занятия планируется примерно 1-2 раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно по замыслу. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности. 40. Методика проведения занятий рисованием и лепкой с натуры. Изображение с натуры – возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственной точки обзора с целью как можно более точно и выразительной его передачи. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке. Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передавать эти индивидуальные особенности. В затруднительных случаях педагог поясняет как можно простым карандашом сделать набросок, спланировать расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования (лепки) и о необходимости сравнивать свою работу с натурой в процессе изображения. Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности передачи особенностей натуры. 41. Методика обучения детей способам и приемам лепки. Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние. В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Существует 3 способа лепки: 1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется; 2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования; 3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов. Методы и приёмы. Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей. \ 42. Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе. Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы. Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать). Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания). Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу. 43. Методические особенности руководства рисованием в каждой возрастной группе. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Первая младшая группа. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое (он запоминает только часть). Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку. Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок. Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. Можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку. Образец. Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. 44. Методика формирования технических навыков рисования. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий. Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (не выводить штрихи за пределы контура; закрашивать без просветов и т.д.). Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. 45. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезания и создания аппликаций. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами. Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции. Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. 46. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Содержание работ: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков); предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, показать приемы использования материала и т.д. Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Задачи: 1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате и т.д. 2. Учить составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.). 3. Учить ребят правильно держать ножницы. 4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем. 5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. В средней группе решаются более сложные задачи: 1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру. 2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев. 3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п. 4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Расширяется содержание аппликации. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы. 47. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. 48. Основные требования к показу способов изображения. Трудность применения приёма показа на практике обусловлена несколькими причинами. 1) причина связана с отсутствием у педагогов достаточно четких представлений о своеобразии и специфике рисунка ребенка 2...6 лет и боязнью не повредить неумелыми рекомендациями и советами проявлению и развитию у детей самостоятельности и творчества. 2) причина обусловлена противоречивостью, неоднозначностью и множественностью точек зрения на данный вопрос. Одни ученые полагают, что показ способов изображения — это своего рода диктовка со стороны взрослого, которая может отрицательно сказаться на развитии у детей творчества. Другие считают, что маленькие дети сами ничего не умеют и их всему надо учить. Третьи видят возможность обучения детей изображать различные объекты через развитие у них разнообразных формообразующих движений. Четвертые вообще стремятся избежать этого приема, советуя воспитателям использовать в работе с детьми иллюстрационный материал, наблюдения, «метод пассивных движений» и другие обучающие приемы и средства. 1)пожелание: не злоупотреблять этим приемом. Пользоваться им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощряйте за оригинальное и своеобразное решение. 2) пожелание: вместо прямого показа чаще используйте иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства. 3) пожелание: при показе ориентируйтесь не только на возраст детей, но и на некоторые психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения (все из отдельных частей), другие предпочитают целостный, третьим нравится обобщенность, декоративность в рисунке и т. д. Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каждого ребенка, развитию его творческих качеств и художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображение, творческое мышление. Характер показа обусловлен, прежде всего, возрастом детей и особенностями изображаемого объекта. Например, в младшем возрасте показ должен быть эмоциональным, игровым, а в старшем — это не нужно. Чаще всего показывать следует быстро, смело, чтобы у ребят появилось ощущение легкости и желание самим так же действовать; одновременно привлекайте к показу детей, спрашивая, беседуя с ними по поводу изображаемого объекта. 49. Методические особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанровой живописью. Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь. Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения. Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы. 50. Методические особенности проведения занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста. Чтобы успешно обучать детей конструированию, воспитатель, прежде всего сам владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками: хорошо знаком со всеми: строительными наборами, конструкторами, используемыми в работе с детьми, знает названия всех деталей и их конструктивные свойства, владеет техническими конструктивными умениями (делает перекрытия, замыкает пространство и т. п., делает выкройку, чертеж, складывает бумагу в разных направлениях и т. п., соединяет отдельные детали поделок различными способами — при помощи пластилина, клея и т. п.), умеет анализировать образец, предмет и т. д.Наряду с этим воспитатель владеет и всеми приемами обучения: умеет коротко и ясно объяснять задание, правильно показывать процесс сооружения постройки, изготовления игрушки, поделки, так, чтобы видели все дети, и т. д. Например, объяснение и показ постройки дома воспитатель начинает с сооружения задней (по отношению к детям) стенки, а заканчивает передней. В противном случае готовая передняя стенка мешает детям видеть процесс возведения других. При показе процесса изготовления бумажной поделки по чертежу воспитатель использует чертеж больших размеров, чем у детей, и т. д. Всеми этими знаниями, умениями и навыками учащиеся овладевают на практических занятиях. 51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе. Графика также является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Дети дошкольного образа постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность. Произведения графики обычно выполняются на бумаге. В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета. Графика включает разные типы изображения. Основная задача, которую решаем в младшем возрасте – вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы. В средней группе через восприятие иллюстраций вводим детей в мир условных, графических образов, объясняем и показываем как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники способны понять станковую (рисунки и эстампы, используемые для оформления помещений) и массово-агитационную графику (плакаты, этикетки на коробках и т.п.). Дети 5-6 лет не просто узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.013 с.) |